Брус, бревно, стекло

Получив заказ на проектирование бревенчатого дома, архитектор Роман Леонидов построил в коттедж, в котором образ традиционной избы переосмыслен в русле современных представлений о компоновке и развитии загородного жилья.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

20 Февраля 2013
mainImg

Архитектор:

Роман Леонидов

Проект:

Частный загородный дом Locomotion-1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Леонидов Р., Алексеев А., Осташко В. (ГИП)

2012
Свои пожелания к будущему жилищу заказчик сразу определил очень четко: это должен быть бревенчатый, но современный дом. Причем под современным клиент подразумевал не только архитектурную стилистику сооружения, но и его планировку – в частности, центром внутренней жизни должно было стать светлое многофункциональное пространство, а снаружи дом необходимо было дополнить гаражом, просторными террасами и бассейном. «Задача сразу показалась мне интересной, поскольку заказчик был искренне очарован стилистикой бревенчатых домов, но к собственному жилью выдвигал требования, с типологией избы в принципе не совместимые, – рассказывает Роман Леонидов. – Для того, чтобы воплотить эти пожелания в реальность, нам пришлось разработать необычную конструктивную схему и очень тщательно подойти к вопросу планировки дома».

В плане дом представляет собой довольно сложную фигуру – положенную на бок букву «S», которая образована прямоугольниками разных по площади назначению помещений. Центральным пространством первого этажа, как и хотел заказчик, становится огромная гостиная-столовая, через которую можно попасть в кабинет, гостевую комнату, сауну, а также на лестницу, ведущую на второй этаж. Верхний уровень отведен под личные помещения хозяев – спальню, гардеробную, детскую, а также бильярдную и библиотеку. К длинной перекладине буквы «S», ориентированной по оси восток-запад, присоединен еще один перпендикулярный «хвостик» – гараж и объединяющая два объема входная зона. Крыльцо и аппендикс гаража обращены на север, а большая часть внутренних помещений ориентирована на южную сторону, с которой архитекторы пристраивают к дому несколько больших террас, а между ними вписывают открытый бассейн.

Интересно, что террасы получают комнаты не только первого этажа, но и второго – широкие балконы поддержаны деревянными опорами квадратного сечения. Эти предельно лаконичные конструкции особенно бросаются в глаза на контрасте с оцилиндрованным бревном большого диаметра, из которого сложены стены самого дома. Наверно, они смотрелись бы совсем чужеродно друг другу, если бы не витражи окон, максимально открывающие дом дневному свету и солнцу. Остекленные плоскости настолько масштабны, что визуально вытесняют брутальные бревенчатые стены – одного взгляда на фасады дома достаточно, чтобы понять, что сложенные в обло бревна играют здесь отнюдь не главную конструктивную роль. Впрочем, это и не декорация – все по-честному, как говорит Роман Леонидов, просто сруб в данном случае стал лишь частью конструктивной схемы. Фактически архитектор взял традиционную избу и увеличил ее до размеров, позволяющих беспрепятственно вместить все нужные заказчику функции.

Стены были раздвинуты с помощью каркаса из вертикальных и горизонтальных балок. Выполненные из бруса, они образуют решетку, ячейки которой архитектор заполняет либо витражами, либо тем же деревом. В результате на фасадах, выполненных из одного материала, встречаются совершенно разные фактуры – объемные выпуклые бревна с выпущенными концами неожиданно сменяются плоской поверхностью бруса, которую Леонидов камуфлирует тонкой рейкой. Именно такой вертикальной штриховкой оформлено подкровельное пространство – это визуально отделяет традиционную двухскатную кровлю от традиционной же бревенчатой стены и тем самым еще больше усиливает ощущение, возникшее в самом начале: изба, ставшая прототипом для этого дома, была расщеплена на отдельные составляющие, с которыми архитектор обошелся более чем вольно. В подтверждение этого Леонидов делает отдельную кровлю для той части дома, в которой расположены спальни и есть мансарда: развитые выносы надежно защищают террасы от полуденного солнца, а высокий конек придает этому насквозь современному объему архетипичную внешность.

И если южная сторона гостиной сделана полностью прозрачной, то на север, к главному входу и проходящей неподалеку дороге, архитектор обращает фасад-ширму. С одной стороны, Леонидову не хотелось делать эту часть коттеджа глухой, с другой он должен был защитить главное пространство дома от случайных взглядов с улицы. Решение было найдено нетривиальное: вот как архитектор раздвигает с помощью каркаса обычный пятистенок, так же он раздвигает бревна отдельно взятой стены, заменяя часть цилиндров на прозрачные вставки. Эти остекленные полоски получают разную ширину, благодаря чему стена превращается в затейливый пазл, сквозь который просвечивает зелень, окружающая дом с противоположной стороны, а в темное время суток мелькают огни чужого быта, не нарушая его приватность.

Сознательно избегая стилизаций, Роман Леонидов сделал ставку на преемственность использования архитектурных элементов, свойственных деревенским постройкам прошлого, и, следуя вкусовым предпочтениям заказчика, функциональной программе и желанию максимально объединить экстерьер и интерьер, построил дом, в котором черты традиционных бревенчатых сооружений органично сплелись с художественными и конструктивными приемами современного зодчества.

План первого этажа
План второго этажа
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
Частный загородный дом Locomotion-1 © Архитектурное бюро Романа Леонидова


Архитектор:

Роман Леонидов

Проект:

Частный загородный дом Locomotion-1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Леонидов Р., Алексеев А., Осташко В. (ГИП)

2012

20 Февраля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.