English version

Две стрелы

Конкурсный проект нового аэропорта Ростова-на-Дону, разработанный «Архитектурным бюро Асадова».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

06 Ноября 2013
mainImg
Архитектор:
Андрей Асадов
Проект:
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону
Россия, Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 270/1

Авторский коллектив:
А.Асадов, К.Шепета, Е.Дидоренко, А.Гераскина, при участии Т.Лебедевой, Ю.Шалетри, И.Шевченко

2013
Итоги международного архитектурного конкурса на проект аэровокзального комплекса аэропорта «Южный» были подведены в Ростове-на-Дону 10 октября. Как уже сообщал Архи.ру, победителем в этом состязании стало английское бюро Twelve Architects. «Архитектурное бюро Асадова» заняло второе место, публикуем этот проект.

Это был конкурс именно архитектурных концепций, направленный на поиск здания-символа, достойного звания южных «небесных ворот» России. Как вспоминает Андрей Асадов, его команда с самого начала сделала ставку на образ простой и выразительный: по мнению архитекторов, аэропорт – это по определению крупная форма, которая и складываться должна из крупных и понятных элементов, которые одинаково хорошо считываются и с земли, и из иллюминатора заходящего на посадку самолета.

В первоначальном варианте проекта такими элементами стали пологие дуги-арки. Они переходили одна в другую, увязывая в единый организм кровлю, стены и развитый входной козырек, обращенный к пешеходной площади перед зданием аэропорта. Придуманное «Архитектурным бюро Асадова» хитросплетение арок получило высокую оценку жюри, выйдя сначала во второй тур состязания, а затем и в т.н. суперфинал, когда эксперты не смогли выбрать между российским и английским проектами и рекомендовали их авторам развить первоначальный замысел, т.е. фактически показать, на что еще они способны. В частности, команде Асадова эксперты настоятельно советовали несколько усилить экспрессию проекта, а также рассмотреть возможность создания крытого перехода к парковке личного транспорта, расположенной на противоположной стороне площади. Именно из этих замечаний и родился итоговый вариант аэропорта «Южный».
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова

«Нам показалось, что тянуть от аэропорта к паркингу обычный длинный навес – это слишком банально, поэтому мы придумали периметральный навес, плавно перетекающий в кровлю и обрамляющий ту часть площади, на которой расположен декоративный водоем с фонтанами», – поясняет Андрей Асадов. Этот водоем в плане имеет форму равностороннего треугольника, который своим основанием прилегает к зданию аэропорта, а противоположным углом обращен как раз к паркингу и проектируемому железнодорожному терминалу. Заключая его в элегантную «оправу» из тонких опор, поддерживающих пешеходные галереи, архитекторы тем самым многократно подчеркивают его геометрически совершенную форму. Так у российской команды родился образ «стрелы», которая на плане считывается мгновенно: в уменьшенном виде подобные указатели-треугольнички вообще очень характерны для инфографики аэропортов, где едва ли не самым важным является вопрос о том, в какую сторону нужно идти. В данном случае «стрела» со всей очевидностью указывает на город и пути сообщения с ним, поэтому архитекторы и назвали ее «земной», решив уравновесить «небесной». 

Вторая «стрела», указывающая в направлении взлета, – это такой же равносторонний треугольник, только прорезает он уже не площадь перед зданием аэропорта, а его кровлю. «Небесная стрела» набрана из треугольных фонарей верхнего света – множества мелких стрелочек, ориентированных на взлетно-посадочную полосу. Их направление подчеркивает уклон кровли, которая плавно поднимается к зоне вылета. А для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей и перегрева здания, часть площади зенитных треугольников архитекторы предлагают отвести под размещение солнечных коллекторов.

В интерьере самого аэропорта тема стрел также обыграна. И если снаружи центральная часть кровли кажется собранной из прозрачных треугольных чешуек, то изнутри фонари оказываются эффектными конусами, словно приближающими небо к тем, кто вот-вот в него поднимется. Несущая часть кровли состоит из металлических перекрестных ферм, которые архитекторы предлагают декорировать объемными треугольниками акустических экранов. Эти панели «под дерево» тоже можно считать «стрелами», ведь указывают они вниз, на землю.

Вообще стоит отметить, что введенная на этапе доработки проекта тема треугольников в итоге стала для него ключевой. Оболочку самого здания терминала архитекторы также собирают из треугольных модулей – наиболее жестких с точки зрения конструкций и одновременно геометрически гибких, т.е. позволяющих создавать выразительные многослойные поверхности. Комбинируя в рамках разработанной сетки витражи и сендвич-панели, авторы добиваются интересного визуального эффекта – фасады аэропорта словно вырезаны из бумаги и трепещут на степном ветру. Это ощущение многократно усилено за счет пластики кровли, которая поднимается не только к взлетному полю, но и к боковым фасадам здания, образуя то ли волну, то ли два гордо расправленных крыла.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова


Архитектор:
Андрей Асадов
Проект:
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону
Россия, Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 270/1

Авторский коллектив:
А.Асадов, К.Шепета, Е.Дидоренко, А.Гераскина, при участии Т.Лебедевой, Ю.Шалетри, И.Шевченко

2013

06 Ноября 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Парк в зоне турбулентности
Конкурсный проект аэропорта «Южный» бюро Totement/Paper: архитекторы сделали акцент на организации движения по аэропорту, проложив вдоль парка, предусмотренного программой конкурса, сеть крытых пешеходных галерей.
Пресса: Как будет выглядеть аэропорт "Южный", в Ростове так...
На прошедшей неделе предполагалось определить проект, по которому в Ростовской области будут возводить терминал международного аэропорта Южный хаб. Но финальной точки не получилось. Эксперты не сошлись во мнениях, а потому состязание архитекторов и оригинальных идей продолжается.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.