10.12.2007

Перерождение башни

Жилой дом-башня мастерской Павла Андреева старательно вписан в его архитектурное окружение – однако одновременно дом оказывается выразительной зарисовкой на тему «контекст и современность», представляя любому заинтересованному зрителю почти театрально разыгранный сюжет превращения «жесткого» модернизма в «контекстуальный». Ему даже можно сопереживать

информация:

Дом строится в глубине двора между Яковоапостольским и Большим Казенным переулком. В 1970-е здесь уже построили две розово-кирпичные элитные башни, жестко вклинившиеся в ткань выстроенного вдоль старых улиц исторического квартала – башни-близнецы игриво встали по диагонали, презирая планировку: охранители тех времен еще называли такие дома «вставными зубами». С появлением двух советских башен городское пространство вокруг них растеряло все качества исторической среды – для своего времени это был один маленьких шажков экспансии современной застройки в центр, этакий мини-новый-арбат, лоскуток, которых осталось немало и в пределах Садового кольца, и за его чертой. Поэтому можно согласиться с авторами проекта в утверждении, что «исторический морфотип застройки полностью разрушен». Поэтому, несмотря на расположение участка в историческом центре, недалеко от заповедной улицы Покровки, главным контекстом для нового дома оказался не окрестный XIX век, а те самые жилые башни брежневского времени. На них и ориентируется новая башня – и ростом (13 этажей), и квадратностью объема.

Далее, однако, с ней происходят трансформации, которые развиваются по двум направлениям. Во-первых, и это самое понятное – новая башня далека от агрессивного модернизма, она дитя эпохи контекстуализма, что порождает некоторые противоречия. Дело в том, что дом всерьез относится и к ближнему «брежневскому» окружению и к дальнему, более старому. Вроде бы он вторит контурам соседних башен, но в то же время не заимствует их жесткой и нахальной расстановки, игнорирующей все вокруг, а наоборот, слегка поворачивается, выстраиваясь параллельно линии Б.Казенного переулка – единственного, с которого его будет полностью видно, как бы намекая – да, я тоже башня, но вежливая, я не признак будущей перепланировки города, я наоборот, за примирение и согласие.

Вторая особенность более заметна – все-таки прошло почти сорок лет, и новая башня стремится сочетать современные приемы и материалы со старательной «контекстуальностью» всего облика. Это неудивительно и уже не ново – все, что строится в центре, стремится в наше время к этой цели – иначе никак. Однако в данном случае привычный процесс совмещения старого и нового приобрел очень зримые формы.

Со стороны кажется, что дом состоит из квадратного стеклянного стержня – основы, прикрытой четырьмя щитами очень «кирпичного» вида, но изогнутыми слабой волной. Эти «щиты» выдвинуты вперед на ризалитах, боковые стены которых тоже остеклены и таким образом кажутся принадлежащими к материи «основы». Если рассуждать в этом направлении дальше, то можно себе представить такую историю – вот, условно говоря, квадратная кирпичная башня, похожая на «брежневскую». По каким-то причинам она начинает перерождаться:  сначала изменяется «кожа» – фактура облицовки, она становится аккуратнее и начинает выглядеть подороже. Затем объем раздвигается изнутри и от этого движения кирпичные плоскости расступаются и изгибаются, как будто бы «под внутренним напором» – примерно так, как это делает фасад в «Матрице», то есть волнообразно. Раздвигаясь, дом обнаруживает свою внутреннюю «суть» - стеклянные плоскости, из которых он «на самом деле состоит». Разумеется, эта история – плод воображения, дома не растут и не превращаются, однако в ней есть доля правды. Она заключена в том, что архитектурная образность башни, новой, но вторящей контексту, заключает в себе описанный сюжет, более того, оно подан настолько явственно, что дом кажется пластической зарисовкой на тему «современное здание в полуразрушенном историческом центре». Особенно точно здесь схвачено противоречивое желание таких зданий, которое заключается в том, чтобы спрятаться за ширмой кирпичной фактуры и одновременно – разорвать, раздвинуть, сломать свою скорлупу «изнутри».

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Генплан - схема озеленения
Генплан - схема озелененияоткрыть большое изображение
План 1 этажа
План 1 этажаоткрыть большое изображение
План 3 этажа
План 3 этажаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Асадов
  • Андрей Асадов
  • Олег Карлсон
  • Антон Ладыгин
  • Олег Шапиро
  • Александр Бровкин
  • Зураб Басария
  • Игорь Шварцман
  • Арсений Леонович
  • Андрей Гнездилов
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Станислав Белых
  • Андрей Романов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Биндеман
  • Всеволод Медведев
  • Павел Андреев
  • Василий Крапивин
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Сенкевич
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Орешкин
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Никита Бирюков
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Алексей Курков
  • Антон Барклянский
  • Антон Надточий
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Ковалёв
  • Валерия Преображенская
  • Иван Кожин
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Скокан
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталия Шилова
  • Юлий Борисов
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Труханов
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Никита Явейн
  • Анатолий Столярчук
  • Илья Уткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии
  • Парк Domino

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи