Перемены коснулись не только архитектурного образа будущего КВЦ, но и решений генплана. Напомним, комплекс будет построен в Пушкинском районе Санкт-Петербурга на землях бывшего совхоза «Шушары»: расположенный в 10 минутах езды от аэропорта «Пулково», этот участок граничит с Петербургским шоссе, Пулковским водохранилищем и жилой застройкой совхоза. Понятно, что с точки зрения успешного развития выставочного бизнеса самым важным соседством является близость к международному аэропорту, поэтому парадная часть комплекса по-прежнему ориентирована на автостраду. А вот то, как используется основная территория, архитекторы в корне переосмыслили.
Прежде всего, более тщательно была продумана транспортная инфраструктура будущего «Экспофорума». Если раньше архитекторы размещали павильоны и конгресс-центр на квадратном в плане участке, который одним своим краем фактически «заезжал» на береговую зону водохранилища, вызывая закономерные вопросы, то теперь участок приобрел форму сглаженной трапеции, границами которой выступают автодороги. На территорию КВЦ ведут два полноценных заезда – с юго-восточной и северной сторон участка, причем северное пересечение с Петербургским шоссе более развито и представляет собой внушительную транспортную развязку, поскольку с этой стороны расположится выезд из главной 2-х уровневой автостоянки. Предусмотрели архитекторы и круговую развязку с обратной стороны комплекса – она позволит более эффективно разводить потоки машин, направляющихся в разные корпуса «Экспофорума».
В корне изменилась и композиция самого комплекса. В первоначальном варианте проекта под организацию общественно-рекреационного пространства отводилась добрая треть участка – фактически вся кровля подземной парковки рассматривалась как место для проведения массовых уличных мероприятий с возможностью экспонирования здесь самолетов или машин. Но посмотрев на эту идею более трезвым взглядом, архитекторы признали, что петербургский климат не очень-то располагает к частому проведению тех же авиа- или автосалонов, поэтому теперь участок застраивается практически полностью и вместо гигантского плаца, открытого всем ветрам здесь возникает система защищенных площадей, двориков и внутренних улочек. Центральной осью композиции остается крытый пешеходный пассаж, однако теперь корпуса КВЦ равномерно распределены по обе стороны от него, так что в плане «Экспофорум» напоминает схематично изображенное дерево, от ствола которого в обе стороны раскинулись ветви.
Что касается функций, то здесь проект особых изменений не претрепел. В состав «Экспофорума» по-прежнему входят выставочный, конгресс и бизнес-центры, гостиницы категории 3 и 4 звезды, а также транспортно-экспедиторский узел и объекты инженерной инфраструктуры, без которых запустить столь масштабный организм не представляется возможным. Конгресс-центр, гостиницы и два бизнес-центра объединены и выведены на первую линию застройки – это, можно сказать, величественная крона того самого дерева, главный фасад всего «Экспофорума», то его лицо, которое будут видеть все подъезжающие по Петербургскому шоссе посетители. За ним в два ряда, перпендикулярно, выстроились выставочные павильоны. «По большому счету это ангары, потому что ничего более эффективного для выставочного бизнеса до сих пор придумано не было, - комментирует Евгений Герасимов. – Единственное новшество, которое мы внесли, так что разбили их на отдельные сегменты. Раньше это были очень большие ангары, теперь их площадь уменьшилась, а количество увеличилось». Аналогичным образом было раздроблено и здание «змеи» из первоначального проекта: каждый объект первой линии может функционировать отдельно – это позволяет и очередность строительства сделать максимально удобной для инвестора, и впоследствии обеспечить более экономичную эксплуатацию. Кстати, об очередности: сначала будут построены объекты первой линии и три выставочных павильона из шести, а наземная парковка разместится на территории, которая позже будет отдана под строительство еще трех павильонов (и тогда машины переместятся под землю).
И если раньше к шоссе этот фасад был обращен всеми цветами радуги, то теперь комплекс решен совсем иначе. Здесь хоть и фигурирует та же золотистая оболочка, архитекторы из сплошного покрытия превращают ее в сетку с ячейками самого разного размера. Причем это не жесткая ортогональная сетка – каждая ячейка имеет скругленные, словно оплавленные углы (на одном из фасадов они даже постепенно трансформируются в полностью круглые окна), что смягчает лаконичную геометрию корпусов и придает им очевидное сходство с перфокартами. Найденная архитекторами тема одновременно и выигрышно ненавязчива, и тематически более чем уместна для зданий, предназначенных демонстрировать достижения в сфере высоких технологий.
Сохранилась в проекте и арка, правда, если раньше она была сквозной и выполняла роль входных ворот на территорию «Экспофорума», то теперь характерную параболическую форму приобрел козырек северного входа. Он воспринимается как золотистый парус, концы которого притянуты к земле, а основное полотнище расправлено порывистым петербургским ветром.
Для другого фасада архитекторы также выбрали золотисто-янтарный оттенок. По словам Евгения Герасимова, в пользу однотонного решения нашлось сразу несколько важных аргументов. С одной стороны, нужен был какой-то более спокойный тон, «собирающий» воедино композицию из разрозненных объемов и при этом не создающий ощущения мельтешения и «заставленности». Во-вторых, именно такой тон идеально подошел для вплетения в образ комплекса «эха» классической архитектуры Петербурга – фотографии его самых знаменитых сооружений будут нанесены методом фотопечати на керамические панели фасадов выставочных павильонов. Фактически весь фасад здесь превратится в гигантский холст, разбитый чуть более прозрачными вертикалями галерей-переходов на отдельные сегменты, на каждый из которых нанесен свой сюжет. Есть здесь и Медный всадник, и Дворцовый мост, и арка Генштаба – при движении по шоссе они будут сменять друг друга как кадры немого кино, или, что, пожалуй, даже более привычно для Петербурга, полотна в выставочном зале. В пользу ассоциации с музеем, конечно, служит и выбранный цвет облицовки – чем не позолоченная рама произведения живописи, но, с другой стороны, изображения, нанесенные на керамические панели, приобретают характерный оттенок слегка затуманенной сепии, какая чаще всего встречается именно на старых фото- и кинокадрах.