English version

Брус, бревно, стекло

Получив заказ на проектирование бревенчатого дома, архитектор Роман Леонидов построил в коттедж, в котором образ традиционной избы переосмыслен в русле современных представлений о компоновке и развитии загородного жилья.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

20 Февраля 2013
mainImg
Архитектор:
Роман Леонидов
Проект:
Частный загородный дом Locomotion-1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Леонидов Р., Алексеев А., Осташко В. (ГИП)

2011 — 2012 / 2012 — 2012
Свои пожелания к будущему жилищу заказчик сразу определил очень четко: это должен быть бревенчатый, но современный дом. Причем под современным клиент подразумевал не только архитектурную стилистику сооружения, но и его планировку – в частности, центром внутренней жизни должно было стать светлое многофункциональное пространство, а снаружи дом необходимо было дополнить гаражом, просторными террасами и бассейном. «Задача сразу показалась мне интересной, поскольку заказчик был искренне очарован стилистикой бревенчатых домов, но к собственному жилью выдвигал требования, с типологией избы в принципе не совместимые, – рассказывает Роман Леонидов. – Для того, чтобы воплотить эти пожелания в реальность, нам пришлось разработать необычную конструктивную схему и очень тщательно подойти к вопросу планировки дома».

В плане дом представляет собой довольно сложную фигуру – положенную на бок букву «S», которая образована прямоугольниками разных по площади назначению помещений. Центральным пространством первого этажа, как и хотел заказчик, становится огромная гостиная-столовая, через которую можно попасть в кабинет, гостевую комнату, сауну, а также на лестницу, ведущую на второй этаж. Верхний уровень отведен под личные помещения хозяев – спальню, гардеробную, детскую, а также бильярдную и библиотеку. К длинной перекладине буквы «S», ориентированной по оси восток-запад, присоединен еще один перпендикулярный «хвостик» – гараж и объединяющая два объема входная зона. Крыльцо и аппендикс гаража обращены на север, а большая часть внутренних помещений ориентирована на южную сторону, с которой архитекторы пристраивают к дому несколько больших террас, а между ними вписывают открытый бассейн.

Интересно, что террасы получают комнаты не только первого этажа, но и второго – широкие балконы поддержаны деревянными опорами квадратного сечения. Эти предельно лаконичные конструкции особенно бросаются в глаза на контрасте с оцилиндрованным бревном большого диаметра, из которого сложены стены самого дома. Наверно, они смотрелись бы совсем чужеродно друг другу, если бы не витражи окон, максимально открывающие дом дневному свету и солнцу. Остекленные плоскости настолько масштабны, что визуально вытесняют брутальные бревенчатые стены – одного взгляда на фасады дома достаточно, чтобы понять, что сложенные в обло бревна играют здесь отнюдь не главную конструктивную роль. Впрочем, это и не декорация – все по-честному, как говорит Роман Леонидов, просто сруб в данном случае стал лишь частью конструктивной схемы. Фактически архитектор взял традиционную избу и увеличил ее до размеров, позволяющих беспрепятственно вместить все нужные заказчику функции.

Стены были раздвинуты с помощью каркаса из вертикальных и горизонтальных балок. Выполненные из бруса, они образуют решетку, ячейки которой архитектор заполняет либо витражами, либо тем же деревом. В результате на фасадах, выполненных из одного материала, встречаются совершенно разные фактуры – объемные выпуклые бревна с выпущенными концами неожиданно сменяются плоской поверхностью бруса, которую Леонидов камуфлирует тонкой рейкой. Именно такой вертикальной штриховкой оформлено подкровельное пространство – это визуально отделяет традиционную двухскатную кровлю от традиционной же бревенчатой стены и тем самым еще больше усиливает ощущение, возникшее в самом начале: изба, ставшая прототипом для этого дома, была расщеплена на отдельные составляющие, с которыми архитектор обошелся более чем вольно. В подтверждение этого Леонидов делает отдельную кровлю для той части дома, в которой расположены спальни и есть мансарда: развитые выносы надежно защищают террасы от полуденного солнца, а высокий конек придает этому насквозь современному объему архетипичную внешность.

И если южная сторона гостиной сделана полностью прозрачной, то на север, к главному входу и проходящей неподалеку дороге, архитектор обращает фасад-ширму. С одной стороны, Леонидову не хотелось делать эту часть коттеджа глухой, с другой он должен был защитить главное пространство дома от случайных взглядов с улицы. Решение было найдено нетривиальное: вот как архитектор раздвигает с помощью каркаса обычный пятистенок, так же он раздвигает бревна отдельно взятой стены, заменяя часть цилиндров на прозрачные вставки. Эти остекленные полоски получают разную ширину, благодаря чему стена превращается в затейливый пазл, сквозь который просвечивает зелень, окружающая дом с противоположной стороны, а в темное время суток мелькают огни чужого быта, не нарушая его приватность.

Сознательно избегая стилизаций, Роман Леонидов сделал ставку на преемственность использования архитектурных элементов, свойственных деревенским постройкам прошлого, и, следуя вкусовым предпочтениям заказчика, функциональной программе и желанию максимально объединить экстерьер и интерьер, построил дом, в котором черты традиционных бревенчатых сооружений органично сплелись с художественными и конструктивными приемами современного зодчества.

План первого этажа
План второго этажа
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова


Архитектор:
Роман Леонидов
Проект:
Частный загородный дом Locomotion-1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Леонидов Р., Алексеев А., Осташко В. (ГИП)

2011 — 2012 / 2012 — 2012

20 Февраля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.