English version

Роман Леонидов: «На мой взгляд, сейчас фахверк – самое перспективное направление»

Разговор о NEWOOD – компании, созданной архитектором два года назад для работы с типовыми домами, которые строятся с использованием фахверковой технологии.

Беседовала:
Алла Павликова

11 Декабря 2014
mainImg
Архи.ру:
Когда появился проект NEWOOD и в чём его специфика?

Роман Леонидов:
– Бренд NEWOOD возник всего пару лет назад, но за это сравнительно недолгое время уже стал достаточно известным. Все началось с того, что мы сделали несколько проектов, используя фахверковую технологию, обладающую целым рядом преимуществ и особенностей, и попытались реконструировать очень популярную в Москве еще в XIX веке технологию, когда в двухэтажном строительстве второй, деревянный, этаж был фахверковым с несущими угловыми колоннами. При этом заполнение могло быть абсолютно любым. По сути, это – все та же старая добрая фахверковая технология, но в несколько измененной версии, отличной от привычных французских или немецких образцов.

В какой-то момент мы решили использовать эти знания, и на основе такой технологии сделали проект гостевого дома одной подмосковной усадьбы. Он стал прототипом для серии жилых домов «Скандинавия». Кроме того, этому проекту суждено было сыграть роль зерна, из которого выросла компания: именно тогда появилась мысль сделать отдельную мастерскую, специализирующуюся на строительстве из дерева. Идея была очень простой: сам материал в российских широтах позволяет архитектору чувствовать себя гораздо свободнее.
Роман Леонидов © компания NEWOOD
Типовой дом «Скандинавия-100» © компания NEWOOD

– И как теперь устроена работа мастерских, которыми Вы руководите? Что для Вас приоритетно?

– Для меня разделение нашей деятельности между тремя отдельными компаниями – «Шаболовкой», которая занимается преимущественно интерьерами и дизайном, компанией NEWOOD и «Архитектурным бюро Романа Леонидова» – это всего лишь маневр. Удовлетворив свое эго созданием мастерской имени себя, я понял, что тем самым ограничиваю количество возможных клиентов и рост сотрудников. Дело в том, что когда заказчик приходит в мастерскую Леонидова, то, разумеется, он хочет работать именно с Леонидовым и ни с кем другим. Имея «Шаболовку» и NEWOOD, непривязанные к конкретному имени, гораздо проще продвигать вперед молодых. А я уверен в том, что именно свежая кровь позволяет компании расти и развиваться. К тому же, перенося часть ответственности на своих сотрудников, я и сам получаю чуть больше свободы.
Типовой дом «Скандинавия-100» © компания NEWOOD

Еще один плюс – четкое деление по видам деятельности. Для меня совершенно очевидно, что разработкой интерьеров и созданием архитектуры не может заниматься один и тот же человек: это совершенно разные профессии. Однако для того, чтобы удерживать компанию на плаву, я считаю правильным охватить все сферы: в одно время большим спросом пользуются интерьеры, в другое – типовые деревянные дома, а иногда востребованной оказывается уникальная архитектура. Таким образом мы получаем определенную финансовую безопасность.
Типовой дом «Скандинавия-250» © компания NEWOOD

– Почему Вы решили специализироваться на клееном брусе, оставив за рамками, к примеру, оцилиндрованное бревно и другие технологии работы с деревом? В чем преимущества фахверковой технологии строительства перед традиционной?

– Сначала выбор в пользу клееного бруса был сделан потому, что он дает значительно меньше усадки, чем оцилиндрованное бревно. В результате главная проблема деревянного дома, отталкивающая покупателей, фактически исчезает. Решающим фактором в этом вопросе стали эксплуатационные качества жилья. Кроме того, дом, построенный из бруса, не нуждается в дополнительном утеплении и декорировании: деревянные конструкции выполняют и несущую роль, и декоративную. Материал дает больше пластических преимуществ, открывает новые возможности работы с формой.

– Насколько вы дорабатываете каждый типовой проект, адаптируя его к местности и требованиям заказчика? Не перестает ли проект после этого быть типовым?

– Естественно, типовые проекты могут дорабатываться: мы всегда учитываем пожелания клиента, но все зависит от степени доработки. Если необходимо передвинуть дверь в перегородке или слегка изменить параметры помещений, то, вероятно, такой дом можно считать построенным по типовому проекту. Если же требуются существенные изменения, то мы, как правило, предлагаем клиенту сделать индивидуальный проект, который будет в точности соответствовать его потребностям.

Впрочем был случай, когда в исходном варианте типового проекта предлагалось построить одноэтажный дом с антресолями над двусветной гостиной. Клиент же попросил заменить антресоли вторым этажом, разместив там спальню. Перестал ли проект после этого быть типовым, не знаю. Наверное, нет. Просто появилось два варианта в рамках одной серии, и теперь клиенты могут выбирать между ними.
Типовой дом «Скандинавия-250» © компания NEWOOD

– Какие индивидуальные проекты имеют шансы продлить свою жизнь, превратившись в типовые, а какие – нет? Были ли в вашей практике примеры такого превращения?

– Такие примеры если и есть, то они очень редки. Сделать индивидуальный проект – то же самое, что сшить костюм на заказ по мерке покупателя. Предложить не просто такой же, а именно этот проект кому-то еще тяжело. Дом – это всегда портрет владельца. И здесь всегда проще работать с усредненным типовым проектом для абстрактной семьи. Из того, что первым приходит на память – упомянутый выше гостевой дом, который проектировался как индивидуальный, а в итоге стал типовым.

– Как быстро строится фахверковый дом, и, что еще интереснее – насколько он дороже или дешевле каменного, а точнее, бетонного? Каково соотношение цен, если сопоставлять не конкретные проекты, а технологии как таковые?

– По стоимости такие дома почти не отличаются от брусовых. А если сравнивать с каменными, то фахверковый дом окажется дешевле примерно на 10–15% в виду того, что строительство из камня требует больше операций: штукатурка, окраска и др. В случае с деревянной стеной эти стадии при желании можно опустить. Что же касается сроков реализации, то полная сборка независимо от сложности проекта занимает не больше двух – трех месяцев.
Типовой дом “Delta-100” © компания NEWOOD

– В каком сегменте рынка, на ваш взгляд, работает NEWOOD? Планируете ли Вы расширять диапазон в сторону дешевых домов или наоборот, хотите сосредоточиться на дорогих?

– Компания NEWOOD была задумана как отдельный узконаправленный бренд. Однако в этом году я стал задумываться о его развитии и расширении диапазона деятельности. Стало понятно, что использование только одной технологии сужает возможности и собственно архитектуры, и развития бизнеса. Поэтому мы решили сосредоточиться не только на строительстве и продаже готовых домов по отработанной схеме, но и на проектировании для наших партнеров – крупных компаний, занимающихся возведением зданий по самым разным технологиям: от строительства из традиционного бревна, до клееного бруса и фахверка. Лично я надеюсь на то, что заказывать проекты у нас будут уже не покупатели, а производители – это моя основная цель.

Фахверковая технология – это, на мой взгляд, самое перспективное на сегодняшний день направление. Я убежден, что уже через пару десятилетий 80% строящегося в России жилья будет фахверковым. Сегодня подобное явление уже можно наблюдать в США, Финляндии, Канаде, Дании, Норвегии… Я рассчитываю на то, что в скором времени нам удастся разработать серию наиболее экономичных домов. В результате у нас появятся не только дорогие проекты, но и вполне доступные, которые при этом не будут выглядеть таковыми. Мне важно дать знать потенциальным заказчикам, что деревянный дом может быть очень разным: современным, уютным, теплым, практичным, дорогим, дешевым – каким угодно.
Типовой дом “Delta-100” © компания NEWOOD

– Каркас зданий почти во всех ваших проектах схожий или даже однотипный. А как Вы работаете с отделочными материалами?

– Если мы говорим о фахверке, то здесь ограничений вообще нет: можно применять любые отделочные материалы. Что же касается оцилиндрованного или традиционного бревна, то там вариаций минимум – в этом специфика материала. При использовании бруса с перерубом ограничений меньше, и в основном они касаются двухэтажных домов, где увеличивается нагрузка на основание и, соответственно, усадка материала. По большому счету здесь все зависит от фантазии и профессионализма архитектора. Каркас зданий позволяет использовать как дерево, так и каменные стены, панели из фиброцемента с плиткой под кирпич и камень.
Типовой дом “Delta-250” © компания NEWOOD

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об уже реализованных проектах и сериях. Какие из них Вы бы отметили как наиболее показательные, образцовые?

– В первую очередь, это все та же «Скандинавия» – деревянный дом из клееного бруса. С этого дома все началось, и на сегодняшний день это наиболее реализуемый и востребованный проект. Думаю, секрет его успеха в том, что визуально дом не кажется типовым, в нем сохранено особое ощущение тихого, современного загородного дома на берегу озера. Явных технологических преимуществ в нем нет, кроме того, что, имея определенный несущий каркас, можно в очень широких пределах варьировать площадь остекления.
Типовой дом “Delta-250” © компания NEWOOD

– Используете ли Вы конструктивные наработки компании NEWOOD в проектах «Архитектурного бюро Романа Леонидова»?

– Конечно, используем. Все три моих компании неразрывно связаны между собой. Но все-таки правильнее было бы сказать, что опыт мастерской мы активно используем в компании NEWOOD, потому что в работе над индивидуальными домами поле для экспериментов куда шире. NEWOOD в этом смысле чуть более консервативен, поскольку всегда приходится думать о стоимости и технологичности проекта. В работах архитектурной мастерской мы применяем дерево везде, где это возможно, если только заказчик не высказывается категорически против. Просто посмотрев портфолио бюро, можно увидеть, что примерно половина домов построена с применением дерева, которое может быть использовано и для большепролетных конструкций из клееной древесины, и в качестве основного отделочного материала.
 

11 Декабря 2014

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Тимур Башкаев: «Ради формирования высококачественных...
Новое видео из серии Генплан. Диалоги: разговор Виталия Лутца с Тимуром Башкаевым – об образе реновации, каркасе общественных пространств, о предчувствии новых технологий и будущем возрождении дерева как материала. С полной расшифровкой.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.