03.03.2008

Авангардная конструкция

Конкурсный проект квартала для города Будва в первом варианте заставляет вспомнить о фантазиях архитекторов русского авангарда 1920-х – трибунах, мавзолеях. Второй вариант моднее и фантастичнее – но обе версии объединяет одна общая черта – они пронизаны решеткой каркаса, что делает здания прозрачными, проницаемыми и немного театральными

информация:

Вариант №1. Фотография макета
Вариант №1. Фотография макетаоткрыть большое изображение

Будва, небольшой городок на берегу Адриатического моря – это один из самых известных курортов Черногории. Как многие приморские города, он расположен в широкой дугообразной бухте между двумя острыми выдающимися в море мысами, похожими на полуострова. Один из них, западный, целиком занят историческим центром города – крепостью XV века. В крепости узкие улочки, каменные дома, черепичные крыши, а также собор VII века с колокольней XIX-го. Второй мыс-полуостров, замыкающий город с восточной стороны, почти во всем противоположен первому – он горист, покрыт лесом и почти совершенно дик. На скалистых пляжах встречаются папуасские зонтики из засохших листьев, холодные ручейки родников и даже пещеры. Надо всем этим запланировано построить новую и современную часть города: квартал таунхаусов, дом-башню с муниципальными квартирами, гостиницу и казино. Заказчик строительства – российская компания “Slav-Inn”, провела для этого закрытый архитектурный конкурс, одним из условий которого было – чтобы новая жилая башня, переспорив колокольню крепости, стала новым символом города.

Участвуя в этом конкурсе, Николай Лызлов предложил два варианта архитектурного решения квартала. Их планировочные структуры схожи: застраивается западная половина мыса-полуострова, в ее северной части располагаются домики-таунхаусы, в южной гостиница и казино, в центре между ними вырастает 30-этажная башня – для Будвы настолько высокая, что хочется ее использовать как морской маяк (кстати это не исключено). Под башней был запланирован туннель с выходом к морю, а на ее крыше – вертолетная площадка.

Разница между вариантами – формально-стилистическая: по собственному выражению архитектора, один из них «жесткий ортогональный», другой «гибкий и мягкий».

Первый вариант заставляет вспомнить о «динамических кубистических композициях», деревянных выставочных павильонах и других экспериментах русского авангарда 1920-х гг. вплоть до проекта башни III Интернационала. 30-этажная башня на прямых железных ногах делает шаг к морю – почти как мухинские «Рабочий и колхозница». Две консоли – одна длинная и плоская внизу и другая, вырастающая как продолжение шагающей «ноги» в верхней части дома – наводят на мысли о прыжках в воду, которые так любили советские 1920-е. Хотя в данном случае они, разумеется, служат видовыми площадками. Направления двух главных опор – «шагающих ног» – находят отклик в тонких линиях решетки, со всех сторон окружающей гигантскую конструкцию наподобие строительных лесов, зримо проявляя структуру замысла. Эта башня лучше всего смотрится в макете из дерева – каркас пересекающихся тонких опор проявляет логику внутреннего движения и заставляет любоваться трехмерной и прозрачной геометрической структурой.

Таунхаусы в этом варианте частично вкопаны в землю и квадратно лепятся вокруг самой высокой северной горки, создавая подобие ступенчатой башни – вавилонского зиккурата. Для советского человека зиккурат – это прежде всего мавзолей; кстати сказать, в этой форме не только построили мавзолей Ленина, но и проектировали усыпальницу Свердлова. Поэтому ступенчатые домики больше всего – особенно на деревянном макете – напоминают мавзолей, а башня – высокую трибуну при нем. Хотя масштаб, разумеется, значительно крупнее. Но надо признать, что созданный образ откровенно необычен и нов в ряду современного «башенного» строительства – при том, что его историческая «привязка» более чем очевидна.

