English version

Опора для спорта

Для Российского государственного социального университета ПТАМ Юрия Виссарионова спроектировала спортивный комплекс, который позволит студентам вместо скучной физкультуры выбрать занятия по самым разным видам спорта.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

29 Апреля 2011
mainImg
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Проект:
Студенческий спортивный комплекс РГСУ
Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, вл. 4

Авторский коллектив:
Ю.Г.Виссарионов, К.М.Савкин, Ю.А.Филатов

2011 — 2011

Заказчик: РГСУ
Российский государственный социальный университет (РГСУ) – самый молодой университет в стране. Он был создан в 1991 году и поначалу не имел практически никакой материальной базы. Сегодня на балансе университета (кстати, входящего в число 50 крупнейших ВУЗов России) несколько зданий в разных районах Москвы, правда, спортивного комплекса среди них до сих пор нет. Занятия физкультурой для студентов, конечно, проводятся, но возможности ходить в различные секции у них нет, и именно этот пробел призван восполнить проект, разработанный ПТАМ Юрия Виссарионова.

Участок, выделенный под строительство спортивного комплекса, расположен между РГСУ и природно-историческим парком «Останкино». Когда-то здесь находился стадион, который постепенно обветшал настолько, что перестал использоваться городом, и в 2005 году его территория была передана университету. Первым проектом ПТАМ Виссарионова на этой территории стало общежитие с универсальным залом и бассейном. Новое здание отчасти призвано поддержать ампирную солидность расположенного по соседству учебного корпуса, вместе с тем передавая эстафету хай-теку с его металлической облицовкой и легкими открытыми конструкциями.

Тема была продолжена при проектировании спорткомплекса. Его участок  имеет ярко выраженную треугольную форму, и архитекторы использовали это как подсказку – здание в плане напоминает перевернутую вверх ногами букву «У», каждая «палочка» которой – это отдельный тренировочный зал, а в «галочке» размещена входная группа, обращенная к главному зданию РГСУ. На территории, прилегающей к бывшему стадиону, также расположен небольшой пруд. Разработанный генплан участка предусматривает его частичное сохранение и обустройство – в частности, вдоль берега появятся озелененные прогулочные зоны, места отдыха, элегантные мощеные дорожки. Решается и проблема парковки: часть здания спорткомплекса архитекторы предлагают поднять на опоры, а между колоннами разместить небольшие гостевые стоянки.

Эти опоры во многом и формируют архитектурный образ будущего здания. Если бы глухие объемы спортзалов стояли на земле, они визуально воспринимались бы просто как два больших ангара, поднятые же на колонны (причем массивные балки квадратного сечения комбинируются с «трубами», поставленными под углом 45°) они приобретают отчетливое сходство с механизмами – эдакие «машины для спорта», у которых вместо колес ножки. Как уже говорилось, параллелепипеды расположены под углом друг к другу, а в «створе» спроектирован стеклянный объем входного вестибюля. Тему скрещивающихся опор архитекторы активно используют и в оформлении фасадов: входная группа акцентирована козырьком в виде брутальной решетки, а стеклянная поверхность «усилена» диагоналями металлических тяг. Опоры, поддерживающие вестибюльную группу, «протянуты» до самой кровли и выкрашены в яркий охристый цвет. Стоит отметить, что других активных тонов в палитре спорткомплекса нет – он решен в откровенном металлике. По мнению авторов, это нескрываемо молодежное, выполненное в духе техницизма, дополнение к традиционным штукатурно-желтоватым постройкам советского периода должно заметно обновить представления об учебной среде.

По своему функциональному устройству здание, имеющее переменную этажность, напоминает пирог, каждый «слой» которого посвящен отдельному виду спорта. Исключение составляет лишь первый этаж, где, помимо входного вестибюля, расположены кафе, медпункт и блок тренерских комнат  с душевыми и санузлами. Уровнем выше размещены зал для занятий настольным теннисом, тренажерный зал и помещение для занятий боксом и тяжелой атлетикой. Еще на этаж выше расположен универсальный спортзал, предназначенный для игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, спортивная гимнастика, аэробика) и имеющий также площадь для размещения зрительских мест, а над ним – зал для занятий классической и вольной борьбой, самбо и художественной гимнастикой. Часть площади четвертого этажа также «съедает» балкон для зрителей универсального зала. Пятый этаж отведен под раздевалки, душевые и технические помещения, а шестой – это царство большого тенниса: здесь можно переодеться, размяться и выйти на сам корт, расположенный на эксплуатируемой кровле.
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова
Объем спортивного комплекса на фоне нового общежития РГСУ, также спроектированного ПТАМ Ю.Виссарионова
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова
zooming
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова


Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Проект:
Студенческий спортивный комплекс РГСУ
Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, вл. 4

Авторский коллектив:
Ю.Г.Виссарионов, К.М.Савкин, Ю.А.Филатов

2011 — 2011

Заказчик: РГСУ

29 Апреля 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».