06.02.2013

Разноцветный штрих-код

В конце прошлого года еще одно медицинское учреждение на юго-западе Москвы приобрело позитивные разноцветные фасады, заставляющие верить в торжество искусства врачевания и самой жизни. Проект реконструкции Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова на улице Академика Опарина разработал авторский коллектив под руководством Александра Асадова.

информация:

Этот заказ архитекторы получили именно благодаря реализации проекта Федерального научно-клинического Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии (ФНКЦ), ослепительно яркие фасады которого украсили пересечение Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая. Реконструкцию и переоснащение своих внутренних помещений Центр акушерства пережил еще несколько лет назад – сегодня это одна из самых продвинутых клиник своего профиля не только в Москве, но и во всей России, – а вот внешне оставался довольно заурядным серым объемом. В его облике как в капле воды отразились основные принципы архитектуры советского модернизма – простота и жесткость композиции, лаконизм отделки, минимум пластики, – и среди ближайшего окружения комплекс выделялся разве что протяженностью своего главного корпуса. После того, как по соседству был построен ФНКЦ, у руководства Центра появился наглядный пример того, насколько яркой и неординарной может быть архитектура медицинского учреждения. Решение поручить разработку проекта реконструкции фасадов здания той же команде архитекторов выглядело более чем логично, хотя очень близкое соседство с уже реализованным «прототипом» создало дополнительные сложности.
Внешний вид центра до реконструкции фасадов
Внешний вид центра до реконструкции фасадов

Дело в том, что улица Академика Опарина идет параллельно Ленинскому проспекту, упираясь в ту же улицу Миклухо-Маклая. Фактически речь идет о соседнем квартале, в котором построен ФНКЦ. Принципиальное отличие расположения двух медицинских центров лишь в том, что дедалоносная разноцветная клиника для детей своим главным фасадом обращена к многополосной автомобильной трассе, тогда как центр акушерства – плоть от плоти густо застроенного жилого квартала. Именно в силу плотности застройки два медицинских учреждения визуально друг с другом не взаимодействуют, но достаточно выйти из роддома и пройти всего несколько метров, как между домами нет-нет да и мелькнет разноцветье ФНКЦ. Вот почему перед архитекторами была поставлена задача разработать принципиально иной «цветовой код» – обновленные фасады Центра должны были решительно отличаться от фасадов ФНКЦ, обладая при этом такой же оптимистичностью.

Работая над новым обликом фасадов, авторы стремились не просто освежить их, но развить заложенные в здание принципы модернистской архитектуры и подчеркнуть достоинства последней. Поэтому отправной точкой для проекта реконструкции стала компоновка построенного в 1979 году комплекса. В плане напоминающий гребенку, он имеет основной протяженный корпус и пять поперечных, длина которых варьируется, а высота вдвое меньше (три этажа против шести в главном здании). Самый длинный «зубец», обращенный к пересечению улиц Академика Опарина и Островитянова, играет роль главного фасада всего комплекса – именно здесь расположен главный вход, оформленный брутальными треугольными опорами и глухими прямоугольными эркерами. Вот это членение на отдельные габаритные сегменты и стало главной темой нового «цветокода».

Всего эркеров пять, и каждый из них архитекторы выкрасили в свой собственный цвет – красный, желтый, синий, темно-зеленый и ярко-зеленый. Последний становится лейтмотивом оформления входной зоны – переходит на длинную горизонтальную балку над главным крыльцом и опоры, фланкирующие его с другой стороны. А сама ниша входа оформлена желтым. Выделение цветом основных пластических элементов и облицовка панелями Краспан кардинально меняет внешность фасада: раньше это была монофактурная светло-серая масса, теперь – холст, на который нанесены отдельные яркие мазки, не только придающие зданию выразительность, но и структурирующие довольно внушительный объем и тем самым помогающие посетителю быстрее и точнее сориентироваться.

