«Рафинад»: утопия в миниатюре

На Стромынке завершено строительство дома, который его авторы – архитекторы мастерской Николая Лызлова – прозвали «Рафинадом». По нынешним меркам это очень маленькое строение, исполненное в редком жанре архитектурной миниатюры, который так и не получил развития в современной Москве

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Февраля 2008
mainImg

Архитектор:

Николай Лызлов

Мастерская:

Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ»)

Проект:

Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»)
Россия, Москва, ул. Стромынка, вл. 19

Авторский коллектив:
Н. Лызлов – рук. авт. коллектива, О. Каверина, О. Аврамец, Е. Баженова
Е. Шабалин – конструктор, Л. Левинский – конструктор

1999 – 2007

ООО «Мариона К»

В конце улицы Стромынки, перед Матросским мостом – там, где улица уже заметно спускается к реке, завершилось строительство небольшого магазина. Его хозяйка, рассказывают архитекторы, когда-то владела двумя палатками, которые она продала, чтобы сделать собственный магазин. Она радушна и гостеприимна, готовит вкусные салаты и варит прекрасный кофе.

Что и определило первоначальный замысел архитекторов Николая Лызлова и Ольги Кавериной. Здание решили сделать снаружи белым, как сахар, а внутри, на втором этаже, где должно было разместиться кафе – темно-коричневым, как кофе. По вечерам кофейный интерьер должны были прорезать тонкие солнечные лучи, проходящие сквозь россыпь миниатюрных квадратных окошек в западной стене. Темным стенам интерьера снаружи вторил серо-коричневый балкон на западной стене; под балконом должны были продавать салаты и разные вкусности. С противоположной стороны на крыше выступающего первого этажа образовалась открытая терраса с открытой каменной лестницей.

Задуманные как фильтр для солнечных лучей квадратные окошки не ограничились западной стеной и распространились по южному и восточному фасадам, намекая на актуальную «пиксельность» и одновременно усиливая «сахарную» тему – то ли это выпавшие из кусочка рафинада песчинки, то ли погасшие на мониторе точки. Из-за белизны и этих крошек за проектом закрепилось название «Рафинад».

Но строго говоря, получившийся дом вовсе не сахарный, он даже по цвету не то чтобы совсем белый, а слегка сероватый. Его ближайшие родственники – что становится совершенно очевидно, если прогуляться по району – это стоящие вокруг постройки конструктивизма. На некотором отдалении, но на той же Стромынке находится один из шедевров 1920-х гг., мельниковский клуб им. Русакова. Совсем рядом – не столь знаменитая, но вполне характерная застройка того же времени, перемешанная с более поздними вкраплениями. В эту компанию новый дом Николая Лызлова прекрасно вписывается.

«Рафинад» – это тщательно продуманная архитектурная миниатюра в духе конструктивизма. Большинство приемов, начиная от светло-серой штукатурки фасада, отсылает нас к 1920-м. Так, юго-восточный угол остеклен, пропуская внутрь максимум света и открывая изнутри максимум видов на мост и реку; вечером через этот витраж будет хорошо виден освещенный интерьер магазина, так что это еще и большая витрина. Западный угол, напротив – верх закрытости. Из него вырастает высокая бетонная стенка, которая в верхней части сливается с козырьком и образует перед стеной главного фасада небольшой пространственный водоворот, «буферную зону», приглашая прохожих зайти внутрь. Между углом дома и этой стенкой – тонкая вертикальная щель для облегчения массивности, которая также интригует прохожих, создавая любопытный «кадр» – обрамленный в бетонную рамку вид на улицу. Надо ли говорить, что похожие стеклянные углы и похожие стенки перед входами можно при желании обнаружить среди конструктивистских построек окружающего квартала.

Но дело не исчерпывается только контекстом. Перед самым скромным, выходящим во двор северным фасадом, вплотную со стеной растут два дерева, сохраненные при строительстве. Вместе с газоном и березками они образуют совершенно идиллическую, редкостную для Москвы и по-хорошему современную картину. Конструктивисты на своих стройплощадках растительности как правило не сохраняли; в то время архитекторов интересовали несколько иные проблемы.

Весь этот сюжет очень уютен и симпатичен, но очень уж нехарактерен для Москвы. Когда по очередному муниципальному указу временные ларьки стали превращаться в магазинчики, этот процесс прошел как-то мимо известных архитекторов, по понятным причинам увлеченных офисами и элитным жильем. Теперь же в моде гигантские комплексы: если жилье – то квартал, если магазин – то уж по меньшей мере торговый центр, или даже лучше – многофунциональный комплекс. Гигантов Николай Лызлов тоже проектирует – в частности, мы уже писали с его «Перовском» и «Подсолнухах». Но мало кто еще попробовал себя в миниатюрном жанре «магазинчика» - этот жанр у нас в серьезной архитектуре как-то не прижился.

Да и сама по себе история не вполне московская: заказчик продает две палатки, а взамен заказывает новый магазин архитекторам, которые продумывают все до мелочей – освещение интерьера кафе, балконы, способы привлечь внимание прохожих. Тщательно вписываются в контекст – отчасти, признаться, ради того, чтобы пройти сложнейшие московские согласования, которые такому небольшому и малобюджетному проекту преодолеть особо сложно. Сохраняют деревья… Очень уж все камерно и – по-человечески, что ли. Причем очевидно, что именно за эти качества проект любим архитекторами (в чем они искренне признаются). Маленькая такая утопия в духе популярного фантастического жанра альтернативной истории. Похожий магазинчик могли бы построить конструктивисты для какого-нибудь нэпмана, если бы авангардисты 1920-х гг. уважали нэпманов и если бы не индустриализация… Словом, утопия, причем не столько архитектурная, сколько сюжетная. Эту утопию строили почти восемь лет и вдвойне приятно, что наконец построили.

Но, как всякую утопию, ее не удалось реализовать полностью. Построили-то все так, как было задумано, но в процессе строительства верхний этаж был продан под офисы, так что не будет ни кафе, ни черного «кофейного» интерьера с солнечными лучиками по вечерам. Во всяком случае пока.

Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Фотография © Алексей Народицкий
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Фотография © Алексей Народицкий
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Фотография © Алексей Народицкий
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Фотография © Алексей Народицкий
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Фотография © Алексей Народицкий
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Фотография © Алексей Народицкий
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад») © Архитектурная мастерская Лызлова
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Фотография © Алексей Народицкий
zooming
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Западный фасад © Архитектурная мастерская Лызлова
Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»). Ситуационный план © Архитектурная мастерская Лызлова


Архитектор:

Николай Лызлов

Мастерская:

Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ»)

Проект:

Магазин с кафе на улице Стромынка («Рафинад»)
Россия, Москва, ул. Стромынка, вл. 19

Авторский коллектив:
Н. Лызлов – рук. авт. коллектива, О. Каверина, О. Аврамец, Е. Баженова
Е. Шабалин – конструктор, Л. Левинский – конструктор

1999 – 2007

ООО «Мариона К»

14 Февраля 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.