11.10.2007

Дом с шарниром

Проект многофункционального комплекса в начале шоссе Энтузиастов получил золотой диплом на прошлогоднем «Зодчестве» – вероятно, за яркий и лаконичный образ, а также за остроту найденного градостроительного решения. Дом, который должен встать прямо за Рогожской заставой, кажется фрагментом гигантского механизма, а следовательно – представителем индустриальной части Москвы, на границе которой он расположен

информация:

МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андрееваоткрыть большое изображение

Рогожская застава – район культурных контрастов. Ильич здесь непринужденно соседствует с Сергием Радонежским, Андроников монастырь с «Серпом и молотом», старый и новый город врезаются друг в друга с потрясающей наглядностью – робкий, но местами непрерывный фронт 2-этажных исторических зданий с трудом сдерживает натиск растущих во множестве панельных многоэтажек. Рваная городская ткань этого района – результат неудачной попытки сочетания старого города с новым, самым ярким примером которого стала отреставрированная в 1980-е гг. Школьная улица. Непосредственно «за», вплотную к памятникам историко-архитектурных экспериментов начинается настоящая промзона, закрытые территории, склады, прокатные станы и прочие чудеса индустриализации – прямо-таки технический рай, правда, к настоящему времени заметно устаревший.

Итак, окружение очень контрастно – и проект мастерской Павла Андреева чутко отзывается на эту ноту, он как будто бы впитывает всю архитектурную двойственность и жесткость контекста, усиливает и воплощает в архитектурных формах – доходя в этом деле до знакового лаконизма. Гигантский, почти 100-метровый дом состоит из двух прямоугольных корпусов: один черный, другой белый. На уровне верхних этажей черный объем Г-образно вытягивается и прорезает белый, в котором для этого проделан большой, в несколько этажей, проем. В месте сочленения две формы кажутся соединенными крупным «шарниром» - так, как будто бы гигантские пластины могли когда-то вращаться вокруг оси, а потом застыли под определенным углом – одна вдоль площади, другая по линии бульвара Энтузиастов. Внутри роль шарнира исполняет круглый зал, который присутствует на всех этажах и таким образом пронизывает здание по вертикали «насквозь», надевая его на ось, снаружи видимую лишь отчасти.

Итак, все сделано для того, чтобы здание казалось представителем технического прогресса, деталью механизма или вообще – домом-машиной, который может, повинуясь необходимости, развернуть свои корпуса под нужным углом. Такой дом становится пластическим представителем «техногенной» части города – своеобразными хай-тековскими «пропилеями» Рогожской заставы.

В этом смысле здание наследует индустриальной разновидности конструктивизма 1920-х, той ветви авангарда, представители которой увлекались воспроизведением разных технических чудес своего времени в застывших и укрупненных архитектурных формах, например, строили дома в виде трактора или паровоза. С тех пор техницистические ассоциации вошли в копилку модернизма и стали нормой – большую часть произведений XX века можно с той или иной мерой натяжки сравнить с чем-нибудь техническим – чаще всего корабле, поездом или ракетой. Однако же в данном случае все несколько иначе – здесь нет изображения конкретного предмета, а есть шарнир, во много раз увеличенный и изнутри предстающий самым классическим из известных интерьерных приемов – круглым залом, обставленным опорами, похожими на колонны.

Тогда возникает несколько иная аналогия – с фрагментом какого-то очень большого, непредставимых размеров механизма, который оказался почему-то на земле и используется как дом. Этот образ представляется более верным, потому что здание местами собирается зарасти зеленью – на открытых лоджиях и кровлях нижних этажей, а также – на площадке в основании видимой части «шарнира» будут устроены висячие сады. Если этот экологический жест будет реализован, сходство с элементом гигантского механизма, каким-то образом вросшего в землю, только усилится.

МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андрееваоткрыть большое изображение
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андрееваоткрыть большое изображение
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андрееваоткрыть большое изображение
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андрееваоткрыть большое изображение
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андрееваоткрыть большое изображение
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андрееваоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Игорь Шварцман
  • Юлий Борисов
  • Александр Асадов
  • Рустам Керимов
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Константин Ходнев
  • Сергей Кузнецов
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Гнездилов
  • Полина Воеводина
  • Антон Барклянский
  • Даниил Лоренц
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Сенкевич
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Шапиро
  • Илья Уткин
  • Антон Лукомский
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Юлия Тряскина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Васильев
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан
  • Юрий Сафронов
  • Левон Айрапетов
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Грень
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Романов
  • Валерий Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Марк Сафронов
  • Олег Мединский
  • Василий Крапивин
  • Олег Карлсон
  • Александра Кузьмина
  • Александр Попов
  • Иван Кожин
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Бондаренко
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Карен Сапричян
  • Александр Бровкин
  • Наталия Зайченко
  • Зураб Басария
  • Арсений Леонович
  • Александр Скокан
  • Илья Машков
  • Дмитрий Селивохин
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи