Активация Вологды

Юлия Зинкевич, руководитель проекта АРХИWOOD, беседует о «Днях Архитектуры в Вологде» с их создателями – Александром Дудневым и Константином Гудковым.

mainImg
Вологда. Торжественное открытие «Бульвара раскладушек». 16 мая 2012 г
zooming
Константин Гудков и Александр Дуднев на стенде АРХИWOOD 2012 в Москве. Фото: Анна Пешкова
Две недели в тихой пасторальной Вологде на центральных улицах, в скверах жужжали электропилы, стучали молотки. Посреди города строились лестницы-скамейки, лежанки для отдыха, которые сразу же осваивались горожанами…

У пешеходного Красного моста появились ступени, сбегающие прямо к воде – идеальное место для романтических свиданий, на Каменном мосту возник «Бульвар раскладушек», и вот уже на деревянных скамьях отдыхают роллеры, кто-то устроился с ноутбуком.

У Драматического театра – уличная сцена, парапеты для скейтеров и велосипедистов, у Дома книги – клумбы и места для чтения, а у стен Вологодского университета – земля как будто встала дыбом, проросла амфитеатром, деревянными скамьями и партами – образовалась настоящая аудитория под открытым небом. 

Проект «Активация», в рамках которого молодые вологодские архитекторы преобразили пять мест в центре города – кульминация вторых «Дней Архитектуры в Вологде», которые проходили с 16 по 22 мая.
Бульвар раскладушек - островки отдыха и общения среди бурного потока повседневности (куратор проекта - Лев Анисимов). Фото: Алексей Курбатов
Бульвар раскладушек. Фото: Алексей Курбатов
Инициаторы «Активации» – молодые вологодские архитекторы из группы АВО! (Вера Смирнова, Михаил Приёмышев, Лев Анисимов, Денис Притчин, Надежда Снигирёва и другие).

Организаторы фестиваля – москвичи Александр Дуднев и Константин Гудков. К архитектуре они отношение имеют опосредованное, зато молоды, хорошо образованы, энергичны и умеют вдохновлять окружающих. Таких молодых-продвинутых и не хватало Вологде для того, чтобы отношения между городом и его жителями вступили в новую фазу.
Группа АВО!


– Как родился проект «Активация»?

Александр Дуднев: После первого фестиваля «Дни архитектуры» с нами познакомились молодые ребята-архитекторы из Вологодского университета – недавние выпускники и студенты последних курсов. У них давно была куча идей, как и что можно делать в городе – они хорошо знакомы с передовым международным опытом, даже преподавали за рубежом, а Вологду очень любят и знают её архитектурные проблемы. Они предложили обустроить общественные пространства в городе с помощью деревянных объектов, располагающих к общению. Все идеально сошлось в одной точке: и формат фестивальной архитектуры, и традиции зодчества Русского Севера, и мода на «новое деревянное», и исследования социальных вопросов урбанистики, которые вели на кафедре. А главное - желание сделать что-то приятное для родного города и выгодное властям раскрытие бренда Вологды как столицы деревянного зодчества.

Удивительно, но ребята, которых готовы принимать в Америке, Европе и Китае, готовы были работать бесплатно – изучать типы социальных взаимодействий, проектировать, искать спонсоров, параллельно – обучать студентов на воркшопах... Но им нужен был выход на городские власти. Есть такой парадокс: когда инициатива исходит от местных жителей – их не слышат.
Треугольный сад – новый «уличный зал» вологодского Политеха (куратор проекта – Вера Смирнова). Фото: Алексей Курбатов
Треугольный сад – новый «уличный зал» вологодского Политеха (куратор проекта – Вера Смирнова). Фото: Алексей Курбатов


– Что происходило в этом году на фестивале помимо «Активации»?

Константин Гудков: В этом году «Дни архитектуры» в Вологде были посвящены новым возможностям дерева – как материала для новой архитектуры и как экономически выгодного культурного наследия. В Вологде прошли лекции Тотана Кузембаева и бюро WOWHAUS, Николая Малинина и Ольги Севан, экскурсии для всех желающих от вологодских краеведов и реставратора Александра Попова, кинолекторий Дениса Ромодина, круглые столы.
Экскурсия на базу реставратора Александра Попова

Самая серьезная часть программы – форум «Большой тройки» деревянных городов: Вологды, Томска и Иркутска. Власти и архитекторы этих трех городов впервые встретились, чтобы обменяться опытом сохранения и использования деревянного архитектурного наследия; а мэры подписали соглашение об обмене опытом и сотрудничестве в разработке федеральной программы по сохранению уникальной городской деревянной архитектуры!
Константин Гудков и лекторы вторых «Дней архитектуры» – Тотан Кузембаев, Андрей Иванов, Николай Малинин


Дни архитектуры.
Как все начиналось, и что из этого вышло

– Итак, как вы пришли к формату «Дней архитектуры»?

А.Д.: Я родился в Вологде в деревянном доме на улице Благовещенской. Родители жили в этом бывшем доходном доме, построенном на рубеже XIX-XX веков, дом был в аварийном состоянии. Моя кровать на колесиках постоянно скатывалась, бегали огромные крысы, за водой нужно было ходить в соседний квартал. Холодный туалет в пристройке... Советская экономика не могла вытянуть огромное количество дореволюционного частного жилья – отсюда миф о деревянных зданиях как о «ветхом фонде». Многие вологжане до сих пор считают, что дерево – недолговечный материал! Я сам, только побывав за границей, увидел, что могут жить и процветать целые деревянные города XVIII века, например, в Скандинавии. И стало обидно, что родная Вологда, на порядок более интересная по архитектуре, находится в таком катастрофическом упадке.
Саша Дуднев на руках у родителей. Центр Вологды – еще почти весь деревянный


К.Г.: Я родился в Москве, поэтому для меня неповторимость и ценность Вологды именно как доброго тихого деревянного города особенно чувствуется. Все почему-то удивляются, что по специальности я кардиолог-реаниматолог, а занимаюсь вещами, такими далекими от профессии. Меня всегда увлекали искусство, архитектура. После того, как ушёл из больницы в фармкомпанию (занимаюсь клиническими исследованиями), стал много ездить по миру и понял, что нет ничего интереснее, чем Россия.

Несколько лет назад мы познакомились с создателями проекта «Дни архитектуры в Москве» Александром Змеулом и Натальей Алексеевой. «Дни архитектуры» - это международный формат фестивалей. Они регулярно проходят в Лондоне, Сингапуре, других городах. С 2006 года проводится «Международный день архитектуры в Нижнем Новгороде». Саша и Наташа организовали фестивали в Москве, в Ростове-на Дону, участвовали в проведении фестиваля в Екатеринбурге. Мы поняли, что формат «Дней архитектуры» поможет привлечь внимание к деревянной архитектуре Вологды, позволит показать ее горожанам и не только. Мы предложили ребятам сделать такой фестиваль в Вологде. В тот момент мы и подумать не могли, что будем делать его сами – Саша надолго уехал из России, осталась Наташа, которая очень помогла советами и связями.

Примерно в этот период мы стали заниматься наполнением Википедии статьями про Вологду. Саша начал писать путеводитель по деревянной Вологде.

В 2010 году мы пришли с идеей организовать «Дни архитектуры» в городскую администрацию, тогда не получилось реализовать проект по разным причинам, что оказалось только к лучшему. Ведь сначала мы плохо могли сформулировать, что именно хотим сделать. За год изучили все, происходящее в России с деревянной архитектурой. Сформировали программу первого фестиваля, который прошел в апреле 2011 года.

А.Д.: Мы находились в Москве, а в Вологде у нас не было никого. Реально это была авантюра, мы пришли в Вологду – два москвича, и замахнулись на то, что мы никогда раньше не делали. При этом первая цель была просветить вологжан! Сказать им, что деревянная архитектура это круто. Вторая цель – рассказать властям об успешном опыте по сохранению деревянных городов в России. Третья цель – чтобы в Вологде появилась и современная деревянная архитектура. Мы хотели открыть людям все те вещи, которые сами для себя открыли: что дерево – это актуально, что оно может сохраняться на протяжении сотен лет, что деревянные города могут привлекать туристов и большие деньги.
При переносе в советское время дом утратил модерновый декор, но сохранил выразительность форм. Фото: Николай Малинин


– Сколько человек вы охватили «Днями архитектуры в Вологде»?

А.Д.: Мероприятия 2011 года посетили около 500 человек. Население Вологды – около 300 000 человек. Преимущество маленького города – ты можешь физически сам связаться с самыми важными людьми. После удивительного для нас успеха (при оповещении только через интернет и «сарафанное радио») залы на открытии «Параллелей» Уилла Прайса и Николая Малинина, и лекциях Николая Белоусова и ARCHPOLE были переполнены! С тех пор наши самые большие друзья – студенты-архитекторы. А главное - появилось несколько человек, которым захотелось самим что-то сделать для города вместе с нами. Это были и студенты, и местный средний класс, молодая интеллигенция. В течение года мы с ними поддерживали связь, старались каждый месяц делать какое-то мероприятие...

Мы создали сообщество «Вконтакте» и стараемся его поддерживать (характерная ошибка – по московской привычке сначала сделали группу в Facebook, но вовремя поняли, почему в нее никто не вступает – в Вологде там почти никого нет). Сейчас в нашей группе около 550 человек.
Власти пока не способны остановить уничтожение исторической Вологды
Дом Кирхогланина. Во время Дней архитектуры 2012 года власти объявили о начале его реставрации


Потом было мощное мероприятие – сбор подписей за защиту деревянной Вологды. Собрали более 3000 подписей – каждый сотый житель города подписал! Это супер-результат.

