Не-стирание. Памяти Николая Лызлова

Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.

Николай Лызлов был из тех архитекторов, которые в девяностые и 2000-е не увлекались стилизацией, а делали то, что Николай Малинин позднее назвал «Другая Москва». Но его почерк для меня сложно верифицируется – вероятно, особенность Лызлова как архитектора в отказе от почерка в пользу метода: это распространенное утверждение для Лызлова, кажется, было более принципиальным, чем обычно. Он вообще был очень принципиальным и... упорным каким-то. Не упертым, нет, скорее последовательным. 

О Лызлове сейчас все пишут как о защитнике наследия модернизма и авангарда, и архитекторе, способном тонко, деликатно работать с контекстом. Это правда, но это потом – сначала о том, какой он все-таки был архитектор. Модернист, «конструктивист», идеи архитектуры XX века для него были вполне своими и в то же время незаслуженно забытыми в каких-то важных моментах. Так что, избегая популярной в Москве стилизации конструктивизма, Лызлов обращался к ключевым сюжетам: к примеру, проектировал дом с двухъярусными квартирами и оптимальной «упаковкой пространства». Или – кажется, именно он первым или одним из первых вернул в Москву идею монументальной композиции на крупном объеме, поместив ее на торце «Города яхт» на Ленинградском проспекте. Этот дом – одна из построек Николая Лызлова, наиболее заметных в городе, и он составляет достойную пару «Лебедю» Андрея Меерсона. 
  • zooming
    Николай Лызлов. Многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с апартаментами «Город яхт»
    Фотография © Николай Малинин / www.drumsk.ru
  • zooming
    Николай Лызлов. Многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с апартаментами «Город яхт»
    Фотография © Николай Малинин / www.drumsk.ru

Гараж Лызлов мог парой росчерков превратить в брутальное и лаконичное высказывание, напоминающее и о двадцатых, и о более позднем времени, но каким-то образом свежее и новое. Отличный объем для наблюдений за работой светотени, как торговый центр на Большой Семеновской – хороший пример внутренней монументальности при небольшом, на самом деле, масштабе. 
  • zooming
    Гараж-паркинг на 9 Парковой улице
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Николай Лызлов. Магазин на Большой Семеновской улице («Покров мост»)
    Фотография © Юрий Пальмин

Следуя собственному утверждению – что ни стилизация, ни жест не нужны, – Лызлов был, пожалуй, непревзойденным мастером поместить новое сооружение в историческую застройку таким образом, что, не зная о его присутствии, догадаться о нем практически невозможно: из давних работ хороший пример это дом в Милютинском переулке, причем надо заметить, что брандмауэры с красивым силуэтом, так удачно сфотографированные Юрием Пальминым – это и на самом деле брандмауэры, к ним чуть позже прилепился дом с совершенно иными принципами, а этот – сейчас только формирует двор. 
  • zooming
    Административное здание в Милютинском переулке
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Административное здание в Милютинском переулке
    Фотография © Юрий Пальмин

Апофеоз незаметности – реконструкция, офис РусАгроТранса на 2-й Боевской улице, и тут редкое по нашим временам решение: сталинскую надстройку заменили не на стеклянную или металлическую, а на кирпичную, добавили только двутавры над окнами. Сдержанности так много, что она переходит в новое качество, заставляет приглядываться, поскольку эта очень простая надстройка совсем не похожа на банальную. Так надо уметь.  
  • zooming
    Офисное здание на ул. 2-ая Боевская
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    Офисное здание на ул. 2-ая Боевская. Интерьер 2 этажа
    Фотография © Алексей Народицкий

Другой вариант – офис на Верхней Красносельской: стены совершенно новых корпусов выстроены безо всякого вентфасада, из кирпича по традиционной технологии, покрыты обмазкой, карнизы подбиты деревом, словом, как будто строили в XIX веке, но неуловимо лаконичнее – но вход здесь в виде дыры в земле с хайтечным стеклянным кожухом над ней; как в метро, только лучше. Тем не менее можно легко пройти мимо, а можно поднять глаза и удивиться. 
  • zooming
    Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Справа историческое здание, слева современное (2018). Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру

Верхняя Красносельская получила главный приз «Золотого сечения» в 2021 году, и, вообще говоря, среди построек и проектов Николая Лызлова, лаконичных и неброских, многие получали то золото, то другие награды, то Сечения, то Зодчества. Малозаметное заметно.

Впрочем, не то чтобы незаметность была главной особенностью Лызлова как архитектора, вовсе нет. Был и проект огромных «Краснобогатырских слонов» – домов на одноименной набережной – в лексиконе автора с тех пор закрепилось сравнение архитектуры то со слоном, то с зайцем, или проект здания на месте «Президент-Сервиса», во дворе комплекса, который тогда еще назывался Миракс-Плаза, остановленный кризисом 2008 года: фасады простые стеклянные, зато атриум – огромная пиранезианская композиция, решетчатая, с опорами на всю высоту, заполненная полезными объемами с некоторым виртуозным, я бы так сказала, произволом, то внутреннее здание «обнимет» колонну, то толща стены откроет окно на фасаде, а то одна из стен расширяется кверху. 
  • zooming
    Проект многофункционального комплекса с апартаментами и подземной автостоянкой (на месте «Президент-сервиса», комплекс «Миракс-плаза»)
    © АМЛ
  • zooming
    Проект многофункционального комплекса с апартаментами и подземной автостоянкой (на месте «Президент-сервиса», комплекс «Миракс-плаза»)
    © АМЛ

Или вот, можно вспомнить каркасную башню для Будвы

Все это возвращает к несчитываемости почерка, но устойчивости метода. Метод Лызлов озвучивал неоднократно, например здесь, и не отступался: комплекс гения это плохо, здание должно родиться из сочетания всех обстоятельств, равно как и борьбы с ними, растет оно само, а архитектор помогает: «крестьянский цикл», а не самовыражение. 

В этом звучит какой-то параметризм, не в смысле гнутых дигитальных форм или чешуек, поднимаемых ветром и солнцем, а в смысле параметров, самоустранения автора, который настолько не навязывается – как видим, не только месту, а даже своему проекту, что его как будто даже и нет. Правдой быть не может, уж как минимум автор с его взглядами – тоже параметр, причем очень важный. Но, с другой стороны, это дает гибкость и разнообразие. Можно сравнить БЦ на Страстном бульваре и на Верхней Красносельской, но не могу сказать, что будет легко догадаться, что это работы одного автора, пусть и с перерывом в 10 лет. А ведь даже типология одна и та же. Хотя может быть, кто-то скажет, что между ними можно найти признаки эволюционного развития. 
  • zooming
    Административное здание на Страстном бульваре. Фрагмент фасада
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру

Упомянутый «крестьянский цикл» тоже важен. У Лызлова временами, и кажется, тоже достаточно давно, заметен интерес к этакому «сельскому» сочетанию дикого дерева и кирпича – не «натуральных фактур», а именно что настоящих материалов, если дерево то бревно, если кирпич то не плитка. Вот например конноспортивный комплекс в Пирогово: деревянный манеж-«перипер» за белой «крепостной» стеной. 

Почему-то мне кажется, что тот давний проект перекликается с его последним и любимым проектом, музеем идеолога научной организации труда Алексея Гастева в Суздале. Многие помнят, как Николай Лызлов в недавние годы взахлеб и подробно рассказывал, кто такой Гастев, что сделал и как жил – пример максимального вживания архитектора в свою работу. Так бывает, но не очень часто. 

В древнем, но деревенском уездном городе Суздале, на полянке между монастырем, основанным Александром Невским, и домами из кирпича и дерева, Николай Лызлов спроектировал такой же музей: деревянный верх, белый кирпичный низ, деревянные брусья внутри, оптимальное построение объема с учетом перепада высот и яркие конструктивистские вставки – внутри новатор двадцатых Гастев, снаружи тихий сонный Суздаль. Попробуйте найти музей на панораме с реки Каменки: он заметно скромнее соседней гостиницы. 
  • zooming
    Встройка в панораму левого берега Каменки. Музей Гастева – по центру между елками
    © Архитектурная мастерская Лызлова
  • zooming
    Музей Гастева, Суздаль
    © Архитектурная мастерская Лызлова

В музее Гастева тоже – а может быть, в нем сильнее всего, – присутствует все тот же эффект неброской заметности, проявления через стирание, когда подчинение контексту на самом деле не подчинение, не прятки и не стирание себя, а некий исподволь рост. 

То же и с постройками модернизма. Будучи модернистом по сути и выучке, Лызлов, с одной стороны, сам следовал принципам движения – а с другой стороны, был увлеченным защитником послевоенных построек, которым так редко удается присвоить статус памятника и которые так часто уродуют реконструкциями до неузнаваемости. 

Он был одним из первых, кто многим рассказал, что пятиэтажки – не серые коробки, а прогрессивный проект оттепели и уникальная среда, заросшая дикой, но зрелой и обильной городской зеленью – с другой. Он был против обновления зданий послевоенного модернизма методом вентфасада, полностью уничтожающего исходный «вкус» здания, к примеру, семидесятых – и работая с гостиницей «Арктика» в Мурманске, сохранил ее исходный вид – всем показал, что с этими зданиями можно обращаться иначе, бережно не в ущерб комфорту. 
zooming
Реновация гостиницы «Арктика» в Мурманске. Azimut Отель Мурманск, архитектор – Николай Лызлов, подрядчик – RD Constuction,
© АМЛ

Он мне потом рассказывал, какими методами (опять метод!) можно сохранять здания модернизма, для которых, как правило, сложно получить охранный статус: то они слишком новые, то слишком прочные... Один из методов – статус капремонта, который в некоторых случаях и в хороших руках способен помочь зданию выжить, сохранив свое лицо. Так, мы обсуждали судьбу вокзала во Владимире, где исходную белокаменную облицовку планировали (или до сих пор планируют?) заменить на вентфасад с ее имитацией. Он вообще был готов помочь и участвовать в защите памятников / не памятников, которые сравнительно мало кто защищал / защищает. 

Задача, к сожалению, сложная на грани невыполнимого. В самом начале своей карьеры Николай Лызлов семь лет работал в «Гипротеатре», и его первым, или одним из первых, проектов был драмтеатр в Великом Новгороде – в 1980-е годы, под руководством Владимира Сомова. У этого здания сейчас сложная судьба: на протяжении больше чем 15 лет Лызлов наблюдал и фиксировал его постепенное исчезновение, фотографировал амфитеатр с металлическими стульями и стелу, которых уже нет, объяснял про бетонные модули Сомова, которые и на потолке и на площади, сокрушался о вентфасаде, был настроен с ним бороться.
  • zooming
    Драмтеатр в Великом Новгороде
    Фотография Николая Лызлова
  • zooming
    Драмтеатр в Великом Новгороде
    Фотография Николая Лызлова

Еще он был деятельным, энергичным, приветливым; проектировал, преподавал, выступал. У него было много друзей, которые сейчас сказали о Николае Лызлове много хорошего. Совершенно невозможно представить, что его больше нет. 

Прощание с Николаем Лызловым состоится 11 июня в 11:30 в Фойе Центрального Дома архитектора.
Николай Лызлов на Древолюции, август 2022 года
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Некролог Союза архитекторов здесь.

10 Июня 2024

Похожие статьи
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Памяти Сергея Ткаченко
На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.