В последние годы процесс встраивания ультрасовременной архитектуры стеклянных высоток в контекст провинциальных городов (местами еще советский) шел оживленно. Вот и городские власти Уфы, видимо, еще до начала кризиса, запланировали выстроить громадный многофункциональный комплекс, похожий на летающий остров из будущего, приземлившийся на берегу реки Белой, вклинившись в скучную застройку набережной, «застрявшую» по большей части в 1980-1990-х годах. Проект, названный «Башни Содружества» в честь дружбы народов Башкирии и России, разрабатывает ПАМ Виссарионова.
Привлекателен он тем, что формирует непривычный пока для Уфы, но неоднократно опробованный за рубежом новый тип благоустроенного городского пространства, который даже в Москве пока только приживается. Внутри делового квартала возникают многоуровневые пешеходные маршруты, искусственная природа и обилие рекреационных зон, между которыми человек может перемещаться, не покидая зданий, по улицам этого оазиса, «микроклимат» которого старательно поддерживается круглый год. Проект, кроме того, распространяется на значительный участок набережной, которую предполагается включить в обширную «окультуренную» зону вокруг центра.
Комплекс возникает на своеобразном «острове», образованном тремя улицами – Фрунзе, Октябрьской революции и проспектом Салавата Юлаева. Окружающая застройка береговой линии лишена каких-либо доминант, кроме памятной стелы, поставленной на 400-летие присоединения Башкирии к России. В отсутствие сколько-нибудь оформленного силуэта набережной, эта важнейшая часть городского ландшафта, вид на которую открывается с магистрали по ходу из аэропорта, лишена внятного образа. Кругом панельная застройка, наиболее ценный фрагмент из всего окружения – старые промышленные домики по улице Октябрьской революции, в восточной части участка, которые предполагается отчасти реставрировать, отчасти обновить. Проектируемый комплекс должен взять на себя роль недостающего высотного акцента. Обладая сложным силуэтом, он ломает привычный горизонт и композиционно все стягивает на себя, являясь неким знаком современного, статусного, нового в городе, поставленным на одной из главных магистралей.
Комплекс вырастает из берега, как крупное органическое образование. Его нижние ярусы изгибаются, повторяя линии берега и образуют складки, похожие на пласты геологических пород. Он крепко посажен в ложбину рельефа, укоренился в ней, врос. Эта естественная впадина одновременно является руслом пешеходной улицы, которая, буквально пропахивая почву, как древесный корень, выходит к самому берегу из-под земли как будто из норы. Улица является осью генплана, и ведет с одной стороны к историческому центру, а с другой к набережной. Ее многоуровневое пространство постепенно спускается эскалаторами и траволаторами к реке, повсюду открываясь в разные уровни стеклянного стилобата, насыщенного всевозможными рекреационными и деловыми функциями. Наличие второго пешеходного маршрута определила ценность старинной застройки по Октябрьской улице, вдоль которой он и проходит.
Две башни, вырастающие из бетонных волн стилобата – 36-этажные. Они похожи на песочные часы, внутрь которых налили ртуть, из-за которой возникают зеркальные «перетекания» в центре. Снаружи объемы опутаны кольцами металлической паутины-сетки, придающей им сходство с пружинами. От этого кажется, что они живые и подвижные.
Функциональное наполнение комплекса очень разнородно. Предполагается строительство в две очереди: в первую входят юго-восточная башня с гостиницей, апартаментами и рестораном, а также прилегающее к ней крыло «стилобата», где в верхнем и среднем уровнях помещаются фитнес-клуб, конференц-центр, бассейн и торговый пассаж. Среди изогнутых форм «стилобата» выделяется объем конференц-зала, чуть вознесенный над основным уровнем. Он составлен из двух «половинок», пространство между которыми заполнено стеклом. Ввиду сложности объемов весьма оригинальна и планировка: в овальном зале в центре расположена сцена, в обе стороны от которой поднимаются амфитеатрами зрительские места. В остекленных торцах этого объема, вроде створок гигантской устрицы, устроены обзорные площадки.
Замысел представляется грандиозным – это целый анклав из дорогих офисов, магазинов, рекреаций, обвитых лентами внутренних улиц с газонами на крышах-террасах, отраженными в обильном стекле фасадов. С такими мега-комплексами в город приходит новый масштаб и иное понимание общественного пространства. Хотя надо признать, что при всем гигантизме он вписан в окружение достаточно органично (насколько вообще сооружение такого размера можно куда-либо удачно вписать). Рядом, как видно на панораме, уже наметились контуры еще одного высотного соседа, так что если кризис окончательно не прекратит всякую строительную активность, стеклянный модернизм по столичному образцу в скором времени заслонит собой низкорослые частные домики, панельные коробочки и причудливое бесстилье 1990-х, которые пока что преобладают в застройке уфимской набережной.