– Там были какие-то конкретные пункты программы?

А.Д.: В течение года мы общались с разными людьми, в том числе с чиновниками, архитекторами в Вологде и пытались разобраться, почему же деревянную архитектуру сложно сохранить. За последние несколько лет утрачен каждый третий официальный памятник деревянной архитектуры. Одна из основных проблем – собственники деревянных домов не заинтересованы в их сохранении. Дома поджигают или сносят чаще всего сами владельцы. В итоге они получают участок, на котором можно построить согласованный с департаментом культуры дом в кирпичном исполнении, обшитый деревом. И это массовый процесс. А дома, находящиеся в муниципальной собственности, просто тихо умирают. 

Мы проконсультировались с юристами, московскими урбанистами, с Архнадзором, со специалистами из Томска и предложили внести конкретные изменения в градостроительный регламент с тем, чтобы запретить в нескольких зонах исторической деревянной застройки на месте снесенного деревянного дома строить кирпичный. Это сделает невыгодными поджоги. А если хотя бы на месте сгоревших деревянных домов будут строиться новые тоже деревянные по образу и подобию – сохранится дух города.
Дом Засецких. Самый старый деревянный особняк в Вологде. 1790-е.
ДК Льнокомбината. Экскурсия по советской деревянной архитектуре


– В Вологде сейчас много строится?

А.Д.: До кризиса город был одним из лидеров по строительству жилья. Строили кирпичные дома. Современных деревянных зданий в Вологде не строится до сих пор. Последние проекты были реализованы в 1980-е годы – в отдаленных районах строили щитовые бараки. На местной кафедре архитектуры вообще не учат строить из дерева! И это при том, что почти все загородное строительство – деревянное, в основном, из «цилиндровки». То, что строится, ничем не отличается от подмосковных «скворечников» и не имеет никакого отношения к архитектуре. У нас есть идея провести конкурс на «образцовый проект» современного деревянного дома для Вологды. Администрация не против!

Научный подход

– Как у вас распределяются роли в работе?

К.Г.: Саша больше отвечает за работу с властями, а я за образовательно-развлекательные проекты. У процесса есть и управленческая сторона, я год назад закончил MBА, что дало понимание стратегического менеджмента и места нашей деятельности в управлении городом. Теперь вместе пытаемся разобраться в маркетинге территорий и экономике культурного наследия. Сашины мечты о том, что Вологду можно открыть как туристический город, что деревянные здания могут встроиться в современную экономику – получили научное подтверждение. Наша сильная сторона в том, что мы привносим в гражданский активизм управленческие идеи и грамотный PR из бизнеса, соединяя эмоциональную и практическую стороны вопроса.

– Есть примеры в России, когда инициатива снизу привела к тому, что в городе действительно что-то поменялось?

К.Г.: Конечно, это является необходимым условием, но не достаточным. Интересно, что ключевым фактором успеха программ по сохранению и развитию деревянной архитектуры в Томске стала политическая воля власти, в Иркутске – эффективность для бизнеса. В Вологде тон стало задавать гражданское общество и молодые вологодские архитекторы. Будет здорово, если этот разносторонний опыт взаимно усилится благодаря новому союзу деревянных городов!

То, что точно уже удалось сделать в Вологде – утвердить бренд «деревянной столицы России» среди специалистов и широкой публики и начать настоящее взаимодействие между архитекторами, властями, общественными активистами и простыми горожанами ради сохранения и развития деревянной архитектуры. Наш фестиваль – это площадка для налаживания связей. По нашим оценкам, мероприятиями 2012 года мы охватили около 2000 человек, а если считать тех, кто задействован Активацией – то просто весь город!

Дни архитектуры 2011 года. Организаторы и гости. Наталья Алексеева, Юлия Зинкевич, Александр Дуднев, группа ARCHPOLE, Андрей Иванов, Константин Гудков, Наталья Лисовская (Томск). Фото: Николай Малинин
Экскурсия во время Дней архитектуры 2011 года. Фото: Николай Малинин
Доходный дом, просп. Победы, 32
Текст подготовлен при участии Марии Трошиной. 

13 Июня 2012

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Пресса: Новые герои: Организаторы «Дней архитектуры в Вологде»...
В рамках второго ежегодного фестиваля «Дни архитектуры в Вологде», проходившего с 16 по 22 мая этого года, стартовал проект «Активация», организатором которого выступило объединение молодых архитекторов Вологды АВО. Ребята направили свою деятельность на преображение внешнего облика города и попытку привлечь внимание горожан к проблемам средовой архитектуры.
Активация Вологды
Юлия Зинкевич, руководитель проекта АРХИWOOD, беседует о «Днях Архитектуры в Вологде» с их создателями – Александром Дудневым и Константином Гудковым.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.