24.12.2010

Образ города

Архитектурная мастерская Юрия Виссарионова представила проект торгового центра, который предполагается разместить при въезде в Новгород из Москвы. Помня о том, что торговый центр будет строиться не где-нибудь, а на подступах к Великому Новгороду, архитекторы насытили здание фактурными древнерусскими аллюзиями.

информация:

Вид сверху. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Вид сверху. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Торговый центр, предназначенный для продажи местной мебели фабрики «Элегия» – функционально это большой мебельный магазин, – будет расположен на окраине Новгорода, на Московской улице. По ней в город въезжают туристы, и другие любители русских древностей. Сейчас человека, едущего из Москвы, вначале удивит внушительных размеров надпись «Великий Новгород 859», а затем, с правой стороны – стеклянно-металлические параллелепипеды завода жевательных резинок «Дирол». Напротив этого завода, слева от дороги, и планируется построить здание мебельного центра (позднее рядом появится торгово-общественный комплекс, вторая очередь проекта), – который будет встречать туристов вместе с магазином «Элегия» и станет их первым впечатлением при въезде в город.

Заводское здание «Дирола» построено в сдержанно-экономном интернациональном стиле, принятом для сооружений такого рода. Мебельный центр – дело совершенно другое, мебель это один из основных предметов приложения усилий современного дизайна, она требует заметного и даже броского архитектурного оформления. Проект архитектурного бюро Юрия Виссарионова обеспечивает его в полной мере.

Визуально, если смотреть снаружи, он составлен из пяти объемов, которые плотно вросли друг в друга и образовали план со сложным ломаным контуром, общие очертания которого похожи на бумеранг (или на человеческий локоть, который согнули, и в месте сгиба на рукаве образовалось множество складок).

Два центральных объема, расположенных на воображаемом «сгибе» и особенно заметных с трассы, сделаны, один – стеклянным как большая трехэтажная витрина, а второй – как белый каменный блок, прорезанный множеством оконных прямоугольников разной конфигурации, горизонтальных, вертикальных, квадратных, больших и маленьких, разбросанных хаотически-асимметрично. Значительное количество этих окон сосредоточено на кровле и служит для освещения атриума, который в солнечный день будет покрыт большими прямоугольниками света. Часть окон прорезает стык стены и крыши, намеренно лишенный карниза, подчеркивая цельность перфорированной массы. Оба блока, стеклянный и каменный, расширяются кверху, и вообще строго вертикальных и даже строго горизонтальных линий (помимо пола, разумеется), здесь меньшинство – каждая плоскость стремится проявить характер и хотя бы чуточку, но наклониться. Два главных объема поддержаны третьим – вертикалью лестницы, узкой, призматической, стеклянной и самой высокой во всем комплексе, она отмечает его самую ответственную точку наподобие флагштока или капитанского мостика (что соответствует действительности, так как рядом с ней, выше всех, планируется поместить конференц-зал и комнаты администрации).

В довершение эффекта сахарно-стеклянное ядро заключено в рамку бассейна (тоже с ломаными краями), и входить в торговый центр посетители будут по мостику, попадая в металлическую темно-серую коробку портала, врезанную в «сахарный» объем атриума.

Аллюзии очевидны – прорезанный нерегулярными окнами белый блок это «древнерусское каменное» (намеренно не говорю что, храм, жилье или стены), взятое очень общо и в духе декораций к «Дягилевским сезонам»: окна, склоненные стены, лепная простота. Вода бассейна и стекло соседнего объема это вода Ильмень-озера, а вертикаль лестницы даже, если немного подключить фантазию, претендует на роль колокольни. То есть это обобщенный собирательный набросок древнерусского города на воде, сказочно-театрально-киношного «господина Новгорода», а может быть даже града Китежа.

Ядро заключено в раму из двух объемов пониже, расположенных справа и слева (они формируют ветви Г-образного плана). Эти объемы будут отделаны коричневыми деревянными панелями (буквально «обернуты» деревом), и обозначают, конечно же, массу городских домов, которая до XX века в нашей лесной стране состояла, как известно, из деревянных построек.

Дерево, правда, не ограничивается фоновой ролью и проникает внутрь самого главного фасада в виде глубоких декоративных «коробчатых» рам вокруг окон. Две такие «коробки» (размером с приличную гостиную, с вынутой стеклянной передней и задней стеной) левитируют прямо над водой бассейна. Это большие эффектные витрины – аттракцион, рассчитанный уже не на проносящегося мимо автомобилиста, а на людей, пришедших в торговый центр.

Есть еще один объем, пятый, он ниже всех остальных и расположен дальше всех; он синеват, прямоуголен и в описанной схеме, скорее всего, мог бы обозначать лесные дали вокруг города. Надо сказать, что разделение объемов существует только снаружи; внутри это цельное пространство, которое можно будет разгораживать как угодно. Все, вместе с бассейном, покоится на белой плите основания (так и хочется сравнить, продолжая аллюзии, эту плиту с геологической), ниже которой запланирован один подземный этаж.

Итак, если говорить о типичном, выработанном в книгах и театре образе древнерусского города, то этот образ отражен здесь точно и ясно. Хотя никакой берендеевской изобразительности, резных полотенец или там куполов, разумеется, нет. Стилистика проекта сродни деконструктивизму Даниэля Либескинда: скосы, срезы, наклоны, развороты и контрасты фактур и объемов, удерживающие внимание зрителя. Такое здание, безусловно, не может остаться незамеченным.
Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Вид с юга. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Вид с юга. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Вид с севера. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Вид с севера. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Интерьер. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Интерьер. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение
Фасады. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Фасады. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионоваоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Гнездилов
  • Петр Фонфара
  • Сергей Переслегин
  • Олег Шапиро
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Труханов
  • Александр Скокан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлий Борисов
  • Лукаш Качмарчик
  • Алексей Гинзбург
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Алексей Иванов
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Васильев
  • Полина Воеводина
  • Зураб Басария
  • Александр Бровкин
  • Всеволод Медведев
  • Игорь Шварцман
  • Иван Кожин
  • Наталия Шилова
  • Илья Машков
  • Константин Ходнев
  • Александр Попов
  • Антон Надточий
  • Никита Токарев
  • Роман Леонидов
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Плоткин
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Кузнецова
  • Вера Бутко
  • Олег Карлсон
  • Сергей  Орешкин
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Романов
  • Станислав Белых
  • Арсений Леонович
  • Антон Яр-Скрябин
  • Павел Андреев
  • Илья Уткин
  • Екатерина Грень
  • Георгий Трофимов
  • Шимон Матковски
  • Магда Кмита
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Чобан
  • Николай Переслегин
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Асадов
  • Никита Явейн
  • Тотан Кузембаев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи