English version

От фундамента до ложки

Ориентируясь на вкус друзей-заказчиков, архитекторы Ольга Буденная и Роман Леонидов задумали и осуществили дом в ближнем Подмосковье как игру в ар-нуво. А заодно обогатили типологию частного жилья современными функциями гаражного лофта и детской художественной студии-мастерской.

mainImg
Архитектор:
Роман Леонидов
Ольга Буденная
Проект:
Дом в Подмосковье
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Ольга Буденная, Ксения Волкова, Надежда Фоменко, Роман Леонидов

2.2010 — 6.2011 / 6.2011 — 7.2019
Обычно Ольга Буденная и Роман Леонидов, архитектурный и семейный дуэт, проектируют дома в стилистике модернизма. Но для близких знакомых они сделали исключение. Заказчики дома – очень открытые люди, увлекающиеся изобразительным искусством и театром. Хозяйка сама занимается творчеством и влюблена в ар-нуво. Стиль дома – пожелание заказчицы, она участвовала в проектировании как соавтор-декоратор, и, принимая во внимание эти конструктивные творческие отношения, архитекторы решили «сыграть в ар-нуво». Именно так они определили творческую задачу – игра в ар-нуво. В доме нет буквальных цитат, но есть характерные узнаваемые мотивы: арочные окна, витражи с полукруглыми «сплюснутыми» завершениями, изогнутая крыша и декоративные керамические элементы фасада. Интересно, что наряду с фигурными витражами применяются и простые прямоугольные окна с сетчатой расстекловкой «фабричного модерна». Красный кирпич с белыми штукатурными деталями – не самое частое решение для исторических ар-нувошных зданий, но встречается, скажем, в Риге и Харькове; ну, или у Шехтеля в Ермолаевском переулке. Иными словами, при создании образа дома модерн был для архитекторов не догмой, а точкой отсчета.
Дом в Подмосковье
Фотография © Софья Леонидова

Проектирование складывалось из нескольких этапов. Ключевым событием стало то, что заказчики вдохновились интерьером виллы Керилос (1902), которая расположена на Ривьере, в городке Больё-сюр-Мер под Ниццей. Эту виллу архитектор Э. Понтремоли построил для археолога и мецената Т. Рейнаха, соединив древнегреческую стилистику со стилем модерн. Впечатление было столь захватывающим, что некоторые элементы решили процитировать в своем доме, такие как люстру в холле или некоторые мотивы в декорации ванных комнат. Такое прочтение ар-нуво и способ введения в него классических деталей были взяты архитекторами на вооружение.

Разделение творческих обязанностей было традиционным: Роман Леонидов занимался объемной композицией и структурой дома. Два высоких объема, соединенных одноэтажным переходом, возникли не случайно. Сначала дом предназначался для двух друзей и партнеров по бизнесу и их семей. Потом планы изменились, в результате дом занимает одна семья, но корпуса, каждый со своим характером и формообразованием, решили сохранить. Тем более что асимметрия объема – характерная черта стиля модерн.
Дом в Подмосковье
Фотография © Софья Леонидова

Теперь структура с двумя приподнятыми корпусами нашла себе новое функциональное объяснение. Теперь дом с ар-нувошной крышей-шляпой занимают покои родителей, а корпус пониже, с более простым завершением, – детская половина. Высокий объем «со шляпой» помещен в центр композиции, справа от него просторное помещение гаража, на крыше которого устроили открытую террасу с кованой оградой и зелеными насаждениями.
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Общественное пространство первого этажа решено в виде классической анфилады с поперечными ответвлениями. Из прихожей, расположенной на центральной оси дома, посетитель попадает в центральный холл с лестницей с коваными перилами и той самой люстрой – аналогом люстры с французской виллы Керилос, выполненной мастерами из Санкт-Петербурга.
  • zooming
    1 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 4
    План 1-го этажа с расстановкой мебели. Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова
  • zooming
    3 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    4 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Налево от холла расположена парадная зона, состоящая из перетекающих друг в друга помещений: кухня, затем столовая, дальше – каминная, играющая роль основной гостиной, и гостиная-зимний сад, представляющая собой эркер со сплошным остеклением, украшенный тропическими растениями.
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Направо от холла – кабинет хозяйки с библиотекой, рабочим столом и диванной зоной, которую украсил авторский журнальный столик, выполненный краснодеревщиком из Подмосковья по эскизам авторов. Из кабинета можно выйти в гараж-лофт. Это особенное пространство с высокими потолками площадью 60 м2, одна из стен которого прорезана семью высокими окнами с той самой фабричной расстекловкой, как будто это старый цех. В строгом смысле слова это не только гараж, но и атмосферный лофт, который может использоваться для приема гостей и вечеринок.
  • zooming
    1 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    3 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Из гаража-лофта спускаемся в цокольный этаж, где попадаем в домашний кинотеатр и далее – в мастерскую. Она оборудована большим рабочим столом, за которым собираются дети и взрослые для занятий изобразительным и прикладным искусством. Любопытна логистическая цепочка творческих пространств: кабинет хозяйки – лофт – кинотеатр – мастерская.
План цокольного этажа. Дом в Подмосковье
© Архитектурное бюро Романа Леонидова

На втором и антресольном этажах находятся частные помещения членов семьи: родительский блок и две детских. Они все состоят из двух уровней: на нижнем располагаются малые гостиные и рабочие зоны, на антресолях – спальни, в две из них ведут винтовые лестницы. Родительская гостиная имеет выход на большую террасу с садом, который образован аллеей шарообразно подстриженных кленов, высаженных в запроектированный на кровле «вазон», позволяющий выращивать крупноразмерные деревья. Эта деталь ассоциируется с «висячим садом» и дополняет архитектурную композицию дома. Свой балкон есть и у одной из детских гостиных, а большая крытая лоджия, расположенная по центру дома, между двумя основными объемами, объединяет их и визуально, и функционально. В детских комнатах активно применяется цвет: они окрашены в зеленый и желтый, а стены хозяйской спальни украшены панелями с декоративными авторскими росписями. Сводчатые потолки выполнены из дерева.
  • zooming
    1 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 4
    Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова
  • zooming
    3 / 4
    План 2-го этажа с расстановкой мебели. Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова
  • zooming
    4 / 4
    План антресольного этажа. Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова

Ванные комнаты и санузлы, как и многое другое, вдохновлены интерьерами виллы Керилос: они оформлены изысканной мозаикой с рисунком «рыбьей чешуи», трафаретными росписями, насыщенными цветами и эстетской фурнитурой. В ванных, как и во всем доме, множество деталей выполнены художниками на заказ.
  • zooming
    1 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    3 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    4 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Как уже говорилось, хозяйка активно участвовала в творческом процессе, предлагая идеи, стимулируя интересные решения и подбирая декор: скульптуры и антикварные вазы, люстры и дверные ручки. Многое из этого собрано по европейским антикварным салонам, другое сделано на заказ по аналогам предметов того времени. Благодаря хозяйке в интерьере появились романтические детали вроде внутренних балкончиков на фигурных авторских кронштейнах и хамама с марокканской мозаикой.
  • zooming
    1 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    3 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Современные заказчики многих стран, например России и США, хорошо относятся к ар-нуво. Позволю себе предположить, почему: модерн из ближайших к современности стилей – самый эмоциональный. У архитекторов отношение более сложное. Отвечая на вопрос о причинах популярности стиля ар-нуво, Ольга Буденная и Роман Леонидов подчеркнули близкие каждому из них черты. Ольга Буденная сказала, что модерн любят за очень красивые вещи, за возможность их декорировать и тонко подавать и в то же время за соответствие современности и подчеркнутую функциональность. Роман Леонидов считает, что «основная особенность ар-нуво – тотальный контроль автора над всей жизнью дома: от фундамента до чайной ложки. Эта тенденция продолжается и в ар-деко. И Макинтош, и Райт занимались всем: и архитектурой, и дизайном мебели и предметов». В данном конкретном случае можно сказать, что тотальный контроль осуществляли авторы: Ольга Буденная, Роман Леонидов, Ксения Волкова и хозяйка дома Надежда Фоменко. Результат получился эмоциональным, соответствующим образовательно-творческому пафосу и общественному темпераменту владельцев.
Архитектор:
Роман Леонидов
Ольга Буденная
Проект:
Дом в Подмосковье
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Ольга Буденная, Ксения Волкова, Надежда Фоменко, Роман Леонидов

2.2010 — 6.2011 / 6.2011 — 7.2019

20 Августа 2020

Похожие статьи
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.