Курортная зона

Разработанная ПТАМ Виссарионова концепция нового жилого района в западной части Нагатинской поймы обладает театральной организацией пространства и характером прибрежного курортного города.

mainImg
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме
Россия, Москва, Западная часть Нагатинской поймы, район "Даниловский"

2016 — 2016

Заказчик: АО «Московский бизнес инкубатор»
Постоянные партнеры: COPRAT
Стрелку полуострова в западной части Нагатинской поймы планируется освоить в рамках комплексной реорганизации территории бывшего ЗИЛ – Завода имени Лихачева. От затона, на противоположном берегу которого строится масштабный комплекс «Зиларт», участок отделяют комплекс Столичной судоходной компании и ЖК «Технопарк» с фасадами от SPEECH. Зато южная граница площадки выходит прямо к Москве-реке. С востока территория ограничена проспектом Андропова, за ним – парк Нагатинской поймы.

Концепция комплексной застройки Нагатинской поймы разработана в рамках закрытого конкурса. Заказчик, имея на руках готовый проект планировки территории, искал новые образы и пространственные решения. По словам Юрия Виссарионова, перед участниками была поставлена задача «удивить архитектурой». Виссарионов же понимал свою миссию несколько иначе. Нагатинская пойма – место для Москвы уникальное: стрелка полуострова, с трех сторон окруженного водой, с занимающим всю его восточную половину парком. В таком насыщенном природном окружении, по мнению архитектора, уместна только ансамблевая рекреационная застройка с большим количеством зелени и благоустроенной общедоступной набережной.
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова

Именно соседство с парком и близость к воде определили тему проекта. За основу взята любимая архитекторами бюро Виссарионова курортная тема. «Участок окружен водой, поэтому возникла рекреационная планировочная схема, главным фактором является вид на воду, – объясняет архитектор. – Мы предложили три линии застройки, меняющей свой характер по мере удаления от воды. Такую организацию пространства можно сравнить с амфитеатром, театральным залом, из которого каждому зрителю хорошо видна главная сцена – река и парк».
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова

Три линии, характерные для приморских курортов, включают в себя три типа застройки – квартальную, рекреационную и точечную. Иногда они переплетаются между собой, имитируя разнородную и разновысотную «естественную» городскую ткань. Свободно расставленные по участку округлые башни вместе с невысокими протяженными домами вдоль набережной и регулярными кварталами в глубине полуострова создают живой силуэт района. Изогнутые, диагональные и прямые пешеходные улицы, похожие на парковые аллеи, объединяют пространство, организуя общий ландшафтный променад. Тема планировочных изгибов поддержана благоустройством набережной и овальными планами башен с выступающими стилобатами.
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Схема типологии жилья. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова

Первую линию образует парковая зона около воды. Здесь все здания протяженными фасадами развернуты к реке. Они буквально вплетены в зеленую ткань парка, что обеспечивает будущим жильцам наиболее комфортный сценарий проживания в мегаполисе – в окружении городской природы. Эти «ландшафтные» дома вмещают преимущественно большие квартиры для семей с детьми. Из каждой квартиры открывается панорамный вид на Москву-реку и зеленую набережную. Все первые этажи выходящих к реке домов отданы под коммерческие функции. Дополненные стеклянными стилобатами, пристройками и отдельными зданиями, они формируют оживленную, сомасштабную человеку улицу с небольшими бутиками, ресторанами и террасами летних кафе.
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова

Череда общественных и рекреационных пространств предназначена для прогулок с детьми, занятий спортом, отдыха на природе в тени беседок. Несмотря на то что вдоль прибрежной линии сохраняется проезжая часть, вытянутая параллельно ей широкая парковая зона с фонтанами, газонами и цветочными клумбами получает связь с водой благодаря наземным пешеходным переходам. Кроме того, в центральной части набережной на воду вынесен понтонный ресторан, отвоевывающий у реки дополнительное пространство для человека. Окруженная легкими конструкциями павильонов площадь вместе с полукружием понтонного ресторана воплощает в себе идею амфитеатра. Этот образ хорошо читается при взгляде сверху, из окон жилых домов.

Стрелка полуострова в проекте оставлена свободной от застройки. Здесь авторы концепции предлагают устроить общественный центр, а перед ним разбить сквер с городской площадью и фонтаном. Набережная, опоясывающая новый жилой район, связывает его с парком «Нагатинская пойма» и благодаря этому становится частью общественной зоны не только районного, но и общегородского значения.
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Схема благоустройства и озеленения. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова

Вторая линия застройки – дома комфорт-класса башенного типа. Четыре 25-этажные овальные в плане башни, так же, как и дома первой линии, обеспечивают прекрасные виды из окон квартир. Сами же квартиры здесь меньшей площади и рассчитаны на людей со средним достатком. Башни расставлены таким образом, чтобы не перекрывать вид на реку домам, расположенным за ними. Точечное расположение не предполагает приватных дворов; вместо этого жильцам будут доступны открытые благоустроенные пространства, связанные между собой системой пешеходных улиц, игровых площадок и скверов.

На периферию территории вынесены кварталы с полузамкнутыми дворами, раскрытыми в сторону Москвы-реки. Они отделены от двух первых линий застройки тихой внутренней улицей. Квартальные комплексы по-европейски компактны и приватны, и в то же время раскрытие дворов в сторону реки, так же, как и повышение этажности отдельных секций, позволяет использовать видовые преимущества площадки.
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Развертка по проезду 4062. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова

Архитектурное решение всех типов домов призвано поддержать главную идею проекта – гармоничное сосуществование с природным окружением. Для облицовки фасадов «ландшафтных» домов авторы предложили натуральный кирпич терракотового оттенка. Стеклянные эркеры и объемная кирпичная кладка поддерживают форму зданий и плавный изгиб их фасадов. Чуть более раскованными выглядят квартальные комплексы. Здания, формирующие квартал, словно бы собраны из кубиков, поставленных друг на друга с небольшим смещением. Их предложено отделать клинкерной плиткой разных тонов: в основании это преимущественно сдержанные серые и коричневые оттенки, тогда как верхние части акцентированы пастельно-желтым и бледно-зеленым. Цветовые акценты скрадывают высоту зданий, они также должны помочь ориентированию на местности. Панорамное остекление обеспечивает виды на реку. Башни и вовсе кажутся целиком стеклянными: глухие перемычки из фасадных панелей нейтральных оттенков теряются в отражениях стекол. Совсем прозрачны стилобаты с витринами магазинов.
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Развертка по проезду со стороны 1-й очереди строительства МГТ «Нагатино-ЗИЛ». Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Развертка по центральному внутреннему проезду. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова

Одна из задач авторов концепции – дать будущим обитателям района возможность выбора, в какой среде им комфортнее жить: в открытой и близкой к природе или приватной, обособленной. Проектирование образа жизни, создание концепции проживания – одна из главных целей мастерской Юрия Виссарионова. В данном проекте, который недавно стал дипломантом фестиваля «Золотое сечение 2017», ее удалось воплотить достаточно полно. На одной площадке архитекторы соединили несколько базовых типов городского пространства и разные виды современных жилых зданий, добившись при этом целостного восприятия разнородной застройки. «Русской архитектуре свойственна ансамблевость, – поясняет Юрий Виссарионов. – Поэтому для меня важно было создать градостроительный ансамблевый комплекс, который чутко реагирует на местоположение. Архитектурное воплощение в этом смысле оказалось вторичным».
 
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме
Россия, Москва, Западная часть Нагатинской поймы, район "Даниловский"

2016 — 2016

Заказчик: АО «Московский бизнес инкубатор»
Постоянные партнеры: COPRAT

17 Мая 2017

ПТАМ Виссарионова: другие проекты
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Похожие статьи
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.