English version

Маньеризм от модернизма

Ансамбль из двух домов, спроектированный Николаем Лызловым для Пирогова, сочетает чистоту форм с изысканностью их трактовки, давая в сумме сложносочиненный образ, растворенный в окружающей природе, но исподволь настраивающий ее на собственный лад

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

17 Сентября 2007
mainImg
Архитектор:
Николай Лызлов
Мастерская:
Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ») http://lyzlov.ru/
Проект:
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово»
Россия, "курорт Пирогово"

Авторский коллектив:
Николай Лызлов, Марат Гареев, Надежда Воскресенская

1.2007 — 6.2007
0

Вилла, спроектированная Николаем Лызловым для «коллекции курорта Пирогово», состоит из двух домов, вкопанных в землю рядом с идеальной травяной поверхностью гольф-поля таким образом, чтобы их, по возможности, было не видно. Почти все стены, которые оказались выше земли – стеклянные, а крыши предполагается покрыть дерном, придав им сходство с поверхностью окрестных полей. Для роскошной модернисткой виллы на природе все эти приемы – типичные, почти что обязательные: они позволяют, с одной стороны, спрятать дом в окружающем ландшафте, по-японски сливая его с природой, а с другой стороны – через стеклянные стены впустить пейзаж внутрь, давая возможность обитателям роскошного жилища насладиться одновременно красотами окружающих виллу пейзажей и собственной защищенностью от дождя и ветра. Ведь известно, что слушать шум дождя, сидя в тепле в деревенском доме – это особенное удовольствие. А когда это дом на 2000 метров, очень большой, а его стены – непроницаемо-прозрачные и на всю высоту, то оно, вероятно, оказывается еще сильнее.
Развивая эту идею, архитектор идет дальше, привнося ее внутрь одного из двух домов – внутренняя стена одной из гостиных сделана стеклянной, за стеной – бассейн, вода.

Эти мотивы, равно как и стремление слиться с природой – едва ли не основы азбуки модернизма. Здесь на них сделан акцент, они использованы на полную катушку, что и полагается в роскошной вилле: стекла много, тонко срежиссированных перепадов высот – тоже, может показаться, что автор ставит опыт на тему «природа в современной архитектуре». Однако интересно другое. Вкапывание в землю, слияние здания с природой и демонстрация ее красот осуществляются в пироговской вилле Лызлова с помощью одного очень классического античного приема, а именно – дома уподоблены амфитеатрам.

Особенно ясно это видно на примере того дома, который побольше, предназначен для семьи и обращен к парадному въезду, если в данной ситуации это словосочетание вообще уместно. Сходство хорошо заметно на эскизах и на плане дома, и вероятно, будет ощущаться, когда он будет готов – весь объем дугообразно выстроен вокруг сравнительно небольшой круглой площадки, и плавно уменьшает свою высоту в сторону воображаемого центра окружности, вторя слабому перепаду рельефа в этой части поля. Греки вписывали свои театры в склоны гор, в Подмосковье гор нет, однако принцип все же соблюден «в миниатюре». Вилла велика, но настоящий амфитеатр больше – и масштабная аналогия позволяет по достоинству оценить всю степень парадности этого «спрятанного» в природном окружении дома.

Вилла-театр обозревает окрестности, фокусируя свое внимание на круглом газоне парадного двора, занимающего место воображаемой «сцены» –  соответственно, главным представлением оказываются подходящие и подъезжающие на машинах гости. Центральный газон превращен таким образом в некоторое подобие дворцового «курдонера», парадного двора. На него строго радиально ориентированы все внутренние перегородки дома – отсюда очень красивый, «лучистый» и геометрически правильный план, образцово-показательный пример радиально-кольцевой планировки в отдельно взятом поместье.

Второй дом, поменьше и предназначенный для одного человека – это архитектурный переход между темой виллы-амфитеатра и традиционного «деревенского» дома. Его большая половина тоже изогнута, но в обратном направлении и точка ее фокуса оказывается с противоположной стороны от парадного двора первого дома. Иными словами, «семейный» дом и «холостяцкий» отвернулись друг от друга – прекрасный вариант для молодого поколения, которое отделилось от родителей неокончательно: живут вроде бы рядом, а смотрят в разные стороны. Вместе две дуги – большого и малого дома, образуют подобие буквы S, разорванной посередине. Со стороны, противоположной «соседу», малый дом пересечен длинной и прямой стрелой поперечного объема, объединяющего на разных уровнях бассейн и каминный зал – и дальше после этого пластического «вторжения» он начинает изгибаться уже в противоположную сторону, но уже слегка, а вверху возникает самый традиционный мотив, какой только можно здесь придумать – двухскатная вальмовая кровля, правда, очень уплощенных очертаний, как будто бы не верящая в то, что это консервативное превращение произошло именно с ней.

В конце концов два дома, стартуя от очень «чистых» приемов и четкой геометрии, складываются в сложный ансамбль, работающий скорее на ассоциациях, переходах и перетеканиях – причем все это касается как смыслов, так и форм – объемов, линий, точек зрения и даже вероятных прототипов. То это круглый «амфитеатр», то вдруг – благовоспитанный «домик», то его видно, то нет, то он прозрачный, то закрытый, то широкий, то узкий – масса вариаций при простом обходе. Получается что вилла-ансамбль не просто прячется внутри ландшафта, а заигрывает с несложной подмосковной природой, развивая ее возможности путем деликатного добавления новых ракурсов.

Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
zooming
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
zooming
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Генплан участка © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Дом 2. План 1 этажа © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово». Проект, 2007 © Архитектурная мастерская Лызлова
Архитектор:
Николай Лызлов
Мастерская:
Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ») http://lyzlov.ru/
Проект:
Дом 1, дом 2 для «курорта Пирогово»
Россия, "курорт Пирогово"

