Солнечный ветер

В этом проекте Романа Леонидова архитектурную пластику определяет интригующее взаимодействие дуг и прямых линий, а главным героем внутреннего дизайна становится солнечный свет, подчеркнутый тонкими оттенками интерьерных «специй».

Автор текста:
Лилия Аронова

10 Марта 2017
mainImg
Архитектор:
Роман Леонидов
Проект:
Частный жилой дом «Julia House»
Россия, Москва, Поселок Антоновка

Авторский коллектив:
Архитекторы: Роман Леонидов, Зоя Самородова
Интерьер: Елена Орман

2012 — 2012 / 2012 — 2014
Частный дом, построенный Романом Леонидовым в подмосковной Антоновке в 2014 году, с самого начала предназначался для двух семей, связанных родственными узами: основное крыло для одной и флигель для второй.

Крылья объединены линией одноэтажных гаражей, вдоль которой с внутренней стороны дома проходит крытая галерея, и расположены под углом 120 градусов друг относительно друга. Благодаря этому объем здания оказывается распахнут в сторону прилегающего к участку леса, образуя просторную зелёную лужайку.

Подобные планировки, впрочем, характерны для проектов бюро Романа Леонидова, даже если это не продиктовано соображениями функциональности: таким образом архитектор, отгораживая пространство частной жизни от улицы и соседей, обеспечивает будущим жильцам максимум приватности. На тот же эффект работает посадка дома на участке. «Это на самом деле очень простой композиционный прием, – объясняет Леонидов. – Очень частая ошибка – когда на небольшом участке дом «сажают» в центре, потому что тогда теряются и внутренний двор, и подъезд. Нужно становиться вдоль границы: это позволяет выиграть максимум пространства». Вот и в данном случае архитектору удалось достичь оптимального сочетания ощущения простора и камерности: для жителей дома создан собственный микромир.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Каждое крыло особняка имеет два этажа и цоколь; в основном здании устроен небольшой бассейн – обрамляющая его стена со сплошным витражным остеклением выразительной дугой выдаётся вперед, а на уровне кровли, над террасой, её рисунок повторяет изящная полукруглая полоса светлого дерева. Сочетание дугообразных и прямых линий – основной приём, определивший сложную стереометрию здания, которое словно составлено из кубиков разного цвета и размера, стоящих под произвольными углами друг к другу и окружённых деревянными каркасами террасных ограждений и пергол.

Сам архитектор сравнивает его с самым первым своим проектом загородного дома, построенного лет за десять до особняка в Антоновке. «Мне хотелось поиграть с очень простыми ортогональными формами, добавив к ним немного пластики дуг, смягчающих общую жёсткость конструкции, – рассказывает он. – Правда, в том проекте они были функционально более оправданы, хоть и второстепенны с точки зрения композиции». Здесь же ситуация обратная: изогнутые элементы конструкции выполняют в основном декоративную роль, но при этом на них сделан достаточно явный акцент. Собственно, именно они – перголы из лиственницы на крыше, крытая жестью кровля, волнообразный элемент перед входом в главное крыло – сформировали внешний облик здания, резко выделяющий его на фоне других домов в посёлке. Даже забор сооружен по специальному проекту: построенный из той же древесины лиственницы, что и многие элементы здания, он избегает ощущения монотонности благодаря сплошной ленте окошек в верхней своей части.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Если говорить об ассоциациях, то дом в Антоновке более всего напоминает космическую станцию из какого-нибудь фантастического фильма. На это ощущение работают и соединённые под произвольным углом объемы, и ребра-шпангоуты террасных перил, и дуги «солнечных батарей», – а главное, общее ощущение лёгкости и пронизанности светом.

Кстати, Роман Леонидов считает, что дом – это всегда портрет хозяина, «написанный» доступными архитектору средствами. В данном случае в роли заказчицы выступила хозяйка дома, так что в определенном смысле именно с неё Леонидов «срисовал» и общую строгость архитектуры, смягченную почти скульптурной женственностью дуги, и благородную сдержанность цветовой гаммы, составленной из фасадной штукатурки оттенка белого песка, тёплого оттенка кирпича и светлой лиственницы. Не зря же рабочее название дом получил по имени заказчицы – Julia House.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Внутренние планировки просты, логичны – внизу общественные помещения: гостиная, столовая, кухня, наверху спальни – и максимально комфортны, как всегда у Леонидова. Обе части дома двухэтажные, но в основном здании есть ещё и перепад уровней, что обусловлено необходимостью технического обеспечения бассейна.
Частный жилой дом «Julia House». Главный дом, план 1 этажа. Реализация, 2014 © Архитектурная мастерская Романа Леонидова
Частный жилой дом «Julia House». План 2 этажа. Реализация, 2014 © Архитектурная мастерская Романа Леонидова
Частный жилой дом «Julia House». План 3 этажа. Реализация, 2014 © Архитектурная мастерская Романа Леонидова

В детских комнатах предусмотрены антресоли: по опыту архитектора, такая конструкция, когда игровая и учебная зоны расположены внизу, а спальное место над ними, очень нравится детям. За вертикальное сообщение отвечают лестничные пролёты – в главном доме лестница спиральная, во флигеле прямая, но динамичная, со сложным внутренним объемом и акцентным декором из тонированных дубовых реек.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

Интерьерами флигеля занималась дизайнер Елена Орман. Она вспоминает, что сколько бы ни приезжала на объект, дом всегда был пронизан солнечным светом. Видимо, везло с погодой, но главное, конечно, постановка дома на участке – солидный опыт загородного строительства позволяет Роману Леонидову обеспечивать будущим жильцам оптимальный световой режим в любое время года. Так или иначе, Елена решила для себя, что именно свет выступит в роли главного героя этого интерьера. «Благодаря удачному расположению дома на участке и витражному остеклению от пола до потолка, – говорит она, – тени падают таким образом, что в светлом помещении уже сами по себе создают красивый рисунок и так наполняют пространство, что особых акцентов там и добавлять не надо – только какими-то деталями дополнить для завершения композиции». Так что, в полном согласии с заказчиком, стиль оформления интерьеров был выбран достаточно простой, почти минималистичный. И материалы, и цвета – только натуральные, никакого пластика и натяжных потолков, даже светильники или из стекла с металлом, или гипсовые.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев

В бюро Леонидова существует жёсткая аксиома: насколько это возможно, материалы и цвета внешней отделки дома должны быть использованы и внутри. Вот и здесь светлое дерево и оттенок белого песка «перетекают» в комнаты, создавая основу цветовой гаммы, на фоне которой выделяются чуть более яркие оттенки акцентных стен. Это тоже натуральное дерево, но с выразительным естественным рисунком: олива в гостиной и кухне-столовой, палисандр в кабинете. А за тонкости «вкуса» отвечают дополнительные оттенки, которые Елена сравнивает со специями: тут чуть-чуть корицы, здесь жженый апельсин, где-то добавляется веточка розмарина, мяты или легкий аромат лаванды… Однако окончательно обжить интерьеры, сделать их живыми и индивидуальными дизайнер предоставляет хозяевам дома, которые непременно дополнят помещения деталями собственной жизни.
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев
Частный жилой дом «Julia House». Архитектурная мастерская Романа Леонидова. Реализация, 2014. Фотография © Алексей Князев


Архитектор:
Роман Леонидов
Проект:
Частный жилой дом «Julia House»
Россия, Москва, Поселок Антоновка

Авторский коллектив:
Архитекторы: Роман Леонидов, Зоя Самородова
Интерьер: Елена Орман

2012 — 2012 / 2012 — 2014

10 Марта 2017

Автор текста:

Лилия Аронова
Технологии и материалы
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Сейчас на главной
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.