English version

Разноцветный штрих-код

В конце прошлого года еще одно медицинское учреждение на юго-западе Москвы приобрело позитивные разноцветные фасады, заставляющие верить в торжество искусства врачевания и самой жизни. Проект реконструкции Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова на улице Академика Опарина разработал авторский коллектив под руководством Александра Асадова.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

06 Февраля 2013
mainImg
Проект:
Реконструкция центра акушерства (НЦАГИП им. В.И.Кулакова)
Россия, Москва, ул. Академика Опарина, дом 4

Авторский коллектив:
Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, А.А.Асадов, Т.Чернова, А.Штанюк, А.Санду, М.Хромова
Компания Транзумед: рук.И.Александров, Ф.Вагенкнехт, Д.Кулешов

0 / 2011

Заказчик: НЦАГИП им.М.В.Кулакова. Генпроектировщик: ООО «Транзумед», рук. И.Александрова
Этот заказ архитекторы получили именно благодаря реализации проекта Федерального научно-клинического Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии (ФНКЦ), ослепительно яркие фасады которого украсили пересечение Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая. Реконструкцию и переоснащение своих внутренних помещений Центр акушерства пережил еще несколько лет назад – сегодня это одна из самых продвинутых клиник своего профиля не только в Москве, но и во всей России, – а вот внешне оставался довольно заурядным серым объемом. В его облике как в капле воды отразились основные принципы архитектуры советского модернизма – простота и жесткость композиции, лаконизм отделки, минимум пластики, – и среди ближайшего окружения комплекс выделялся разве что протяженностью своего главного корпуса. После того, как по соседству был построен ФНКЦ, у руководства Центра появился наглядный пример того, насколько яркой и неординарной может быть архитектура медицинского учреждения. Решение поручить разработку проекта реконструкции фасадов здания той же команде архитекторов выглядело более чем логично, хотя очень близкое соседство с уже реализованным «прототипом» создало дополнительные сложности.
Внешний вид центра до реконструкции фасадов

Дело в том, что улица Академика Опарина идет параллельно Ленинскому проспекту, упираясь в ту же улицу Миклухо-Маклая. Фактически речь идет о соседнем квартале, в котором построен ФНКЦ. Принципиальное отличие расположения двух медицинских центров лишь в том, что дедалоносная разноцветная клиника для детей своим главным фасадом обращена к многополосной автомобильной трассе, тогда как центр акушерства – плоть от плоти густо застроенного жилого квартала. Именно в силу плотности застройки два медицинских учреждения визуально друг с другом не взаимодействуют, но достаточно выйти из роддома и пройти всего несколько метров, как между домами нет-нет да и мелькнет разноцветье ФНКЦ. Вот почему перед архитекторами была поставлена задача разработать принципиально иной «цветовой код» – обновленные фасады Центра должны были решительно отличаться от фасадов ФНКЦ, обладая при этом такой же оптимистичностью.

Работая над новым обликом фасадов, авторы стремились не просто освежить их, но развить заложенные в здание принципы модернистской архитектуры и подчеркнуть достоинства последней. Поэтому отправной точкой для проекта реконструкции стала компоновка построенного в 1979 году комплекса. В плане напоминающий гребенку, он имеет основной протяженный корпус и пять поперечных, длина которых варьируется, а высота вдвое меньше (три этажа против шести в главном здании). Самый длинный «зубец», обращенный к пересечению улиц Академика Опарина и Островитянова, играет роль главного фасада всего комплекса – именно здесь расположен главный вход, оформленный брутальными треугольными опорами и глухими прямоугольными эркерами. Вот это членение на отдельные габаритные сегменты и стало главной темой нового «цветокода».

Всего эркеров пять, и каждый из них архитекторы выкрасили в свой собственный цвет – красный, желтый, синий, темно-зеленый и ярко-зеленый. Последний становится лейтмотивом оформления входной зоны – переходит на длинную горизонтальную балку над главным крыльцом и опоры, фланкирующие его с другой стороны. А сама ниша входа оформлена желтым. Выделение цветом основных пластических элементов и облицовка панелями Краспан кардинально меняет внешность фасада: раньше это была монофактурная светло-серая масса, теперь – холст, на который нанесены отдельные яркие мазки, не только придающие зданию выразительность, но и структурирующие довольно внушительный объем и тем самым помогающие посетителю быстрее и точнее сориентироваться.

Вынесенные на плоскость входного фасада пять базовых цветов формируют палитру комплекса. Их можно сравнить с набором маркеров или, скажем, со штрих-кодом, в котором зашифрована информация об объекте, а точнее, о тех изменениях, которые произошли с Центром акушерства в ходе реконструкции. И если фасады ФНКЦ представляют собой плоскости, полностью выкрашенные в сочные оптимистичные тона, то здесь доминирует белый цвет – едва ли не лучшая метафора рождения новой жизни и той обязательной стерильной обстановки, в которой это происходит. Помимо уже упомянутых эркеров полностью цветными сделаны лишь торцы поперечных блоков – все остальные фасады представляют собой белоснежные поверхности, по которым разбегаются цветовые растяжки – штрихи разной ширины или, как их называют сами архитекторы, «всплески». Интересно, что их ширина варьируется от этажа к этажу, что позволяет избежать банальной «полосатости» и придать каждой части фасада индивидуальность. Особенно эффектно этот прием смотрится на фасадах главного продольного корпуса – цветной штрих-код визуально разбивает протяженный объем, сохраняя при этом его линейный характер.

Помимо «санации» существующих фасадов, проект реконструкции, разработанный командой Асадова и компанией «Транзумед», предусматривает возведение на территории центра нового медицинского корпуса – современного перинатального центра. Расположить его предполагается во дворе таким образом, чтобы три поперечных корпуса из пяти стали переходами из старого здания в новое – связывающие их галереи архитекторы предполагают возвести на кровлях трехэтажных объемов. А поскольку затевать реконструкцию кровли ради организации одного перехода неразумно, ее пространство авторы также предлагают использовать для создания зимних садов, конференц-залов и рекреаций для пациентов. Сам новый объем в плане имеет форму галочки – одно крыло здания расположено параллельно главному корпусу Центра акушерства, второе развернуто от него под углом в 45 градусов. «Такое расположение позволяет наиболее рационально использовать выделенный участок и максимально расширить пространство перед главным входом в будущий перинатальный центр», – поясняют проектировщики. Архитектурное решение нового здания развивает тему, заданную существующим объемом: предельный лаконизм параллелепипедов смягчен многоугольными торцами, а цветовой штрих-код дополнен фризом из витражей с цветными вставками между ними.

И если проект строительства перинатального центра в настоящий момент проходит заключительный этап согласования, то реконструкция фасадов самого центра уже завершена – белоснежный 290-метровый корпус, расчерченный разноцветными вертикальными полосами, изменил облик всей улицы Академика Опарина, привнеся в прежде довольно безликую и агрессивную визуальную среду яркую доминанту, символизирующую чистоту и радость появления на свет.


Проект:
Реконструкция центра акушерства (НЦАГИП им. В.И.Кулакова)
Россия, Москва, ул. Академика Опарина, дом 4

Авторский коллектив:
Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, А.А.Асадов, Т.Чернова, А.Штанюк, А.Санду, М.Хромова
Компания Транзумед: рук.И.Александров, Ф.Вагенкнехт, Д.Кулешов

0 / 2011

Заказчик: НЦАГИП им.М.В.Кулакова. Генпроектировщик: ООО «Транзумед», рук. И.Александрова

06 Февраля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.