15.06.2009

Соло для квартета

Географические названия редко становятся синонимом громкого скандала, но Малая Охта – безусловно, исключение. Именно в этом районе должен быть возведен кукурузоподобный небоскреб компании «Газпром», и лишь финансовый кризис оказался в силах остановить скандальное строительство на неопределенный срок. Комплекс общественно-деловых зданий «Малая Охта» – ответ архитекторов Евгения Герасимова и Сергея Чобана на вопрос о том, уместна ли современная высотная архитектура в контексте исторического города. Да, уместна. Но билет в жизнь ей способен обеспечить лишь разумный компромисс.

информация:

  • архитектор:

    Сергей Чобан

    Sergei Tchoban
  • где:
    Россия. Санкт-Петербург
  • проекты:
    Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза» / Сергей Чобан, Евгений Герасимов / Евгений Герасимов и партнеры
    где:
    Россия. Санкт-Петербург, Красногвардейский административный район, Малоохтинский пр., д. 64, лит. А
    авторский коллектив:
    Авторы проекта: Герасимов Евгений, Чобан Сергей
    Архитекторы: «Евгений Герасимов и партнеры» (Санкт-Петербург), nps tchoban voss (Берлин):
    Каверин Олег (ГАП), Олуфс Пауль (Paul Olufs) (ГАП), Апполонова Елена, Гетманская Александра, Зайцев Дмитрий, Зубова Марина, Марков Игорь, Орлов Алексей, Славянинов Андрей, Старосельцева Ольга, Кристиан Штраус, (Strauss Christian), Шумская Галина, Воронкова Мария, Хаймерманн Кристоф (Heimermann Christoph)
    Конструкторы: Резниченко Маргарита (Гл.конструктор), Ильина Юлия, Егорова Елена, Пантелеева Елена, Мустафина Татьяна, Антонов Владислав, Иванова Кира, Лебедева Татьяна, Култышев Павел, Григорьев Дмитрий, Яковлева Елена
    Интерьер входного холла здания Банка «Санкт-Петербург»: nps tchoban voss (Берлин). Каширина Валерия (ГАП), Гришкат Сильвия (Grischkat Silvia), Марков Игорь
    Интерьеры офисной части: SPEECH Tchoban & Kuznetsov (Москва). Казуль Вячеслав (ГАП), Сенникова Екатерина, Дионисьева Мария
    заказчики, смежники:
    ИСК «Гелеанд, СК «Санкт-Петербург»

Ядро комплекса, расположенное в глубине квартала – стеклянная башня, окруженная корпусами с разными фасадами. «Евгений Герасимов и партнеры»
Ядро комплекса, расположенное в глубине квартала – стеклянная башня, окруженная корпусами с разными фасадами. «Евгений Герасимов и партнеры»открыть большое изображение

Территория комплекса, ограниченная с запада Свердловской набережной,  с востока – Малоохтинским проспектом, с севера – Республиканской улицей, а с юга – Перевозным переулком, на самом деле состоит из нескольких прилегающих друг к другу участков, каждым из которых управляет отдельный девелопер. Девелоперы договорились действовать в интересах города и разработать единую градостроительную концепцию развития нового делового района – случай достаточно редкий. Однако интересы города здесь счастливым образом совпадают с коммерческими – качественная, стилистически выдержанная среда обитания, предназначенная для бизнеса, способна принести гораздо большие дивиденды, чем разрозненная офисная застройка. Для реализации замысла была приглашены Евгений Герасимов и Сергей Чобан, известные своими партнерскими проектами в Санкт-Петербурге. Затем для проектирования отдельных зданий пригласили ряд известных западных архитекторов.

Доминантой комплекса является высотное здание банка «Санкт-Петербург», однако его габариты, в отличие от вышеупомянутого скандального проекта (который, кстати говоря, приходится новому кварталу ближайшим соседом), соразмерны существующей застройке, а его «рост» (90 м, 21 этаж) не нарушает высотный регламент. Внешне башня представляет собой полностью остекленный цилиндр с косо срезанной верхушкой. В плане это неправильный овал, острым носом обращенный к Неве, а более округлой «спиной» – к городу.  Выбор в пользу стекла как основного материала для фасадов объясняется не только желанием заказчика получить ультрасовременное здание, но и заботой о канонических панорамах города. Стеклянный объем, не имеющий острых углов и ломаных граней, не прорезает питерское небо агрессивным шпилем, но словно бы сливается с ним, вбирает в себя как губка окружающие пространства и виды. Интересно и то, что стеклянная башня отнесена вглубь набережной – она будет читаться издалека и с воды, но для гуляющих вдоль Невы пешеходов город в целом сохранит прежний, привычный масштаб. Впрочем, по главной оси комплекса, ведущей от набережной к зданию банка, фронт застройки вдоль реки разрывается: на воде формируются причал, смотровая площадка и ресторан, а к призрачному из-за своего эфемерного одеяния небоскребу перекинут пешеходный мост, который свяжет набережную со стилобатной частью высотки, минуя дублер Малоохтинского проспекта.

Ближайшее окружение башни составляют несколько офисных зданий, чья высота не превышает привычной для этого района отметки в 42 метра. Они фланкируют башню, выстраиваясь в две линии. Вдоль сквера перед Республиканской улицей расположились три корпуса со скругленными углами, соединенные в один объем перемычками, нависающими над проездами во двор. Стеклянные фасады этих корпусов в шахматном порядке прорезаны линиями тонких ламелей, выкрашенных под темное дерево.

Коричнево-терракотовая тема продолжена в угловом здании, обращенном к Перевозному переулку. Его восточный фасад срезан по диагонали и фиксирует пересечение двух магистралей, одновременно фланкируя новую площадь, благоустраиваемую вокруг высотки. Сбитый ритм окон и фрактальный рисунок фасадов подчеркивают активную градостроительную роль нового здания на существующем перекрестке. А вот фасады соседнего с ним корпуса, наоборот, нарочито строги и геометричны: они представляют собой чередование крупных квадратов – полностью остекленных и, наоборот, собранных из традиционных офисных окошек.

Ближе к реке расположены еще четыре девятиэтажных офисных корпуса – они играют роль парадного фасада нового комплекса и спроектированы международной командой архитекторов: самим Евгением Герасимовым, его уже давним творческим партнером Сергеем Чобаном, Кристофом Лангхофом и Манфредом Ортнером. Строго говоря, это истинно петербургский ход – четыре одинаковых объема, формирующих набережную, и четыре разных руки. На самый первый взгляд, Петербург ведь воспринимается как моноархитектурный город, и сколько чудных открытий он приберегает для тех, кто не ленится погрузиться в изучение множества мелких деталей, нюансов, отличий!

Манфред Ортнер спроектировал практически белое здание, одетое в жесткую сетку окон, скупую на какой-либо декор. Лангхоф, наоборот, разработал весьма радикальные фасады, состоящие из больших выпуклых стеклянных клеток. Окна обрамлены алюминием, выкрашенным в ярко-голубой тон – так архитектор хотел напомнить о цвете фасадов Смольного собора. Кеглеподобные колонны первого этажа и выраженный карниз, словно удерживающий амебоподобные стеклянные клетки вместе, – вроде бы это и подчеркнуто современная архитектура, но она удивительным образом способна к миролюбивому диалогу со своим историческим окружением.

А между двумя этими объектами встанет дом Евгения Герасимова. Глядя на него, можно предположить, что архитектор ставил перед собой задачу спроектировать само олицетворение прагматизма. Это именно что офис – сдержанный, строгий, деловой. Здесь также присутствуют панорамное остекление и обрамление из алюкобонда, выкрашенного под темное дерево, правда, на этот раз в качестве оконных переплетов выступают уже не условные тонюсенькие ламели, а брутальная сетка, даже заставляющая на миг вспомнить о фахверке. Здание выгодно контрастирует со своими ближайшими соседями благодаря и темному цвету, и визуальной легкости – выпуклые ячейки Лангхофа и жесткий каркас Ортнера кажутся куда более тектонически активными архитектурными породами.

Впрочем, как выясняется, в знании морфологии тектонических сдвигов мало кто сравнится с Сергеем Чобаном. Его здание было бы совершенно традиционным объемом с вертикальными лентами офисных окон, если бы не вспухло изнутри в нескольких местах и не наполнилось гигантскими воздушными пузырями. Волнообразный козырек повторяет замысловатый рельеф фасада.

Таким образом, на Свердловской набережной под руководством Евгения Герасимова сложился уникальный архитектурный квартет. И если сравнить этот творческий союз с музыкальным коллективом, то можно смело утверждать: каждый из его участников играет то, что ему ближе всего по духу, но играет не для себя лично, а для взыскательной публики по имени Город. И, кажется, публика принимает эту музыку (застывшую, хотя, судя по «пузырям», еще не окончательно) благосклонно.

Вид с Малоохтинского проезда
Вид с Малоохтинского проездаоткрыть большое изображение
Вид с Перевозного переулка
Вид с Перевозного переулкаоткрыть большое изображение
Вид с Перевозного переулка
Вид с Перевозного переулкаоткрыть большое изображение
Перспектива с набережной
Перспектива с набережнойоткрыть большое изображение
Проекты зданий на набережной. Вид с севера. Слева - направо: здания Мартина Ортнера, Евгения Герасимова, Кристофа Лангхофа, Сергея Чобана
Проекты зданий на набережной. Вид с севера. Слева - направо: здания Мартина Ортнера, Евгения Герасимова, Кристофа Лангхофа, Сергея Чобанаоткрыть большое изображение
Проекты зданий на набережной. Вид с юга. Справа - налево: здания Сергея Чобана, Кристофа Лангхофа, Евгения Герасимова, Мартина Ортнера.
Проекты зданий на набережной. Вид с юга. Справа - налево: здания Сергея Чобана, Кристофа Лангхофа, Евгения Герасимова, Мартина Ортнера.открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Марк Сафронов
  • Сергей Труханов
  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Курков
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Гинзбург
  • Зураб Басария
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Ладыгин
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Роман Леонидов
  • Сергей Скуратов
  • Александр Асадов
  • Илья Машков
  • Станислав Белых
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Чобан
  • Андрей Романов
  • Антон Надточий
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Миловидов
  • Антон Барклянский
  • Юрий Сафронов
  • Александр Скокан
  • Василий Крапивин
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Евгений Герасимов
  • Рустам Керимов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Селивохин
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Александр Бровкин
  • Наталия Зайченко
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Карлсон
  • Юлий Борисов
  • Сергей Кузнецов
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Сергей Орешкин
  • Антон Бондаренко
  • Арсений Леонович
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Валерия Преображенская
  • Александр Попов
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи