Дом очень остроумно и удачно размещен на территории. В плане он имеет форму неправильного креста и разделяет сад на четыре неравные части. В самой большой части (левый нижний угол на плане) устроена парадная ландшафтная поляна на рельефе, с живописным прудом, газоном и деревьями, беседкой, качелями и прочими затеями. Есть в этой поляне что-то сценическое. Сюда выходят стеклянные двери главных помещений дома: гостиной, хозяйской спальни и детских, из которых обитатели дома и гости могут появляться, как актеры на сцене.
Вторая часть (левый верхний угол) представляет собой более тихий секретный сад для семейного отдыха, с укромной террасой, куда ориентированы выходы из спа и двух бань (одна внутри дома, другая – на участке). Дом становится естественной границей между разными частями сада, – и надо признать, это отличный способ избежать того, чтобы взгляд все время упирался в забор, что на участке площадью 23 сотки в противном случае было бы неизбежно. А так образуются кусочки сада, граничащие с разнообразными фасадами, многие из которых имеют панорамное остекление. То есть вместо забора можно наблюдать жизнь дома за стеклом, как если бы ты был в атриуме.
Крестообразная форма дома позволяет также отделить въезд для автомобилей в правой стороне участка. Дорожка въезда упирается в гараж, к которому примыкают котельная и другие техпомещения с отдельными входами. Там же находится вход в дом.
Парадная часть дома состоит из трех блоков: общественного, детского и родительского. Зона отдыха с примыкающей к ней гостевой комнатой расположена в глубине. Входящего-въезжающего на участок встречает высокий общественный корпус с односкатной крышей-козырьком, внутри которого поместилось большое пространство гостиной-столовой-каминной-кухни. На фасаде можно наблюдать главный мотив, давший образ дому: теплое медовое дерево, сопоставленное с бирюзовой патинированной медью. Подчеркнутые горизонтали крыши и дополнительной балки уравновешены белыми вертикалями углов и черной сланцевой трубой камина. Дополнительная средняя балка появилась для того чтобы усилить горизонтали и придать композиции трехчастность. Принцип трехчастности Роман Леонидов считает важнейшим для частного дома.
Похожий образ («мёд и медь»), но в уменьшенном размере, отмечает фасад родительского блока: та же патинированная медь и теплое сосновое дерево, те же горизонтали, тот же подъем крыши-козырька. Там, в самом дальнем конце, в самой защищенной части дома, помещены хозяйская спальня с ванной и кабинет.
Тут позволю себе социологическое отступление. Кристофер Александер в книге «Язык шаблонов», культовой для архитекторов, пишет, что супругам, дабы избежать ссор, необходимо каждому иметь свое личное пространство, плюс пространство для двоих, плюс общественное пространство для всей семьи. В российских же домах кабинет обычно один – мужской. Будуары редки. А где работает и приходит в себя хозяйка? Но это вопрос не к архитектору, а к нашей гендерной реальности.
Ситуацию с появлением меди Роман Леонидов объяснил так: «В разговоре с заказчиком прозвучало, что дом должен быть ярким, радостным, теплым. А значит, нужен контраст, холодный акцент. На фоне тонированной бирюзовой меди медовый оттенок древесины становится еще теплее». Кроме того, «медь позволяет держать фланги, фланкировать здание».
Соединяет общественную и родительскую часть более низкий корпус с детскими комнатами. Он в тематическом плане менее насыщенный, чем фасады с медью, и выглядит, как переход между ними. Тут по инициативе заказчика появился кирпич – пятый материал (цвет), который архитектор считает излишним, хотя и признает, что материалы добавили дому тактильности.
Роман Леонидов:
«После этого дома мне захотелось уйти от отделочных материалов в белую архитектуру, в монохром. «Белый период» уже идет, через два года будет результат. Такие объемы хорошо смотрятся или полностью в черном, или полностью в белом. В Cool House′e пластики хватает, чтобы он был белым. Он выиграл бы в композиционном плане, был бы более цельным. Но я учитываю, что нужно заказчику».
В архитектурной форме Cool House'a можно наблюдать музыкальный принцип: экспозиция главной темы «мёд и медь» – в главном общественном корпусе, потом средняя часть, детский корпус, – в других материалах, и повторение темы, реприза, – в родительском блоке. Еще одно место, где звучат «мёд и медь» – гостевая комната, двери которой выходят в малый сад в задней части дома.
В доме множество террас. Постройку окружает помост, который, расширяясь, превращается в террасу под навесом около гостиной и в просторную площадку за домом. А на плоской крыше детского корпуса, зоны отдыха и крыше гаража устроена еще одна терраса, наполовину деревянная, наполовину травяная – фактически еще одна поляна с видами на окрестности.
В объемной композиции подчеркнуты горизонтали. Одна из них желтой лентой обвивает все фасады, связывая воедино общественный, детский и родительский корпуса. Роман Леонидов видит в горизонталях обязательное и естественное условие для частного жилья. Дух Френка Ллойда Райта, хотя и без прямых цитат, чувствуется, да и сам Роман Леонидов любит повторять: «Все мы ранены Райтом». Великий американский архитектор и в раннем и в позднем творчестве избегал архетипического жилья с ярко выраженными скатными крышами, окнами-глазами и дверями-ртами, он выстроил параллели крыш, окон и стилобатов относительно земли, заменил антропоморфность ландшафтностью. Так и Роман Леонидов, при всем разнообразии его домов, в проектах частного жилья остается верен горизонтальному подходу.