06.11.2013

Две стрелы

Конкурсный проект нового аэропорта Ростова-на-Дону, разработанный «Архитектурным бюро Асадова».

информация:


Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение

Итоги международного архитектурного конкурса на проект аэровокзального комплекса аэропорта «Южный» были подведены в Ростове-на-Дону 10 октября. Как уже сообщал Архи.ру, победителем в этом состязании стало английское бюро Twelve Architects. «Архитектурное бюро Асадова» заняло второе место, публикуем этот проект.

Это был конкурс именно архитектурных концепций, направленный на поиск здания-символа, достойного звания южных «небесных ворот» России. Как вспоминает Андрей Асадов, его команда с самого начала сделала ставку на образ простой и выразительный: по мнению архитекторов, аэропорт – это по определению крупная форма, которая и складываться должна из крупных и понятных элементов, которые одинаково хорошо считываются и с земли, и из иллюминатора заходящего на посадку самолета.

В первоначальном варианте проекта такими элементами стали пологие дуги-арки. Они переходили одна в другую, увязывая в единый организм кровлю, стены и развитый входной козырек, обращенный к пешеходной площади перед зданием аэропорта. Придуманное «Архитектурным бюро Асадова» хитросплетение арок получило высокую оценку жюри, выйдя сначала во второй тур состязания, а затем и в т.н. суперфинал, когда эксперты не смогли выбрать между российским и английским проектами и рекомендовали их авторам развить первоначальный замысел, т.е. фактически показать, на что еще они способны. В частности, команде Асадова эксперты настоятельно советовали несколько усилить экспрессию проекта, а также рассмотреть возможность создания крытого перехода к парковке личного транспорта, расположенной на противоположной стороне площади. Именно из этих замечаний и родился итоговый вариант аэропорта «Южный».
открыть большое изображение

«Нам показалось, что тянуть от аэропорта к паркингу обычный длинный навес – это слишком банально, поэтому мы придумали периметральный навес, плавно перетекающий в кровлю и обрамляющий ту часть площади, на которой расположен декоративный водоем с фонтанами», – поясняет Андрей Асадов. Этот водоем в плане имеет форму равностороннего треугольника, который своим основанием прилегает к зданию аэропорта, а противоположным углом обращен как раз к паркингу и проектируемому железнодорожному терминалу. Заключая его в элегантную «оправу» из тонких опор, поддерживающих пешеходные галереи, архитекторы тем самым многократно подчеркивают его геометрически совершенную форму. Так у российской команды родился образ «стрелы», которая на плане считывается мгновенно: в уменьшенном виде подобные указатели-треугольнички вообще очень характерны для инфографики аэропортов, где едва ли не самым важным является вопрос о том, в какую сторону нужно идти. В данном случае «стрела» со всей очевидностью указывает на город и пути сообщения с ним, поэтому архитекторы и назвали ее «земной», решив уравновесить «небесной». 
открыть большое изображение

Вторая «стрела», указывающая в направлении взлета, – это такой же равносторонний треугольник, только прорезает он уже не площадь перед зданием аэропорта, а его кровлю. «Небесная стрела» набрана из треугольных фонарей верхнего света – множества мелких стрелочек, ориентированных на взлетно-посадочную полосу. Их направление подчеркивает уклон кровли, которая плавно поднимается к зоне вылета. А для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей и перегрева здания, часть площади зенитных треугольников архитекторы предлагают отвести под размещение солнечных коллекторов.

В интерьере самого аэропорта тема стрел также обыграна. И если снаружи центральная часть кровли кажется собранной из прозрачных треугольных чешуек, то изнутри фонари оказываются эффектными конусами, словно приближающими небо к тем, кто вот-вот в него поднимется. Несущая часть кровли состоит из металлических перекрестных ферм, которые архитекторы предлагают декорировать объемными треугольниками акустических экранов. Эти панели «под дерево» тоже можно считать «стрелами», ведь указывают они вниз, на землю.
открыть большое изображение

Вообще стоит отметить, что введенная на этапе доработки проекта тема треугольников в итоге стала для него ключевой. Оболочку самого здания терминала архитекторы также собирают из треугольных модулей – наиболее жестких с точки зрения конструкций и одновременно геометрически гибких, т.е. позволяющих создавать выразительные многослойные поверхности. Комбинируя в рамках разработанной сетки витражи и сендвич-панели, авторы добиваются интересного визуального эффекта – фасады аэропорта словно вырезаны из бумаги и трепещут на степном ветру. Это ощущение многократно усилено за счет пластики кровли, которая поднимается не только к взлетному полю, но и к боковым фасадам здания, образуя то ли волну, то ли два гордо расправленных крыла.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Александра Кузьмина
  • Сергей  Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых
  • Николай Переслегин
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Иванов
  • Наталия Шилова
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Карен Сапричян
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Романов
  • Олег Мединский
  • Александр Скокан
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Скуратов
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Валерий Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Никита Токарев
  • Наталья Сидорова
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Грень
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Юлия Тряскина
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Бирюков
  • Тотан Кузембаев
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин
  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Павел Андреев
  • Александр Бровкин
  • Николай Миловидов
  • Зураб Басария
  • Шимон Матковски
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Сергей Труханов
  • Владимир Биндеман
  • Олег Шапиро
  • Магда Кмита
  • Дмитрий Ликин
  • Георгий Трофимов
  • Юлий Борисов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи