Закрытая горнолыжная трасса – замечательный функциональный повод для того, чтобы создать хороший образец нелинейной архитектуры. Это направление еще называют «дигитальным» - оттого, чтобы сложные и разнообразные изгибы надо просчитывать на компьютере, или «биологическим», из-за сходства архитектурных объемов с разными природными формами. За последние 5-7 лет оно очень распространилось на Западе, и у нас тоже можно заметить некоторые проявления, преимущественно в виде легких наклонов и скруглений, а также осмысленно-хаотичного танца окон – эти приемы проникают теперь уже практически повсеместно. Более «радикальной», если так можно сказать, дигитальностью, отличается ряд проектов некоторых архитекторов – в частности, торговый комплекс «Европарк» от ABD architects, который, по словам главы компании Бориса Левянта, был его первым опытом в этом направлении.
Freestyle, таким образом, опыт второй, одна из отличительных особенностей которого заключается в том, что нелинейная форма с отчетливыми бионическими ассоциациями в данном случае задана функцией, каковую она живо и осмысленно продолжает, развивает и воплощает. Дорогая затея для экстремальных развлечений в любое время года, таким образом, становится удачным бэкграундом, толчком для развития не менее экстремальной и в то же время актуальной образности.
Склон, заключенный в «аэродинамическую трубу», дважды изгибается, изменяет направление и угол наклона и обеспечивает, таким образом, максимум впечатлений горнолыжникам. Это первая особенность проекта: закрытые трассы, которых в мире насчитывается где-то около полусотни, далеко не всегда делают такими сложными. Вторая особенность – покрытый искусственным снегом склон общей длиной ок. 550 м будет совмещать более протяженный горнолыжный спуск,, трассу для сноуборда и тренировочный спуск, который планируется разместить внизу. Таким образом, Freestyle будет одним из закрытых склонов гипер-масштаба, копилкой супер-ощущений для посетителей.
Впечатления построены на контрастах – после эффектных разворотов спуска, вторым в их списке стоит сопоставление зимнего пейзажа внутри лыжной трубы и «тропической» обстановки аква-парка, расположенного в нижних этажах комплекса. В конце спуска горнолыжники будут сквозь витраж наблюдать роскошества водных аттракционов – и смогут при желании перейти от одного к другому, реализуя давнюю мечту многих россиян – чтобы зима и лето были в одном флаконе и сразу. На сочетании лыж, сноуборда и аквапарка разнообразие не заканчивается: кроме автостоянок, здесь будут гостиницы, жилые апартаменты, магазины разных видов, от супермаркета до специализированных спортивных. Однако стержень замысла и его главный архитектурный акцент – горнолыжные спуски.
Снаружи Freestyle, благодаря пестро-клетчатой «шкурке», больше всего напоминает змею-анаконду, заползшую на возвышение и обозревающую окрестности с 80-метровой высоты – таков перепад высот от верхней точки горнолыжной трассы, где устроено большое, почти что во всю ширину «трубы», витражное окно – глаз гигантской змеи. Воображаемую голову питона поддерживает расщепленный для надежности на несколько ветвей металлический столб-опора, в котором, чтобы не пропадал зря, будет устроен лифт для подъема лыжников в верхнюю точку искусственной горы. Строительство комплекса задумано на относительно ровной местности – за неимением природных гор тело искусственной анаконды будет «лежать» на искусственном возвышении – здании обтекаемых очертаний с рядами эллиптических и круглых «корабельных» окошек – в котором разместятся упомянутые выше апартаменты и магазины. Комплекс, расположенный в полутора км от МКАД, в трех км от метро и рядом с Киевским шоссе, будет обеспечен всем необходимым для комфортной жизни.
Итак, несложно заметить, что Freestyle – это эффектное, впечатляющее с первого взгляда сооружение, отвечает нелинейной формой на поставленную перед ним экстремально-развлекательную задачу.
Таковое единство между дополняющими друг друга архитектурой и функцией – примечательно. Во-первых, потому, что воплощает подзабытую в наше время мечту «классического» авангарда, заодно объединяя ее с актуальной пластикой. А во-вторых – несложно заметить, что как правило даже в самых современных заграничных зданиях нелинейность не овеществляет назначение постройки, а скорее навязывает себя с целью создать впечатление. По ходу дела, разумеется, возникают различные дополнительные удобства и выигрышные ракурсы, однако сложно скрыть тот факт, что в большинстве даже самых «раскрученных» случаев основной прибыток от современной экстравагантной формы заключен в ее необычности, эпатирующей зрителя, и очень редко – в ее полезности.
А горнолыжная трасса ABD architects удачно избегает противоречия: ее форма вполне может быть рассмотрена как одновременно модная и практичная, вызванная к жизни функцией, и в этом смысле она одновременно отвечает требованием модернизма и неомодернизма, в итоге, видимо, давая модернизм в квадрате.