«Стрелка» об автомобилях

Машина как укрытие, гараж как Шанхай, бомбилы как ночной транспорт – в пока не завершенных исследованиях студентов «Стрелки».

mainImg
Urban Routines, повседневные будни человека – это сложный мир обыденного, привычного, но еще очень мало исследованного. Углубленным изучением данной темы студенты занимались весь год. Учебный процесс включал многочисленные лекции, семинары и воркшопы. Со студентами работали приглашенные эксперты и преподаватели. В начале второго, весеннего семестра учащимся было предложено конкурсное задание на развитие территории в Москве, над которым они работали под руководством опытных инструкторов, разделившись на небольшие команды по 3-4 человека.

Последним этапом исследования стала подготовка первого самостоятельного проекта для финальной открытой выставки. Студенты разделились на четыре студии, каждой из которых была предложена своя тема: жилье, офисы, магазины или автомобили. Студию «Автомобили» возглавил основатель архитектурного бюро TD Architects, писатель и дизайнер Тео Дойтингер, руководителем проекта стал Сергей Чернов, заместитель директора по данным в Центре изучения Интернета и общества при Российской Экономической Школе. Его мы и попросили подробнее рассказать о работе студии, учебном процессе и достигнутых на данном этапе результатах. Также мы побеседовали со студентами, которые представили свои проекты.
 
Рассказывает Сергей Чернов,
руководитель проекта студии «Автомобили»:
Сергей Чернов, руководитель проекта студии «Автомобили», заместитель директора по данным в Центре изучения интернета и общества (Российская экономическая школа)

«В этом году все студии работают, по сути, над одним общим проектом, посвященным городским рутинам. Темы студий логично связаны между собой, поскольку для абсолютного большинства людей жизнь проходит между квартирой, офисом, магазинами и дорогой – либо в личном автомобиле, либо в общественном транспорте.

Наша студия называется «Автомобили». Автомобиль – это уникальный объект, элемент современного общества и глубоко персональная вещь, позволяющая составить четкое представление о его владельце. Для многих людей автомобиль стал неотъемлемой частью жизни, однажды начав водить, они ни за какие преференции не готовы отказаться от этого удовольствия. Автомобиль дает личное пространство, защищающее владельца от возможной опасности извне. Углов, под которыми можно рассматривать взаимодействие человека и машины, огромное количество. Даже бесконечные пробки стали частью автомобильной культуры.

Работа над изучением данной темы в нашей студии проходит в очень насыщенном режиме. Мы плотно взаимодействуем с экспертами в автомобильной отрасли, общаемся с исследователями и экономистами, например, Алексеем Беляниным и Ростиславом Кононенко, которые занимаются моделированием транспортных потоков, анализируют предпочтения водителей. В институте проводились лекции и просто неформальные беседы с представителями общественных автомобильных движений – Вадимом Коровиным, Петром Шкуматовым, Александром Шумским. Очень плодотворным оказалось общение по скайп-сессии с Вуканом Вучиком по скайп-сессии, который охотно консультировал студентов по проектам. Также идет активное взаимодействие со специалистами из департамента транспорта, которые дают нам справочную информацию для исследований. Также, команда Романа Постникова из «Мегафон Лабс» предоставила усредненные данные о концентрации абонентов сотовой связи, в результате у студентов есть возможность получить точные данные и цифры, скажем, о количестве пешеходов или машин, пересекающих город за сутки, о приоритетных направлениях их движения.

Помимо всего прочего в институте регулярно проходят трехчасовые воркшопы. Например, на днях состоялись интересные встречи с социологом Виктором Вахштайном и экспертом по геоинформационным системам Максимом Дубининым, который в настоящее время занимается разработкой проекта «Метро для инвалидов», помогая людям с ограниченными возможностями спланировать поездку в метро.

Параллельно с лекциями, семинарами и воркшопами ведутся постоянные практические, «полевые» работы. В самом начале исследования, в первые дни работы студии, была организована поездка по городу на автомобилях с посещением крупнейших торговых центров, музея автомобилей и МКАДа. Для студентов, которые не водят машину или плохо знакомы с Москвой, это было особенно полезно. Следующей массовой вылазкой стало путешествие по столичным автосервисам и магазинам запчастей. Большой трип мы совершили в Нижний Новгород, чтобы посмотреть, как выглядит жизнь автомобилиста за пределами столицы. Совсем недавно состоялась экскурсия на завод по сборке автомобилей в Калуге.

