06.11.2013

Две стрелы

Конкурсный проект нового аэропорта Ростова-на-Дону, разработанный «Архитектурным бюро Асадова».

информация:


Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение

Итоги международного архитектурного конкурса на проект аэровокзального комплекса аэропорта «Южный» были подведены в Ростове-на-Дону 10 октября. Как уже сообщал Архи.ру, победителем в этом состязании стало английское бюро Twelve Architects. «Архитектурное бюро Асадова» заняло второе место, публикуем этот проект.

Это был конкурс именно архитектурных концепций, направленный на поиск здания-символа, достойного звания южных «небесных ворот» России. Как вспоминает Андрей Асадов, его команда с самого начала сделала ставку на образ простой и выразительный: по мнению архитекторов, аэропорт – это по определению крупная форма, которая и складываться должна из крупных и понятных элементов, которые одинаково хорошо считываются и с земли, и из иллюминатора заходящего на посадку самолета.

В первоначальном варианте проекта такими элементами стали пологие дуги-арки. Они переходили одна в другую, увязывая в единый организм кровлю, стены и развитый входной козырек, обращенный к пешеходной площади перед зданием аэропорта. Придуманное «Архитектурным бюро Асадова» хитросплетение арок получило высокую оценку жюри, выйдя сначала во второй тур состязания, а затем и в т.н. суперфинал, когда эксперты не смогли выбрать между российским и английским проектами и рекомендовали их авторам развить первоначальный замысел, т.е. фактически показать, на что еще они способны. В частности, команде Асадова эксперты настоятельно советовали несколько усилить экспрессию проекта, а также рассмотреть возможность создания крытого перехода к парковке личного транспорта, расположенной на противоположной стороне площади. Именно из этих замечаний и родился итоговый вариант аэропорта «Южный».
открыть большое изображение

«Нам показалось, что тянуть от аэропорта к паркингу обычный длинный навес – это слишком банально, поэтому мы придумали периметральный навес, плавно перетекающий в кровлю и обрамляющий ту часть площади, на которой расположен декоративный водоем с фонтанами», – поясняет Андрей Асадов. Этот водоем в плане имеет форму равностороннего треугольника, который своим основанием прилегает к зданию аэропорта, а противоположным углом обращен как раз к паркингу и проектируемому железнодорожному терминалу. Заключая его в элегантную «оправу» из тонких опор, поддерживающих пешеходные галереи, архитекторы тем самым многократно подчеркивают его геометрически совершенную форму. Так у российской команды родился образ «стрелы», которая на плане считывается мгновенно: в уменьшенном виде подобные указатели-треугольнички вообще очень характерны для инфографики аэропортов, где едва ли не самым важным является вопрос о том, в какую сторону нужно идти. В данном случае «стрела» со всей очевидностью указывает на город и пути сообщения с ним, поэтому архитекторы и назвали ее «земной», решив уравновесить «небесной». 
открыть большое изображение

Вторая «стрела», указывающая в направлении взлета, – это такой же равносторонний треугольник, только прорезает он уже не площадь перед зданием аэропорта, а его кровлю. «Небесная стрела» набрана из треугольных фонарей верхнего света – множества мелких стрелочек, ориентированных на взлетно-посадочную полосу. Их направление подчеркивает уклон кровли, которая плавно поднимается к зоне вылета. А для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей и перегрева здания, часть площади зенитных треугольников архитекторы предлагают отвести под размещение солнечных коллекторов.

В интерьере самого аэропорта тема стрел также обыграна. И если снаружи центральная часть кровли кажется собранной из прозрачных треугольных чешуек, то изнутри фонари оказываются эффектными конусами, словно приближающими небо к тем, кто вот-вот в него поднимется. Несущая часть кровли состоит из металлических перекрестных ферм, которые архитекторы предлагают декорировать объемными треугольниками акустических экранов. Эти панели «под дерево» тоже можно считать «стрелами», ведь указывают они вниз, на землю.
открыть большое изображение

Вообще стоит отметить, что введенная на этапе доработки проекта тема треугольников в итоге стала для него ключевой. Оболочку самого здания терминала архитекторы также собирают из треугольных модулей – наиболее жестких с точки зрения конструкций и одновременно геометрически гибких, т.е. позволяющих создавать выразительные многослойные поверхности. Комбинируя в рамках разработанной сетки витражи и сендвич-панели, авторы добиваются интересного визуального эффекта – фасады аэропорта словно вырезаны из бумаги и трепещут на степном ветру. Это ощущение многократно усилено за счет пластики кровли, которая поднимается не только к взлетному полю, но и к боковым фасадам здания, образуя то ли волну, то ли два гордо расправленных крыла.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Бирюков
  • Александр Бровкин
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Чобан
  • Арсений Леонович
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Георгий Трофимов
  • Карен Сапричян
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Переслегин
  • Сергей  Орешкин
  • Алексей Курков
  • Константин Ходнев
  • Иван Кожин
  • Антон Надточий
  • Шимон Матковски
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Селивохин
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Васильев
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Шапиро
  • Магда Кмита
  • Антон Бондаренко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Николай Миловидов
  • Никита Токарев
  • Лукаш Качмарчик
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Магда Чихонь
  • Зураб Басария
  • Петр Фонфара
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Сенкевич
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Антон Ладыгин
  • Наталья Сидорова
  • Олег Мединский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи