English version

Образ города

Архитектурная мастерская Юрия Виссарионова представила проект торгового центра, который предполагается разместить при въезде в Новгород из Москвы. Помня о том, что торговый центр будет строиться не где-нибудь, а на подступах к Великому Новгороду, архитекторы насытили здание фактурными древнерусскими аллюзиями.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

24 Декабря 2010
mainImg
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова http://www.pamvissarionov.ru
Проект:
Торговый центр в Великом Новгороде
Россия, Новгород

Авторский коллектив:
Юрий Виссарионов, Константин Савкин, Дмитрий Зиборов

2010 — 2012 / 2012 — 2013

Заказчик: Мебельная фабрика «Элегия»
Торговый центр, предназначенный для продажи местной мебели фабрики «Элегия» – функционально это большой мебельный магазин, – будет расположен на окраине Новгорода, на Московской улице. По ней в город въезжают туристы, и другие любители русских древностей. Сейчас человека, едущего из Москвы, вначале удивит внушительных размеров надпись «Великий Новгород 859», а затем, с правой стороны – стеклянно-металлические параллелепипеды завода жевательных резинок «Дирол». Напротив этого завода, слева от дороги, и планируется построить здание мебельного центра (позднее рядом появится торгово-общественный комплекс, вторая очередь проекта), – который будет встречать туристов вместе с магазином «Элегия» и станет их первым впечатлением при въезде в город.

Заводское здание «Дирола» построено в сдержанно-экономном интернациональном стиле, принятом для сооружений такого рода. Мебельный центр – дело совершенно другое, мебель это один из основных предметов приложения усилий современного дизайна, она требует заметного и даже броского архитектурного оформления. Проект архитектурного бюро Юрия Виссарионова обеспечивает его в полной мере.

Визуально, если смотреть снаружи, он составлен из пяти объемов, которые плотно вросли друг в друга и образовали план со сложным ломаным контуром, общие очертания которого похожи на бумеранг (или на человеческий локоть, который согнули, и в месте сгиба на рукаве образовалось множество складок).

Два центральных объема, расположенных на воображаемом «сгибе» и особенно заметных с трассы, сделаны, один – стеклянным как большая трехэтажная витрина, а второй – как белый каменный блок, прорезанный множеством оконных прямоугольников разной конфигурации, горизонтальных, вертикальных, квадратных, больших и маленьких, разбросанных хаотически-асимметрично. Значительное количество этих окон сосредоточено на кровле и служит для освещения атриума, который в солнечный день будет покрыт большими прямоугольниками света. Часть окон прорезает стык стены и крыши, намеренно лишенный карниза, подчеркивая цельность перфорированной массы. Оба блока, стеклянный и каменный, расширяются кверху, и вообще строго вертикальных и даже строго горизонтальных линий (помимо пола, разумеется), здесь меньшинство – каждая плоскость стремится проявить характер и хотя бы чуточку, но наклониться. Два главных объема поддержаны третьим – вертикалью лестницы, узкой, призматической, стеклянной и самой высокой во всем комплексе, она отмечает его самую ответственную точку наподобие флагштока или капитанского мостика (что соответствует действительности, так как рядом с ней, выше всех, планируется поместить конференц-зал и комнаты администрации).

В довершение эффекта сахарно-стеклянное ядро заключено в рамку бассейна (тоже с ломаными краями), и входить в торговый центр посетители будут по мостику, попадая в металлическую темно-серую коробку портала, врезанную в «сахарный» объем атриума.

Аллюзии очевидны – прорезанный нерегулярными окнами белый блок это «древнерусское каменное» (намеренно не говорю что, храм, жилье или стены), взятое очень общо и в духе декораций к «Дягилевским сезонам»: окна, склоненные стены, лепная простота. Вода бассейна и стекло соседнего объема это вода Ильмень-озера, а вертикаль лестницы даже, если немного подключить фантазию, претендует на роль колокольни. То есть это обобщенный собирательный набросок древнерусского города на воде, сказочно-театрально-киношного «господина Новгорода», а может быть даже града Китежа.

Ядро заключено в раму из двух объемов пониже, расположенных справа и слева (они формируют ветви Г-образного плана). Эти объемы будут отделаны коричневыми деревянными панелями (буквально «обернуты» деревом), и обозначают, конечно же, массу городских домов, которая до XX века в нашей лесной стране состояла, как известно, из деревянных построек.

Дерево, правда, не ограничивается фоновой ролью и проникает внутрь самого главного фасада в виде глубоких декоративных «коробчатых» рам вокруг окон. Две такие «коробки» (размером с приличную гостиную, с вынутой стеклянной передней и задней стеной) левитируют прямо над водой бассейна. Это большие эффектные витрины – аттракцион, рассчитанный уже не на проносящегося мимо автомобилиста, а на людей, пришедших в торговый центр.

Есть еще один объем, пятый, он ниже всех остальных и расположен дальше всех; он синеват, прямоуголен и в описанной схеме, скорее всего, мог бы обозначать лесные дали вокруг города. Надо сказать, что разделение объемов существует только снаружи; внутри это цельное пространство, которое можно будет разгораживать как угодно. Все, вместе с бассейном, покоится на белой плите основания (так и хочется сравнить, продолжая аллюзии, эту плиту с геологической), ниже которой запланирован один подземный этаж.

Итак, если говорить о типичном, выработанном в книгах и театре образе древнерусского города, то этот образ отражен здесь точно и ясно. Хотя никакой берендеевской изобразительности, резных полотенец или там куполов, разумеется, нет. Стилистика проекта сродни деконструктивизму Даниэля Либескинда: скосы, срезы, наклоны, развороты и контрасты фактур и объемов, удерживающие внимание зрителя. Такое здание, безусловно, не может остаться незамеченным.
Вид сверху. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Вид с юга. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Вид с севера. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Интерьер. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Фасады. Торговый центр в Великом Новгороде. Проект, 2010 © ПТАМ Виссарионова
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова http://www.pamvissarionov.ru
Проект:
Торговый центр в Великом Новгороде
Россия, Новгород

Авторский коллектив:
Юрий Виссарионов, Константин Савкин, Дмитрий Зиборов

2010 — 2012 / 2012 — 2013

Заказчик: Мебельная фабрика «Элегия»

24 Декабря 2010

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
ПТАМ Виссарионова: другие проекты
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Курортная зона
Разработанная ПТАМ Виссарионова концепция нового жилого района в западной части Нагатинской поймы обладает театральной организацией пространства и характером прибрежного курортного города.
Юрий Виссарионов: «Строить девятиэтажные панельные...
Авторы проекта, занявшего третье место в конкурсе на АГР «Ильинского-Усова», превратили свою концепцию в высказывание. Они намеренно отошли от ТЗ, предложив альтернативную версию застройки ценной территории – более деликатную, чем то, что сейчас планируется.
Веер версий
ПТАМ Виссарионова предложила два варианта архитектурно-градостроительной концепции развития территории Российского Университета кооперации в подмосковных Мытищах.
Скрепление ландшафта
Федеральный спортивный центр в проекте бюро Виссарионова выглядит так, как будто он то ли приземлился из космоса и врос в землю, то ли вылупился из земли. Но очевидно желание авторов образно срастить с его помощью три города: мелкомасштабный уездный; крупный, резковатый промышленный – и город будущего, в данном случае спортивный.
Башни парадного въезда
При въезде в Великий Новгород закончено строительство здания мебельного центра, осмысленного архитекторами как современный вариант городских ворот, памятного знака, встречающего гостей.
Солнечная палитра
Среди пригородных многоэтажек Петербурга бюро Юрия Виссарионова спроектировало красочный жилой комплекс с широким пешеходным бульваром и развитым общественным пространством.
Виллы в парке
Для центра Уфы ПТАМ Виссарионова разработала проект реконструкции жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское под названием «Парковая застройка», которое говорит само за себя.
Созидание среды
Два новых проекта ПТАМ Виссарионова, разработанных для Архангельска и Сочи. Разные по климатическим условиям, типологии и площади, они похожи тем, что создают новые общественные пространства.
«Золотой мастерок» архитектора
29 марта в гостинице «Ренессанс Москва» состоялась презентация сборника «Качественная архитектура 2012», выпущенного издательским домом «АРД-центр». По традиции, в этом издании под одной обложкой собраны лучшие российские постройки за последний год.
Стремление вперед
12 марта в фойе Центрального дома архитектора состоялось открытие ретроспективной выставки, приуроченной к 55-летию известного московского архитектора Юрия Геннадьевича Виссарионова и 23-летию его мастерской – «ПТАМ Виссарионова».
В круге «Южного»
В Адлерском районе города Сочи ПТАМ Ю.Виссарионова проектирует пансионат категории 4 звезды. Получивший вполне традиционное для приморских курортов название «Южный», этот комплекс включает в себя всю необходимую для комфортного отдыха инфраструктуру.
Лесной городок
На территории бывшего пионерлагеря неподалеку от подмосковного Домодедово ПТАМ Юрия Виссарионова проектирует курортный комплекс, в состав которого войдут гостиничный блок и виллы, аквапарк, спортклуб и конференц-центр.
Ячейки будущего
ПТАМ Юрия Виссарионова поделилась с редакцией Архи.ру проектом реконструкции кинотеатра «Пушкинский», выполненным в рамках международного конкурса «Changing the face – меняя облик».
Опора для спорта
Для Российского государственного социального университета ПТАМ Юрия Виссарионова спроектировала спортивный комплекс, который позволит студентам вместо скучной физкультуры выбрать занятия по самым разным видам спорта.
Такое разное дерево
7 апреля в рамках 17-й международной строительной выставки «MosBuild 2011» состоится конференция, посвященная экоустойчивому малоэтажному жилью. Одним из ее участников станет ПТАМ Виссарионова, которая представит сразу несколько своих новых проектов. О двух из них мы расскажем сегодня.
Модель для сборки
Одним из участников конкурса «Дом XXI века» в этом году была ПТАМ Виссарионова. По версии архитекторов, малоэтажное экономичное жилье должно не только максимально использовать энергосберегающие технологии, но также иметь яркий запоминающийся облик.
Лиловая башня
Для одной из самых унылых промышленных зон Москвы ПТАМ Юрия Виссарионова спроектировала высотный офисный комплекс бело-лилового цвета с озелененной эксплуатируемой кровлей.
Стеклянная дюна
Напротив нижегородского кремля, на левом берегу Волги, до сих пор практически не застроенном, вскоре может появиться современный туристический и бизнес-центр. Проект этого многофункционального сооружения выполнен ПТАМ Виссарионова. Визави Кремля архитекторы трактовали как гигантскую дюну из стекла.
Космос ниже уровня земли
Осенью прошлого года в Калуге был проведен открытый конкурс на проект второй очереди Государственного музея истории космонавтики им К.Э.Циолковского. ПТАМ Виссарионова разместила новые корпуса музея преимущественно под землей, в природном склоне.
Футуристическая усадьба
В ПТАМ Виссарионова недавно закончили работу над проектом второй очереди миниатюрного арт-отеля «на турецком берегу». Этот объект сами архитекторы чаще всего называют просто виллой, а стиль, в котором она создана, – биоморфизмом. Правда, в данном случае биоморизм – это не архитектура, «выращенная» из ландшафта, а, скорее, объект подчеркнуто футуристического дизайна, искусно в него имплантированный.
Жизнь одной формы
Популярность проекта виллы-цветка в Турции подтолкнула архитекторов бюро Юрия Виссарионова на очередной эксперимент в частном домостроении, переместившись, правда, на этот раз с южных берегов в подмосковные луга. Инкубатором идей, по мнению авторов, в обоих случаях стал конкурсный проект дома-трансформера, воплощающий футуристическую идею мобильного и до некоторой степени «ожившего» жилья.
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.