Авторский коллектив:
Николай Лызлов, Марат Гареев, Надежда Воскресенская

1.2007 — 6.2007

17 Сентября 2007

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Лучшее место в городе
Публикуем итоги воркшопа МАРШ, прошедшего в Казани. Участники разработали проекты семи общественных зон в разных городах и поселках Татарстана.
В поисках устойчивости
24 мая в Нижнем Новгороде объявлены лауреаты новой архитектурной премии «Архновация». Нижний опять ярко и неожиданно проявил себя, на этот раз – архитектурным фестивалем, который продолжался полгода и завершился вручением наград. Среди участников есть иностранцы, а среди победителей в основном москвичи, одно архитектурное бюро из Самары. Нижегородцы победили только в юношеской номинации, да и то – это такие нижегородцы, которые учились в Нидерландах. Марина Игнатушко – о новой нижегородской премии, которая заметно переросла региональный масштаб.
Храм за стеной
В лесах курорта «Пирогово», хорошо известного поклонникам современного искусства и архитектуры, медленно, но верно строится новое здание, включающее в себя конюшню, манеж и гостиницу – все, что необходимо состоятельным любителям конного спорта. Этот проект уже достаточно хорошо известен и несколько раз опубликован в профессиональных журналах. Однако же он достаточно интересен для того, чтобы поговорить о нем еще раз.
Квадратичная симфония
Играя с масштабом и строгими формами, Николаю Лызлову удалось превратить атриум офисного здания в нечто циклопически-завораживающее, сродни фантазиям Пиранези. Здание собирались построить, но кризис изменил планы, и, похоже, оно останется на бумаге. Было бы интересно, если бы построили. Однако это, кажется, тот случай, когда проект интересен и на бумаге. Как у Пиранези.
Авангардная конструкция
Конкурсный проект квартала для города Будва в первом варианте заставляет вспомнить о фантазиях архитекторов русского авангарда 1920-х – трибунах, мавзолеях. Второй вариант моднее и фантастичнее – но обе версии объединяет одна общая черта – они пронизаны решеткой каркаса, что делает здания прозрачными, проницаемыми и немного театральными
«Рафинад»: утопия в миниатюре
На Стромынке завершено строительство дома, который его авторы – архитекторы мастерской Николая Лызлова – прозвали «Рафинадом». По нынешним меркам это очень маленькое строение, исполненное в редком жанре архитектурной миниатюры, который так и не получил развития в современной Москве
Гуманизм и транспортный узел
Многофункциональный комплекс, часть транспортного узла рядом с конечной станцией метро «красной ветки», сочетает лаконичную архитектуру, сложную систему организации пешеходных и автомобильных потоков, и внимательное отношение к людям, которые будут этим «узлом» пользоваться
Вилла-бабочка: усадьба “light”
Загородный дом, спроектированный Николаем Лызловым в соавторстве с Ольгой Кавериной и Марией Капленковой – редкий случай для лызловской мастерской. По утверждению архитектора он традиционен, однако очень легок и открыт окружающим красотам
Авангард на Масловке
Проект аппарт-отеля на Верхней Масловке выставлялся на Арх-Москве-2005, а в октябре этого года вошел в число номинантов новой премии ARX award. Этот дом обладает исключительной внутренней структурой, возрождая основы дома-коммуны, изобретенного в 1920е годы, это живой, настоящий, а не декоративный авангард
Краснобогатырские слоны
В верховьях Яузы, на Краснобогатырской улице, начинается строительство нового жилого комплекса по проекту Николая Лызлова. Оригинальное название – «Кранобогатырские слоны», подходит необычной архитектуре комплекса
Фантазии на тему модернизма
Проект жилого дома, который будет построен рядом с общежитием студентов МАрхИ, кажется архитектурной фантазией на тему его соседа и предшественника
Площадь вернется людям
Расширяя здание торгового дома «Перовский», архитектурная мастерская Николая Лызлова одновременно «лечит» запруженную машинами неуютную площадь около метро Новогиреево, превращая ее в место, приятное для городских прогулок
Очень московский дом
Здание на Страстном бульваре напоминает ансамбль разновременных построек, настолько органичный для Москвы, что кажется, автор изобретает какую-то новую разновидность контекстуальной архитектуры, стилизуя не конкретные «исторические» здания, а непосредственно саму городскую среду
Пресса: Экспотурне Dedalo Minosse – остановка в Пирогово
В середине декабря курорт ПИРогово, в 2008 г. в паре с Т.Кузембаевым завоевавший Международную архитектурную премию Dedalo Minosse, стал очередной точкой в рамках выставочного маршрута премии, приуроченного к ее 10-летию.
Экспонат в натуре
В подмосковном курорте «ПИРогово» открылась выставка проектов-победителей международного конкурса Dedalo Minosse. Правда, ее главным экспонатом стал сам курорт «ПИРогово», в прошлом году удостоившийся этой престижной премии.
Храм за стеной
В лесах курорта «Пирогово», хорошо известного поклонникам современного искусства и архитектуры, медленно, но верно строится новое здание, включающее в себя конюшню, манеж и гостиницу – все, что необходимо состоятельным любителям конного спорта. Этот проект уже достаточно хорошо известен и несколько раз опубликован в профессиональных журналах. Однако же он достаточно интересен для того, чтобы поговорить о нем еще раз.
Пресса: Прозрачная изба. Гольф-клуб в Пирогово
