ПТАМ Виссарионова: «От рядового до уникального – один шаг»

Интервью с основателями мастерской «ПТАМ Виссарионова» Юрием Виссарионовым и Константином Савкиным.

mainImg
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова http://www.pamvissarionov.ru
Проект:
Архитектурно-градостроительное решение по жилой застройке поселения Ильинское
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ю.Г. Виссарионов, К.М. Савкин, Д.В. Зиборов, Р.В. Шумаев, Д.В Корнев

2015 — 2015
Архи.ру:
– В этом году ваша мастерская отмечает юбилей: тридцать лет. Расскажите, с чего всё начиналось?

Юрий Виссарионов:
– Очень много для старта мне дал институт «Курортпроект», где я, по сути, начинал свою профессиональную карьеру. В конце восьмидесятых, когда был наработан свой круг заказчиков и появилась возможность сотрудничества с крупной строительной компанией из Югославии с её передовым опытом европейского проектирования, я задумался о собственном бюро. Начинали 30 лет назад вместе с Константином Савкиным, с которым учились в одном институте и жили в одном студенческом общежитии. Первый офис мастерской располагался в подвале с небольшими окнами под потолком. Это было время внутреннего развития: лабораторными объектами служили доступные небольшому коллективу интерьеры, парадные входы, надстройки. Но из того подвала нам было куда тянуться… наши ориентиры были наверху. И мы успешно вырвались из плена постмодерна, начав поиски своих, «независимых» образов. Конечно они зависели от многих обстоятельств и вдохновлялись авторитетными мастерами. Но уже тогда одной из основных моих идей, и в итоге движущих сил мастерской стало сочетание в архитектурном объекте рядового и уникального, множественного и единственного.

– Как бы вы описали основные этапы развития мастерской?

Константин Савкин:
– Условно можно выделить три этапа: лабораторный (в том самом подвале), заоблачный (до кризиса 2008 года, когда мы проектировали знаковые, поисковые объекты) и земной, когда мы перешли к реальным проектам (это крупные городские объекты – офисные, торговые и общественные центры, жилые комплексы). В заоблачный период многое оставалось только на бумаге, однако были и заметные реализации: скажем, торговый комплекс в Вешнякахгостинично-офисный центр на Старокаширском шоссе, загородная вилла в Турции… По типологии это очень разные объекты: торговый центр с его зальными пространствами, гостиница-офис с мелкоячеистой структурой, вилла – открытое, архитектурно-ландшафтное сооружение. Кстати в этот колоритный ряд можно добавить недавний торгово-выставочный центр в Великом Новгороде.
zooming
Юрий Виссарионов и Константин Савкин © ПТАМ Виссарионова
Торговый центр в Великом Новгороде. Фотография © Кафедра архитектуры НовГУ
Реконструкция офиса на Старокаширском © ПТАМ Виссарионова
zooming
Вилла в Турции. Проект 2004-2005 гг. Строительство 2006-2007 гг.

– Чем характеризуется современный этап?

Ю.В.: Докризисный период ярких концептов сменился эпохой прагматичных и рациональных проектов. А после 2013 едва ли не главным направлением для нас стало градостроительство: проекты загородных посёлков, планировки территорий крупных микрорайонов, программы развития городских пространств. Однако, именно здесь мне удалось вернуться к своей давней, ещё студенческой теме – соотношению рядового и уникального, в данном случае – жилых и общественных пространств.

Сегодня лозунгом массового строительства – а это социальное жильё и сопутствующие объекты обслуживания: школы, детские сады... – стало некое «повторное применение». Это переделка готового проекта (на 5-10-20-50 %) с целью приспособить его под конкретную ситуацию. И в некоторых случаях – в основном, в случаях комплексной застройки «в чистом поле», – такой подход вполне оправдан. Кубики секционного жилья позволяют поиграть с пространственной композицией, а навесные фасады – придать оригинальный вид и подкорректировать масштаб восприятия зданий. Школы и детские сады тоже можно оригинально скомпоновать из стандартных учебных или игровых блоков.

– Но типовое проектирование – это не открытие…

К.С.: Действительно, нынешний всплеск типового проектирования мы уже «проходили» в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Одним из его парадоксов была мнимая экономичность – на самом деле во многих случаях привязка типовых проектов стоила дороже индивидуального проектирования.

Поздний период того типового домостроения характеризовался попытками уйти от типовых зданий к типизации-стандартизации строительных элементов. Таким образом, при экономии на выпуске конвейерных строительных изделий, сохранялась вариабельность архитектуры, и архитектор мог оказывать какое-то влияние на композиционное решение и облик новой застройки, что очень важно при работе в существующем контексте.

– Сегодня ситуация изменилась или она повторяется?

Ю.В.: Сегодня типовое жильё при существующей минимизации квартир более активно дополняется общественными функциями и пространствами. Эта тенденция напоминает строительство домов-коммун начала ХХ века, где часть квартирных пространств по бедности «обобществлялась» и переносилась в общие столовые, бытовые помещения, читальные залы; создавались общие дворовые площадки для спортивных игр, отдыха и так далее.

У нашей мастерской имеется достаточный опыт такого «расширения» стандартного мини-жилища за счёт придомовых пространств как средства достижения уникальности объекта при средовой или функциональной адаптации типового проектного багажа. Жилая застройка в Томилино предполагает не только ряд парадных, почти одинаковых, башен, выстроившихся вдоль магистрали, но и проработку дворовых пространств с устройством рекреационного бульвара, строительство торгового центра, дополняющего новое жильё. Попытки создания многообразия среды из типовых домов предпринимались нами давно. В их числе – концепция застройки жилого района в городе Волжский.

Парковая застройка в Уфе – пример обживания застроенной территории современными домами разных видов – от вилл до стандартных секционных домов и экономичных башен.
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция реконструкции и новой застройки жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское в центральной части Уфы © ПТАМ Виссарионова

– А как же тема дома-коммуны? Удалось ли реализовать старые студенческие идеи в наше время?

Ю.В.: Классический пример современного дома-коммуны – это студенческие общежития, гостиничные комплексы, санатории и пансионаты, где в общем-то стандартные жилые блоки дополняются уникальными общественными пространствами. Наши примеры: общежитие РГСУ на ул. Вильгельма Пика, общежитие в Мытищах.
Учебно-административный корпус №2 в г. Мытищи. Вариант 1 © ПТАМ Виссарионова
Студенческий спортивный комплекс РГСУ © ПТАМ Виссарионова

Гостиницы и пансионаты – те же общежития повышенной комфортности, которые тоже бывают типовыми. Хотя к ним не относится реализованный по нашему проекту олимпийский объект – пансионат «Южный-2» в Сочи, где подкова с в общем-то стандартными номерами дополнена уникальным стилобатом общественных функций, оздоровительным центром, рекреационным благоустройством.
Пансионат «Южный» в Сочи © ПТАМ Виссарионова
Пансионат «Южный» в Сочи © ПТАМ Виссарионова
Пансионат «Южный» в Сочи © ПТАМ Виссарионова
Пансионат «Южный» в Сочи © ПТАМ Виссарионова

– Но это уже объект градостроительного масштаба…

К.С.: Соседство типовых и уникальных блоков или зданий – один из рациональных приёмов такого проектирования. Уникальные спортивные сооружения учебно-спортивного комплекса в Кашире взяты в кольцо в общем-то типовой сопутствующей застройки, что создаёт некий средовой контраст.
Спортивно-образовательный центр «Академия игровых видов спорта» © ПТАМ Виссарионова
Спортивно-образовательный центр «Академия игровых видов спорта» © ПТАМ Виссарионова
Спортивно-образовательный центр «Академия игровых видов спорта» © ПТАМ Виссарионова

Типовая серия ВДСК в Орехово-Зуево позволила собрать довольно уютные кварталы, дополненные небольшим, но уникальным общественным центром, объединяющим жилые образования. Ландшафтное оформление набережной – ещё одно оригинальное дополнение к типовому домостроению.
Жилая застройка в Орехово-Зуево © ПТАМ Виссарионова
Жилая застройка в Орехово-Зуево © ПТАМ Виссарионова

Продуманное ландшафтное благоустройство даёт довольно заметный эффект при реализации типового домостроения, даже небольшими средствами, как в застройке Красногорска. Если бы социалистические микрорайоны доводились до такого уровня благоустройства – они бы выглядели гораздо оптимистичнее.
Благоустройство территории жилых домов в Красногорске © ПТАМ Виссарионова
Благоустройство территории жилых домов в Красногорске © ПТАМ Виссарионова

Что касается жилья – бывают ситуации, в которых применение типовых проектов практически невозможно, и тогда соотношение уникального и типового меняется в пользу уникального, а стандартные элементы сокращаются до размеров квартиры или учебного класса.

Но это уже уникальный объект?

Ю.В.: Уникальность часто строится на оригинальном сочетании стандартных элементов. К примеру в случае с жилым домом на ул. Усиевича требовалось обеспечить инсоляцию соседних зданий, построив новое здание на стеснённом участке, учтя при этом сложившееся окружение. Нам удалось ответить на все эти вопросы незаурядным решением с включением, в том числе, типовых планировочных заготовок.
Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенными нежилыми помещениями, ул.Усиевича, вл.10/6 стр.1,2 © ПТАМ Виссарионова
Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенными нежилыми помещениями, ул.Усиевича, вл.10/6 стр.1,2 © ПТАМ Виссарионова
Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенными нежилыми помещениями, ул.Усиевича, вл.10/6 стр.1,2 © ПТАМ Виссарионова

Точно так же, добавляя уникальности типовым жилым объектам, мы создали оригинальные решения для Архангельска, Щелкова, Люберец, других городов Подмосковья. Для этого потребовались совсем незначительные с точки зрения строительства, в основном творческие, архитектурно-художественные усилия. В частности, жилой комплекс в Щёлково включает несколько типов секций, составленных в композицию, которая обусловлена конфигурацией участка, необходимостью инсоляции соседнего дома и другими регламентами. Пониженный участок нового дома декорирован тёмной кирпичной облицовкой, чтобы составить уникальную пару соседнему историческому зданию.
Жилой комплекс в Щелково © ПТАМ Виссарионова
Жилой дом в Архангельске © ПТАМ Виссарионова
Жилой дом в Архангельске © ПТАМ Виссарионова
Жилой дом в Архангельске © ПТАМ Виссарионова
Жилой дом в Архангельске © ПТАМ Виссарионова

– Работает ли такой подход в условиях малоэтажного строительства?

К.С.: Малоэтажная застройка позволяет использовать более разнообразные средства для создания уникального образа типовой застройки. В частности – применить скатные кровли. А ландшафтное благоустройство здесь тоже оказывает более заметный эффект. В посёлке Венюково нам удалось сымитировать почти европейский городок-деревеньку на основе довольно стандартных жилых секций.
Жилая застройка в Венюково © ПТАМ Виссарионова
Жилая застройка в Венюково © ПТАМ Виссарионова
Жилая застройка в Венюково © ПТАМ Виссарионова

В посёлке Зайцево Московской области уникальность сосредоточена в центре. Это круглая площадь, окружённая общественными учреждениями – пристройками к типовому жилью.
Жилая застройка в Зайцево © ПТАМ Виссарионова
Жилая застройка в Зайцево © ПТАМ Виссарионова
Жилая застройка в Зайцево © ПТАМ Виссарионова

Жилой комплекс в Люберцах (микрорайон 3-3а). Здесь в окружении «типовых» домов мы создаём два уникальных общественных пространства-бульвара – рекреационный (внутри квартала) и торговый (вдоль улицы). Жители типовых домов имеют возможность выбора неординарной среды для общения. Похожий приём использован нами для реконструкции микрорайона в Томилино.
Микрорайон в Томилино © ПТАМ Виссарионова
Микрорайон в Томилино © ПТАМ Виссарионова
Микрорайон в Томилино © ПТАМ Виссарионова
Микрорайон в Томилино © ПТАМ Виссарионова

– Трудно поверить, что вы совсем отказались от концептуального, поискового проектирования?

Ю.В.: Совсем нет, хотя нынешние конкурсы более прагматичны. Наши творческие находки для нетипового применения типовых решений часто рождаются в поисковом проектировании. Я стараюсь вовлекать архитекторов в такое некоммерческое проектирование несмотря на сложную экономическую ситуацию. Среди таких недавних конкурсов: жилой и общественный комплекс в Иркутске, жилая застройка в подмосковном Ильинскомзастройка центральной части Комсомольска-на-Амуре.
Архитектурно-градостроительная концепция административно-общественного центра в г. Комсомольск-на-Амуре. Вид с высоты птичьего полёта. Проект, 2015 © ПТАМ Виссарионова
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция административно-общественного центра в г. Комсомольск-на-Амуре. Мост-выставочный павильон. Проект, 2015 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция административно-общественного центра в г. Комсомольск-на-Амуре. Бульвар. Проект, 2015 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция административно-общественного центра в г. Комсомольск-на-Амуре. Музей авиации. Проект, 2015 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция административно-общественного центра в г. Комсомольск-на-Амуре. Функциональная схема. Проект, 2015 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительное решение по жилой застройке поселения Ильинское © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительное решение по жилой застройке поселения Ильинское. Схема функционального зонировани © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительное решение по жилой застройке поселения Ильинское. Вид на застройку с центрального бульвара © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительное решение по жилой застройке поселения Ильинское. Вид на застройку «Точка-тире» © ПТАМ Виссарионова

Конкурсные наработки находят применение в реальных проектах. Среди них – жилой комплекс в Мурино под Санкт-Петербургом. Рекреационный, прогулочный бульвар – место для свободного общения людей. Здесь же нами спроектирован детский сад, включающий типовой блок игровых помещений, вытянутый вдоль границы квартала и оригинальный блок залов, оформленный в виде «горки», выходящий во двор, к внутреннему променаду. Зальные помещения детского сада вынесены к бульвару и могут использоваться в выходные дни или вечернее время для «внеурочных» занятий.
Жилой комплекс, Мурино © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс, Мурино © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс, Мурино © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс, Мурино © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс, Мурино © ПТАМ Виссарионова
zooming
Жилой комплекс, Мурино © ПТАМ Виссарионова

Надеемся, что решения, найденные при выполнении концепции застройки Нагатинской поймы в Москве, тоже найдут своё продолжение в тех или иных проектах мастерской. Здесь организована рекреационная территория по принципу театрального зрительного зала. Этот «открытый театр» включает жилые кварталы, а также общественно-деловой земельный участок. У меня большой опыт курортного проектирования, начиная со студенческой практики и работы по распределению в Сочи. Здесь же, как в традиционных приморских курортах, можно выделить три линии: первая – композиционно свободные «ландшафтные» дома, приближенные к набережной, с видами на прибрежное благоустройство и реку; вторая – свободно стоящие овальные башни с видами на реку и окрестности; третья – респектабельные «квартальные» дома с дворами, обращёнными в сторону набережной. Предлагаемое разнообразие типов застройки и сопутствующей среды учитывается в размещении квартир разного уровня комфорта и «стиля жизни».
Жилой комплекс в Сочи © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс в Сочи © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова http://www.pamvissarionov.ru
Проект:
Архитектурно-градостроительное решение по жилой застройке поселения Ильинское
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ю.Г. Виссарионов, К.М. Савкин, Д.В. Зиборов, Р.В. Шумаев, Д.В Корнев

2015 — 2015

14 Марта 2017

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.