11.10.2007

Дом с шарниром

Проект многофункционального комплекса в начале шоссе Энтузиастов получил золотой диплом на прошлогоднем «Зодчестве» – вероятно, за яркий и лаконичный образ, а также за остроту найденного градостроительного решения. Дом, который должен встать прямо за Рогожской заставой, кажется фрагментом гигантского механизма, а следовательно – представителем индустриальной части Москвы, на границе которой он расположен

информация:

МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева

Рогожская застава – район культурных контрастов. Ильич здесь непринужденно соседствует с Сергием Радонежским, Андроников монастырь с «Серпом и молотом», старый и новый город врезаются друг в друга с потрясающей наглядностью – робкий, но местами непрерывный фронт 2-этажных исторических зданий с трудом сдерживает натиск растущих во множестве панельных многоэтажек. Рваная городская ткань этого района – результат неудачной попытки сочетания старого города с новым, самым ярким примером которого стала отреставрированная в 1980-е гг. Школьная улица. Непосредственно «за», вплотную к памятникам историко-архитектурных экспериментов начинается настоящая промзона, закрытые территории, склады, прокатные станы и прочие чудеса индустриализации – прямо-таки технический рай, правда, к настоящему времени заметно устаревший.

Итак, окружение очень контрастно – и проект мастерской Павла Андреева чутко отзывается на эту ноту, он как будто бы впитывает всю архитектурную двойственность и жесткость контекста, усиливает и воплощает в архитектурных формах – доходя в этом деле до знакового лаконизма. Гигантский, почти 100-метровый дом состоит из двух прямоугольных корпусов: один черный, другой белый. На уровне верхних этажей черный объем Г-образно вытягивается и прорезает белый, в котором для этого проделан большой, в несколько этажей, проем. В месте сочленения две формы кажутся соединенными крупным «шарниром» - так, как будто бы гигантские пластины могли когда-то вращаться вокруг оси, а потом застыли под определенным углом – одна вдоль площади, другая по линии бульвара Энтузиастов. Внутри роль шарнира исполняет круглый зал, который присутствует на всех этажах и таким образом пронизывает здание по вертикали «насквозь», надевая его на ось, снаружи видимую лишь отчасти.

Итак, все сделано для того, чтобы здание казалось представителем технического прогресса, деталью механизма или вообще – домом-машиной, который может, повинуясь необходимости, развернуть свои корпуса под нужным углом. Такой дом становится пластическим представителем «техногенной» части города – своеобразными хай-тековскими «пропилеями» Рогожской заставы.

В этом смысле здание наследует индустриальной разновидности конструктивизма 1920-х, той ветви авангарда, представители которой увлекались воспроизведением разных технических чудес своего времени в застывших и укрупненных архитектурных формах, например, строили дома в виде трактора или паровоза. С тех пор техницистические ассоциации вошли в копилку модернизма и стали нормой – большую часть произведений XX века можно с той или иной мерой натяжки сравнить с чем-нибудь техническим – чаще всего корабле, поездом или ракетой. Однако же в данном случае все несколько иначе – здесь нет изображения конкретного предмета, а есть шарнир, во много раз увеличенный и изнутри предстающий самым классическим из известных интерьерных приемов – круглым залом, обставленным опорами, похожими на колонны.

Тогда возникает несколько иная аналогия – с фрагментом какого-то очень большого, непредставимых размеров механизма, который оказался почему-то на земле и используется как дом. Этот образ представляется более верным, потому что здание местами собирается зарасти зеленью – на открытых лоджиях и кровлях нижних этажей, а также – на площадке в основании видимой части «шарнира» будут устроены висячие сады. Если этот экологический жест будет реализован, сходство с элементом гигантского механизма, каким-то образом вросшего в землю, только усилится.

МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерия Преображенская
  • Олег Мединский
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Тотан Кузембаев
  • Наталия Шилова
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Роман Леонидов
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Порошкин
  • Дмитрий Ликин
  • Вероника Дубовик
  • Кристина Павлова
  • Александр Бровкин
  • Илья Машков
  • Юлий Борисов
  • Александра Кузьмина
  • Катерина Грень
  • Илья Уткин
  • Карен Сапричян
  • Антон Лукомский
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Зураб Басария
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Явейн
  • Олег Шапиро
  • Иван Кожин
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Константин Ходнев
  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Михаил Канунников
  • Арсений Леонович
  • Сергей Орешкин
  • Василий Крапивин
  • Андрей Асадов
  • Павел Андреев
  • Наталия Порошкина
  • Антон Надточий
  • Всеволод Медведев
  • Никита Токарев
  • Игорь Шварцман
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Реутт
  • Станислав Белых
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерий Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Наталия Зайченко
  • Юлия Тряскина
  • Даниил Лоренц
  • Иван Рубежанский
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Чобан
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК RiverSky
  • Особняк Данилова
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
  • Жилой комплекс «Счастье на Серпуховке»
  • Торговый центр Brosko Mall
  • Павильон в Днепропетровской области
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
  • Общественное пространство «Презервация тишины»
  • Дворец единоборств в Лужниках

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
02.08.2019

Живой дизайн для фасадов

Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
RHEINZINK
другие статьи