03.03.2008

Авангардная конструкция

Конкурсный проект квартала для города Будва в первом варианте заставляет вспомнить о фантазиях архитекторов русского авангарда 1920-х – трибунах, мавзолеях. Второй вариант моднее и фантастичнее – но обе версии объединяет одна общая черта – они пронизаны решеткой каркаса, что делает здания прозрачными, проницаемыми и немного театральными

информация:

Вариант №1. Фотография макета
Вариант №1. Фотография макета

Будва, небольшой городок на берегу Адриатического моря – это один из самых известных курортов Черногории. Как многие приморские города, он расположен в широкой дугообразной бухте между двумя острыми выдающимися в море мысами, похожими на полуострова. Один из них, западный, целиком занят историческим центром города – крепостью XV века. В крепости узкие улочки, каменные дома, черепичные крыши, а также собор VII века с колокольней XIX-го. Второй мыс-полуостров, замыкающий город с восточной стороны, почти во всем противоположен первому – он горист, покрыт лесом и почти совершенно дик. На скалистых пляжах встречаются папуасские зонтики из засохших листьев, холодные ручейки родников и даже пещеры. Надо всем этим запланировано построить новую и современную часть города: квартал таунхаусов, дом-башню с муниципальными квартирами, гостиницу и казино. Заказчик строительства – российская компания “Slav-Inn”, провела для этого закрытый архитектурный конкурс, одним из условий которого было – чтобы новая жилая башня, переспорив колокольню крепости, стала новым символом города.

Участвуя в этом конкурсе, Николай Лызлов предложил два варианта архитектурного решения квартала. Их планировочные структуры схожи: застраивается западная половина мыса-полуострова, в ее северной части располагаются домики-таунхаусы, в южной гостиница и казино, в центре между ними вырастает 30-этажная башня – для Будвы настолько высокая, что хочется ее использовать как морской маяк (кстати это не исключено). Под башней был запланирован туннель с выходом к морю, а на ее крыше – вертолетная площадка.

Разница между вариантами – формально-стилистическая: по собственному выражению архитектора, один из них «жесткий ортогональный», другой «гибкий и мягкий».

Первый вариант заставляет вспомнить о «динамических кубистических композициях», деревянных выставочных павильонах и других экспериментах русского авангарда 1920-х гг. вплоть до проекта башни III Интернационала. 30-этажная башня на прямых железных ногах делает шаг к морю – почти как мухинские «Рабочий и колхозница». Две консоли – одна длинная и плоская внизу и другая, вырастающая как продолжение шагающей «ноги» в верхней части дома – наводят на мысли о прыжках в воду, которые так любили советские 1920-е. Хотя в данном случае они, разумеется, служат видовыми площадками. Направления двух главных опор – «шагающих ног» – находят отклик в тонких линиях решетки, со всех сторон окружающей гигантскую конструкцию наподобие строительных лесов, зримо проявляя структуру замысла. Эта башня лучше всего смотрится в макете из дерева – каркас пересекающихся тонких опор проявляет логику внутреннего движения и заставляет любоваться трехмерной и прозрачной геометрической структурой.

Таунхаусы в этом варианте частично вкопаны в землю и квадратно лепятся вокруг самой высокой северной горки, создавая подобие ступенчатой башни – вавилонского зиккурата. Для советского человека зиккурат – это прежде всего мавзолей; кстати сказать, в этой форме не только построили мавзолей Ленина, но и проектировали усыпальницу Свердлова. Поэтому ступенчатые домики больше всего – особенно на деревянном макете – напоминают мавзолей, а башня – высокую трибуну при нем. Хотя масштаб, разумеется, значительно крупнее. Но надо признать, что созданный образ откровенно необычен и нов в ряду современного «башенного» строительства – при том, что его историческая «привязка» более чем очевидна.

Во втором варианте «пещер» нет, а домики – напротив, высоко приподняты над землей и надеты на пронизывающие их насквозь игольчатые опоры. Здесь каркас уже не похож на деревянные конструкции 1920-х, и больше напоминает огромный железобетонный тростник. Он плотным снопом рассажен вокруг ядра башни и несет на себе разомкнутые стеклянные полукольца с квартирами. Здесь ощущается иное движение, подобное фантастическому механизму – как будто бы приземлившийся космический цилиндр начал плавно раскладываться, обнажая внутренние конструкции.

И все же в двух столь разных вариантах прочитывается общая подоснова – «решетка», линии которой либо расходятся, либо пересекаются, образуя ромбические переплетения. Линии этой сетки не ограничиваются традиционно отведенной им ролью несущих опор и не заканчиваются у основания поддерживаемых объемов. Напротив, они либо окружают здания наподобие строительных лесов, либо пронизывают их насквозь, прорастая сквозь крыши. Представляя таким образом нам на обозрение некоторую полупрозрачную пра-конструкцию, подобному театральным механизмам в постановках Мейерхольда.  

В этих проектах прочитывается множество раздумий и аналогий, они кажутся даже перенасыщенными экспериментальностью. А вот гламурного в них немного. Что, возможно, и не позволило выиграть конкурс. Зато образовало любопытный эксперимент, созвучный работам упомянутых здесь выше мастеров авангарда.

Встройка варианта № 1 в панораму Будвы (на первом плане крепость с колокольней)
Встройка варианта № 1 в панораму Будвы (на первом плане крепость с колокольней)
Встройка в панораму Будвы. Вариант №2
Встройка в панораму Будвы. Вариант №2
Эскизы
Эскизы
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №2
Вариант №2
Вариант №2

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Шилова
  • Наталия Порошкина
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Кристина Павлова
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Катерина Грень
  • Игорь Шварцман
  • Василий Крапивин
  • Тотан Кузембаев
  • Владимир Плоткин
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Михаил Канунников
  • Юлия Тряскина
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Орешкин
  • Константин Ходнев
  • Валерий Лукомский
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Васильев
  • Иван Кожин
  • Андрей Асадов
  • Павел Андреев
  • Илья Уткин
  • Сергей Кузнецов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Реутт
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Чобан
  • Вероника Дубовик
  • Илья Машков
  • Антон Надточий
  • Алексей Гинзбург
  • Евгений Подгорнов
  • Александр Попов
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Порошкин
  • Николай Миловидов
  • Никита Явейн
  • Сергей Труханов
  • Никита Токарев
  • Роман Леонидов
  • Зураб Басария
  • Наталия Зайченко
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Антон Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Карен Сапричян
  • Олег Карлсон
  • Александр Бровкин
  • Вера Бутко
  • Александр Скокан
  • Сергей Скуратов
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина
  • Левон Айрапетов
  • Иван Рубежанский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»
  • Туристический кластер в Оймяконе, проект-победитель конкурса
  • Административно-деловой комплекс с подземным паркингом на Ленинградском проспекте
  • Технопарк на базе Университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
  • Комплекс Snail-apartments
  • Музейно-выставочный комплекс Обуховского завода

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
28.08.2019

Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном конкурсе

По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
другие статьи