English version

Роман Леонидов: «На мой взгляд, сейчас фахверк – самое перспективное направление»

Разговор о NEWOOD – компании, созданной архитектором два года назад для работы с типовыми домами, которые строятся с использованием фахверковой технологии.

Беседовала:
Алла Павликова

11 Декабря 2014
mainImg
0 Архи.ру:
Когда появился проект NEWOOD и в чём его специфика?

Роман Леонидов:
– Бренд NEWOOD возник всего пару лет назад, но за это сравнительно недолгое время уже стал достаточно известным. Все началось с того, что мы сделали несколько проектов, используя фахверковую технологию, обладающую целым рядом преимуществ и особенностей, и попытались реконструировать очень популярную в Москве еще в XIX веке технологию, когда в двухэтажном строительстве второй, деревянный, этаж был фахверковым с несущими угловыми колоннами. При этом заполнение могло быть абсолютно любым. По сути, это – все та же старая добрая фахверковая технология, но в несколько измененной версии, отличной от привычных французских или немецких образцов.

В какой-то момент мы решили использовать эти знания, и на основе такой технологии сделали проект гостевого дома одной подмосковной усадьбы. Он стал прототипом для серии жилых домов «Скандинавия». Кроме того, этому проекту суждено было сыграть роль зерна, из которого выросла компания: именно тогда появилась мысль сделать отдельную мастерскую, специализирующуюся на строительстве из дерева. Идея была очень простой: сам материал в российских широтах позволяет архитектору чувствовать себя гораздо свободнее.
Роман Леонидов © компания NEWOOD
Типовой дом «Скандинавия-100» © компания NEWOOD

– И как теперь устроена работа мастерских, которыми Вы руководите? Что для Вас приоритетно?

– Для меня разделение нашей деятельности между тремя отдельными компаниями – «Шаболовкой», которая занимается преимущественно интерьерами и дизайном, компанией NEWOOD и «Архитектурным бюро Романа Леонидова» – это всего лишь маневр. Удовлетворив свое эго созданием мастерской имени себя, я понял, что тем самым ограничиваю количество возможных клиентов и рост сотрудников. Дело в том, что когда заказчик приходит в мастерскую Леонидова, то, разумеется, он хочет работать именно с Леонидовым и ни с кем другим. Имея «Шаболовку» и NEWOOD, непривязанные к конкретному имени, гораздо проще продвигать вперед молодых. А я уверен в том, что именно свежая кровь позволяет компании расти и развиваться. К тому же, перенося часть ответственности на своих сотрудников, я и сам получаю чуть больше свободы.
Типовой дом «Скандинавия-100» © компания NEWOOD

Еще один плюс – четкое деление по видам деятельности. Для меня совершенно очевидно, что разработкой интерьеров и созданием архитектуры не может заниматься один и тот же человек: это совершенно разные профессии. Однако для того, чтобы удерживать компанию на плаву, я считаю правильным охватить все сферы: в одно время большим спросом пользуются интерьеры, в другое – типовые деревянные дома, а иногда востребованной оказывается уникальная архитектура. Таким образом мы получаем определенную финансовую безопасность.
Типовой дом «Скандинавия-250» © компания NEWOOD

– Почему Вы решили специализироваться на клееном брусе, оставив за рамками, к примеру, оцилиндрованное бревно и другие технологии работы с деревом? В чем преимущества фахверковой технологии строительства перед традиционной?

– Сначала выбор в пользу клееного бруса был сделан потому, что он дает значительно меньше усадки, чем оцилиндрованное бревно. В результате главная проблема деревянного дома, отталкивающая покупателей, фактически исчезает. Решающим фактором в этом вопросе стали эксплуатационные качества жилья. Кроме того, дом, построенный из бруса, не нуждается в дополнительном утеплении и декорировании: деревянные конструкции выполняют и несущую роль, и декоративную. Материал дает больше пластических преимуществ, открывает новые возможности работы с формой.

– Насколько вы дорабатываете каждый типовой проект, адаптируя его к местности и требованиям заказчика? Не перестает ли проект после этого быть типовым?

– Естественно, типовые проекты могут дорабатываться: мы всегда учитываем пожелания клиента, но все зависит от степени доработки. Если необходимо передвинуть дверь в перегородке или слегка изменить параметры помещений, то, вероятно, такой дом можно считать построенным по типовому проекту. Если же требуются существенные изменения, то мы, как правило, предлагаем клиенту сделать индивидуальный проект, который будет в точности соответствовать его потребностям.

Впрочем был случай, когда в исходном варианте типового проекта предлагалось построить одноэтажный дом с антресолями над двусветной гостиной. Клиент же попросил заменить антресоли вторым этажом, разместив там спальню. Перестал ли проект после этого быть типовым, не знаю. Наверное, нет. Просто появилось два варианта в рамках одной серии, и теперь клиенты могут выбирать между ними.
Типовой дом «Скандинавия-250» © компания NEWOOD

– Какие индивидуальные проекты имеют шансы продлить свою жизнь, превратившись в типовые, а какие – нет? Были ли в вашей практике примеры такого превращения?

– Такие примеры если и есть, то они очень редки. Сделать индивидуальный проект – то же самое, что сшить костюм на заказ по мерке покупателя. Предложить не просто такой же, а именно этот проект кому-то еще тяжело. Дом – это всегда портрет владельца. И здесь всегда проще работать с усредненным типовым проектом для абстрактной семьи. Из того, что первым приходит на память – упомянутый выше гостевой дом, который проектировался как индивидуальный, а в итоге стал типовым.

– Как быстро строится фахверковый дом, и, что еще интереснее – насколько он дороже или дешевле каменного, а точнее, бетонного? Каково соотношение цен, если сопоставлять не конкретные проекты, а технологии как таковые?

– По стоимости такие дома почти не отличаются от брусовых. А если сравнивать с каменными, то фахверковый дом окажется дешевле примерно на 10–15% в виду того, что строительство из камня требует больше операций: штукатурка, окраска и др. В случае с деревянной стеной эти стадии при желании можно опустить. Что же касается сроков реализации, то полная сборка независимо от сложности проекта занимает не больше двух – трех месяцев.
Типовой дом “Delta-100” © компания NEWOOD

– В каком сегменте рынка, на ваш взгляд, работает NEWOOD? Планируете ли Вы расширять диапазон в сторону дешевых домов или наоборот, хотите сосредоточиться на дорогих?

– Компания NEWOOD была задумана как отдельный узконаправленный бренд. Однако в этом году я стал задумываться о его развитии и расширении диапазона деятельности. Стало понятно, что использование только одной технологии сужает возможности и собственно архитектуры, и развития бизнеса. Поэтому мы решили сосредоточиться не только на строительстве и продаже готовых домов по отработанной схеме, но и на проектировании для наших партнеров – крупных компаний, занимающихся возведением зданий по самым разным технологиям: от строительства из традиционного бревна, до клееного бруса и фахверка. Лично я надеюсь на то, что заказывать проекты у нас будут уже не покупатели, а производители – это моя основная цель.

Фахверковая технология – это, на мой взгляд, самое перспективное на сегодняшний день направление. Я убежден, что уже через пару десятилетий 80% строящегося в России жилья будет фахверковым. Сегодня подобное явление уже можно наблюдать в США, Финляндии, Канаде, Дании, Норвегии… Я рассчитываю на то, что в скором времени нам удастся разработать серию наиболее экономичных домов. В результате у нас появятся не только дорогие проекты, но и вполне доступные, которые при этом не будут выглядеть таковыми. Мне важно дать знать потенциальным заказчикам, что деревянный дом может быть очень разным: современным, уютным, теплым, практичным, дорогим, дешевым – каким угодно.
Типовой дом “Delta-100” © компания NEWOOD

– Каркас зданий почти во всех ваших проектах схожий или даже однотипный. А как Вы работаете с отделочными материалами?

– Если мы говорим о фахверке, то здесь ограничений вообще нет: можно применять любые отделочные материалы. Что же касается оцилиндрованного или традиционного бревна, то там вариаций минимум – в этом специфика материала. При использовании бруса с перерубом ограничений меньше, и в основном они касаются двухэтажных домов, где увеличивается нагрузка на основание и, соответственно, усадка материала. По большому счету здесь все зависит от фантазии и профессионализма архитектора. Каркас зданий позволяет использовать как дерево, так и каменные стены, панели из фиброцемента с плиткой под кирпич и камень.
Типовой дом “Delta-250” © компания NEWOOD

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об уже реализованных проектах и сериях. Какие из них Вы бы отметили как наиболее показательные, образцовые?

– В первую очередь, это все та же «Скандинавия» – деревянный дом из клееного бруса. С этого дома все началось, и на сегодняшний день это наиболее реализуемый и востребованный проект. Думаю, секрет его успеха в том, что визуально дом не кажется типовым, в нем сохранено особое ощущение тихого, современного загородного дома на берегу озера. Явных технологических преимуществ в нем нет, кроме того, что, имея определенный несущий каркас, можно в очень широких пределах варьировать площадь остекления.
Типовой дом “Delta-250” © компания NEWOOD

– Используете ли Вы конструктивные наработки компании NEWOOD в проектах «Архитектурного бюро Романа Леонидова»?

– Конечно, используем. Все три моих компании неразрывно связаны между собой. Но все-таки правильнее было бы сказать, что опыт мастерской мы активно используем в компании NEWOOD, потому что в работе над индивидуальными домами поле для экспериментов куда шире. NEWOOD в этом смысле чуть более консервативен, поскольку всегда приходится думать о стоимости и технологичности проекта. В работах архитектурной мастерской мы применяем дерево везде, где это возможно, если только заказчик не высказывается категорически против. Просто посмотрев портфолио бюро, можно увидеть, что примерно половина домов построена с применением дерева, которое может быть использовано и для большепролетных конструкций из клееной древесины, и в качестве основного отделочного материала.
 

11 Декабря 2014

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Технологии и материалы
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Сейчас на главной
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.