Своему проекту авторы дали название «Живое пространство» – сколь эффектное, столь и говорящее, поскольку отсылает оно к излюбленной этой мастерской биоморфной архитектуре. Модернистское здание с открытой галереей на уровне второго этажа и кровлей в виде бетонного «капюшона» архитекторы наращивают до параллелепипеда, для чего фактически все пространство галереи накрывается стеклянным объемом. Эта новая оболочка здания задумана полностью прозрачной, так что издалека она может быть не заметна вовсе. А в защищенном таким образом от осадков пространстве галереи архитекторы размещают несколько ярких объектов, напоминающих молекулы, капсулы и летающие тарелки. «Мы намеревались минимально вмешаться в архитектуру самого кинотеатра – объекта, безусловно, знакового для своей эпохи и идеального с точки зрения пропорций и следования выбранному стилю (в данном случае модернизму), – поясняют авторы проекта. – Именно поэтому здание дополнено практически невидимым кожухом, а на присоединенной площади мы проектируем объемы, которые всецело ему противопоставлены – как своим цветовым решением, так и пластикой. Такие биоморфические элементы сродни природным гнездам, коконам, которые появляются в консервативной среде благодаря приходу зрителей с новыми, иными потребностями, вкусами и предпочтениями».
С помощью этих элементов в масштабное пространство кинотеатра (а бывшая «Россия», напомним, изначально проектировалась как один из главных кинотеатров города и страны – ее огромный кинозал рассчитан на более чем 2 тысячи зрителей) вводятся дополнительные функциональные «ячейки» или лагуны, как их называют сами архитекторы. Некоторые из них могут использоваться в качестве буфетов, выставочных галерей, зон отдыха и детских игровых площадок, другие будут служить малыми зрительными залами. Важно, что ни за одним из объемов функция не закрепляется раз и навсегда – меняться может как их назначение, так и сам дизайн. Кстати, именно эта «мобильность» превращает их из произведений архитектуры в своего рода экспонаты, которые, с одной стороны, придают облику кинотеатра современность и оживляют пространство разбитого перед ним сквера, а с другой воспринимаются как временные сооружения, которые сегодня есть, а завтра могут кардинально измениться.
В качестве основного материала для отделки «коконов», в строгом соответствии с требованиями конкурса, выбран кориан, изобретенный и производимый компанией DuPont. С помощью технологии термоформинга ему можно придать практически любую форму буквально за считанные минуты, а чрезвычайно богатая цветовая палитра, насчитывающая более 100 оттенков, позволяет сделать эти формы максимально яркими. На одном из рисунков архитекторы наглядно демонстрируют, как «коконы» могут менять свой цвет и форму – казалось бы, только что «летающая тарелка» была неоново-зеленой, и вот она уже ослепительно лиловая.
В заключение отметим определенное сходство придуманных ПТАМ Виссарионова биоморфных «ячеек» с решением интерьера Института цитологии и молекулярной биологии Blizard building Уильяма Олсопа, где отдельные лаборатории также размещены в объемах, внешне напоминающих молекулы, клетки и другие объекты исследования этого учреждения. Правда, если у Олсопа объемы жестко зафиксированы на тонких длинных опорах, то в данном случае «ячейки» могут свободно перемещаться по пространству фойе кинотеатра. Не исключают архитекторы и того, что «коконы» вполне могут быть размещены не только в интерьере «Пушкинского», но и, скажем, на его кровле.