English version

Веер версий

ПТАМ Виссарионова предложила два варианта архитектурно-градостроительной концепции развития территории Российского Университета кооперации в подмосковных Мытищах.

Автор текста:
Анна Городинская

01 Октября 2015
mainImg
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Проект:
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи
Россия, Мытищи, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 16

2015

Заказчик: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Архитектурная мастерская Юрия Виссарионова завершила работу над двумя вариантами архитектурно-градостроительной концепции расширения Российского Университета кооперации в подмосковных Мытищах. Участок расположен недалеко от станции «Перловская» Ярославского направления железной дороги, на расстоянии 800 метров от 93 километра МКАД. Здесь никто не пытается сформировать модный нынче кампус или инновационный кластер: вероятно, ни финансовых, ни земельных ресурсов нет. Здесь решаются практические задачи: «для возможности увеличения количества студентов, аспирантов и привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, в том числе из других регионов РФ, необходимо строительство дополнительного помещения для проживания». Коротко и ясно.

А территория проектирования, действительно, невелика – меньше половины гектара, на которых должны разместиться учебно-административный корпус с подземной парковкой, физкультурно-оздоровительным блоком, помещениями для проживания студентов, аспирантов и того самого «профессорско-преподавательского состава из других регионов РФ». Земля была отведена университету, доказавшему за годы своего существования востребованность предлагаемых здесь профессий, в 2012 году – к столетнему юбилею учебного заведения, выросшего некогда из Народного Университета Шанявского.

Участок, о котором идет речь, с юго-запада выходит на улицу Веры Волошиной, на северо-западе граничит с двором двенадцатиэтажного жилого дома, с северо-востока – с территорией детского сада, а с юго-востока отделен Яузской аллеей от основной территории университета, являясь при этом ее продолжением и с функциональной, и с композиционной точки зрения. Находящиеся в шаговой доступности объекты торговли и соцкультбыта делают место комфортным для размещения здесь не только учебного корпуса, но и общежития.
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 1 © ПТАМ Виссарионова
Существующее положение © ПТАМ Виссарионова

Предложенные архитекторами варианты различаются не только объемно-пространственным и образным решением, они имеют и разные технико-экономические показатели. Между тем оба объединяют необходимые для университета функции: жилье для преподавателей и аспирантов, студенческое общежитие, большой двухсветный спортзал, бассейн – с необходимой подземной парковкой (2 яруса) и небольшими помещениями для кафе, магазинов и администрации на первых этажах.

Первый вариант пластичнее и радикальнее. Здесь важную роль играет сопоставление разнородных и разноцветных объемов, наглядно демонстрирующих функциональную разносоставность помещений. Здания (что, к слову, прослеживается в обоих вариантах) сгруппированы классическим «покоем», буквой П, вокруг небольшого вертикальных пропорций двора, раскрытого к улице. Они достаточно высоки – до 17 этажей, участок небольшой, метров нужно много, что делает обе композиции неизбежно-компактными.
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 1 © ПТАМ Виссарионова
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 1 © ПТАМ Виссарионова

Далее: в первом варианте фасады следуют за разнообразием назначения помещений, строятся изнутри наружу, как учили великие – особенно в первых этажах. Спортзал и бассейн занимают четыре этажа левого корпуса – их фасады покрыты белым матовым, как будто запотевшим стеклом и должны завораживающе светиться по вечерам. Выше, на крыше спортзала – открытая терраса, заставленная круглыми корбюзеанскими опорами – воздушная прослойка, она несет следующие четыре этажа студенческого общежития, облицованного темно-серым – его угольный объем, конечно же, оттеняет белизну и свечение спортивной части.

Со второй ножкой буквы «П», правой, то же самое, только здесь светится теплым светом прозрачное стекло магазинов, заключенное между темно-серым террасы основания и объемом четырех этажей преподавательских квартир. Далее объем, впрочем не меняя функции, меняет «кожу»: стены следующего этажа немного отступают и становятся коричнево-кирпичными, с легкой рябью, как сейчас принято, имитирующей старину. Кирпичный объем, все так же отступя от края, тянется в глубину, «вырастая» из темно-серого. Впрочем, кирпич прорастает и ниже серого объема, как будто бы насквозь, и если смотреть со стороны Яузской аллеи, то в нижних этажах мы видим широкий марш парадной лестницы, ведущей на второй этаж между широкими фланкирующими ее объемами: стеклянным и кирпичным.

На углу улицы Веры Волошиной и аллеи – на месте ключевом, почти перекрестке, и поэтому допускающем доминанту, архитекторы надели на кирпичную балку белую башню, квадратную, высокую. Белая башня находит поддержку и продолжение в дальнем корпусе, где поперечно подставлен такой же белый, но уже горизонтальный объем, похожий на горизонтальный небоскреб.
zooming
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 1. Развертка по ул. Веры Волошиной © ПТАМ Виссарионова
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 1. Разрез © ПТАМ Виссарионова

Описание пестрит глаголами – надето, продето, положено, продето – потому, что собственно проект тщательно следует пластическим заповедям АСНОВы, подчеркивая разнообразные виды взаимопроникновения объемов и материалов. Эффект составной формы стремится быть убедительным, материальным: что может быть достовернее, чем воздушная прослойка в один этаж террасы между спортзалом и общежитием? Она разделяет спортивную и жилую функцию, помогая соблюсти нормы; но как неплохо будет студентам отдохнуть от спорта и учебы на этой террасе. Сюда отлично можно будет привести девушку. Между тем при всей убедительности пластического конструктора заметим, что он правдив не везде. Где-то, особенно в первых этажах, пластика проявляет функцию – в частности, обозначает и отделяет визуально спортзал и кафе, воплощая один из любимых принципов классического модернизма и обеспечивая нотку ретро. Выше же игра с объемами работает на себя и на город, образует доминанту, интригует прохожего, но уже не отражает разнообразия функций. Зато чем-то напоминает склад контейнеров – или книг на неразобранном студенческом, или преподавательском, столе. Что тоже, вероятно, нарочно придумано. А кто сказал, что нужно всегда следовать правилам, тем более устаревшим? Можно иногда и отдать дань увлечению постройками MVRDV.
 
***
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2 © ПТАМ Виссарионова

Второй вариант сдержаннее и больше похож на группу жилых домов, исполненных в современной стилистике, немного в духе «Аэробуса»: смотри на клетку широких окон; немного – «Велтон-парка», к которому отсылает пиксельная штриховка весенних серых и салатовых пятен по белому фону, местами превращая стену в укрупненный фрагмент ковра. Здесь прочитывается другая модернистская тема, более поздняя: тема здания-пластины, наподобие «Дома туриста», что тоже добавляет легкий оттенок ностальгии, по семидесятым, столь актуальный сейчас. Объемы выше и компактнее: здесь удалось уместить основные метры в два высоких объем, один в глубине, другой вдоль аллеи, между ними небольшая перемычка, и над спортзалом ничего не надстроено.
 
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2 © ПТАМ Виссарионова
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2 © ПТАМ Виссарионова

Пластины имеют стены «глухие» и «прозрачные» – на самом деле, и то, и другое – не совсем, но разделение фасада и тыла заметно. Прозрачные – сетка окон с тонкой разгранкой, здесь больше стекла, и они обращены, раскрыты к улице и к аллее – здания вовсе не интроверты. По сравнению с ними стены, окна которых оптически спрятаны среди пикселов, кажется глухими, пестро-монолитными. Далее – вариации; штриховка окон может обходиться и без пиксельной раскраски, но все равно подчеркивает монолитность белой стены. Объемы тоже визуально прорастают друг в друга, и тоже «выращивают» на углу башню, но здесь они больше камуфлируют эту особенность, скрывая истинный масштаб и ритм, сбивая с толку. И башня не так акцентирована. В первом варианте – тоже немного запутывали, но скорее логическим способом, а здесь – более живописным.
 
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2 © ПТАМ Виссарионова
zooming
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2. Развертка по ул. Веры Волошиной © ПТАМ Виссарионова

Первые этажи частью отступают в глубину, частью остаются в плоскости фасадов; чередуют стеклянные плоскости с ярко-салатовыми стенами – источниками цветных бликов и рефлексов. Но все вместе делает нижние ярусы легче, прозрачнее, и работает на эффект левитации, поддержанный консолью зависшей над улицей правой «башни» и «телевизором» спортивного центра, зависшим над землей совсем невысоко, оставив лишь тонкую щель. Все тонко, бело, легко.
 
*** 
И первый, и второй предложенные варианты решили задачи, выходящие за рамки поставленной цели – им как минимум удалось соблюсти баланс между яркой, притягивающей глаз формой и не слишком привлекательной, но уже привычной городской средой места. Привлечь и не разрушить. На каком из них остановится заказчик, что точнее ответит задачам, поставленным перед университетом, покажет время. Сегодня можно сказать только одно: любой из двух вариантов достоин реализации.
 
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2 © ПТАМ Виссарионова
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2. Разрез © ПТАМ Виссарионова
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2. План 1 этажа © ПТАМ Виссарионова
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 2. План 3 этажа © ПТАМ Виссарионова


Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Проект:
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи
Россия, Мытищи, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 16

2015

Заказчик: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

01 Октября 2015

Автор текста:

Анна Городинская
Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.