В результате такой активной и многосторонней деятельности студенты должны были понять, что представляет собой автомобиль в современной Москве. Мы предложили им самые разные направления исследований: от экономики и общих правил поведения и регулирования до вопросов взаимодействия с пешеходами и объектами культуры. У студентов была полная свобода выбора, каждый мог обратиться к той теме, которая ему ближе. А нашей с Тео Дойтингером задачей было собрать исследования в общую структуру таким образом, чтобы охватить все стороны автомобильной культуры. В настоящее время в студии разрабатываются восемь отдельных проектов.

Как правило, наружная реклама изображает автомобиль как быструю и роскошную ракету с мощным мотором, которая мчится по пустому шоссе. Александр Аюпов в своем проекте «Свобода остановки» предлагает посмотреть на движение автомобиля как на череду остановок. Автор размышляет о том, как часто и для чего машине приходится останавливаться, являются ли эти остановки запланированными либо они вынужденные. Эту и другую информацию Александр пытается использовать так, чтобы найти способы сделать время остановок более приятным и интересным для водителя.

Некоторые проекты студии исследуют не сам автомобиль, а то пространство, в котором он существует. Так, один из проектов изображает концентрический город для автомобилей – МКАД, который превратился в улицу для шопинга, ориентированного исключительно на автомобилистов. Авторы проекта изучают, чего не хватает МКАДу для того, чтобы считаться настоящим городом.

Также есть исследования, посвященные метрополитену или пешеходам. Помимо этого, есть довольно интересный проект Елены Мазиной под названием «Шанхай-Москва».
 
***
 
Проект «Шанхай-Москва». Елена Мазина
Жизнь (услуги, магазины, кафе) сконцентрирована вдоль «главной улицы», следующей от основного входа вглубь района.Из презентации Е.Мазиной

Сергей Чернов о проекте:
«В проекте рассматривается очень популярный и значимый культурный артефакт в сознании русского человека – гараж. Большую часть времени машины находятся не на дорогах, а на парковках или в гаражах. В России гаражная культура представлена особенно ярко. Гаражи служат излюбленным местом для посиделок с друзьями по выходным, автолюбители проводят в них все свое свободное время, музыканты создают целый пласт отдельной «гаражной» музыки, иногда гараж становится платформой для малого бизнеса. А некоторые люди превращают гараж в жилище. Так, подобное уникальное явление было обнаружено Еленой внутри Москвы, на проспекте Вернадского, где уже довольно давно существует большой массив гаражей – порядка 10-15 тысяч – где постоянно проживает огромное количество людей различных национальностей. Там кипит настоящая жизнь, внутри массива можно найти любые виды деятельности. Сами жители называют это место Шанхаем. А человек, зашедший со стороны, сразу обращает на себя внимание, поскольку внутри сложилось свое полузакрытое сообщество, представляющее большой интерес для исследования».
Гараж как жилище. Из презентации Е.Мазиной
Гараж как жилище. Из презентации Е.Мазиной
Все автомобили Москвы, поставленные рядом, занимают довольно большой процент всей ее территории. Необходимы многоуровневые парковки. Из презентации Е.Мазиной
***
 
Проект «Город дорог». Олена Гранкина
Нормативная ширина дороги в СССР – 3,75 м, что больше подходит габаритам военной техники, нежели советского автомобиля. Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог». Первоисточник: http://www.dailymail.co.uk

Сергей Чернов, руководитель:

«Олена Гранкина в проекте «Город дорог» воспринимает машину как капсулу, которая защищает водителя как от реальных, так и от психологических опасностей. Гипотеза исследования состоит в том, что автомобиль стал одной из реинкарнаций городских стен. Много лет назад люди защищались от внешней угрозы с помощью высоких крепостных укреплений. Теперь большинство опасностей, с которыми можно встретиться в повседневной жизни, находятся непосредственно рядом с нами – они исходят уже не от сторонних захватчиков, а от самих горожан. Угрозы варьируются от агрессивного вождения до терроризма, а способы защиты начинаются информациоными стикерами и заканчиваются автопробегами протеста. Стены становятся неспособными защитить человека, а потому автомобиль трансформируется в некую броню вокруг водителя».

Олена Гранкина, автор:
«Вопрос о том, что дорога не является инструментом мобильности, меня интересовал давно. Почему, например, пересекая границу, человеку приходится стоять в очереди по шесть часов? Почему человек может передвигаться только там, где государство решило построить дорогу? И почему все, что находится вне дороги, остается за гранью познания человека? Разве это можно считать свободой передвижения? Дороги никогда не строились в целях обеспечения мобильности человека, а только исходя из нужд государства.

Кроме того, я не могла оставить в стороне события, которые сегодня происходят в моем родном городе, в Киеве. В своем проекте я изучаю историю государства, расширение его границ, строительство дорог в определенные периоды развития общества. Например, раньше город защищали высокие стены, но во времена холодной войны и возникновения атомного оружия стены потеряли смысл, а дороги строились как пути для эвакуации в случае ядерной атаки. Война поменяла свое лицо, вместе с этим изменился и город. Так, у меня возникла мысль рассмотреть автомобиль, являющийся частью современного города, как элемент системы обороны или нападения.
1937-1962 гг. МКАД служит новой административной границей Москвы. Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог»

Машину я рассматриваю с трех позиций. Первый уровень: автомобиль становится оборонительным сооружением непосредственно для находящегося в ней человека. Второй уровень: машина выступает в роли государственного инструмента контроля над обществом, ведь благодаря системе регистрации, страхования и т.д. можно легко следить за всеми перемещениями автовладельцев. Третий уровень: люди используют машину для контроля над государством, поскольку водитель имеет больше прав, чем пешеход, а машина является его неприкосновенной собственностью. В этом смысле очень интересен такой феномен XXI века, как протесты на колесах».
Машина постепенно превращается в оборонительное «сооружение». Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог»
Протест на колесах. Украина. Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог». Первоисточник: фотограф REUTERS/Gleb Garanich
***
 
Проект «Ночная мобильность». Виталий Авдеев
Ночное московское такси («бомбилы»). Из презентации Виталия Авдеева. Проект «Ночная мобильность». Источник: Flickr, пользователь Klaartje

Сергей Чернов, руководитель:
«Еще одной важной темой для исследований стал ночной город. Москва, которая по своим размерам не уступает Лондону, Парижу или Нью-Йорку, очень сильно отстает от других мегаполисов по количеству маршрутов ночного общественного транспорта. Виталий Авдеев, изучая эту сторону столицы, обратил внимание на то, что отсутствие общественного транспорта вполне замещается достаточно хорошо развитой системой ночных такси – легальных и полулегальных. Это своего рода отдельная субкультура со своими долгими традициями частного извоза. Виталий ставит под сомнение необходимость развития ночного общественного транспорта, а взамен предлагает по-новому взглянуть на уже существующий способ передвижения по ночной Москве».
Легальное московское такси. Из презентации Виталия Авдеева. Проект «Ночная мобильность». Первоисточник: сайт Flickr, пользователь Timur Dubinin

Виталий Авдеев, автор:
«Мой проект называется «Ночная мобильность» и связан он с тем, что по городу, живущему в бешеном и круглосуточном ритме мегаполиса, почти невозможно передвигаться ночью на общественном транспорте. Существует всего несколько маршрутов, но и они особой популярностью не пользуются в виду их малого количества и весьма незначительного покрытия территории. Тогда как, например, в Лондоне или Париже таких маршрутов около сотни, а в Нью-Йорке работает ночное метро.
В Москве общественный транспорт был максимально развит до распада СССР. В 1990-м году общественным транспортом пользовалось более 7 млрд пассажиров. Из презентации Виталия Авдеева

В процессе всех этих размышлений я обратился к исследованию такого феномена, как московское такси, в особенности меня привлекли частные и нелегальные водители. Оказалось, что в Москве очень легко перемещаться ночью – стоит только выйти на дорогу и махнуть рукой проезжающему автомобилю. В итоге я пришел к выводу, что в Москве нет острой необходимости в общественном транспорте, поскольку уже существует такой огромный потенциал в виде такси, который просто нужно формализовать, задать определенные правила его работы и в конце концов превратить этот вид транспорта в доступный, законный и в какой-то мере замещающий ночной общественный транспорт».
Традиции ночного общественного транспорта в крупнейших городах мира. Из презентации Виталия Авдеева
Москва с ее скромным количеством маршрутов общественного транспорта на 11,5 млн жителей значительно отстает от других мегаполисов. Из презентации Виталия Авдеева
***
 
Финальные проекты студии будут представлены 15 мая. А еще через месяц во дворе «Стрелки» откроется выставка под руководством международного куратора. Возможно, что проекты студий появятся и на других площадках города.
График позволяет оценить количество поездок на такси, приходящихся на ночное время, в течение недели и выходные. Из презентации Виталия Авдеева. Источник: http://company.yandex.ru/

28 Апреля 2014

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.