English version

Виллы в парке

Для центра Уфы ПТАМ Виссарионова разработала проект реконструкции жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское под названием «Парковая застройка», которое говорит само за себя.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

02 Июля 2013
mainImg
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы
Россия, Уфа

Авторский коллектив:
Р.М.Маскулов (рук.проекта, г.Уфа), Ю.Г.Виссарионов (рук. авторского коллектива), К.М.Савкин, Д.В.Зиборов, Д.А.Леонова

2012

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Участок, который планируется подвергнуть комплексной реконструкции, расположен в самом центре Уфы. Он соседствует одновременно с одной из главных улиц города и с парком. Причем последний является едва ли не самым известным общественным пространством Уфы – это Парк культуры и отдыха им. Ивана Якутова, который в 2004 году был включен в десятку лучших парков России. Естественно, такое соседство не могло не сказаться на проекте – разрабатывая концепцию реконструкции участка, архитекторы задумали новый квартал как органичный союз природы и жилья.

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Важной отправной точкой в разработке архитектурного образа квартала стала и история места. Улица, с середины 1930-х носящая имя Ленина, возникла на рубеже XVIII-XIX веков, и когда-то именно она служила границей, за которой заканчивались жилые районы и начиналось кладбище. Стремясь использовать пустырь на благо города, Уфимская Городская Дума в 1903 году определила его «под разведение сквера», который довольно быстро стал излюбленным местом отдыха горожан. Чуть позже между парком и улицей было построено двухэтажное здание с пожарной каланчой (в 1907), а с обратной стороны его угол украсила Лютеранская кирха (1910 г.). Оба этих здания сохранились до наших дней и должны быть включены в состав нового квартала, «ретранслируя в обновляемую среду дух исторического места».

Будет сохранен и трехэтажный жилой дом, уже в советское время вытянувшийся вдоль улицы Ленина на много-много подъездов. А вот гаражи и хозяйственные постройки, расположенные между ним и парком, подлежат демонтажу, так что участок, «городские» границы которого фиксированы несколькими сохраняемыми объемами, к озеру и зеленому массиву обращен полностью освобождаемой территорией. И если улицами будущий квартал обрамлен в строгий прямоугольник, то со стороны парка он ограничен лишь живописно изогнутой дорожкой, что делает соседство с природой еще более близким. Архитекторам было очевидно, что этим необходимо воспользоваться и хотя бы на уровне генплана трактовать новый квартал, скорее, как дачный поселок, чем как плотно застроенный кластер.
zooming

Загвоздка, пожалуй, была лишь в существующем жилом доме – вытянутый параллелепипед с эстетикой городской дачи не вязался никак, поэтому от нового квартала его нужно было, как минимум, визуально отгородить. Очень кстати для решения этой проблемы оказалось пожелание заказчика создать в рамках одного квартала жилье разного класса. Требуемое количество площадей категории «эконом» архитекторы скомпоновали в четыре одноподъездные башни, которые выстраивают в ряд параллельно жилому дому. Для того, чтобы эти здания не нависали над ним слишком явно, архитекторы разбивают между ними большие квадратные дворы, а вдоль существующего дома создают сквер такой же вытянутой формы.
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Таким образом, тот единственный угол квартала, который обращен к перекрестку двух улиц, представляет собой фрагмент сугубо городской среды с присущей ей довольно плотной застройкой. Архитекторы намеренно делают башни разноэтажными – ритмичное чередование высоты, по их замыслу, придает силуэту визуальную легкость и подчеркивает рекреационный характер квартала, который начинается прямо за ними. Этой же цели служит выбранное фасадное решение – оконные проемы разной ширины наложены на поверхности, кажется, в совершенно необязательном, почти хаотичном порядке, некоторые из них даже захватывают углы зданий, что, конечно, не растворяет вертикали в воздухе, но визуально лишает их избыточной монолитности.

Композиционно-планировочным и средовым центром квартала архитекторы делают диагональ, соединяющую каланчу и продольную ось кирхи, идущую параллельно ул.Ленина. Такое решение позволяет, с одной стороны, обозначить границы разных по классу жилых кластеров, а с другой уйти от банального деления участка на две части. На месте пересечения пешеходных маршрутов проектируется не только благоустроенная площадь, но и открытый амфитеатр, предназначенный для проведения общественных мероприятий. Ему авторы придают форму остроконечного треугольника, обращая трибуны к каланче и окружающим ее с двух сторон общественным зданиям, где сосредоточится коммерческая жизнь квартала – офисы, магазины, кафе.
zooming

Сами эти объемы решены как криволинейные скобы, одна из которых словно приобнимает комплекс пожарной части, а вторая, наоборот, отвернута от него и служит своего рода «карманом» для сохраняемого жилого дома. Благодаря такой компоновке архитекторы защищают дворы жилых домов от прямого прохода к офисам, а на углу квартала формируют своего рода входной портал, которой словно воронка засасывает людские потоки внутрь. Динамичные постройки служат своеобразной театральной декорацией, оформляющей пространство вокруг исторического здания пожарной части, но и сама каланча сохраняется, скорее, как визуальное напоминание о прошлом: комплекс перепрофилируется, а его невысотную часть архитекторы накрывают прямоугольной прозрачной призмой – «витриной» будущего общественно-делового и культурного центра. 
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Обращенная к парку большая часть участка застраивается 4-х и 6-этажными домами, которые архитекторы располагают преимущественно параллельно заданной диагонали главной пешеходной аллеи квартала. Такая компоновка позволяет раскрыть на водную гладь озера почти все здания и сделать застройку нового района максимально проницаемой для парка. Благодаря активному озеленению всех придомовых территорий кажется, что природный массив протянул в квартал свои зеленые протуберанцы. Впрочем, официальное название концепции «Парковая застройка» оправдано не только соседством с зеленым городским анклавом, но и архитектурной трактовкой самих зданий. Архитекторы разработали несколько вариантов решения домов – в камне, кирпиче и дереве, – но все их роднит камерность формы и образная близость к жанру городских вилл.
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Приняв за основной пространственно- и стилеобразующий фактор существующий парк, архитекторы смогли интегрировать в новый квартал все разнородные признаки прилегающих территорий – и исторического наследия, и жилой застройки, и урбанизированного общественного центра. Именно такой комплексный подход к обновлению важного фрагмента города и созданию здесь разнообразной и комфортной среды принес концепции «Парковая застройка» Серебряный диплом конкурса «Архновация»-2013
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова


Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы
Россия, Уфа

Авторский коллектив:
Р.М.Маскулов (рук.проекта, г.Уфа), Ю.Г.Виссарионов (рук. авторского коллектива), К.М.Савкин, Д.В.Зиборов, Д.А.Леонова

2012

02 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО