Солнечный ветер

В этом проекте Романа Леонидова архитектурную пластику определяет интригующее взаимодействие дуг и прямых линий, а главным героем внутреннего дизайна становится солнечный свет, подчеркнутый тонкими оттенками интерьерных «специй».

Автор текста:
Лилия Аронова

10 Марта 2017
mainImg

Архитектор:

Роман Леонидов

Проект:

Частный жилой дом «Julia House»
Россия, Москва, Поселок Антоновка

Авторский коллектив:
Архитекторы: Роман Леонидов, Зоя Самородова
Интерьер: Елена Орман

2012 – 2014
Частный дом, построенный Романом Леонидовым в подмосковной Антоновке в 2014 году, с самого начала предназначался для двух семей, связанных родственными узами: основное крыло для одной и флигель для второй.

Крылья объединены линией одноэтажных гаражей, вдоль которой с внутренней стороны дома проходит крытая галерея, и расположены под углом 120 градусов друг относительно друга. Благодаря этому объем здания оказывается распахнут в сторону прилегающего к участку леса, образуя просторную зелёную лужайку.

Подобные планировки, впрочем, характерны для проектов бюро Романа Леонидова, даже если это не продиктовано соображениями функциональности: таким образом архитектор, отгораживая пространство частной жизни от улицы и соседей, обеспечивает будущим жильцам максимум приватности. На тот же эффект работает посадка дома на участке. «Это на самом деле очень простой композиционный прием, – объясняет Леонидов. – Очень частая ошибка – когда на небольшом участке дом «сажают» в центре, потому что тогда теряются и внутренний двор, и подъезд. Нужно становиться вдоль границы: это позволяет выиграть максимум пространства». Вот и в данном случае архитектору удалось достичь оптимального сочетания ощущения простора и камерности: для жителей дома создан собственный микромир.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Каждое крыло особняка имеет два этажа и цоколь; в основном здании устроен небольшой бассейн – обрамляющая его стена со сплошным витражным остеклением выразительной дугой выдаётся вперед, а на уровне кровли, над террасой, её рисунок повторяет изящная полукруглая полоса светлого дерева. Сочетание дугообразных и прямых линий – основной приём, определивший сложную стереометрию здания, которое словно составлено из кубиков разного цвета и размера, стоящих под произвольными углами друг к другу и окружённых деревянными каркасами террасных ограждений и пергол.

Сам архитектор сравнивает его с самым первым своим проектом загородного дома, построенного лет за десять до особняка в Антоновке. «Мне хотелось поиграть с очень простыми ортогональными формами, добавив к ним немного пластики дуг, смягчающих общую жёсткость конструкции, – рассказывает он. – Правда, в том проекте они были функционально более оправданы, хоть и второстепенны с точки зрения композиции». Здесь же ситуация обратная: изогнутые элементы конструкции выполняют в основном декоративную роль, но при этом на них сделан достаточно явный акцент. Собственно, именно они – перголы из лиственницы на крыше, крытая жестью кровля, волнообразный элемент перед входом в главное крыло – сформировали внешний облик здания, резко выделяющий его на фоне других домов в посёлке. Даже забор сооружен по специальному проекту: построенный из той же древесины лиственницы, что и многие элементы здания, он избегает ощущения монотонности благодаря сплошной ленте окошек в верхней своей части.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Если говорить об ассоциациях, то дом в Антоновке более всего напоминает космическую станцию из какого-нибудь фантастического фильма. На это ощущение работают и соединённые под произвольным углом объемы, и ребра-шпангоуты террасных перил, и дуги «солнечных батарей», – а главное, общее ощущение лёгкости и пронизанности светом.

Кстати, Роман Леонидов считает, что дом – это всегда портрет хозяина, «написанный» доступными архитектору средствами. В данном случае в роли заказчицы выступила хозяйка дома, так что в определенном смысле именно с неё Леонидов «срисовал» и общую строгость архитектуры, смягченную почти скульптурной женственностью дуги, и благородную сдержанность цветовой гаммы, составленной из фасадной штукатурки оттенка белого песка, тёплого оттенка кирпича и светлой лиственницы. Не зря же рабочее название дом получил по имени заказчицы – Julia House.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Внутренние планировки просты, логичны – внизу общественные помещения: гостиная, столовая, кухня, наверху спальни – и максимально комфортны, как всегда у Леонидова. Обе части дома двухэтажные, но в основном здании есть ещё и перепад уровней, что обусловлено необходимостью технического обеспечения бассейна.
Частный жилой дом «Julia House». Главный дом, план 1 этажа. Реализация, 2014 © Архитектурная мастерская Романа Леонидова
Частный жилой дом «Julia House». План 2 этажа. Реализация, 2014 © Архитектурная мастерская Романа Леонидова
Частный жилой дом «Julia House». План 3 этажа. Реализация, 2014 © Архитектурная мастерская Романа Леонидова

В детских комнатах предусмотрены антресоли: по опыту архитектора, такая конструкция, когда игровая и учебная зоны расположены внизу, а спальное место над ними, очень нравится детям. За вертикальное сообщение отвечают лестничные пролёты – в главном доме лестница спиральная, во флигеле прямая, но динамичная, со сложным внутренним объемом и акцентным декором из тонированных дубовых реек.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Интерьерами флигеля занималась дизайнер Елена Орман. Она вспоминает, что сколько бы ни приезжала на объект, дом всегда был пронизан солнечным светом. Видимо, везло с погодой, но главное, конечно, постановка дома на участке – солидный опыт загородного строительства позволяет Роману Леонидову обеспечивать будущим жильцам оптимальный световой режим в любое время года. Так или иначе, Елена решила для себя, что именно свет выступит в роли главного героя этого интерьера. «Благодаря удачному расположению дома на участке и витражному остеклению от пола до потолка, – говорит она, – тени падают таким образом, что в светлом помещении уже сами по себе создают красивый рисунок и так наполняют пространство, что особых акцентов там и добавлять не надо – только какими-то деталями дополнить для завершения композиции». Так что, в полном согласии с заказчиком, стиль оформления интерьеров был выбран достаточно простой, почти минималистичный. И материалы, и цвета – только натуральные, никакого пластика и натяжных потолков, даже светильники или из стекла с металлом, или гипсовые.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

В бюро Леонидова существует жёсткая аксиома: насколько это возможно, материалы и цвета внешней отделки дома должны быть использованы и внутри. Вот и здесь светлое дерево и оттенок белого песка «перетекают» в комнаты, создавая основу цветовой гаммы, на фоне которой выделяются чуть более яркие оттенки акцентных стен. Это тоже натуральное дерево, но с выразительным естественным рисунком: олива в гостиной и кухне-столовой, палисандр в кабинете. А за тонкости «вкуса» отвечают дополнительные оттенки, которые Елена сравнивает со специями: тут чуть-чуть корицы, здесь жженый апельсин, где-то добавляется веточка розмарина, мяты или легкий аромат лаванды… Однако окончательно обжить интерьеры, сделать их живыми и индивидуальными дизайнер предоставляет хозяевам дома, которые непременно дополнят помещения деталями собственной жизни.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев


Архитектор:

Роман Леонидов

Проект:

Частный жилой дом «Julia House»
Россия, Москва, Поселок Антоновка

Авторский коллектив:
Архитекторы: Роман Леонидов, Зоя Самородова
Интерьер: Елена Орман

2012 – 2014

10 Марта 2017

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.