English version

Мёд и медь

Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

18 Февраля 2020
mainImg
Архитектор:
Роман Леонидов
Проект:
Cool house
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Роман Леонидов, Павел Сороковов

2015 — 2015 / 2015 — 2019
Название Cool House связано не с холодным цветом меди, просто первое слово – часть фамилии заказчика. Дом для семьи топ-менеджера с двумя детьми находится в самом ближнем Подмосковье, то есть из него можно ездить на работу и учебу, а, значит, жить в нем постоянно. Дом строился 4 года. Вокруг – обжитой поселок с хорошим благоустройством и без высоких заборов, поэтому парадные фасады удалось ориентировать на дорогу. Дом одноэтажный. Какое-то время назад лестницы были популярны, но мода прошла, а лазать по лестницам на второй этаж неохота, и если размер участка и бюджет позволяют, лучше вольготно передвигаться по горизонтали. Так что объемы дома расстилаются горизонтально, в духе «дома прерий», в наиболее важных частях повышаясь и приобретая второй свет.

Дом очень остроумно и удачно размещен на территории. В плане он имеет форму неправильного креста и разделяет сад на четыре неравные части. В самой большой части (левый нижний угол на плане) устроена парадная ландшафтная поляна на рельефе, с живописным прудом, газоном и деревьями, беседкой, качелями и прочими затеями. Есть в этой поляне что-то сценическое. Сюда выходят стеклянные двери главных помещений дома: гостиной, хозяйской спальни и детских, из которых обитатели дома и гости могут появляться, как актеры на сцене.
  • zooming
    1 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    2 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    3 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов

Вторая часть (левый верхний угол) представляет собой более тихий секретный сад для семейного отдыха, с укромной террасой, куда ориентированы выходы из спа и двух бань (одна внутри дома, другая – на участке). Дом становится естественной границей между разными частями сада, – и надо признать, это отличный способ избежать того, чтобы взгляд все время упирался в забор, что на участке площадью 23 сотки в противном случае было бы неизбежно. А так образуются кусочки сада, граничащие с разнообразными фасадами, многие из которых имеют панорамное остекление. То есть вместо забора можно наблюдать жизнь дома за стеклом, как если бы ты был в атриуме.
  • zooming
    1 / 4
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    2 / 4
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    3 / 4
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    4 / 4
    Схема благоустройства участка. Cool house
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова

Крестообразная форма дома позволяет также отделить въезд для автомобилей в правой стороне участка. Дорожка въезда упирается в гараж, к которому примыкают котельная и другие техпомещения с отдельными входами. Там же находится вход в дом.
  • zooming
    1 / 2
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    2 / 2
    План. Cool house
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова

Парадная часть дома состоит из трех блоков: общественного, детского и родительского. Зона отдыха с примыкающей к ней гостевой комнатой расположена в глубине. Входящего-въезжающего на участок встречает высокий общественный корпус с односкатной крышей-козырьком, внутри которого поместилось большое пространство гостиной-столовой-каминной-кухни. На фасаде можно наблюдать главный мотив, давший образ дому: теплое медовое дерево, сопоставленное с бирюзовой патинированной медью. Подчеркнутые горизонтали крыши и дополнительной балки уравновешены белыми вертикалями углов и черной сланцевой трубой камина. Дополнительная средняя балка появилась для того чтобы усилить горизонтали и придать композиции трехчастность. Принцип трехчастности Роман Леонидов считает важнейшим для частного дома.
  • zooming
    1 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    2 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    3 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов

Похожий образ («мёд и медь»), но в уменьшенном размере, отмечает фасад родительского блока: та же патинированная медь и теплое сосновое дерево, те же горизонтали, тот же подъем крыши-козырька. Там, в самом дальнем конце, в самой защищенной части дома, помещены хозяйская спальня с ванной и кабинет.
 
Тут позволю себе социологическое отступление. Кристофер Александер в книге «Язык шаблонов», культовой для архитекторов, пишет, что супругам, дабы избежать ссор, необходимо каждому иметь свое личное пространство, плюс пространство для двоих, плюс общественное пространство для всей семьи. В российских же домах кабинет обычно один – мужской. Будуары редки. А где работает и приходит в себя хозяйка? Но это вопрос не к архитектору, а к нашей гендерной реальности.

Ситуацию с появлением меди Роман Леонидов объяснил так: «В разговоре с заказчиком прозвучало, что дом должен быть ярким, радостным, теплым. А значит, нужен контраст, холодный акцент. На фоне тонированной бирюзовой меди медовый оттенок древесины становится еще теплее». Кроме того, «медь позволяет держать фланги, фланкировать здание».
  • zooming
    1 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    2 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    3 / 3
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов

Соединяет общественную и родительскую часть более низкий корпус с детскими комнатами. Он в тематическом плане менее насыщенный, чем фасады с медью, и выглядит, как переход между ними. Тут по инициативе заказчика появился кирпич – пятый материал (цвет), который архитектор считает излишним, хотя и признает, что материалы добавили дому тактильности.
author photo

Роман Леонидов:

«После этого дома мне захотелось уйти от отделочных материалов в белую архитектуру, в монохром. «Белый период» уже идет, через два года будет результат. Такие объемы хорошо смотрятся или полностью в черном, или полностью в белом. В Cool House′e пластики хватает, чтобы он был белым. Он выиграл бы в композиционном плане, был бы более цельным. Но я учитываю, что нужно заказчику».

В архитектурной форме Cool House'a можно наблюдать музыкальный принцип: экспозиция главной темы «мёд и медь» – в главном общественном корпусе, потом средняя часть, детский корпус, – в других материалах, и повторение темы, реприза, – в родительском блоке. Еще одно место, где звучат «мёд и медь» – гостевая комната, двери которой выходят в малый сад в задней части дома.
Cool house
Фотография © Роман Леонидов

В доме множество террас. Постройку окружает помост, который, расширяясь, превращается в террасу под навесом около гостиной и в просторную площадку за домом. А на плоской крыше детского корпуса, зоны отдыха и крыше гаража устроена еще одна терраса, наполовину деревянная, наполовину травяная – фактически еще одна поляна с видами на окрестности.
  • zooming
    1 / 2
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов
  • zooming
    2 / 2
    Cool house
    Фотография © Роман Леонидов

В объемной композиции подчеркнуты горизонтали. Одна из них желтой лентой обвивает все фасады, связывая воедино общественный, детский и родительский корпуса. Роман Леонидов видит в горизонталях обязательное и естественное условие для частного жилья. Дух Френка Ллойда Райта, хотя и без прямых цитат, чувствуется, да и сам Роман Леонидов любит повторять: «Все мы ранены Райтом». Великий американский архитектор и в раннем и в позднем творчестве избегал архетипического жилья с ярко выраженными скатными крышами, окнами-глазами и дверями-ртами, он выстроил параллели крыш, окон и стилобатов относительно земли, заменил антропоморфность ландшафтностью. Так и Роман Леонидов, при всем разнообразии его домов, в проектах частного жилья остается верен горизонтальному подходу. 

Архитектор:
Роман Леонидов
Проект:
Cool house
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Роман Леонидов, Павел Сороковов

2015 — 2015 / 2015 — 2019

18 Февраля 2020

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».