«Стрелка» об автомобилях

Машина как укрытие, гараж как Шанхай, бомбилы как ночной транспорт – в пока не завершенных исследованиях студентов «Стрелки».

mainImg
Urban Routines, повседневные будни человека – это сложный мир обыденного, привычного, но еще очень мало исследованного. Углубленным изучением данной темы студенты занимались весь год. Учебный процесс включал многочисленные лекции, семинары и воркшопы. Со студентами работали приглашенные эксперты и преподаватели. В начале второго, весеннего семестра учащимся было предложено конкурсное задание на развитие территории в Москве, над которым они работали под руководством опытных инструкторов, разделившись на небольшие команды по 3-4 человека.

Последним этапом исследования стала подготовка первого самостоятельного проекта для финальной открытой выставки. Студенты разделились на четыре студии, каждой из которых была предложена своя тема: жилье, офисы, магазины или автомобили. Студию «Автомобили» возглавил основатель архитектурного бюро TD Architects, писатель и дизайнер Тео Дойтингер, руководителем проекта стал Сергей Чернов, заместитель директора по данным в Центре изучения Интернета и общества при Российской Экономической Школе. Его мы и попросили подробнее рассказать о работе студии, учебном процессе и достигнутых на данном этапе результатах. Также мы побеседовали со студентами, которые представили свои проекты.
 
Рассказывает Сергей Чернов,
руководитель проекта студии «Автомобили»:
Сергей Чернов, руководитель проекта студии «Автомобили», заместитель директора по данным в Центре изучения интернета и общества (Российская экономическая школа)

«В этом году все студии работают, по сути, над одним общим проектом, посвященным городским рутинам. Темы студий логично связаны между собой, поскольку для абсолютного большинства людей жизнь проходит между квартирой, офисом, магазинами и дорогой – либо в личном автомобиле, либо в общественном транспорте.

Наша студия называется «Автомобили». Автомобиль – это уникальный объект, элемент современного общества и глубоко персональная вещь, позволяющая составить четкое представление о его владельце. Для многих людей автомобиль стал неотъемлемой частью жизни, однажды начав водить, они ни за какие преференции не готовы отказаться от этого удовольствия. Автомобиль дает личное пространство, защищающее владельца от возможной опасности извне. Углов, под которыми можно рассматривать взаимодействие человека и машины, огромное количество. Даже бесконечные пробки стали частью автомобильной культуры.

Работа над изучением данной темы в нашей студии проходит в очень насыщенном режиме. Мы плотно взаимодействуем с экспертами в автомобильной отрасли, общаемся с исследователями и экономистами, например, Алексеем Беляниным и Ростиславом Кононенко, которые занимаются моделированием транспортных потоков, анализируют предпочтения водителей. В институте проводились лекции и просто неформальные беседы с представителями общественных автомобильных движений – Вадимом Коровиным, Петром Шкуматовым, Александром Шумским. Очень плодотворным оказалось общение по скайп-сессии с Вуканом Вучиком по скайп-сессии, который охотно консультировал студентов по проектам. Также идет активное взаимодействие со специалистами из департамента транспорта, которые дают нам справочную информацию для исследований. Также, команда Романа Постникова из «Мегафон Лабс» предоставила усредненные данные о концентрации абонентов сотовой связи, в результате у студентов есть возможность получить точные данные и цифры, скажем, о количестве пешеходов или машин, пересекающих город за сутки, о приоритетных направлениях их движения.

Помимо всего прочего в институте регулярно проходят трехчасовые воркшопы. Например, на днях состоялись интересные встречи с социологом Виктором Вахштайном и экспертом по геоинформационным системам Максимом Дубининым, который в настоящее время занимается разработкой проекта «Метро для инвалидов», помогая людям с ограниченными возможностями спланировать поездку в метро.

Параллельно с лекциями, семинарами и воркшопами ведутся постоянные практические, «полевые» работы. В самом начале исследования, в первые дни работы студии, была организована поездка по городу на автомобилях с посещением крупнейших торговых центров, музея автомобилей и МКАДа. Для студентов, которые не водят машину или плохо знакомы с Москвой, это было особенно полезно. Следующей массовой вылазкой стало путешествие по столичным автосервисам и магазинам запчастей. Большой трип мы совершили в Нижний Новгород, чтобы посмотреть, как выглядит жизнь автомобилиста за пределами столицы. Совсем недавно состоялась экскурсия на завод по сборке автомобилей в Калуге.

В результате такой активной и многосторонней деятельности студенты должны были понять, что представляет собой автомобиль в современной Москве. Мы предложили им самые разные направления исследований: от экономики и общих правил поведения и регулирования до вопросов взаимодействия с пешеходами и объектами культуры. У студентов была полная свобода выбора, каждый мог обратиться к той теме, которая ему ближе. А нашей с Тео Дойтингером задачей было собрать исследования в общую структуру таким образом, чтобы охватить все стороны автомобильной культуры. В настоящее время в студии разрабатываются восемь отдельных проектов.

Как правило, наружная реклама изображает автомобиль как быструю и роскошную ракету с мощным мотором, которая мчится по пустому шоссе. Александр Аюпов в своем проекте «Свобода остановки» предлагает посмотреть на движение автомобиля как на череду остановок. Автор размышляет о том, как часто и для чего машине приходится останавливаться, являются ли эти остановки запланированными либо они вынужденные. Эту и другую информацию Александр пытается использовать так, чтобы найти способы сделать время остановок более приятным и интересным для водителя.

Некоторые проекты студии исследуют не сам автомобиль, а то пространство, в котором он существует. Так, один из проектов изображает концентрический город для автомобилей – МКАД, который превратился в улицу для шопинга, ориентированного исключительно на автомобилистов. Авторы проекта изучают, чего не хватает МКАДу для того, чтобы считаться настоящим городом.

Также есть исследования, посвященные метрополитену или пешеходам. Помимо этого, есть довольно интересный проект Елены Мазиной под названием «Шанхай-Москва».
 
***
 
Проект «Шанхай-Москва». Елена Мазина
Жизнь (услуги, магазины, кафе) сконцентрирована вдоль «главной улицы», следующей от основного входа вглубь района.Из презентации Е.Мазиной

Сергей Чернов о проекте:
«В проекте рассматривается очень популярный и значимый культурный артефакт в сознании русского человека – гараж. Большую часть времени машины находятся не на дорогах, а на парковках или в гаражах. В России гаражная культура представлена особенно ярко. Гаражи служат излюбленным местом для посиделок с друзьями по выходным, автолюбители проводят в них все свое свободное время, музыканты создают целый пласт отдельной «гаражной» музыки, иногда гараж становится платформой для малого бизнеса. А некоторые люди превращают гараж в жилище. Так, подобное уникальное явление было обнаружено Еленой внутри Москвы, на проспекте Вернадского, где уже довольно давно существует большой массив гаражей – порядка 10-15 тысяч – где постоянно проживает огромное количество людей различных национальностей. Там кипит настоящая жизнь, внутри массива можно найти любые виды деятельности. Сами жители называют это место Шанхаем. А человек, зашедший со стороны, сразу обращает на себя внимание, поскольку внутри сложилось свое полузакрытое сообщество, представляющее большой интерес для исследования».
Гараж как жилище. Из презентации Е.Мазиной
Гараж как жилище. Из презентации Е.Мазиной
Все автомобили Москвы, поставленные рядом, занимают довольно большой процент всей ее территории. Необходимы многоуровневые парковки. Из презентации Е.Мазиной
***
 
Проект «Город дорог». Олена Гранкина
Нормативная ширина дороги в СССР – 3,75 м, что больше подходит габаритам военной техники, нежели советского автомобиля. Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог». Первоисточник: http://www.dailymail.co.uk

Сергей Чернов, руководитель:

«Олена Гранкина в проекте «Город дорог» воспринимает машину как капсулу, которая защищает водителя как от реальных, так и от психологических опасностей. Гипотеза исследования состоит в том, что автомобиль стал одной из реинкарнаций городских стен. Много лет назад люди защищались от внешней угрозы с помощью высоких крепостных укреплений. Теперь большинство опасностей, с которыми можно встретиться в повседневной жизни, находятся непосредственно рядом с нами – они исходят уже не от сторонних захватчиков, а от самих горожан. Угрозы варьируются от агрессивного вождения до терроризма, а способы защиты начинаются информациоными стикерами и заканчиваются автопробегами протеста. Стены становятся неспособными защитить человека, а потому автомобиль трансформируется в некую броню вокруг водителя».

Олена Гранкина, автор:
«Вопрос о том, что дорога не является инструментом мобильности, меня интересовал давно. Почему, например, пересекая границу, человеку приходится стоять в очереди по шесть часов? Почему человек может передвигаться только там, где государство решило построить дорогу? И почему все, что находится вне дороги, остается за гранью познания человека? Разве это можно считать свободой передвижения? Дороги никогда не строились в целях обеспечения мобильности человека, а только исходя из нужд государства.

Кроме того, я не могла оставить в стороне события, которые сегодня происходят в моем родном городе, в Киеве. В своем проекте я изучаю историю государства, расширение его границ, строительство дорог в определенные периоды развития общества. Например, раньше город защищали высокие стены, но во времена холодной войны и возникновения атомного оружия стены потеряли смысл, а дороги строились как пути для эвакуации в случае ядерной атаки. Война поменяла свое лицо, вместе с этим изменился и город. Так, у меня возникла мысль рассмотреть автомобиль, являющийся частью современного города, как элемент системы обороны или нападения.
1937-1962 гг. МКАД служит новой административной границей Москвы. Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог»

Машину я рассматриваю с трех позиций. Первый уровень: автомобиль становится оборонительным сооружением непосредственно для находящегося в ней человека. Второй уровень: машина выступает в роли государственного инструмента контроля над обществом, ведь благодаря системе регистрации, страхования и т.д. можно легко следить за всеми перемещениями автовладельцев. Третий уровень: люди используют машину для контроля над государством, поскольку водитель имеет больше прав, чем пешеход, а машина является его неприкосновенной собственностью. В этом смысле очень интересен такой феномен XXI века, как протесты на колесах».
Машина постепенно превращается в оборонительное «сооружение». Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог»
Протест на колесах. Украина. Из презентации Олены Гранкиной. Проект «Город дорог». Первоисточник: фотограф REUTERS/Gleb Garanich
***
 
Проект «Ночная мобильность». Виталий Авдеев
Ночное московское такси («бомбилы»). Из презентации Виталия Авдеева. Проект «Ночная мобильность». Источник: Flickr, пользователь Klaartje

Сергей Чернов, руководитель:
«Еще одной важной темой для исследований стал ночной город. Москва, которая по своим размерам не уступает Лондону, Парижу или Нью-Йорку, очень сильно отстает от других мегаполисов по количеству маршрутов ночного общественного транспорта. Виталий Авдеев, изучая эту сторону столицы, обратил внимание на то, что отсутствие общественного транспорта вполне замещается достаточно хорошо развитой системой ночных такси – легальных и полулегальных. Это своего рода отдельная субкультура со своими долгими традициями частного извоза. Виталий ставит под сомнение необходимость развития ночного общественного транспорта, а взамен предлагает по-новому взглянуть на уже существующий способ передвижения по ночной Москве».
Легальное московское такси. Из презентации Виталия Авдеева. Проект «Ночная мобильность». Первоисточник: сайт Flickr, пользователь Timur Dubinin

Виталий Авдеев, автор:
«Мой проект называется «Ночная мобильность» и связан он с тем, что по городу, живущему в бешеном и круглосуточном ритме мегаполиса, почти невозможно передвигаться ночью на общественном транспорте. Существует всего несколько маршрутов, но и они особой популярностью не пользуются в виду их малого количества и весьма незначительного покрытия территории. Тогда как, например, в Лондоне или Париже таких маршрутов около сотни, а в Нью-Йорке работает ночное метро.
В Москве общественный транспорт был максимально развит до распада СССР. В 1990-м году общественным транспортом пользовалось более 7 млрд пассажиров. Из презентации Виталия Авдеева

В процессе всех этих размышлений я обратился к исследованию такого феномена, как московское такси, в особенности меня привлекли частные и нелегальные водители. Оказалось, что в Москве очень легко перемещаться ночью – стоит только выйти на дорогу и махнуть рукой проезжающему автомобилю. В итоге я пришел к выводу, что в Москве нет острой необходимости в общественном транспорте, поскольку уже существует такой огромный потенциал в виде такси, который просто нужно формализовать, задать определенные правила его работы и в конце концов превратить этот вид транспорта в доступный, законный и в какой-то мере замещающий ночной общественный транспорт».
Традиции ночного общественного транспорта в крупнейших городах мира. Из презентации Виталия Авдеева
Москва с ее скромным количеством маршрутов общественного транспорта на 11,5 млн жителей значительно отстает от других мегаполисов. Из презентации Виталия Авдеева
***
 
Финальные проекты студии будут представлены 15 мая. А еще через месяц во дворе «Стрелки» откроется выставка под руководством международного куратора. Возможно, что проекты студий появятся и на других площадках города.
График позволяет оценить количество поездок на такси, приходящихся на ночное время, в течение недели и выходные. Из презентации Виталия Авдеева. Источник: http://company.yandex.ru/

28 Апреля 2014

Похожие статьи
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.