Во саду ли, в О’Городе

В Нижнем Новгороде прошёл архитектурный фестиваль «О’Город». Инициатива молодых архитекторов в пятый раз собирает друзей и коллег из разных городов, реализуя творческо-утилитарные задумки начинающих проектировщиков.

mainImg
История
Фестиваль начинался в 2009 году как эксперимент в жанре лэнд-арта. Отсюда – название, ироничное для арта, но точное для места: первый фестиваль прошел в Музее архитектуры и быта на Щелоковском хуторе, рядом с памятниками и шедеврами деревянного зодчества народов Поволжья. Тогда казалось удивительным, как  студентам удалось совместить креативный запал и социальную ответственность в одном эффектном проекте. И музею – поддержка, и ориентиры концепции ясны. Тем более основная фишка Нижнего – всё-таки не архитектура, а потрясающий ландшафт, что отмечали разные именитые гости в разные времена и века: от Екатерины Великой до Кисё Курокава.

Но  команда фестиваля постепенно сменилась, и скоро стало заметно, что пока запал побеждает и контент, и контекст. Потому в следующие годы «Огород» примерялся к набережным, оврагам, и, в соответствии с новой модой – к паркам.
Зайцы на клумбе. Фотография Надежды Щема. Зайцев придумали нижегородские архитекторы Анжелика Арбатская, Марина Лабутина, Татьяна Ганичкина и Мария Юдина. Пластиковые звери существенно оживили клумбу, на которой растения пока не выросли во всю предполагаемую мощь. Этот зелено-белый островок на пешеходной дорожке – проект бюро «Архилэнд».
Изба-читальня, «Книжный Нижний». По мнению авторов проекта, здесь «совмещается отдых на свежем воздухе с духовным обогащением и приобщением детей к миру книг». Ну что ж, будем тоже надеяться! Фотография Марины Игнатушко

Место
Сад имени Свердлова, где прошел пятый «Огород», это небольшой – чуть за 2 га – уголок под сенью лип. Но – самая старая зеленая территория исторического города. Бывший Архиерейский сад, 1706 года. Его пытались в начале XIX века разрезать проезжей улицей, не стали. А в конце XX века так уплотнили застройку  и арендаторов вокруг, что детский парк стал сквером, а теперь – Садом. А мог стать вообще палисадником при рыбном ресторане, если бы планам очередного строительства суждено было бы сбыться. В парке уже есть заведение для «нескучно посидеть», которое прежде было детским кафе, но давно сменило целевую аудиторию на взрослую, способную подъехать на приличном авто. Для детей же сооружен некий загончик с типовыми дворовыми горками-качалками, никакого лица и характера у Сада нет. Хотя все-таки есть: невеселый – участок сильно затенен по периметру.

Кто про все это знает, особенно обрадовался зеленому взрыву, возникшему откуда-то из-под земли с появлением «Брокколи» недалеко от входа в Сад. Вот это, действительно, подарок «Огорода» – Саду! Пропорции, масштаб, цвет, фактура – все в «Брокколи» радует. Тут первыми приходят на память скульптуры Класса Ольденбурга, потом, извините, что-то из «Незнайки» и «Алисы». Главное, ассоциативный ряд может быть продолжен: при желании – куда-нибудь к  Арчимбольдо или «Баранкину, будь человеком».
«Брокколи» (Евдокия Лабазова и К, Москва) на сварном каркасе из металлической сетки, монтажная пена, краска. Фотография Марины Игнатушко
«Брокколи». Фотография Анны Липман

***

Как устроен  «Огород»
Тут ничего невероятного: семена отбирают зимой, сеют весной, всходы появляются в мае. Экспертный  совет – главный архитектор Нижнего Новгорода, завкафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ и молодые архитекторы, уже имеющие опыт «Огорода» и самостоятельной работы с заказчиками, вот они и оценивают заявки с эскизами.

Прогрев почвы и рыхление – лекции и мастер-классы молодых, но имеющих опыт реального проектирования… Потом уже – полив и внесение витаминов – культурная программа фестиваля.

На какие средства? Как рассказала нынешний «директор фестиваля», руководитель инициативной группы – пятикурсница ННГАСУ Лена Горбачева –  искали подходящие грантовые конкурсы, городские. Нашли. Правда, денег оказалось немного, но некоторые приезжие участники так хотели воплотить задуманное в жизнь, что согласились и на треть оплаты материалов.

К сожалению, не удается окончательно решить с соорганизаторами жилищный вопрос: коллеги из других городов поселяются на квартирах у местных (впрочем, четыре участника из 40 приезжих разместились в общежитии архитектурно-строительного университета).

Разные нестыковки заметны при сравнении проектов и готовых объектов… Но зато у фестиваля появилось узнаваемое графическое оформление и остались верные друзья.
***

О, город!
Не уверена, зарегистрировано ли название фестиваля, но уже знаю, что совпадает оно с сетью народных ресторанов Вологды. Там тоже играют с запятой, превращая «огород» в  «о, город». Но нижегородская история  все-таки – не про овощи. А про что?

Архитектор Антон Савельев, выпускник ННГАСУ, один из инициаторов первого «Огорода», считает, что «назначение фестиваля остается размытым». Если вспомнить известные «Города», кочующие по разным местам и территориям, то это, скорее всего, жанр архитектурного цирка: приехать и удивить. Ну или, если хотите, антреприза. Авторское высказывание важнее среды. По такому же принципу  формируются  другие, тематические тусовки архитекторов, художников.

Нижегородский  «Огород» тоже меняет площадки, но, по большому счету, среда остается – это Нижний, разные его оттенки и состояния. И это не просто один из аспектов проектирования, это основание для работы архитектора. Ведь тем он и отличается, например, от мультипликатора, что обращается, в основном,  с реальностью. Вот тут юным организаторам должны бы помочь взрослые товарищи, ведь, по сути, фестиваль может превратиться из приятного молодежного междусобойчика в имиджевое мероприятие города. Однако, это потянет за собой  интерес  к критериям, ориентирам, конкурсам. Голоса специалистов, экспертов окрепнут, конечно, что в условиях засилья застройщиков и чиновников может оказаться даже чем-то революционным. Это – слишком! А так – дети чудят,  что-то доброе и милое выходит, а до смыслов – дорастем как-нибудь.
***

Сад
Критиковать «Огород» – все равно, что обижать плюшевых мишек. Давайте просто посмотрим, что, в конце концов, вышло на пятом фестивале. Пусть в парке и стало еще плотнее от впечатлений, но они уже с другим, не уличным кодом.
Ну, во-первых, как случайный посетитель этого маленького районного сквера, хочу отметить: была приятная атмосфера. На «Огороде» пели и играли. Во-вторых, для разового посещения как раз нужен повод: что там удалось инсталлировать? Любопытство было удовлетворено: и арт-ребусы, и утилитарные объекты получились.

Не знаю, долго ли протянет фанерный «Дракон», но скамья, действительно, удобная. Дети освоили «Тетрис» – это видели все. Что там с возрастными ограничениями в конце парка – не очень понятно, но думать о годах под высокими деревьями – состояние естественное. Еще на липы повесили тарзанки. И вообще фестивальные объекты, в целом, теплее уже упомянутых (здесь и в каждом дворе, на каждом перекрестке города) типовых детских городков.
Не хватало зеленого газона, просто занимательных кустов, но вероятно, в начале мая – не время пока.

А теперь смотрим картинки.
Скамья «Чешуя дракона», группа «Глагол», Пенза. Собственно сиденье – не главное у этой штуки. Главное – спинка – со сложной декоративной структурой, напоминающей чешую. Не рыбы, а дракона. Фотография Марины Игнатушко
Скамья «Чешуя дракона», группа «Глагол», Пенза. Фотография Марины Игнатушко
Скамья «Чешуя дракона», группа «Глагол», Пенза. Фотография Марины Игнатушко
Тетрис. Группа ArchPlace
Тетрис. Группа ArchPlace. Фотография Надежды Щема
Лабиринт, нижегородская группа А3. Желтые фанерки двигаются вверх, как и задумано, под ногами -песок, хотя предполагалась галька или щебень, стойки немного покосились, но и это – почти закономерно! – ведь в объяснении авторы назвали проект «Лабиринт, как игра с судьбой». Вот судьба в виде обстоятельств «Огорода» и внесла некоторые коррективы в задуманное. Фотография Марины Игнатушко
Беседка, работа группы из Самары. Фотография Надежды Щемы
Проект команды Петра Сластенина из Самары
Игровой модуль Ильи Соколова «не дозрел» к моменту завершения фестиваля. Жаль. Но полупрозрачный каркас холма на плоской территории Сада уже оживил пейзаж, и, наверняка, привлек внимание детей и вызвал у взрослых разные взрослые ассоциации. Фотография Марины Игнатуко
Таблоид, проект Digital bakery, Москва. Архитекторы задумали не просто декорировать хозпостройку, но использоть её объем в качестве опоры для создания игрового панно
Таблоид. Рабочий момент. Фотография Марины Игнатушко
Таблоид. Вращением разноцветных кружков можно задать на плоскости надпись или рисунок. Фотография Марины Игнатушко
Таблиод. Вот, например, получилась Катя. Фотография Надежды Щема
Таблоид, интерактивное взаимодействие. Фотография Надежды Щема
Таблоид. Еще один результат взаимодействия. Правда, в ходе работы над проектом изменилось… название группы авторов. На информационной табличке фестиваля: создатели «Таблоида» – ЧПУ, Москва. Фотография Анны Липман
Время-вода, проект. Наглядный пример исключительно визуального восприятия. Дизайнерские образцы с фигурным распилом древесины известны, но в желании повторить и попробовать сделать по-новому ничего предосудительного нет. Проблема иная: почему архитекторы видят только форму и не думают о тактильных ощущениях. Если бы тактильное считалось равным визуальному, в названии скамьи не появилась бы «вода». Вода-ласковая, колючим бывает душ, фонтан, массажная скамейка вряд ли похожа на воду. Для этого потребовалась бы сделать ее не из фанеры, а из хорошо подогнанных фрагментов массива. Похоже, эксперты тоже сомневались: проект не прошел конкурс. Но команда приехала на «Огород» работать волонтерами, молодцы!
Дерево мышления, «Сёма», Нижний Новгород По рассказу одной из участниц «Огорода», на фестиваль приезжала группа из Иркутска – целую неделю добирались поездом! Они и сделали «Дерево». Но если верить информационной табличке, авторы этого проекта – нижегородцы… Для уличного искусства анонимность закономерна. Впрочем, организаторы пояснили: «Дерево мышления» – проект детского центра «Сёма», был создан вместе с детьми. А ребята из Иркутска (команда Каное) создали интерактивную музыкальную лавочку. Фотография Марины Игнатушко
Дерево мышления. Фотография Анны Липман
Такой проект задумал нижегородский архитектор Вячеслав Кочкин. Похоже, в Саду гуляют все, и, возможно, даже планируют (или оно само случается) свое семейное будущее. Фотография Марины Игнатушко
Проект Вячеслава Кочкина. Фотография Надежды Щема
Розарий создала Вероника Чуракова, Казань. Фотография Марины Игнатушко

13 Мая 2014

Похожие статьи
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.