Неспешно добрести до гольфового поля можно было, наверно, минут за пять. Слева и справа тянулись рядами липы и фонари – на одинаковом расстоянии друг от друга, длинные и острые, как заточенные карандаши. Деревья осаждали полчища неистребимых сверчков, и воздух дрожал от скрежета. Трава под деревьями ближе к дорожке была аккуратно подстрижена, и с наклонных обочин виднелись рассаженные в беспорядке то ли азалии, то ли розалии, то ли еще какие-то рододендроны...
Пресса: На все руки
Наши архитекторы способны на всё: от конюшни до всепогодного горнолыжного курорта. Евгения Гершкович о проектах конноспортивного комплекса с гостиницей в "Пирогово" Николая Лызлова, административного комплекса для размещения территориальных налоговых инспекций Владимира Плоткина, бизнес-центра «Бенуа» Сергея Чобана и крытого развлекательного курорта «Фристайл Парк» Бориса Левянта.
Пресса: Дом у последней лунки
Поселок-курорт "Пирогово" — законодатель архитектурной моды Подмосковья — пополнился еще одним домом. По проекту архитектора Ярослава Ковальчука построен "Дом у последней лунки" — настоящий шедевр гольф-кантри-стиля. Перед архитектором стояла нелегкая задача — возвести дом таким образом, чтобы он привлекал внимание, но не доминировал над ландшафтом, оставив эту почетную роль зданию гольф-клуба "Пирогово".
Пресса: Лучшая русская архитектура
Курорт Пирогово получил специальный приз престижной итальянской премии Dedalo + Minosse. Эта премия вручается одновременно заказчику и архитектору (и названа в честь Дедала, легендарного строителя лабиринта на Крите, и царя Миноса). В роли Дедала выступил в этот раз архитектор Тотан Кузембаев, а в роли Миноса — хозяин курорта Пирогово Александр Ешков. По словам и того и другого, премия явилась для них полной неожиданностью
Пресса: Пространственные арабески
С июня по октябрь на территории элитного курорта «Пирогово» прошла выставка «Арабески», представлявшая собой подборку выполненных для него ещё не реализованных проектов. Впрочем, для некоторых из них уже подготовлен котлован, другие пока находятся на стадии концепции. Напомним, что курорт занимает всю территорию популярного и весьма престижного в советское время пансионата «Клязьминское водохранилище», построенного по приказу Хрущева на берегу так называемой Ухты бухты (название придумано в это веке).
Тотан Клязьминский
В Центральном Доме архитектора по приглашению Центра современной архитектуры (Ц:СА) прошла лекция бывшего «бумажника», мастера деревянных домов и домиков и просто замечательного художника, который несколько лет назад нашел «своего» заказчика – Тотана Кузембаева
Пресса: Архитектурное пространство Пирогова
Курорт Пирогово представляет выставку лучших проектов загородных домов. Их авторы – известные российские и зарубежные архитекторы. Для гостей Пирогова выставка "Арабеск(и)" открыта для просмотра до середины октября, то есть до окончания яхтенного сезона. Рассказывает корреспондент "Ъ-Дома" Клавдия Щур.
Пресса: Коллекция арабесок
Выставка "Арабеск(и)", подготовленная куратором Юрием Аввакумовым, открылась в эллинге для яхт на курорте Пирогово под Москвой, на берегу Клязьменского водохранилища. На выставке побывала Ольга Соболева.
Пресса: Будем скромнее
На примере элитного коттеджного поселка Пирогово архитекторы показывают, в каких домах должны жить богатые люди
Пресса: Коллекция курорта Пирогово
До 15 октября на территории курорта «Пирогово» будет проходить выставка «Арабеск(и)», представляющая лучшие проекты загородных домов известных архитекторов России и мира.
Арабески в эллинге
3 июня, в последний день «Арх Москвы» в пространстве эллинге «курорта Пирогово» открылась архитектурная выставка «Арабески», спроектированная Юрием Аввакумовым. Выставка продлится четыре месяца
Пресса: Рояль в кустах
Главные мастера неуместного в московской архитектуре Михаил Лабазов, Андрей Савин и Андрей Чельцов придумали для курорта Пирогово дом. Он похож на столичный европейский аэропорт, но поднимается из оврага. А вокруг ничего. Выглядит как явление из другого мира. А это коттедж на две семьи.
Пресса: Юрий Аввакумов: выставку я делаю так, как делал бы...
3 июня на территории курорта Пирогово откроется необычная выставка "Арабески", представляющая лучшие проекты загородных домов известных архитекторов России и мира. Организовал выставку Юрий Аввакумов – один из идеологов направления в отечественной архитектуре, получившего название "бумажная архитектура".
Пресса: Модный дом
Сегодня установился новый стандарт русского дома класса "люкс". Стандарт этот может вызывать сомнения, но вряд ли осмысленные – риэлтеры утверждают, что именно такой тип дома начиная с 2006 года определяется рынком как люксовый. Пирогово – место, где к этому стандарту добавляется еще одно: это должно быть произведение архитектуры.
Технологии и материалы
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Формула жилья
Гигантский квартал социального жилья «Байцзывань» по соседству с Центральным деловым районом Пекина для звездного китайского бюро MAD стал первым проектом подобного типа.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Пресса: Сергей Скуратов: «Садовые кварталы» — это зеркало...
В начале 2022 года была завершена застройка жилых корпусов «Садовых кварталов» — знакового для Москвы комплекса, строившегося более десяти лет. О том, что в проекте удалось, что не удалось, о радостях и трудностях совместной работы звезд архитектуры рассказал знаменитый архитектор Сергей Скуратов.