Предварительно был объявлен конкурс владельцев и участков, а также конкурс молодых архитекторов. Условием для владельцев были привлекательные видовые характеристики участка, а главное – согласие владельца на публичность процесса проектирования. Молодым архитекторам для определения их уровня было предложено тестовое задание. Из поступивших от владельцев заявок Роман Леонидов выбрал трех финалистов: из Киева, с Урала и из стародачного подмосковного поселка. Из молодых авторов в финал прошли Павел и Вероника из Москвы и Александр из Екатеринбурга.
Во время увлекательного стрима состоялось финальное соревнование, причем победителей выбирала аудитория. Роман Леонидов представил участников, рассказал об участках, а молодые архитекторы держали мотивационную трехминутную речь. Любопытным было испытание для молодых архитекторов, которое придумал Роман Леонидов. Он задавал им вопросы как бы от имени заказчика, а они должны были быстро реагировать, молчание и паузы в таком диалоге со стороны архитектора равносильны потере клиента, предупредил мэтр. Большинство голосов аудитории достались архитектору Александру Чечулину, который транслировал эмпатию и позитивный настрой. Более сдержанные, менее многословные участники заняли второе и третье места. Победителем среди владельцев участка стал житель Урала. Позже выяснилось, что к слишком большой открытости он не готов, и в игру вступил Андрей, владелец участка из Киева, занявший второе место.
Стрим. Выбор участников проекта
К моменту интервью с Романом Леонидовым работа над домом под Киевом уже началась и вышло два ролика, демонстрирующие совещания с заказчиком и работу над проектом. Здесь можно посмотреть первое совещание с архитектором.
Это очень интересно, потому что зрители не просто видят лица и слушают комментарии, а одновременно наблюдают чертежи молодого автора, которые Роман Леонидов на наших глазах исправляет цветными фломастерами, обосновывая свои замечания.
Совещание с архитектором №2
Лично я узнала массу полезной информации о проектировании загородного дома только из двух роликов. Честно говоря, мне даже показался излишне щедрым такой формат. Не знаю, приведет ли он к более частому приглашению архитектора на проект загородного дома, но к повышению грамотности архитекторов, культуры владельцев и эстетического уровня частного дома в России приведет точно.
Роман Леонидов о проекте «Построй свой дом»
Вы – известный архитектор, многого достигли. Казалось бы, можете почивать на лаврах. Откуда вдруг новый формат?
Главная цель – образовательная. После того как я проведу один-два проекта на своем youtube-канале, я смогу новичков, поступающих в мое бюро, направлять туда учиться, а не объяснять им по сто раз одно и то же. Вторая цель – ответить на вызов аудитории моего youtube-канала, что якобы большие архитекторы не работают с простым народом. Работают. Третья цель: так я нахожу сотрудников для бюро.
Вы предвосхитили мой следующий вопрос. В прошедшем стриме интернет-аудитория выбирала одного архитектора из трех финалистов. А что будет с теми, кто не выиграл?
Из тех, кто попал в финал, не все становятся победителями, но, поскольку они, двигаясь к финалу, уже прошли строгий отбор, они поступают на работу ко мне в бюро. Я убиваю много зайцев одним выстрелом. Понятно, что я трачу огромное количество времени: это реальный проект с реальным заказчиком и молодым архитектором, которого надо учить. Каждую неделю мы проводим совещания, ведем реальную работу, по результатам снимаем ролик и выкладываем на канал.
Заказчик за проект платит?
Нет, для заказчика это бесплатно. Поэтому я пытаюсь собрать какие-то деньги на канале и ищу информационной поддержки.
Почему выбран именно формат критического разбора проекта молодого архитектора?
Это в каком-то смысле игра на публику. Я заметил: как только вбрасываешь какой-то скандальный сюжетец, например, жестко разбираешь чей-то проект, количество просмотров растет «свечой». Как только анализируешь работы призёров какой-либо премии, это никому не интересно. Поэтому я нашел форму, в которой можно объединить некий «негатив» (в данном случае, за счет молодого архитектора, проект которого безжалостно разбирается, но архитектор заранее на это согласен, чтобы чему-то научиться) и позитив – очередной шедевр, который выйдет из моей мастерской.
Откуда у вас навыки коучинга? От природы?
Нет, благоприобретенные, выработанные практикой. Как только ты берешь в помощники хотя бы одного человека, ты превращаешься в учителя. Я специально не готовлюсь к передачам, а импровизирую, подстраиваюсь под обстоятельства.
Вы начали проект со стрима с представлением участников, выбором архитектора и владельца участка, ответом на вопросы аудитории.Трудно было вести стрим?
Нет, гораздо проще, чем снимать видео, а потом заниматься монтажом. Когда я веду стрим, я контролирую ситуацию, а когда нас трое на совещании, это уже сложнее. Длинных стримов больше не будет. Я буду делать запись наших совещаний, а потом выкладывать ролик представляющий собой выжимку из работы над проектом.
Многодельный у вас формат!
Да, зато я получаю тему на несколько лет вперед. Сейчас для участка в Киеве мы делаем эскизник, потом будет рабочий проект, затем начнется стройка. А по окончании стройки может получиться документальный фильм. Моя дочь – талантливый режиссер-документалист, она соберет из этого что-нибудь.
Вы не боитесь раскрывать профессиональные секреты? Ведь процесс проектирования и строительства дома теперь увидит вся страна. Абсолютно не боюсь. Мозг устроен так, что скопировать это невозможно.
И все-таки, наверное, это большие энергозатраты: проектирование, обучение молодого коллеги, общение с заказчиком, да еще и забота о публике. Актеры теряют 5 кг за один спектакль...
Именно. Держать аудиторию и одновременно проектировать очень тяжело. Но я получаю огромное удовольствие. Аудитория растет. Я также продолжаю делать ролики с авторских надзоров своих строящихся объектов, которые доступны для просмотра на моем канале.
Плейлист проекта «Построй СВОЙ дом»