А территория проектирования, действительно, невелика – меньше половины гектара, на которых должны разместиться учебно-административный корпус с подземной парковкой, физкультурно-оздоровительным блоком, помещениями для проживания студентов, аспирантов и того самого «профессорско-преподавательского состава из других регионов РФ». Земля была отведена университету, доказавшему за годы своего существования востребованность предлагаемых здесь профессий, в 2012 году – к столетнему юбилею учебного заведения, выросшего некогда из Народного Университета Шанявского.
Участок, о котором идет речь, с юго-запада выходит на улицу Веры Волошиной, на северо-западе граничит с двором двенадцатиэтажного жилого дома, с северо-востока – с территорией детского сада, а с юго-востока отделен Яузской аллеей от основной территории университета, являясь при этом ее продолжением и с функциональной, и с композиционной точки зрения. Находящиеся в шаговой доступности объекты торговли и соцкультбыта делают место комфортным для размещения здесь не только учебного корпуса, но и общежития.
Предложенные архитекторами варианты различаются не только объемно-пространственным и образным решением, они имеют и разные технико-экономические показатели. Между тем оба объединяют необходимые для университета функции: жилье для преподавателей и аспирантов, студенческое общежитие, большой двухсветный спортзал, бассейн – с необходимой подземной парковкой (2 яруса) и небольшими помещениями для кафе, магазинов и администрации на первых этажах.
Первый вариант пластичнее и радикальнее. Здесь важную роль играет сопоставление разнородных и разноцветных объемов, наглядно демонстрирующих функциональную разносоставность помещений. Здания (что, к слову, прослеживается в обоих вариантах) сгруппированы классическим «покоем», буквой П, вокруг небольшого вертикальных пропорций двора, раскрытого к улице. Они достаточно высоки – до 17 этажей, участок небольшой, метров нужно много, что делает обе композиции неизбежно-компактными.
Далее: в первом варианте фасады следуют за разнообразием назначения помещений, строятся изнутри наружу, как учили великие – особенно в первых этажах. Спортзал и бассейн занимают четыре этажа левого корпуса – их фасады покрыты белым матовым, как будто запотевшим стеклом и должны завораживающе светиться по вечерам. Выше, на крыше спортзала – открытая терраса, заставленная круглыми корбюзеанскими опорами – воздушная прослойка, она несет следующие четыре этажа студенческого общежития, облицованного темно-серым – его угольный объем, конечно же, оттеняет белизну и свечение спортивной части.
Со второй ножкой буквы «П», правой, то же самое, только здесь светится теплым светом прозрачное стекло магазинов, заключенное между темно-серым террасы основания и объемом четырех этажей преподавательских квартир. Далее объем, впрочем не меняя функции, меняет «кожу»: стены следующего этажа немного отступают и становятся коричнево-кирпичными, с легкой рябью, как сейчас принято, имитирующей старину. Кирпичный объем, все так же отступя от края, тянется в глубину, «вырастая» из темно-серого. Впрочем, кирпич прорастает и ниже серого объема, как будто бы насквозь, и если смотреть со стороны Яузской аллеи, то в нижних этажах мы видим широкий марш парадной лестницы, ведущей на второй этаж между широкими фланкирующими ее объемами: стеклянным и кирпичным.
На углу улицы Веры Волошиной и аллеи – на месте ключевом, почти перекрестке, и поэтому допускающем доминанту, архитекторы надели на кирпичную балку белую башню, квадратную, высокую. Белая башня находит поддержку и продолжение в дальнем корпусе, где поперечно подставлен такой же белый, но уже горизонтальный объем, похожий на горизонтальный небоскреб.
Описание пестрит глаголами – надето, продето, положено, продето – потому, что собственно проект тщательно следует пластическим заповедям АСНОВы, подчеркивая разнообразные виды взаимопроникновения объемов и материалов. Эффект составной формы стремится быть убедительным, материальным: что может быть достовернее, чем воздушная прослойка в один этаж террасы между спортзалом и общежитием? Она разделяет спортивную и жилую функцию, помогая соблюсти нормы; но как неплохо будет студентам отдохнуть от спорта и учебы на этой террасе. Сюда отлично можно будет привести девушку. Между тем при всей убедительности пластического конструктора заметим, что он правдив не везде. Где-то, особенно в первых этажах, пластика проявляет функцию – в частности, обозначает и отделяет визуально спортзал и кафе, воплощая один из любимых принципов классического модернизма и обеспечивая нотку ретро. Выше же игра с объемами работает на себя и на город, образует доминанту, интригует прохожего, но уже не отражает разнообразия функций. Зато чем-то напоминает склад контейнеров – или книг на неразобранном студенческом, или преподавательском, столе. Что тоже, вероятно, нарочно придумано. А кто сказал, что нужно всегда следовать правилам, тем более устаревшим? Можно иногда и отдать дань увлечению постройками MVRDV.
***
Второй вариант сдержаннее и больше похож на группу жилых домов, исполненных в современной стилистике, немного в духе «Аэробуса»: смотри на клетку широких окон; немного – «Велтон-парка», к которому отсылает пиксельная штриховка весенних серых и салатовых пятен по белому фону, местами превращая стену в укрупненный фрагмент ковра. Здесь прочитывается другая модернистская тема, более поздняя: тема здания-пластины, наподобие «Дома туриста», что тоже добавляет легкий оттенок ностальгии, по семидесятым, столь актуальный сейчас. Объемы выше и компактнее: здесь удалось уместить основные метры в два высоких объем, один в глубине, другой вдоль аллеи, между ними небольшая перемычка, и над спортзалом ничего не надстроено.
Пластины имеют стены «глухие» и «прозрачные» – на самом деле, и то, и другое – не совсем, но разделение фасада и тыла заметно. Прозрачные – сетка окон с тонкой разгранкой, здесь больше стекла, и они обращены, раскрыты к улице и к аллее – здания вовсе не интроверты. По сравнению с ними стены, окна которых оптически спрятаны среди пикселов, кажется глухими, пестро-монолитными. Далее – вариации; штриховка окон может обходиться и без пиксельной раскраски, но все равно подчеркивает монолитность белой стены. Объемы тоже визуально прорастают друг в друга, и тоже «выращивают» на углу башню, но здесь они больше камуфлируют эту особенность, скрывая истинный масштаб и ритм, сбивая с толку. И башня не так акцентирована. В первом варианте – тоже немного запутывали, но скорее логическим способом, а здесь – более живописным.
Первые этажи частью отступают в глубину, частью остаются в плоскости фасадов; чередуют стеклянные плоскости с ярко-салатовыми стенами – источниками цветных бликов и рефлексов. Но все вместе делает нижние ярусы легче, прозрачнее, и работает на эффект левитации, поддержанный консолью зависшей над улицей правой «башни» и «телевизором» спортивного центра, зависшим над землей совсем невысоко, оставив лишь тонкую щель. Все тонко, бело, легко.
***
И первый, и второй предложенные варианты решили задачи, выходящие за рамки поставленной цели – им как минимум удалось соблюсти баланс между яркой, притягивающей глаз формой и не слишком привлекательной, но уже привычной городской средой места. Привлечь и не разрушить. На каком из них остановится заказчик, что точнее ответит задачам, поставленным перед университетом, покажет время. Сегодня можно сказать только одно: любой из двух вариантов достоин реализации.