Штаб-квартал

Между Костянским и Уланским переулками компания «Нордео» строит новое административное здание по проекту, разработанному творческим коллективом под руководством Павла Андреева. Заказчиком этого комплекса выступает компания «Лукойл», завершая таким образом формирование квартала своей штаб-квартиры на Сретенском бульваре.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

01 Августа 2011
mainImg
Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Павла Андреева
Главное здание «Лукойла», стоящее на пересечении Сретенского бульвара и проспекта академика Сахарова, знакомо едва ли не всем москвичам. Его начали строить еще в конце 1970-х для Министерства электронной промышленности СССР по проекту архитектора Феликса Новикова. Но в 1990-е как-то стало не до электронной промышленности: СССР развалился, а сам комплекс, приобрела и достроила компания «Лукойл». И хотя архитектурное решение не претерпело существенных изменений – ряд дополнений новых владельцев (в том числе оштукатуривание и перекраска здания) вынудил автора проекта от отказаться авторства.

На протяжении многих лет это здание является центральным представительством одной из крупнейших нефтяных компаний страны. Но «Лукойл» так интенсивно развивался, что постепенно перерос свою штаб-квартиру. Сегодня целый ряд его подразделений рассредоточены по другим адресам Москвы, и компания уже несколько лет планирует расширение основного офиса для того, чтобы вновь собрать их под одной крышей и не тратиться на аренду. Долгое время это казалось почти невозможным, но нефтяники все же смогли договориться с городом и собственниками соседних владений: имевшийся в собственности «Лукойла» участок на Кутузовском проспекте был обменен на возможность расширения участка под строительство нового корпуса. Проектировать новый комплекс компания пригласила архитектора Павла Андреева.

Поскольку участок, выделенный под строительство нового здания, расположен между двумя довольно узкими переулками со сложившейся застройкой, авторы стремились, по возможности, минимизировать влияние на окружение нового объема. «К моменту начала проектирования уже существовал согласованный с Москомархитектурой вариант высотного дома,– рассказывает Павел Андреев. – Нам он казался совершенно неуместным и градостроительно необоснованным, но для того, чтобы решить объем в логике и масштабе сложившейся застройки, сохранив при этом требуемые заданием площади, необходимо было увеличить участок застройки, и владельцы это сделали. Подчеркну, что это редчайший случай в московской строительной практике, достойный всяческого уважения и благодарности». Высота строящегося здания, таким образом понизилась с 90 до 46 метров и с одной стороны замыкает двор территории главных корпусов компании «Лукойл», а с другой подхватывает линии застройки обоих переулков и формирует квартальный периметр. Прямоугольные в плане, четырех-, шести- и восьмиэтажные корпуса, продолжая строчную застройку по Уланскому и Костянскому переулкам, «обнимают» с двух сторон двенадцатиэтажную центральную часть комплекса, имеющую в плане форму удлиненной трапеции. Своей скошенной стороной это здание подчеркивает координатную сетку существующего корпуса «Вега» и стилобатной части комплекса.

Все связи  нового комплекса с городом осуществляются через два небольших переулка, и, конечно, это отразилось как на его архитектурном решении, так и на организации транспортной схемы. В здании имеются две вестибюльные группы, выходящие на каждый переулок, а между ними, в уровне первого этажа, расположен благоустроенный внутренний двор с автостоянкой, накрытый вышележащим объемом главного корпуса. Здесь расположатся гостевые парковочные места, тогда как для машин сотрудников компании проектируется двухуровневый подземный паркинг, въезд в который будет расположен со стороны Уланского переулка. Данное решение неслучайно: архитекторы учли, что оба переулка являются дорогами с односторонним движением, а со стороны Костянского переулка уже есть въезд на паркинг «Лукойла».

Архитектурное решение нового комплекса, как уже  говорилось, носит подчеркнуто нейтральный характер. В облицовке здания авторы предлагается использовать натуральный камень белого, бежевого и светло-коричневого оттенков. Переменная этажность объемов подчеркивается с помощью декоративных «разрывов» – полностью остекленных вставок, придающих центральной более высокой части визуальную легкость и создающих иллюзию, будто офисный квартал собран из отдельных небольших блоков. В состав комплекса также включен воссоздаваемый фасад существующего дома №6 по Костянскому переулку, в котором когда-то находилось Харитоньевское городское начальное училище. Между собой, а также с существующим комплексом зданий все корпуса будут соединены остекленными галереями на уровне третьего этажа.
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ» © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ». Ситуационный план © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ» © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ» © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ». Фасад по Уланскому переулку © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ». Северный фасад © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ». Фасад по Костянскому переулку © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ». Генеральный план © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ». План 1-го этажа © Архитектурная мастерская Павла Андреева
Новое административное здание компании «ЛУКОЙЛ». План 3-го этажа © Архитектурная мастерская Павла Андреева


Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Павла Андреева

01 Августа 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.