Во втором варианте «пещер» нет, а домики – напротив, высоко приподняты над землей и надеты на пронизывающие их насквозь игольчатые опоры. Здесь каркас уже не похож на деревянные конструкции 1920-х, и больше напоминает огромный железобетонный тростник. Он плотным снопом рассажен вокруг ядра башни и несет на себе разомкнутые стеклянные полукольца с квартирами. Здесь ощущается иное движение, подобное фантастическому механизму – как будто бы приземлившийся космический цилиндр начал плавно раскладываться, обнажая внутренние конструкции.

И все же в двух столь разных вариантах прочитывается общая подоснова – «решетка», линии которой либо расходятся, либо пересекаются, образуя ромбические переплетения. Линии этой сетки не ограничиваются традиционно отведенной им ролью несущих опор и не заканчиваются у основания поддерживаемых объемов. Напротив, они либо окружают здания наподобие строительных лесов, либо пронизывают их насквозь, прорастая сквозь крыши. Представляя таким образом нам на обозрение некоторую полупрозрачную пра-конструкцию, подобному театральным механизмам в постановках Мейерхольда.  

В этих проектах прочитывается множество раздумий и аналогий, они кажутся даже перенасыщенными экспериментальностью. А вот гламурного в них немного. Что, возможно, и не позволило выиграть конкурс. Зато образовало любопытный эксперимент, созвучный работам упомянутых здесь выше мастеров авангарда.

Встройка варианта № 1 в панораму Будвы (на первом плане крепость с колокольней)
Встройка варианта № 1 в панораму Будвы (на первом плане крепость с колокольней)открыть большое изображение
Встройка в панораму Будвы. Вариант №2
Встройка в панораму Будвы. Вариант №2открыть большое изображение
Эскизы
Эскизыоткрыть большое изображение
Вариант №1
Вариант №1открыть большое изображение
Вариант №1
Вариант №1открыть большое изображение
Вариант №1
Вариант №1открыть большое изображение
Вариант №2
Вариант №2открыть большое изображение
Вариант №2
Вариант №2открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Машков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Антон Бондаренко
  • Андрей Романов
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Сенкевич
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Переслегин
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Георгий Трофимов
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Грень
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Иван Кожин
  • Александра Кузьмина
  • Юлий Борисов
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Селивохин
  • Валерия Преображенская
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Токарев
  • Олег Шапиро
  • Арсений Леонович
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Вера Бутко
  • Антон Ладыгин
  • Карен Сапричян
  • Магда Чихонь
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Зураб Басария
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Бровкин
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Попов
  • Полина Воеводина
  • Никита Явейн
  • Лукаш Качмарчик
  • Николай Переслегин
  • Всеволод Медведев
  • Николай Миловидов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Герасимов
  • Игорь Шварцман
  • Шимон Матковски
  • Алексей Курков
  • Петр Фонфара
  • Андрей Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Станислав Белых
  • Валерий Лукомский
  • Илья Уткин
  • Александр Скокан
  • Александр Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Ликин
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Никита Бирюков
  • Магда Кмита

Постройки и проекты (новые записи):

  • Поселок «Рафинад»
  • ЖК «Загородный квартал»
  • ЖК «Город набережных»
  • Торгово-административный комплекс, Цветной бульвар
  • ЖК Чайка 14.1 ZILART
  • Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника
  • Застройка территории бывшего Бадаевского пивзавода
  • ЖК ART

Технологии:

10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
05.04.2018

Частный дом Gleneagles Drive Residence в западном Ванкувере


Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
04.04.2018

Негорючие материалы для школы будущего

Техническая изоляция и защита воздуховодов от ROCKWOOL в здании «Хорошколы».
ROCKWOOL
03.04.2018

Средиземноморский стиль

«Красные крыши» представляют итальянскую черепицу Cottosenese, сочетающую верность традициям античной романской черепицы и современные технологии производства.
Компания «Красные крыши»
другие статьи