Виллы в парке

Для центра Уфы ПТАМ Виссарионова разработала проект реконструкции жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское под названием «Парковая застройка», которое говорит само за себя.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg

Архитектор:

Юрий Виссарионов

Мастерская:

ПТАМ Виссарионова

Проект:

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы
Россия, Уфа

Авторский коллектив:
Р.М.Маскулов (рук.проекта, г.Уфа), Ю.Г.Виссарионов (рук. авторского коллектива), К.М.Савкин, Д.В.Зиборов, Д.А.Леонова

2012

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Участок, который планируется подвергнуть комплексной реконструкции, расположен в самом центре Уфы. Он соседствует одновременно с одной из главных улиц города и с парком. Причем последний является едва ли не самым известным общественным пространством Уфы – это Парк культуры и отдыха им. Ивана Якутова, который в 2004 году был включен в десятку лучших парков России. Естественно, такое соседство не могло не сказаться на проекте – разрабатывая концепцию реконструкции участка, архитекторы задумали новый квартал как органичный союз природы и жилья.

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Важной отправной точкой в разработке архитектурного образа квартала стала и история места. Улица, с середины 1930-х носящая имя Ленина, возникла на рубеже XVIII-XIX веков, и когда-то именно она служила границей, за которой заканчивались жилые районы и начиналось кладбище. Стремясь использовать пустырь на благо города, Уфимская Городская Дума в 1903 году определила его «под разведение сквера», который довольно быстро стал излюбленным местом отдыха горожан. Чуть позже между парком и улицей было построено двухэтажное здание с пожарной каланчой (в 1907), а с обратной стороны его угол украсила Лютеранская кирха (1910 г.). Оба этих здания сохранились до наших дней и должны быть включены в состав нового квартала, «ретранслируя в обновляемую среду дух исторического места».

Будет сохранен и трехэтажный жилой дом, уже в советское время вытянувшийся вдоль улицы Ленина на много-много подъездов. А вот гаражи и хозяйственные постройки, расположенные между ним и парком, подлежат демонтажу, так что участок, «городские» границы которого фиксированы несколькими сохраняемыми объемами, к озеру и зеленому массиву обращен полностью освобождаемой территорией. И если улицами будущий квартал обрамлен в строгий прямоугольник, то со стороны парка он ограничен лишь живописно изогнутой дорожкой, что делает соседство с природой еще более близким. Архитекторам было очевидно, что этим необходимо воспользоваться и хотя бы на уровне генплана трактовать новый квартал, скорее, как дачный поселок, чем как плотно застроенный кластер.
zooming

Загвоздка, пожалуй, была лишь в существующем жилом доме – вытянутый параллелепипед с эстетикой городской дачи не вязался никак, поэтому от нового квартала его нужно было, как минимум, визуально отгородить. Очень кстати для решения этой проблемы оказалось пожелание заказчика создать в рамках одного квартала жилье разного класса. Требуемое количество площадей категории «эконом» архитекторы скомпоновали в четыре одноподъездные башни, которые выстраивают в ряд параллельно жилому дому. Для того, чтобы эти здания не нависали над ним слишком явно, архитекторы разбивают между ними большие квадратные дворы, а вдоль существующего дома создают сквер такой же вытянутой формы.
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Таким образом, тот единственный угол квартала, который обращен к перекрестку двух улиц, представляет собой фрагмент сугубо городской среды с присущей ей довольно плотной застройкой. Архитекторы намеренно делают башни разноэтажными – ритмичное чередование высоты, по их замыслу, придает силуэту визуальную легкость и подчеркивает рекреационный характер квартала, который начинается прямо за ними. Этой же цели служит выбранное фасадное решение – оконные проемы разной ширины наложены на поверхности, кажется, в совершенно необязательном, почти хаотичном порядке, некоторые из них даже захватывают углы зданий, что, конечно, не растворяет вертикали в воздухе, но визуально лишает их избыточной монолитности.

Композиционно-планировочным и средовым центром квартала архитекторы делают диагональ, соединяющую каланчу и продольную ось кирхи, идущую параллельно ул.Ленина. Такое решение позволяет, с одной стороны, обозначить границы разных по классу жилых кластеров, а с другой уйти от банального деления участка на две части. На месте пересечения пешеходных маршрутов проектируется не только благоустроенная площадь, но и открытый амфитеатр, предназначенный для проведения общественных мероприятий. Ему авторы придают форму остроконечного треугольника, обращая трибуны к каланче и окружающим ее с двух сторон общественным зданиям, где сосредоточится коммерческая жизнь квартала – офисы, магазины, кафе.
zooming

Сами эти объемы решены как криволинейные скобы, одна из которых словно приобнимает комплекс пожарной части, а вторая, наоборот, отвернута от него и служит своего рода «карманом» для сохраняемого жилого дома. Благодаря такой компоновке архитекторы защищают дворы жилых домов от прямого прохода к офисам, а на углу квартала формируют своего рода входной портал, которой словно воронка засасывает людские потоки внутрь. Динамичные постройки служат своеобразной театральной декорацией, оформляющей пространство вокруг исторического здания пожарной части, но и сама каланча сохраняется, скорее, как визуальное напоминание о прошлом: комплекс перепрофилируется, а его невысотную часть архитекторы накрывают прямоугольной прозрачной призмой – «витриной» будущего общественно-делового и культурного центра. 
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Обращенная к парку большая часть участка застраивается 4-х и 6-этажными домами, которые архитекторы располагают преимущественно параллельно заданной диагонали главной пешеходной аллеи квартала. Такая компоновка позволяет раскрыть на водную гладь озера почти все здания и сделать застройку нового района максимально проницаемой для парка. Благодаря активному озеленению всех придомовых территорий кажется, что природный массив протянул в квартал свои зеленые протуберанцы. Впрочем, официальное название концепции «Парковая застройка» оправдано не только соседством с зеленым городским анклавом, но и архитектурной трактовкой самих зданий. Архитекторы разработали несколько вариантов решения домов – в камне, кирпиче и дереве, – но все их роднит камерность формы и образная близость к жанру городских вилл.
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

Приняв за основной пространственно- и стилеобразующий фактор существующий парк, архитекторы смогли интегрировать в новый квартал все разнородные признаки прилегающих территорий – и исторического наследия, и жилой застройки, и урбанизированного общественного центра. Именно такой комплексный подход к обновлению важного фрагмента города и созданию здесь разнообразной и комфортной среды принес концепции «Парковая застройка» Серебряный диплом конкурса «Архновация»-2013
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова


Архитектор:

Юрий Виссарионов

Мастерская:

ПТАМ Виссарионова

Проект:

Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы
Россия, Уфа

Авторский коллектив:
Р.М.Маскулов (рук.проекта, г.Уфа), Ю.Г.Виссарионов (рук. авторского коллектива), К.М.Савкин, Д.В.Зиборов, Д.А.Леонова

2012

02 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.