Не-стирание. Памяти Николая Лызлова

Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.

Николай Лызлов был из тех архитекторов, которые в девяностые и 2000-е не увлекались стилизацией, а делали то, что Николай Малинин позднее назвал «Другая Москва». Но его почерк для меня сложно верифицируется – вероятно, особенность Лызлова как архитектора в отказе от почерка в пользу метода: это распространенное утверждение для Лызлова, кажется, было более принципиальным, чем обычно. Он вообще был очень принципиальным и... упорным каким-то. Не упертым, нет, скорее последовательным. 

О Лызлове сейчас все пишут как о защитнике наследия модернизма и авангарда, и архитекторе, способном тонко, деликатно работать с контекстом. Это правда, но это потом – сначала о том, какой он все-таки был архитектор. Модернист, «конструктивист», идеи архитектуры XX века для него были вполне своими и в то же время незаслуженно забытыми в каких-то важных моментах. Так что, избегая популярной в Москве стилизации конструктивизма, Лызлов обращался к ключевым сюжетам: к примеру, проектировал дом с двухъярусными квартирами и оптимальной «упаковкой пространства». Или – кажется, именно он первым или одним из первых вернул в Москву идею монументальной композиции на крупном объеме, поместив ее на торце «Города яхт» на Ленинградском проспекте. Этот дом – одна из построек Николая Лызлова, наиболее заметных в городе, и он составляет достойную пару «Лебедю» Андрея Меерсона. 
  • zooming
    Николай Лызлов. Многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с апартаментами «Город яхт»
    Фотография © Николай Малинин / www.drumsk.ru
  • zooming
    Николай Лызлов. Многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с апартаментами «Город яхт»
    Фотография © Николай Малинин / www.drumsk.ru

Гараж Лызлов мог парой росчерков превратить в брутальное и лаконичное высказывание, напоминающее и о двадцатых, и о более позднем времени, но каким-то образом свежее и новое. Отличный объем для наблюдений за работой светотени, как торговый центр на Большой Семеновской – хороший пример внутренней монументальности при небольшом, на самом деле, масштабе. 
  • zooming
    Гараж-паркинг на 9 Парковой улице
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Николай Лызлов. Магазин на Большой Семеновской улице («Покров мост»)
    Фотография © Юрий Пальмин

Следуя собственному утверждению – что ни стилизация, ни жест не нужны, – Лызлов был, пожалуй, непревзойденным мастером поместить новое сооружение в историческую застройку таким образом, что, не зная о его присутствии, догадаться о нем практически невозможно: из давних работ хороший пример это дом в Милютинском переулке, причем надо заметить, что брандмауэры с красивым силуэтом, так удачно сфотографированные Юрием Пальминым – это и на самом деле брандмауэры, к ним чуть позже прилепился дом с совершенно иными принципами, а этот – сейчас только формирует двор. 
  • zooming
    Административное здание в Милютинском переулке
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Административное здание в Милютинском переулке
    Фотография © Юрий Пальмин

Апофеоз незаметности – реконструкция, офис РусАгроТранса на 2-й Боевской улице, и тут редкое по нашим временам решение: сталинскую надстройку заменили не на стеклянную или металлическую, а на кирпичную, добавили только двутавры над окнами. Сдержанности так много, что она переходит в новое качество, заставляет приглядываться, поскольку эта очень простая надстройка совсем не похожа на банальную. Так надо уметь.  
  • zooming
    Офисное здание на ул. 2-ая Боевская
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    Офисное здание на ул. 2-ая Боевская. Интерьер 2 этажа
    Фотография © Алексей Народицкий

Другой вариант – офис на Верхней Красносельской: стены совершенно новых корпусов выстроены безо всякого вентфасада, из кирпича по традиционной технологии, покрыты обмазкой, карнизы подбиты деревом, словом, как будто строили в XIX веке, но неуловимо лаконичнее – но вход здесь в виде дыры в земле с хайтечным стеклянным кожухом над ней; как в метро, только лучше. Тем не менее можно легко пройти мимо, а можно поднять глаза и удивиться. 
  • zooming
    Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Справа историческое здание, слева современное (2018). Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру

Верхняя Красносельская получила главный приз «Золотого сечения» в 2021 году, и, вообще говоря, среди построек и проектов Николая Лызлова, лаконичных и неброских, многие получали то золото, то другие награды, то Сечения, то Зодчества. Малозаметное заметно.

Впрочем, не то чтобы незаметность была главной особенностью Лызлова как архитектора, вовсе нет. Был и проект огромных «Краснобогатырских слонов» – домов на одноименной набережной – в лексиконе автора с тех пор закрепилось сравнение архитектуры то со слоном, то с зайцем, или проект здания на месте «Президент-Сервиса», во дворе комплекса, который тогда еще назывался Миракс-Плаза, остановленный кризисом 2008 года: фасады простые стеклянные, зато атриум – огромная пиранезианская композиция, решетчатая, с опорами на всю высоту, заполненная полезными объемами с некоторым виртуозным, я бы так сказала, произволом, то внутреннее здание «обнимет» колонну, то толща стены откроет окно на фасаде, а то одна из стен расширяется кверху. 
  • zooming
    Проект многофункционального комплекса с апартаментами и подземной автостоянкой (на месте «Президент-сервиса», комплекс «Миракс-плаза»)
    © АМЛ
  • zooming
    Проект многофункционального комплекса с апартаментами и подземной автостоянкой (на месте «Президент-сервиса», комплекс «Миракс-плаза»)
    © АМЛ

Или вот, можно вспомнить каркасную башню для Будвы

Все это возвращает к несчитываемости почерка, но устойчивости метода. Метод Лызлов озвучивал неоднократно, например здесь, и не отступался: комплекс гения это плохо, здание должно родиться из сочетания всех обстоятельств, равно как и борьбы с ними, растет оно само, а архитектор помогает: «крестьянский цикл», а не самовыражение. 

В этом звучит какой-то параметризм, не в смысле гнутых дигитальных форм или чешуек, поднимаемых ветром и солнцем, а в смысле параметров, самоустранения автора, который настолько не навязывается – как видим, не только месту, а даже своему проекту, что его как будто даже и нет. Правдой быть не может, уж как минимум автор с его взглядами – тоже параметр, причем очень важный. Но, с другой стороны, это дает гибкость и разнообразие. Можно сравнить БЦ на Страстном бульваре и на Верхней Красносельской, но не могу сказать, что будет легко догадаться, что это работы одного автора, пусть и с перерывом в 10 лет. А ведь даже типология одна и та же. Хотя может быть, кто-то скажет, что между ними можно найти признаки эволюционного развития. 
  • zooming
    Административное здание на Страстном бульваре. Фрагмент фасада
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру

Упомянутый «крестьянский цикл» тоже важен. У Лызлова временами, и кажется, тоже достаточно давно, заметен интерес к этакому «сельскому» сочетанию дикого дерева и кирпича – не «натуральных фактур», а именно что настоящих материалов, если дерево то бревно, если кирпич то не плитка. Вот например конноспортивный комплекс в Пирогово: деревянный манеж-«перипер» за белой «крепостной» стеной. 

Почему-то мне кажется, что тот давний проект перекликается с его последним и любимым проектом, музеем идеолога научной организации труда Алексея Гастева в Суздале. Многие помнят, как Николай Лызлов в недавние годы взахлеб и подробно рассказывал, кто такой Гастев, что сделал и как жил – пример максимального вживания архитектора в свою работу. Так бывает, но не очень часто. 

В древнем, но деревенском уездном городе Суздале, на полянке между монастырем, основанным Александром Невским, и домами из кирпича и дерева, Николай Лызлов спроектировал такой же музей: деревянный верх, белый кирпичный низ, деревянные брусья внутри, оптимальное построение объема с учетом перепада высот и яркие конструктивистские вставки – внутри новатор двадцатых Гастев, снаружи тихий сонный Суздаль. Попробуйте найти музей на панораме с реки Каменки: он заметно скромнее соседней гостиницы. 
  • zooming
    Встройка в панораму левого берега Каменки. Музей Гастева – по центру между елками
    © Архитектурная мастерская Лызлова
  • zooming
    Музей Гастева, Суздаль
    © Архитектурная мастерская Лызлова

В музее Гастева тоже – а может быть, в нем сильнее всего, – присутствует все тот же эффект неброской заметности, проявления через стирание, когда подчинение контексту на самом деле не подчинение, не прятки и не стирание себя, а некий исподволь рост. 

То же и с постройками модернизма. Будучи модернистом по сути и выучке, Лызлов, с одной стороны, сам следовал принципам движения – а с другой стороны, был увлеченным защитником послевоенных построек, которым так редко удается присвоить статус памятника и которые так часто уродуют реконструкциями до неузнаваемости. 

Он был одним из первых, кто многим рассказал, что пятиэтажки – не серые коробки, а прогрессивный проект оттепели и уникальная среда, заросшая дикой, но зрелой и обильной городской зеленью – с другой. Он был против обновления зданий послевоенного модернизма методом вентфасада, полностью уничтожающего исходный «вкус» здания, к примеру, семидесятых – и работая с гостиницей «Арктика» в Мурманске, сохранил ее исходный вид – всем показал, что с этими зданиями можно обращаться иначе, бережно не в ущерб комфорту. 
zooming
Реновация гостиницы «Арктика» в Мурманске. Azimut Отель Мурманск, архитектор – Николай Лызлов, подрядчик – RD Constuction,
© АМЛ

Он мне потом рассказывал, какими методами (опять метод!) можно сохранять здания модернизма, для которых, как правило, сложно получить охранный статус: то они слишком новые, то слишком прочные... Один из методов – статус капремонта, который в некоторых случаях и в хороших руках способен помочь зданию выжить, сохранив свое лицо. Так, мы обсуждали судьбу вокзала во Владимире, где исходную белокаменную облицовку планировали (или до сих пор планируют?) заменить на вентфасад с ее имитацией. Он вообще был готов помочь и участвовать в защите памятников / не памятников, которые сравнительно мало кто защищал / защищает. 

Задача, к сожалению, сложная на грани невыполнимого. В самом начале своей карьеры Николай Лызлов семь лет работал в «Гипротеатре», и его первым, или одним из первых, проектов был драмтеатр в Великом Новгороде – в 1980-е годы, под руководством Владимира Сомова. У этого здания сейчас сложная судьба: на протяжении больше чем 15 лет Лызлов наблюдал и фиксировал его постепенное исчезновение, фотографировал амфитеатр с металлическими стульями и стелу, которых уже нет, объяснял про бетонные модули Сомова, которые и на потолке и на площади, сокрушался о вентфасаде, был настроен с ним бороться.
  • zooming
    Драмтеатр в Великом Новгороде
    Фотография Николая Лызлова
  • zooming
    Драмтеатр в Великом Новгороде
    Фотография Николая Лызлова

Еще он был деятельным, энергичным, приветливым; проектировал, преподавал, выступал. У него было много друзей, которые сейчас сказали о Николае Лызлове много хорошего. Совершенно невозможно представить, что его больше нет. 

Прощание с Николаем Лызловым состоится 11 июня в 11:30 в Фойе Центрального Дома архитектора.
Николай Лызлов на Древолюции, август 2022 года
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Некролог Союза архитекторов здесь.

10 Июня 2024

Похожие статьи
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Памяти Сергея Ткаченко
На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.