11.10.2007

Дом с шарниром

Проект многофункционального комплекса в начале шоссе Энтузиастов получил золотой диплом на прошлогоднем «Зодчестве» – вероятно, за яркий и лаконичный образ, а также за остроту найденного градостроительного решения. Дом, который должен встать прямо за Рогожской заставой, кажется фрагментом гигантского механизма, а следовательно – представителем индустриальной части Москвы, на границе которой он расположен

информация:

МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева

Рогожская застава – район культурных контрастов. Ильич здесь непринужденно соседствует с Сергием Радонежским, Андроников монастырь с «Серпом и молотом», старый и новый город врезаются друг в друга с потрясающей наглядностью – робкий, но местами непрерывный фронт 2-этажных исторических зданий с трудом сдерживает натиск растущих во множестве панельных многоэтажек. Рваная городская ткань этого района – результат неудачной попытки сочетания старого города с новым, самым ярким примером которого стала отреставрированная в 1980-е гг. Школьная улица. Непосредственно «за», вплотную к памятникам историко-архитектурных экспериментов начинается настоящая промзона, закрытые территории, склады, прокатные станы и прочие чудеса индустриализации – прямо-таки технический рай, правда, к настоящему времени заметно устаревший.

Итак, окружение очень контрастно – и проект мастерской Павла Андреева чутко отзывается на эту ноту, он как будто бы впитывает всю архитектурную двойственность и жесткость контекста, усиливает и воплощает в архитектурных формах – доходя в этом деле до знакового лаконизма. Гигантский, почти 100-метровый дом состоит из двух прямоугольных корпусов: один черный, другой белый. На уровне верхних этажей черный объем Г-образно вытягивается и прорезает белый, в котором для этого проделан большой, в несколько этажей, проем. В месте сочленения две формы кажутся соединенными крупным «шарниром» - так, как будто бы гигантские пластины могли когда-то вращаться вокруг оси, а потом застыли под определенным углом – одна вдоль площади, другая по линии бульвара Энтузиастов. Внутри роль шарнира исполняет круглый зал, который присутствует на всех этажах и таким образом пронизывает здание по вертикали «насквозь», надевая его на ось, снаружи видимую лишь отчасти.

Итак, все сделано для того, чтобы здание казалось представителем технического прогресса, деталью механизма или вообще – домом-машиной, который может, повинуясь необходимости, развернуть свои корпуса под нужным углом. Такой дом становится пластическим представителем «техногенной» части города – своеобразными хай-тековскими «пропилеями» Рогожской заставы.

В этом смысле здание наследует индустриальной разновидности конструктивизма 1920-х, той ветви авангарда, представители которой увлекались воспроизведением разных технических чудес своего времени в застывших и укрупненных архитектурных формах, например, строили дома в виде трактора или паровоза. С тех пор техницистические ассоциации вошли в копилку модернизма и стали нормой – большую часть произведений XX века можно с той или иной мерой натяжки сравнить с чем-нибудь техническим – чаще всего корабле, поездом или ракетой. Однако же в данном случае все несколько иначе – здесь нет изображения конкретного предмета, а есть шарнир, во много раз увеличенный и изнутри предстающий самым классическим из известных интерьерных приемов – круглым залом, обставленным опорами, похожими на колонны.

Тогда возникает несколько иная аналогия – с фрагментом какого-то очень большого, непредставимых размеров механизма, который оказался почему-то на земле и используется как дом. Этот образ представляется более верным, потому что здание местами собирается зарасти зеленью – на открытых лоджиях и кровлях нижних этажей, а также – на площадке в основании видимой части «шарнира» будут устроены висячие сады. Если этот экологический жест будет реализован, сходство с элементом гигантского механизма, каким-то образом вросшего в землю, только усилится.

МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева
МФК «Золотые ворота». © Мастерская Павла Андреева

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталья Сидорова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Александра Кузьмина
  • Павел Андреев
  • Даниил Лоренц
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Всеволод Медведев
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Илья Уткин
  • Рустам Керимов
  • Наталия Шилова
  • Александр Асадов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Токарев
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Грень
  • Арсений Леонович
  • Константин Ходнев
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Скуратов
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Миловидов
  • Марк Сафронов
  • Иван Рубежанский
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Карен Сапричян
  • Владимир Плоткин
  • Станислав Белых
  • Олег Мединский
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Орешкин
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Юрий Сафронов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Труханов
  • Андрей Романов
  • Вера Бутко
  • Василий Крапивин
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Бондаренко
  • Юлия Тряскина
  • Никита Явейн
  • Роман Леонидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Наталия Зайченко

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»
  • Апарт-отель «Европа»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи