07.03.2008

Башни на перекрестке

Комплекс «Миракс-Плаза» – это, на сегодняшний день, самый крупный строящийся объект, спроектированный архитектурной компанией «Сергей Киселев и Партнеры». Он очень большой – общей площадью больше 368 тысяч квадратных метров. А предназначенный для строительства участок – очень сложный. Юрий Лужков глядя на этот участок сказал, что он «…самый сложный в Москве, а может, и во всей России»

информация:

У пессимистического утверждения, безусловно, есть свои основания. Рядом с  границами участка проходят метро, железная дорога и напорная канализация. К этому добавляется существенный (около 10 м) перепад рельефа: строго говоря, здесь начинается склон в сторону Москвы-реки. А также пришлось сломать и заново построить стоявшее здесь здание местного ОВД и обогнуть с трех сторон прямоугольник сохраняемого на своем месте «Президент-сервиса».

Все это справедливо, но участок не только сложный, но еще и очень выигрышный. Расположен он крайне заметно – буквально на перекрестке двух важных дорог: с одной стороны престижная желтокаменная сталинская «Кутузовка», с другой – третье кольцо, главная московская трасса последних лет. По диагонали, через реку и мост – стеклянные башни Москва-Сити, и среди них одна из самых известных – «Федерация», которую строит тот же «Миракс».

«Миракс-Плаза» Сергея Киселева вырастает из перекрестка не только буквально, но и образно. Его ядро составляют две стеклянные башни, одна повыше (47 этажей), другая пониже (41 этаж). В верхней части их объемы срезаны в сторону Кутузовки, да так ровно и гладко, как будто бы стеклянные гиганты сделаны из масла и по ним прошлись острым ножом. Башни поставлены рядом и межу ними образуется Х-образное ущелье, которое также кажется вырезанным из воображаемой «небоскребной заготовки», но только не по прямой, а по двум выгнутым дугам. Дугообразные «внутренние» поверхности полностью остеклены, а плоские «внешние» фасады разделены на этажи горизонтальными каменными полосами, что добавляет им материальности.

Несмотря на наличие описанной фасадной интриги, силуэт двух башен остается простым и лаконичным, типично-небоскребным. С некоторых точек зрения, вероятно, можно будет ошибиться и принять эти башни за часть ансамбля Сити, с которым они сливаются очень органично. С других ракурсов, в частности для проезжающих по Кутузовскому проспекту, высотки будут казаться «полпредом» Сити, великаном, который отделился от своей компании и шагнул за реку погулять. В основной части башен разместятся офисы,  на верхних этажах – апартаменты.

Вторая часть комплекса отзывается не на Сити, а на сталинский ампир Кутузовского проспекта. Два 10-этажных  корпуса, на чьих фасадах преобладает коричневатый камень, огибают «Президент-сервис» по дуге. На самом деле внешний контур зданий вписан в геометрически правильной овал – однако эта правильность видна только на плане, а проезжающие мимо машины будут видеть энергичный изгиб, визуально связывающий два корпуса в единый каменный «стилобат» - пьедестал для башен, оформляющий перекресток, поддерживающий фасадный ряд «Кутузовки» и округло завершающий соседний институтский квартал между ул. Кульнева и 1812 года.

Помимо динамичного изгиба, самая эффектная часть «стилобата» - 4 гигантских атриума 10-этажной высоты, выходящих на фасады огромными витражами сплошного структурного остекления, подобными тонким мембранам между «внутри» и «снаружи». Стеклянные плоскости, лишенные каких-либо рам, будут подвешены на металлических тросах к мощной железобетонной балке над ними – для расчетов прочности привлекли немецких инженеров. Внутри будет почти так же светло, как на улице – кровли атриумов состоят из треугольных фонарей (немного напоминающих шеды киселевской «Красной розы»), а стены решены двояко – боковые расчерчены каменно-стеклянной клеткой и похожи на фасады, торцевая стена, встречающая входящих в атриум – почти такая же стеклянная, как и входной витраж. Атриумы превращаются в полноценный переход между городом и интерьером – в них будет уже тепло, но еще очень светло.

Казалось бы, все ясно – перед нами «ударный» объект, яркий, эффектный, удачно использующий свое заметное местоположение. Неудивительно, что этот комплекс наряду с «Федерацией» стал одной из «знаковых» составляющих рекламы компании «Миракс-Групп».

Но у медали есть вторая сторона (которая, заметим сразу, нисколько не отменяет первую). Дело в том, что по убеждению Сергея Киселева, местоположение участка не выгодное, а наоборот – крайне неудобное для крупного строительства. Прежде всего это касается транспорта: сюда, разумеется, нельзя будет заехать ни с перекрестка, ни с третьего кольца, ни с проспекта. Автомобили будут подъезжать по улице 1812 года, делая крюк размером с квартал. С другой стороны, местоположение строящегося «Миракс-плаза», архитекторы поэтично характеризуют – «между двумя городами». Здесь, по линии нынешнего третьего кольца, екатерининского Камер-коллежского вала и сталинской окружной железной дороги, долгое время проходила граница Москвы.

Таким образом новый комплекс оказывается непосредственно за рубежом «старой» столицы в своего рода пограничной зоне. Если представить себе исчезнувший вал, по линиям которого прошло современного третье кольцо, то «Плаза» непосредственно примкнет к этой воображаемой городской стене. По убеждению Сергея Киселева, ни на перекрестке, ни возле «пограничных» зон лучше ничего крупного не строить. Лучше всего оставить такое место пустым. А если что-то строить, то нечто не слишком броское, а именно – «как говорили учителя, «на раз – два»», без излишеств.

Налицо парадокс. Ударный, подходящий для рекламы объект с двумя башнями, типология и внешний вид которых со всей очевидностью стремятся к небоскребу, с одной стороны – и стремление авторов сделать архитектуру комплекса максимально спокойной, лаконичной, а строго говоря интеллигентной – с другой стороны. Эти вещи: нахальство небоскреба, рекламная эффектность (и эффективность) – и интеллигентское внимание к контексту, истории места, стремление утихомирить активность архитектурного гиганта – казалось бы, они несовместимы и даже противоположны. Уничтожают друг друга. Либо небоскреб, либо контекст.

Здесь, правда, среди ближайшего окружения есть небоскребы. И у киселевской «Миракс-плаза» как-то получается совмещать несовместимое, играя («на раз – два») с формой и материалом. Равномерно и аккуратно распределяя по фасадам разные виды материи – стекло и камень. Давая башням вырасти, «стилобату» изогнуться – и сразу же заключая их в строгие геометрические рамки квадрата и овала. Сводя «городок» на 368 тыс. кв. м к двум объемным структурам: вертикальному параллелепипеду и «стелющемуся» горизонтальному овалу – и с помощью простоты форм достигая нужной степени спокойствия и сдержанности.

«Миракс-плаза». Проект – визуализация. Сейчас проект нахоитя в стадии реализации
«Миракс-плаза». Проект – визуализация. Сейчас проект нахоитя в стадии реализации
Mirax Plaza
Mirax Plaza
Предыдущая проектная версия комплекса «Миракс-плаза»
Предыдущая проектная версия комплекса «Миракс-плаза»
Первоначальный вариает проекта. План
Первоначальный вариает проекта. План

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Александр Попов
  • Александр Скокан
  • Валерия Преображенская
  • Иван Кожин
  • Станислав Белых
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталья Сидорова
  • Марк Сафронов
  • Всеволод Медведев
  • Рустам Керимов
  • Валерий Лукомский
  • Никита Токарев
  • Андрей Асадов
  • Андрей Романов
  • Зураб Басария
  • Никита Бирюков
  • Наталия Зайченко
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Асадов
  • Александр Порошкин
  • Юрий Сафронов
  • Полина Воеводина
  • Наталия Шилова
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Михаил Канунников
  • Антон Надточий
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Порошкина
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Труханов
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Карлсон
  • Юлий Борисов
  • Кристина Павлова
  • Иван Рубежанский
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Орешкин
  • Илья Уткин
  • Вероника Дубовик
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Реутт
  • Сергей Кузнецов
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Павел Андреев
  • Олег Шапиро
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Гнездилов
  • Роман Леонидов
  • Николай Миловидов
  • Катерина Грень
  • Сергей Чобан
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Карен Сапричян
  • Константин Ходнев
  • Арсений Леонович
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Сенкевич
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Бондаренко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ландшафтный отель Велс
  • Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
  • Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь
  • Интерьеры лобби в офисном комплексе Neo Geo
  • «Зеленый порт»: реконструкция портовой территории в городе Волгоград
  • Концепция реконструкции комплекса зданий в 12-м проезде Марьиной Рощи
  • Концепция редевелопмента водонапорной башни Highlight
  • Жилой комплекс в Танковом проезде
  • Многофункциональный жилой комплекс элит-класса на ул. Садовническая

Технологии:

07.06.2019

Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019

Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
GRADAS
30.05.2019

Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».
ОртОст-Фасад
29.05.2019

Клинкер как знак элегантной жизни

Жилой комплекс Intermezzo в амстердамском районе Зёйдас получил фасад из светлого клинкера Hagemeister созданной специально для этого проекта сортировки.
Inbo Architekten, Amsterdam, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
16.05.2019

Олег Панитков: «Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность»

Генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения – о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
другие статьи