11.10.2007

Дом с шарниром

Проект многофункционального комплекса в начале шоссе Энтузиастов получил золотой диплом на прошлогоднем «Зодчестве» – вероятно, за яркий и лаконичный образ, а также за остроту найденного градостроительного решения. Дом, который должен встать прямо за Рогожской заставой, кажется фрагментом гигантского механизма, а следовательно – представителем индустриальной части Москвы, на границе которой он расположен

информация:

открыть большое изображение

Рогожская застава – район культурных контрастов. Ильич здесь непринужденно соседствует с Сергием Радонежским, Андроников монастырь с «Серпом и молотом», старый и новый город врезаются друг в друга с потрясающей наглядностью – робкий, но местами непрерывный фронт 2-этажных исторических зданий с трудом сдерживает натиск растущих во множестве панельных многоэтажек. Рваная городская ткань этого района – результат неудачной попытки сочетания старого города с новым, самым ярким примером которого стала отреставрированная в 1980-е гг. Школьная улица. Непосредственно «за», вплотную к памятникам историко-архитектурных экспериментов начинается настоящая промзона, закрытые территории, склады, прокатные станы и прочие чудеса индустриализации – прямо-таки технический рай, правда, к настоящему времени заметно устаревший.

Итак, окружение очень контрастно – и проект мастерской Павла Андреева чутко отзывается на эту ноту, он как будто бы впитывает всю архитектурную двойственность и жесткость контекста, усиливает и воплощает в архитектурных формах – доходя в этом деле до знакового лаконизма. Гигантский, почти 100-метровый дом состоит из двух прямоугольных корпусов: один черный, другой белый. На уровне верхних этажей черный объем Г-образно вытягивается и прорезает белый, в котором для этого проделан большой, в несколько этажей, проем. В месте сочленения две формы кажутся соединенными крупным «шарниром» - так, как будто бы гигантские пластины могли когда-то вращаться вокруг оси, а потом застыли под определенным углом – одна вдоль площади, другая по линии бульвара Энтузиастов. Внутри роль шарнира исполняет круглый зал, который присутствует на всех этажах и таким образом пронизывает здание по вертикали «насквозь», надевая его на ось, снаружи видимую лишь отчасти.

Итак, все сделано для того, чтобы здание казалось представителем технического прогресса, деталью механизма или вообще – домом-машиной, который может, повинуясь необходимости, развернуть свои корпуса под нужным углом. Такой дом становится пластическим представителем «техногенной» части города – своеобразными хай-тековскими «пропилеями» Рогожской заставы.

В этом смысле здание наследует индустриальной разновидности конструктивизма 1920-х, той ветви авангарда, представители которой увлекались воспроизведением разных технических чудес своего времени в застывших и укрупненных архитектурных формах, например, строили дома в виде трактора или паровоза. С тех пор техницистические ассоциации вошли в копилку модернизма и стали нормой – большую часть произведений XX века можно с той или иной мерой натяжки сравнить с чем-нибудь техническим – чаще всего корабле, поездом или ракетой. Однако же в данном случае все несколько иначе – здесь нет изображения конкретного предмета, а есть шарнир, во много раз увеличенный и изнутри предстающий самым классическим из известных интерьерных приемов – круглым залом, обставленным опорами, похожими на колонны.

Тогда возникает несколько иная аналогия – с фрагментом какого-то очень большого, непредставимых размеров механизма, который оказался почему-то на земле и используется как дом. Этот образ представляется более верным, потому что здание местами собирается зарасти зеленью – на открытых лоджиях и кровлях нижних этажей, а также – на площадке в основании видимой части «шарнира» будут устроены висячие сады. Если этот экологический жест будет реализован, сходство с элементом гигантского механизма, каким-то образом вросшего в землю, только усилится.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Георгий Трофимов
  • Андрей Романов
  • Антон Надточий
  • Екатерина Грень
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Переслегин
  • Наталия Шилова
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Антон Яр-Скрябин
  • Иван Кожин
  • Магда Кмита
  • Владимир Биндеман
  • Олег Карлсон
  • Юлия Тряскина
  • Игорь Шварцман
  • Левон Айрапетов
  • Олег Шапиро
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Никита Явейн
  • Зураб Басария
  • Тотан Кузембаев
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Ковалёв
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Иванов
  • Александр Бровкин
  • Никита Бирюков
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Чобан
  • Всеволод Медведев
  • Станислав Белых
  • Антон Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Кузнецова
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Плоткин
  • Никита Токарев
  • Шимон Матковски
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Николай Переслегин
  • Петр Фонфара

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи