21.01.2009

Высотный символ дружбы народов

Бюро Виссарионова спроектировало для Уфы общественно-деловой центр, состоящий из двух биоморфных башен и «складчатого» основания, расстеленного по берегу реки Белой. Занимая собой целый квартал, комплекс формирует мощный градостроительный акцент этой части города.

информация:

  • архитектор:
    Юрий Виссарионов

    Юрий Виссарионов

    Yuri Vissarionov
  • мастерская:
    ПТАМ Виссарионова
  • где:
    Россия. Москва
  • проекты:
    Общественно-деловой центр "Башни Содружества" в Уфе / Юрий Виссарионов ПТАМ Виссарионова
    где:
    Россия. Уфа, На участке, ограниченном ул.Фрунзе, проспектом Салавата Юлаева и ул.Октябрьской Революции
    авторский коллектив:
    Руководитель Р.М.Маскулов (г.Уфа), «ПТАМ Виссарионова»: Главный архитектор Ю.Г.Виссарионов, Архитекторы К.М Савкин, Ю.А.Филатов, В.В.Бычков, А.И.Приходько, При участии: Д.В.Зиборов, О.Н.Абаимова, Т.А.Москвина, С.А.Приходько; ПБ «Старый Кремль» (г.Уфа): Ю.И.Оралов, И.М.Яковлев.

Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение

В последние годы процесс встраивания  ультрасовременной архитектуры стеклянных высоток в контекст провинциальных городов (местами еще советский) шел оживленно. Вот и городские власти Уфы, видимо, еще до начала кризиса, запланировали выстроить громадный многофункциональный комплекс, похожий на летающий остров из будущего, приземлившийся на берегу реки Белой, вклинившись в скучную застройку набережной, «застрявшую» по большей части в 1980-1990-х годах. Проект, названный «Башни Содружества» в честь дружбы народов Башкирии и России, разрабатывает ПАМ Виссарионова.

Привлекателен он тем, что формирует непривычный пока для Уфы, но неоднократно опробованный за рубежом новый тип благоустроенного городского пространства, который даже в Москве пока только приживается. Внутри делового квартала возникают многоуровневые пешеходные маршруты, искусственная природа и обилие рекреационных зон, между которыми человек может перемещаться, не покидая зданий, по улицам этого оазиса, «микроклимат» которого старательно поддерживается круглый год. Проект, кроме того, распространяется на значительный участок набережной, которую предполагается включить в обширную «окультуренную» зону вокруг центра.   

Комплекс возникает на своеобразном «острове», образованном тремя улицами – Фрунзе, Октябрьской революции и проспектом Салавата Юлаева. Окружающая застройка береговой линии лишена каких-либо доминант, кроме памятной стелы, поставленной на 400-летие присоединения Башкирии к России. В отсутствие сколько-нибудь оформленного силуэта набережной, эта важнейшая часть городского ландшафта, вид на которую открывается с магистрали по ходу из аэропорта, лишена внятного образа. Кругом панельная застройка, наиболее ценный фрагмент из всего окружения – старые промышленные домики по улице Октябрьской революции, в восточной части участка, которые предполагается отчасти реставрировать, отчасти обновить. Проектируемый комплекс должен взять на себя роль недостающего высотного акцента. Обладая сложным силуэтом, он ломает привычный горизонт и композиционно все стягивает на себя, являясь неким знаком современного, статусного, нового в городе, поставленным на одной из главных магистралей.

Комплекс вырастает из берега, как крупное органическое образование. Его нижние ярусы изгибаются, повторяя линии берега и образуют складки, похожие на пласты геологических пород. Он крепко посажен в ложбину рельефа, укоренился в ней, врос. Эта естественная впадина одновременно является руслом пешеходной улицы, которая, буквально пропахивая почву, как древесный корень, выходит к самому берегу из-под земли как будто из норы. Улица является осью генплана, и ведет с одной стороны к историческому центру, а с другой к набережной. Ее многоуровневое пространство постепенно спускается эскалаторами и траволаторами к реке, повсюду открываясь в разные уровни стеклянного стилобата, насыщенного всевозможными рекреационными и деловыми функциями. Наличие второго пешеходного маршрута определила ценность старинной застройки по Октябрьской улице, вдоль которой он и проходит.

Две башни, вырастающие из бетонных волн стилобата – 36-этажные. Они похожи на песочные часы, внутрь которых налили ртуть, из-за которой возникают зеркальные «перетекания» в центре. Снаружи объемы опутаны кольцами металлической паутины-сетки, придающей им сходство с пружинами. От этого кажется, что они живые и подвижные. 

Функциональное наполнение комплекса очень разнородно. Предполагается строительство в две очереди: в первую входят юго-восточная башня с гостиницей, апартаментами и рестораном, а также прилегающее к ней крыло «стилобата», где в верхнем и среднем уровнях помещаются фитнес-клуб, конференц-центр, бассейн и торговый пассаж. Среди  изогнутых форм «стилобата» выделяется объем конференц-зала, чуть вознесенный над основным уровнем. Он составлен из двух «половинок», пространство между которыми заполнено стеклом. Ввиду сложности объемов весьма оригинальна и планировка: в овальном зале в центре расположена сцена, в обе стороны от которой поднимаются амфитеатрами зрительские места. В остекленных торцах этого объема, вроде створок гигантской устрицы, устроены обзорные площадки.

Замысел представляется грандиозным – это целый анклав из дорогих офисов, магазинов, рекреаций, обвитых лентами внутренних улиц с газонами на крышах-террасах, отраженными в обильном стекле фасадов. С такими мега-комплексами в город приходит новый масштаб и иное понимание общественного пространства. Хотя надо признать, что при всем гигантизме он вписан в окружение достаточно органично (насколько вообще сооружение такого размера можно куда-либо удачно вписать). Рядом, как видно на панораме, уже наметились контуры еще одного высотного соседа, так что если кризис окончательно не прекратит всякую строительную активность, стеклянный модернизм по столичному образцу в скором времени заслонит собой низкорослые частные домики, панельные коробочки и причудливое бесстилье 1990-х, которые пока что преобладают в застройке уфимской набережной.

Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Западный фасад
Западный фасадоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе. Ночной вид © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе. Ночной вид © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионова
Общественно-деловой центр «Башни Содружества» в Уфе © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Развертка
Разверткаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Магда Чихонь
  • Константин Ходнев
  • Наталия Шилова
  • Зураб Басария
  • Станислав Белых
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Романов
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Переслегин
  • Никита Бирюков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Явейн
  • Роман Леонидов
  • Владимир Биндеман
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Сергей Скуратов
  • Олег Карлсон
  • Михаил Канунников
  • Юлия Тряскина
  • Евгений Герасимов
  • Сергей  Орешкин
  • Магда Кмита
  • Андрей Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Иванов
  • Сергей Труханов
  • Шимон Матковски
  • Николай Миловидов
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Никита Токарев
  • Карен Сапричян
  • Александр Попов
  • Павел Андреев
  • Петр Фонфара
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Чобан
  • Александр Скокан
  • Юлий Борисов
  • Илья Машков
  • Георгий Трофимов
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Плоткин
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Лукаш Качмарчик
  • Вера Бутко
  • Екатерина Грень
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Илья Уткин
  • Владимир Ковалёв
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Кузнецова
  • Левон Айрапетов
  • Арсений Леонович
  • Всеволод Медведев
  • Дмитрий Ликин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи