Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Воркшоп «Мосты и мостки» ставил перед собой две главные цели – создание нескольких вариантов современных пешеходных мостовых переходов через реку Каменку, отвечающих современным и перспективным требованиям, и начало серьезной общественной дискуссии о развитии такого знакового места как Суздаль.
Состав участников воркшопа «Мосты и мостки» кураторы сформировали по итогам опен-колла, проходившего в январе. Были определены три группы, которые работали над проектами тремя мостов:
Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка.
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта.
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»).
В качестве эксперта по транспорту в проекте участвовал директор центра исследований «Умного города» Константин Трофименко, консультант – краевед Федор Кноков.
Как отмечает Федор Кноков, река Каменка, на которой расположен Суздаль, извилисто течет почти по всей его территории. В связи с этим в городе всегда имелось множество мостов и мостков различного назначения. Большинство из них были сезонными. К более-менее капитальным можно отнести мост, построенный после 1913 года на Большой Владимирской улице, а также отчасти Покровский мост. Остальные конструкции приходилось каждый год восстанавливать после весенних паводков. При этом общее количество сооружений не оставалось постоянным: одни мостки исчезали, другие возникали в зависимости от потребности.
Наиболее устойчивыми оказывались мосты, привязанные к уличной сети, тогда как мостки, ведущие через овраги к луговому (низменному) берегу, отличались наибольшей изменчивостью. Так, мост между Кожевенной слободой (ныне улица Шмидта) и районом улицы Слободской можно считать постоянным. А вот мостки, соединяющие овраг Дебрь с Покровкой и ров у Козьего вала с Ильинским лугом, скорее были временными – на старинных фотографиях они то есть, то исчезают.
Константин Трофименко поясняет, что в целом Каменка, как и Нерль, в которую она впадает, несудоходна. Исключение составляет экскурсионный речной трамвайчик, курсирующий летом в центральной части города. Чтобы организовать полноценное речное сообщение Суздаля с Волгой и Окой, потребуются масштабные работы: дноуглубление, укрепление берегов, возведение гидротехнических сооружений. Это требует инвестиций федерального масштаба, рентабельность которых сомнительна даже с учетом потенциального увеличения турпотока. Следовательно, на сегодняшний день и в обозримом будущем условий для активного судоходства и необходимости в разводных мостах нет.
Предложения участников воркшопа основывались на этих вводных данных.
Представляем все три проекта.
Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
Кураторы: DK-COMMUNITYСветлана Зезюкина, Никита Моренов, инженер-конструктор Юрий Касацкий. Участники: Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева.
Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
Исторически мост у Ильинской церкви так или иначе был всегда Он уже виден на снимках Сергея Прокудина-Горского, сделанных в 1912 году. Из-за нестабильного уровня воды в Каменке луга в половодье затапливались, поэтому доступ к мосту периодически ограничивался. Впоследствии он исчез окончательно – унесенный льдом в очередной паводок. И поныне Ильинский луг уходит под воду на несколько недель в году, отчего Ильинская церковь оказывается как бы на острове.
Прямо напротив – высокий участок с видом на Кремлевский вал. Естественным желанием команды, работавшей над проектом, было соединить эти «острова» между собой. При этом участники отметили ценность окружающей природы: Ильинский луг – один из крупнейших заказников, известный редкими видами флоры и птиц. Определяя точку для нового моста, команда решила восстановить историческую связь и проложить туристический маршрут от вала к церкви.
Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
На плане крестовая структура проекта объединяет возвышенные точки «островов» с низкими луговыми участками. Мягкий спуск от Кремлевского вала сходится над рекой с дорожкой от церкви, далее ведущей в луг. Новая высота створа позволяет оставить речное движение.
Архитектурная концепция моста отсылает к его историческому предшественнику. Деревянный настил установлен на деревянные же стойки, снабженные металлическими опорами для защиты от влаги. На старых фото можно заметить, что у моста была только одна перила – это решение интерпретировали, сделав разные перила по обе стороны: с одной – простой деревянный брус, с другой – тонкие металлические тросы.
Новый мост становится важной частью городской структуры, восстанавливая старые и открывая новые маршруты в Суздале. Мост связывает Кремлевский вал и церковную возвышенность, находящиеся на уровне около шести метров над рекой и разделенные расстоянием более ста метров. Оба склона относятся к памятникам культурного наследия, поэтому от массивной пролетной конструкции отказались, чтобы не нарушить историческую среду.
Юрий Касацкий поясняет, что проект предполагает легкую деревянную структуру с пролетами до десяти метров и многочисленными опорами-стойками. Это минимизирует воздействие на ландшафт и архитектуру. При этом мост обеспечивает требуемую высоту и ширину для прохода легкого речного транспорта.
Главная инженерная задача – установка опор прямо в русле реки. Предложенное решение (металлические цилиндрические сваи с деревянными верхними частями) обеспечивает надежность и экономичность монтажа. Ключевой проблемой, которую нужно было решить проектировщикам, стал подбор параметров русловых опор, способных выдерживать ледовые нагрузки.
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Кураторы: МЕЖА Идрис Сулиман, Иван Ратушный, инженер-конструктор Юрий Касацкий. Участники: Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина.
Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Мост, ведущий к церкви Богоявления на улице Шмидта, существовал в разных формах на протяжении всей истории Суздаля. Он сгорал, разрушался, сгнивал, уносился паводками, но жители снова и снова восстанавливали его, адаптируя к новым условиям. Для таких временных сооружений существует специальное название – «лава».
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Несмотря на выразительность и подлинность ныне существующего моста, его конструкция имеет очевидные минусы: узость, ограниченный комфорт и ежегодное разрушение, требующее постоянного ремонта.
Как подчеркивает Юрий Касацкий, современное мостовое сооружение – сложный и затратный объект, реализация которого занимает много времени и требует обширных согласований. Между тем, задача стоит уже сегодня. Изучив текущую конструкцию, участники предложили традиционное инженерное решение: установить ледорубы, чтобы весной защитить опоры от льда. Также можно укрепить и расширить настил, улучшив пешеходный комфорт, и при этом параллельно начать возведение нового моста.
Мост окружен значимыми архитектурными доминантами и служит площадкой для обозрения: от него открываются виды на Торговые ряды, Ильинскую церковь, ансамбли Церкви Богоявления и Рождества Иоанна Предтечи. Он соединяет луг и здание будущего Дома культуры, на площадке которого уже проходят фестивали. Кроме того, он важен для жителей как часть повседневного маршрута.
Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Учитывая видовую роль будущего моста, участники переориентировали его в соответствии с основным потоком пешеходов. С одной стороны открывается перспектива на Преподобенскую колокольню, с другой –на Ильинскую церковь между ансамблями Богоявленской и Предтеченской церквей. Таким образом формируется новая визуальная ось, которая мягко направляет движение и раскрывает связи между знаковыми местами города.
Участники также сочли важным преобразовать пространство вокруг моста: сделать улицу Шмидта более пешеходной – с односторонним движением и кольцевым маршрутом, что повысит безопасность и улучшит среду для прогулок. Мост связывает два низких берега реки Каменки, застроенных как жилыми домами, так и памятниками архитектуры. Благодаря этому вход и выход находятся на уровне набережных.
Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
Выбор однопролетной схемы обусловлен стремлением избежать контакта конструкций с водой. Главная балка имеет вертикальное искривление, создающее необходимый судоходный просвет. Несмотря на внешнее сходство с аркой, малая высота изгиба позволяет классифицировать эту конструкцию как балочную, работающую в основном на изгиб. Для обеспечения жесткости и снижения высоты балки предусмотрена ее жесткая фиксация в бетонных береговых устоях с применением металлических соединений.
Положение моста в плане задано не перпендикулярно реке, а под углом – для более органичного соединения с пешеходными маршрутами и формирования новых визуальных связей между архитектурными объектами. Это также позволяет сохранить старый мост в эксплуатации на время строительства нового. Небольшое увеличение пролета делает подъемы и спуски пологими и удобными для маломобильных пользователей.
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Кураторы: DK-COMMUNITY Трифон Миляев, Николай Пахомов, инженер-конструктор Юрий Касацкий. Участники: Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева.
Мост, соединявший Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, стал известен благодаря фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев» – именно оттуда происходит его неофициальное название.
На момент начала полевых исследований мост уже не существовал, а его точное расположение оставалось неизвестным. Участники обратили внимание на потенциал маршрута вдоль реки Каменки, способного объединить важные городские объекты: Александровский монастырь, музей Алексея Гастева, культурный центр «Ларец», смотровые площадки. Очертилась четкая линия от здания ГТК до улицы Ленина – двух крупных городских центров. Таким образом, появился замысел создать соединение между монастырями в рамках нового протяженного городского маршрута.
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Основой архитектурной концепции стала диаграмма треугольника, которая трансформировалась в проектную композицию. Первый ее отрезок пересекает овраг, второй – реку Каменку. При переходе от двумерной схемы к пространственной структуре боковые элементы становятся вертикальными связующими.
В образном восприятии конструкция напоминает три балки, элегантно соединенные между собой. Глухие вытянутые объемы ассоциируются со стенами монастырей. Эти балки направлены в сторону главных архитектурных доминант – монастырских башен. Объект не конкурирует с историческим ландшафтом, но гармонично вписывается в него. Траектория моста продолжает направление оврага, ранее служившего спуском к воде.
Каждый из трех элементов конструкции опирается на металлические фермы. Верхняя и центральная части соединены с помощью вытянутых вертикальных колонн, а центральный сегмент наложен на нижний и фиксируется перевязкой. Фасады предлагается облицевать фанерой из лиственницы – она подчеркивает массивность конструкции и красиво стареет со временем.
Конструкция решает две задачи: верхний уровень пересекает овраг, нижний – реку. Фактически речь идет о системе двух мостов, в которой верхний служит опорой для нижнего. Верхний представляет собой однопролетную ферму, шарнирно опирающуюся на склоны оврага. Пешеходная часть размещена по верхнему поясу фермы, при этом консоли с поперечными балками создают сквозной проход. В средней части организован спуск ко второму, речному мосту. Нижний мост закреплен на верхнем с помощью вертикальных металлических связей, а на противоположном берегу опирается на железобетонный устой, который одновременно выполняет функцию лестничного подъема.
Юрий Касацкий обращает внимание, что по конструкции мост через реку – ферма с открытыми верхними поясами; пешеходная зона размещена на нижнем поясе. Возможна также альтернатива с двумя коробчатыми балками и проходом между ними. При проектировании необходимо обеспечить пространственную жесткость конструкции, что может потребовать дополнительных материалов. Тем не менее, такая схема обеспечивает отличную обзорность и эффектную визуальную легкость. Все декоративные элементы из фанеры играют исключительно эстетическую роль и не участвуют в несущей системе. Существенный недостаток данной конфигурации – ограниченный доступ для маломобильных граждан к нижнему мосту. Для решения этой проблемы потребуется установка специальных подъемных устройств.