09.07.2014

От слов к делу

Открылась итоговая выставка дипломных проектов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» – «Повседневность».

информация:

Выпускники и преподаватели института «Стрелка» 2013/14 учебного года. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Выпускники и преподаватели института «Стрелка» 2013/14 учебного года. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

В течение нескольких месяцев студенты «Стрелки» работали в пяти проектно-исследовательских студиях, изучая основные аспекты городской «рутины»: жилье, офисы, автомобили, связи и магазины. Полученные результаты кураторы и студенты представили на выставке во дворе института «Стрелка», в павильоне, спроектированном архитектурным бюро MEL Space. Это небольшой, напоминающий по своей структуре гармошку домик из ДСП разделен на три блока, каждый из которых посвящен определенной теме. Входной блок – «Москва вне статистики» – заполнен инфографикой. В основном, самом крупном – «Итоги» – помещен комод с 37 ящиками: в каждом хранится объект, иллюстрирующий один из студенческих проектов. Последний блок, завершающий, был отдан под описание структуры образовательной программы, включавшей в себя все аспекты студенческой жизни, ее «повседневность». Здесь же находится стенд с «Альманахом», собранным за период обучения.
 
Программные директора института Дэвид Эриксон и Анастасия Смирнова, преподаватель института и куратор выставки Куба Снопек. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Программные директора института Дэвид Эриксон и Анастасия Смирнова, преподаватель института и куратор выставки Куба Снопек. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

На открытии выставки программный директор института «Стрелка» Анастасия Смирнова пояснила причины выбора темы «Повседневность» для завершившегося учебного курса: «Четыре года назад мы были своеобразным стартапом, поэтому было необходимо заявить о себе, обозначить сферу наших интересов. Первые пять тем, предложенные Ремом Колхасом, тогдашним вдохновителем образовательной программы, были довольно амбициозны. Честно скажу, что рассматривать эти темы в рамках одной студии почти невозможно, так как для изучения каждой из них требуется целый исследовательский институт. Но за первые несколько лет мы кое-чему научились, поняли, что нужно меняться, менять фокус нашей деятельности. Так, скучное и повседневное стало предметом пристального внимания. Мы согласны с мнением прекрасного французского историка и антрополога, «философа повседневности» Мишеля де Серто о том, что тактические вещи, мелкие действия, незаметные мутации могут говорить о будущем куда больше, чем исследование (поиск) стратегий».
 
Декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан и руководители образовательных студий института «Стрелка» Василий Аузан, Сергей Чернов, Тео Дойтингер, Андреас Клок Педерсен и Юрий Григорян. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан и руководители образовательных студий института «Стрелка» Василий Аузан, Сергей Чернов, Тео Дойтингер, Андреас Клок Педерсен и Юрий Григорян. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение

В этом году студенты «Стрелки» занимались будничной жизнью Москвы, вникали в подробности быта горожан: где они живут, работают, на чем ездят, какие продукты потребляют. По итогам этой работы было представлено 37 проектов по организации и «форматированию» повседневности. Среди них есть как групповые, так и индивидуальные, совершенно разные по масштабу, но равные по значению проекты, так как любая из «рутин» может послужить симптомом будущих тектонических сдвигов.
 
Мы попросили некоторых студентов рассказать подробнее о своих проектах.
 
Открытие итоговой студенческой выставки. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Открытие итоговой студенческой выставки. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

Студия «Офисы»
Юрийс Костирко (Латвия), Асен Чумов (Латвия), Георгий Айгунян (Россия)
«79 идей для офиса»

 
Георгий Айгунян:
«Перебирая большое количество различных вариантов, посвященных трансформации офисов, мы поняли, что не в силах сфокусироваться на одной из существующих проблем. Так родилась тема – «79 идей для офисов», включающая в себя не только предложения по трансформации рабочих пространств (например: archive office), мебели, но и большие архитектурные концепции для офисных зданий. Вплоть до того, что мы придумали новую профессию – мотиватор, в его обязанности входит обеспечение позитивного социального климата внутри компании. У нас есть «комната с лемурами», где сотрудник может расслабиться. Но мы не только придумывали, но и освещали существующие давно малоизвестные идеи (таких всего пять): столы, за которыми удобно спать, gymchair и т. д.»
 
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение

Студия «Магазины»
Анна Майкова
«Ограничивай неограниченное»

 
 «В Москве на каждого человека приходится около 1,5 м2 торговых площадей. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с мегаполисами всей Европы, но почему-то существует распространенное мнение, что магазинов все еще не хватает. Проблема не в количестве, а в качестве. Современный рынок предлагает «неограниченный» выбор товаров и услуг, но есть определенный процент россиян, который не может себе их позволить в силу нехватки финансовых ресурсов. Прожиточный минимум по Москве составляет 11 тысяч рублей в месяц, эта сумма выводится исходя из расчета, что 50% от этой суммы – минимальная потребительская корзина. В своем исследовании я хотела заявить, что почти 2 000 000 москвичей (10 – 15 %) не живут, а выживают. Возможно, на нашем рынке существует доступная еда, но качественной ее можно назвать с трудом. В продуктах минимальной корзины не хватает определенных витаминов, минеральных веществ. Вопрос питания очень важен, так как он влияет на все аспекты развития человека. Ты то, что ты ешь.»
 
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение

Студия «Машины»
Джулио Маргери (Италия) и Рул ван Херпт (Нидерланды)
«Будущее МКАД»

 
Рул ван Херпт:
«Темой нашего проекта был МКАД. К концу XX века МКАД стал своеобразной границей, разделяющей город и «не город». После распада СССР началось активное строительство новых образований вдоль МКАД – таких, как заправки, автомотосалоны, огромные шоппинг-молы, офисы и т.д. Началась масштабная застройка Московской области. Активный трафик – причина постоянных пробок: для того, чтобы проехать полный круг, необходимо 172 минуты; без пробок на это требуется 82 минуты. Количество сооружений на МКАД в три раза выше, чем на аналогичных дорогах в Париже, Вашингтоне или Пекине, а если считать также и мелкие постройки типа автосервисов и заправок, то в 14 раз, из чего можно сделать вывод, что это действительно «торговая улица для машин».
 
В конечном итоге, мы пришли к выводу, что МКАД это не скоростное шоссе и никогда им не станет. Когда Москва поглотит его, он превратится в городской бульвар, соединенный с другими транспортными сетями, такими, как метро и пригородная железная дорога. По нашим подсчетам, его пропускная способность увеличится в 5–6 раз.»
 
(О студии «Машины» Архи.ру уже подробно писал ранее).
 
Открытие итоговой студенческой выставки. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Открытие итоговой студенческой выставки. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

Студия «Жилье»
Николас Мур (США)
«Объединенные дворы»

 
«Мой проект посвящен московским дворам. Двор – это пространство, застрявшее не между домами, а где-то между СССР и постсоветским пространством. А вопрос приватизации дворовых угодий похож на феодализм, так как выясняется, что, несмотря на то, что большая часть земли принадлежит городу, в некоторых местах она приватизирована застройщиками или группой граждан. И такое невероятное сочетание форм собственности на землю влияет на проекты застройки, благоустройства и содержания дворов. В результате пространство двора часто является сымпровизированным, а кое-где напоминает оборонительное сооружение из-за обилия заборов, превращающих кварталы Москвы в закрытую территорию с ограниченным доступом. Она скорее «общая», чем общественная. С другой стороны, архитектурная мысль здесь работает прекрасно и без помощи профессионала, и на этом можно сыграть. Не вмешиваясь в существующее принципы освоения территории со своим дизайном, я предложил по-новому посмотреть на двор не как на серию фрагментированных кусков городского пространства, а как на единую систему, так, чтобы одна ее часть была целиком отдана под парковку, на другой находился лес, на третьей – гигантская детская площадка и т.д. Многие могут подумать, что из подобных экспериментов может получиться что-то очень абсурдное. С другой стороны, слишком легко сказать, что это смешно и нелепо, потому что это не похоже на Швейцарию. Но Швейцария выглядит как Швейцария, а Москва выглядит как Москва. И было бы неправильно говорить о том, что в этом пространстве нет гения места. Есть, и еще какой.»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение

 
***
Хотелось бы отметить целостность всего увиденного – начиная с газеты «Повседневность», основного графического продукта, представленного посетителям. Ведь что может быть привычнее газеты? Формат бесспорно не случаен, причем приятно удивляет своей простотой: ранее итоговые работы выпускались в формате книжки, никак не отсылающем к теме учебного года. Но важнее всего то, что собственный подход к проектированию и исследованию был проанализирован и представлен в формате «расписания», что также подчеркивает тему «повседневности».
Газета «Повседневность». Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Газета «Повседневность». Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Николай Миловидов
  • Роман Леонидов
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Владимир Плоткин
  • Василий Крапивин
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Илья Уткин
  • Евгений Герасимов
  • Арсений Леонович
  • Сергей Скуратов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Бровкин
  • Игорь Шварцман
  • Никита Токарев
  • Александр Попов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Бирюков
  • Олег Карлсон
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Рустам Керимов
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Юрий Сафронов
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Ликин
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Антон Надточий
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Чобан
  • Сергей Орешкин
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Васильев
  • Марк Сафронов
  • Карен Сапричян
  • Екатерина Кузнецова
  • Павел Андреев
  • Константин Ходнев
  • Олег Мединский
  • Иван Кожин
  • Михаил Канунников
  • Антон Барклянский
  • Александр Асадов
  • Зураб Басария
  • Антон Бондаренко
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Валерия Преображенская

Постройки и проекты (новые записи):

  • Сценография «Волшебной флейты» в театре «Геликон-опера»
  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской

Технологии:

15.11.2018

HI-MACS® в концертном зале «Зарядье»

Бесшовный, изготавливаемый по индивидуальному проекту, негорючий искусственный камень HI-MACS® использован для самых ярких решений в фойе концертного зала. И еще его можно подсвечивать изнутри.
LG Hausys
09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
другие статьи