Вынесенные на плоскость входного фасада пять базовых цветов формируют палитру комплекса. Их можно сравнить с набором маркеров или, скажем, со штрих-кодом, в котором зашифрована информация об объекте, а точнее, о тех изменениях, которые произошли с Центром акушерства в ходе реконструкции. И если фасады ФНКЦ представляют собой плоскости, полностью выкрашенные в сочные оптимистичные тона, то здесь доминирует белый цвет – едва ли не лучшая метафора рождения новой жизни и той обязательной стерильной обстановки, в которой это происходит. Помимо уже упомянутых эркеров полностью цветными сделаны лишь торцы поперечных блоков – все остальные фасады представляют собой белоснежные поверхности, по которым разбегаются цветовые растяжки – штрихи разной ширины или, как их называют сами архитекторы, «всплески». Интересно, что их ширина варьируется от этажа к этажу, что позволяет избежать банальной «полосатости» и придать каждой части фасада индивидуальность. Особенно эффектно этот прием смотрится на фасадах главного продольного корпуса – цветной штрих-код визуально разбивает протяженный объем, сохраняя при этом его линейный характер.

Помимо «санации» существующих фасадов, проект реконструкции, разработанный командой Асадова и компанией «Транзумед», предусматривает возведение на территории центра нового медицинского корпуса – современного перинатального центра. Расположить его предполагается во дворе таким образом, чтобы три поперечных корпуса из пяти стали переходами из старого здания в новое – связывающие их галереи архитекторы предполагают возвести на кровлях трехэтажных объемов. А поскольку затевать реконструкцию кровли ради организации одного перехода неразумно, ее пространство авторы также предлагают использовать для создания зимних садов, конференц-залов и рекреаций для пациентов. Сам новый объем в плане имеет форму галочки – одно крыло здания расположено параллельно главному корпусу Центра акушерства, второе развернуто от него под углом в 45 градусов. «Такое расположение позволяет наиболее рационально использовать выделенный участок и максимально расширить пространство перед главным входом в будущий перинатальный центр», – поясняют проектировщики. Архитектурное решение нового здания развивает тему, заданную существующим объемом: предельный лаконизм параллелепипедов смягчен многоугольными торцами, а цветовой штрих-код дополнен фризом из витражей с цветными вставками между ними.

И если проект строительства перинатального центра в настоящий момент проходит заключительный этап согласования, то реконструкция фасадов самого центра уже завершена – белоснежный 290-метровый корпус, расчерченный разноцветными вертикальными полосами, изменил облик всей улицы Академика Опарина, привнеся в прежде довольно безликую и агрессивную визуальную среду яркую доминанту, символизирующую чистоту и радость появления на свет.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Асадов
  • Антон Бондаренко
  • Екатерина Грень
  • Александра Кузьмина
  • Рустам Керимов
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Левон Айрапетов
  • Наталия Шилова
  • Арсений Леонович
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Илья Машков
  • Игорь Шварцман
  • Александр Асадов
  • Полина Воеводина
  • Михаил Канунников
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Скокан
  • Сергей Труханов
  • Владимир Ковалёв
  • Даниил Лоренц
  • Иван Кожин
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Олег Карлсон
  • Сергей Сенкевич
  • Станислав Белых
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Ликин
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Марк Сафронов
  • Наталия Зайченко
  • Зураб Басария
  • Роман Леонидов
  • Антон Надточий
  • Илья Уткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Мединский
  • Евгений Герасимов
  • Никита Токарев
  • Андрей Романов
  • Олег Шапиро
  • Юрий Сафронов
  • Иван Рубежанский
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Сергей Орешкин
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Явейн
  • Карен Сапричян
  • Василий Крапивин
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Васильев
  • Валерия Преображенская
  • Константин Ходнев
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Бровкин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка
  • Театр «Практика»
  • Микродом
  • Благоустройство парка Зеленая Роща
  • Центр документального кино

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи