Конкурсный проект нового аэропорта Ростова-на-Дону, разработанный «Архитектурным бюро Асадова».
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Итоги международного архитектурного конкурса на проект аэровокзального комплекса аэропорта «Южный» были подведены в Ростове-на-Дону 10 октября. Как уже сообщал Архи.ру, победителем в этом состязании стало английское бюро Twelve Architects. «Архитектурное бюро Асадова» заняло второе место, публикуем этот проект.
Это был конкурс именно архитектурных концепций, направленный на поиск здания-символа, достойного звания южных «небесных ворот» России. Как вспоминает Андрей Асадов, его команда с самого начала сделала ставку на образ простой и выразительный: по мнению архитекторов, аэропорт – это по определению крупная форма, которая и складываться должна из крупных и понятных элементов, которые одинаково хорошо считываются и с земли, и из иллюминатора заходящего на посадку самолета.
В первоначальном варианте проекта такими элементами стали пологие дуги-арки. Они переходили одна в другую, увязывая в единый организм кровлю, стены и развитый входной козырек, обращенный к пешеходной площади перед зданием аэропорта. Придуманное «Архитектурным бюро Асадова» хитросплетение арок получило высокую оценку жюри, выйдя сначала во второй тур состязания, а затем и в т.н. суперфинал, когда эксперты не смогли выбрать между российским и английским проектами и рекомендовали их авторам развить первоначальный замысел, т.е. фактически показать, на что еще они способны. В частности, команде Асадова эксперты настоятельно советовали несколько усилить экспрессию проекта, а также рассмотреть возможность создания крытого перехода к парковке личного транспорта, расположенной на противоположной стороне площади. Именно из этих замечаний и родился итоговый вариант аэропорта «Южный».
«Нам показалось, что тянуть от аэропорта к паркингу обычный длинный навес – это слишком банально, поэтому мы придумали периметральный навес, плавно перетекающий в кровлю и обрамляющий ту часть площади, на которой расположен декоративный водоем с фонтанами», – поясняет Андрей Асадов. Этот водоем в плане имеет форму равностороннего треугольника, который своим основанием прилегает к зданию аэропорта, а противоположным углом обращен как раз к паркингу и проектируемому железнодорожному терминалу. Заключая его в элегантную «оправу» из тонких опор, поддерживающих пешеходные галереи, архитекторы тем самым многократно подчеркивают его геометрически совершенную форму. Так у российской команды родился образ «стрелы», которая на плане считывается мгновенно: в уменьшенном виде подобные указатели-треугольнички вообще очень характерны для инфографики аэропортов, где едва ли не самым важным является вопрос о том, в какую сторону нужно идти. В данном случае «стрела» со всей очевидностью указывает на город и пути сообщения с ним, поэтому архитекторы и назвали ее «земной», решив уравновесить «небесной».
Вторая «стрела», указывающая в направлении взлета, – это такой же равносторонний треугольник, только прорезает он уже не площадь перед зданием аэропорта, а его кровлю. «Небесная стрела» набрана из треугольных фонарей верхнего света – множества мелких стрелочек, ориентированных на взлетно-посадочную полосу. Их направление подчеркивает уклон кровли, которая плавно поднимается к зоне вылета. А для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей и перегрева здания, часть площади зенитных треугольников архитекторы предлагают отвести под размещение солнечных коллекторов.
В интерьере самого аэропорта тема стрел также обыграна. И если снаружи центральная часть кровли кажется собранной из прозрачных треугольных чешуек, то изнутри фонари оказываются эффектными конусами, словно приближающими небо к тем, кто вот-вот в него поднимется. Несущая часть кровли состоит из металлических перекрестных ферм, которые архитекторы предлагают декорировать объемными треугольниками акустических экранов. Эти панели «под дерево» тоже можно считать «стрелами», ведь указывают они вниз, на землю.
Вообще стоит отметить, что введенная на этапе доработки проекта тема треугольников в итоге стала для него ключевой. Оболочку самого здания терминала архитекторы также собирают из треугольных модулей – наиболее жестких с точки зрения конструкций и одновременно геометрически гибких, т.е. позволяющих создавать выразительные многослойные поверхности. Комбинируя в рамках разработанной сетки витражи и сендвич-панели, авторы добиваются интересного визуального эффекта – фасады аэропорта словно вырезаны из бумаги и трепещут на степном ветру. Это ощущение многократно усилено за счет пластики кровли, которая поднимается не только к взлетному полю, но и к боковым фасадам здания, образуя то ли волну, то ли два гордо расправленных крыла.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Южный» в г. Ростове-на-Дону © Архитектурное бюро Асадова
|