Древолюция на древозаводе

Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.

mainImg
В 2002 году архитектор Николай Белоусов перестал работать в крупных мастерских и проектных институтах и основал собственное производство срубов и деревянных домов по авторским проектам. Производство поселилось в ближних окрестностях города Галича Костромской области и получило название Обло, происходящее от одного из видов кладки сруба – когда «хвосты» бревен выступают по углам. В 2003 году на новом в тот момент заводе прошел первый фестиваль Древолюция – он же практикум по деревянной архитектуре. Сразу же была заявлена главная цель практикума – дать возможность студентам и молодым архитекторам изучить технологию деревянного строительства и производства объектов из дерева, в том числе, «руками», самостоятельно рубя, пиля и приколачивая. И одновременно создать, конечно, ряд архитектурных объектов, достойных судейства и внимания жюри. С тех пор фестиваль-практикум проводили в разных местах страны, от Петербурга и Осташевского терема, расположенного между Галичем и Чухломой, до дома архитекторов в Суханове, других подмосковных мест и Арт Плея в Москве.
Николай Белоусов, инициатор и руководитель практикумов Древолюция. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Летом 2022 года Древолюция вновь «приземлилась» на родном месте, на территории Project OBLO, юго-западную часть которой и предстояло осмыслить участникам, студентам архитектурных вузов, среди которых на этот раз было довольно много тех, кто только закончил 1 курс. Они разделились на 5 команд, от одного до семи человек, и за 2 недели построили 5 объектов.  

По словам основателя, вдохновителя и бессменного «тьютора» практикума Николая Белоусова, новоосвоенный участок заводской территории – раньше он был заполнен бурьяном, а теперь расчищен – должен будет стать архитектурным музеем или, к примеру, парком, что стало неким бэкграундом для размышлений участников практикума. Но Николай Белоусов задал также и тему «Поле полета»: завод расположен на возвышении, на водоразделе между бассейнами Волги и Северной Двины, – так что глядя на окрестные дали так и хочется «раскрыть руки и полететь, как птица». Всех обдувает легкий ветерок. 
  • zooming
    1 / 7
    Один из авторов объекта «Другой» на платформе объекта «Безвесье» (больше известного как «Облако»), построенного его коллегами. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Объекты, вполне художественные, неплохо соседствовали с заводским окружением. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Брусья в пейзаже. Вид от завода на новую территорию. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Реалии завода: серебристый старый забор. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Вид с платформы объекта «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Вид с платформы объекта «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Палаточный лагерь участников расположился прямо между штабелями бревен.
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем работать участникам пришлось на 30-градусной жаре. Любой ветерок был в радость. Для проектирования Николай Белоусов переоборудовал бывший грузовой гараж в новый зал: не только со столами, кофеваркой, кладовкой-холодильником, но и с камином и даже с роялем Schröder. 
Зал, оборудованный для работы участников практикума. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Приготовление праздничного ужина. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Жюри состояло из 17 человек – в том числе Андрей Гнездилов, Анатолий Голубовский, Елена Гонсалес, Игорь Козак, Владимир Кузьмин, Николай Лызлов;
победители Древолюций 2021 также вошли в число экспертов. Пять объектов осматривали несколько часов, потом пару часов обсуждали, голосовали и еще столько же обсуждали проекты с их авторами. 

На мой взгляд результаты работы практикума разделились на проекты с «градостроительным» сюжетом, претендующие на осмысление и освоение территории завода с приданием ей – позволю себе это озвучи
ть – некоторого нового, непрагматического, «музейного», смысла. Другая часть – просто симпатичные фестивальные объекты. Поэтому, поскольку жюри достаточно долго колебалось с решением и приняло решение с перевесом в один голос, позволю себе распределить проекты по темам, обозначив присужденные места.

 
Осмысление пространства: кардо и декуманус

«Просвет» / 1 место 
Команда «Просвет»:
Елизавета Кестер, Татьяна Ужейко, Полина Берова, Мария Анисимова, Евгения Уткина, Арсений Род, Екатерина Шишова

Команда проекта «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект, прямо скажем, наименее зрелищный, но с точки зрения работы с пространством завода в его старой и новой части – самый масштабный и осмысленный. Авторы обнаруживают на плане существующую ось, которая совпадает с главным проездом по территории; по сторонам – существующие рабочие помещения и офис управляющего. Зал, в котором практикум работал над проектами, также входит в состав построек, фланкирующих «главную улицу». 
Объект «Просвет». План. Черным контуром показана старая территория завода и существующие постройки, красным – созданные и предполагаемые объекты. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Найденную – и казалось бы, в целом очевидную – пространственную ось авторы проявляют несколькими объектами. Въездные ворота предлагают перенести: сейчас они чуть в стороне от оси. Новые ворота построить не успели, но их, как говорят участники, можно соорудить на следующей Древолюции. Пока же будущий въезд отметили деревянными слегами. 
Место будущих ворот отмечено за забором двумя деревянными слегами, существующий въезд – слева. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В конце оси авторы, расчистив поле от бурьяна, сохранили одно дерево – ракиту, и обустроили вокруг нее небольшой амфитеатр, на котором проходило награждение и обсуждение; во все остальное время там тоже кто-то сидел или лежал. Дерево дает удачное укрытие от солнца, поскольку его тень на протяжении дня постепенно накрывает разные части амфитеатра – в чем можно увидеть почти античное внимание к особенностям среды. Получился, практически, булевтерий (так называлось место сбора городского совета в греческих городах; жюри в данном случае выступило в роли такого совета). 
Дерево ракита, очищенное от сорняков, оно «держит» и замыкает пространственную ось. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Обсуждение проектов на амфитеатре вокруг дерева. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Если отойти чуть правее, дерево над прудом напоминает о парках палладианских вилл и усадеб. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Важно, что всё построено из отходов древесного производства: неочищенных от коры горбылей и остатков необрезных досок, которые в обычной практике лесопилки перерабатывают на щепу. Так что объекты получились довольно хлипкими и неяркими, они – по словам авторов – даже рассчитаны на то, чтобы исчезнуть через какое-то время, но зато – наделены экологической ответственностью. Специфика «бросовых» материалов к тому же помогает снять пафос предлагаемых идей: проект получился не столько визуально, сколько «умопостигаемым», и вся работа в целом выглядит не столько как объект-реализация, сколько как большой макет, «градостроительная проработка» в масштабе 1 к 1. 

Так что сами объекты может быть и исчезнут, но планировочная идея имеет все шансы сохраниться и развиться. 

По центру авторы установили «арку» – самый заметный из объектов. Это прозрачная П-образная конструкция из необрезных досок с двумя «крыльями», которые делают ее более устойчивой: одно, справа, выступает вперед, другое, слева, назад. Поэтому анфас – особенно с «главной» точки зрения – объект выглядит как рамка-«видоискатель» вокруг дерева, но если посмотреть сбоку, превращается в усеченную пирамиду (Владимир Кузьмин пошутил: «кому-то нравятся арки, кому-то пирамиды»). Аналогии с триумфальными арками римских форумов очевидны. 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее очевидны аналогии и с пресловутой планировкой римских военных лагерей, на основе которых потом возникали европейские города. В основе такого лагеря лежало пересечение под прямым углом двух улиц: кардо, ведущей с юга на север и декумануса, с востока на запад. В данном случае территория с ее естественными координатами повернута ровно под углом 45° к параллелям и меридианам, что противоречит римскому правилу, но опирается на существующий контекст – но заметим, что именно поворот под углом позволяет дереву защищать амфитеатр от солнца на протяжении всего дня.
Рамка «арки» выглядит неожиданно уместно между заводским ангаром (слева) и домом Николая Белоусова (справа). Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В то же время «римское» пересечение двух главных осей имеет смысл и для первого проекта, и для следующего, пространственно срифмованного с ним. 
«Другой» / 3 место 
Команда «150х150»:
Илья Бедник, Василий Говорун (закончили 2 курс МАРХИ), Евгения Удалова (МАРШ, выпускник бакалавриата), Алина Паршикова, Тимофей Смелов, Артём Минасян (закончили 1 курс МАРХИ), Виктор Маркин (ВГТУ, выпускник бакалавриата)

Команда проекта «Другой». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Василий Говорун, 2 курс МАРХИ (2021/2022), рассказывает о проекте. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Название может быть прочитано как «другой путь», а также в смысле философии экзистенциализма, о чем авторы сразу сообщили жюри. 

Кроме того, постепенно выяснилось, что команды «Другого» и «Просвета» согласовали свои планировочные решения и ракурсы, которые открываются при проходе по объектам. 

Дело в том, что «Другой» – действительно можно понять как декуманус, вторую поперечную ось регулярно организованного пространства. Она также присутствует в контексте, это граница между старой и новой территорией. В то же время вторая ось трактована, в отличие от парадной, прямой и, повторюсь, очевидной оси «Просвета» совершенно по-другому. 
Объект «Другой». План. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Начать с того, что левого, если смотреть от входа, крыла у нее нет, зато правое расщепилось на две части. Одна «работает» изнутри – это длинный пандус, который поднимается, опираясь на земляную насыпь, вверх, нависая консолью над забором с видом на поле и закат (на северо-запад, в темноте августовским вечером прямо на ковш Большой Медведицы). 
Объект «Другой». Закат, 06.08.2022. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Звездное небо, ок. 23:00 06.08.2022. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пандус длинный, пологий, из-за своей протяженности несколько несуразный – однако взлетающий над забором, как крыло или взлетная полоса, что неплохо раскрывает тему «Поля полетов». Жюри поговаривало о том, не соорудить ли под консолью бассейн для прыжков, а архитектор Игорь Козак из Иркутска проассоциировал пандус с «дорогой за границу». Собственно, она и пересекает, впрочем в воздухе, границу участка. 
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Другой». Пандус. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Другой». Макет. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Другой». Вид на консоль и поле. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

То есть половина декумануса ведет не куда-нибудь, а в небо. Но это только один из предусмотренных путей. Другой – партизанский, это вход снаружи, из-за забора, по тропинке и старым доскам. Он еще больше похож на «путь за границу», в особенности для мигрантов. 

Как и в первом проекте, здесь намечен новый, не существовавший ранее вход – не только намечен, но и устроен в разрыве старого заводского забора, причем часть забора даже перенесли на новое место: разрыв не просто дыра или калитка, линия ограды, хотя она и не шла здесь до конца территории, намеренно разорвана, граница стала зигзагообразной. Это второй путь, если первый был изнутри-наружу, и такой, летящий, – то это снаружи-внутрь и тихий, по нему на цыпочках, как будто, надо пробираться. 
Объект «Другой». Ход снаружи, с поля. Внутренее пространство завода и будущего музея архитектуры авторы объекта окрестили «Аркадией». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Узлом, который связывает два разных пути «сюда» и «отсюда», стала большая двухъярусная калитка. Ее особенность в том, что двери находятся в одной плоскости и связаны между собой, а направление хода и взгляда внизу и вверху пересекаются под углом 90°, поэтому когда калитку внизу открывают, то вверху она закрывается (может дать по носу, хотя ход довольно медленный), и наоборот. Закрыли там – открыли здесь. Только для поворота пришлось в помосте пропилить четвертьциркульное отверстие, куда неосторожный посетитель может угодить ногой. Впрочем, все были осмотрительны.
Объект «Другой». Разрыв в заборе и двойная калитка. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Разрыв в заборе и двойная калитка. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Отверстие в помосте. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект сложен и интересен даже более, чем «простой» прямой путь, хотя, в целом, они друг друга достойны. Я даже предлагала дать ему первое место. Только этот проект, к тому же, сопровождали рисунки, их выполнил Тимофей Смелов. 
Объект «Другой». Графика. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Тимофей Смелов, автор зарисовок. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру


Парковые скульптуры

Три других работы по жанру ближе к фестивальным объектам-инсталляциям и даже элементам благоустройства. 
«Безвесье» / 2 место
Тупикова Елена, Гришин Владимир, Сорокина Наталья (закончили 1 курс МАРХИ)
Команда объекта «Безвесье». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Безвесье». Макет. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если «Просвет» осмысляет главную прямую ось, а «Другой» взлетает в сторону полей, то «Безвесье» – его дружно прозвали «облаком» по форме помоста – стремится вверх. Объект относится к типологии «этажерок», такие строят на многих фестивалях и выставках, он позволяет, пробежавшись по лестницам, подняться на какую-то высоту. Люди любят забираться вверх, не только чтобы посмотреть свысока, но и чтобы получить необычную точку зрения на окружающее; а также поймать ветер или сигнал мобильной сети.
  • zooming
    Объект «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Беседка» стоит на берегу пруда, на возвышении примерно в 2 метра от уровня земли вокруг. Ее собственная высота 8 м, так что поднявшись на платформу мы оказываемся на 10 метров выше. В объекте 3 яруса, и верхний авторы, по их словам сознательно, сделали прочным, но таким, чтобы он пошатывался несколько сильнее, чем нижние, провоцируя присесть или прилечь и смотреть в небо. Растительность, тщательно выполотую везде вокруг, на холме «Безвесья» сохранили – даже борщевик, в котором проявилась скульптурная пластика. 
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография © Андрей Гнездилов

Строили «Облако» три студента МАРХИ, перешедшие этим летом с первого курса на второй, работали до самого последнего момента, едва успели смыть с себя пыль, чтобы представлять проект жюри. И хотя эксперты заметили, что деревянная конструкция получилась несколько неряшливой в креплениях и поверхностях, а над намеренной «хлипкостью» верхнего яруса можно было и не работать – качался бы и так – надо сказать, что объект пользовался неизменной популярностью и почти никогда не пустовал. В отличие от двух пространственно-осевых проектов он получился скульптурным, как беседка над прудом в парке периода классицизма, чем немало способствовал оформлению новой территории. 

Впрочем, если говорить об оформлении территории, то сейчас речь лишь о начале большого пути по ее превращению из, в сущности, промышленной – деревообрабатывающего завода – в парк архитектурный или «усадебный». Сорняки выполоты, но земля перепахана, местами пуста. 
Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но верно и то, что, находясь внутри, отсутствия «гламурного» благоустройства как-то не замечаешь. Трава вырастет и будет еще много раз вытоптана. Одни объекты могут сменить другие.

Что хочется сохранить, так это атмосферу творческой студенческой тусовки, которая не предполагает бортиков вокруг возвышений или мегасовершенных поверхностей. Может быть и хорошо, что теперь она, Древолюция, на заводе и очень далеко от больших городов. Да и взаимное наложение промышленных пейзажей и арт-, как ни крути, объектов практикума производит любопытное впечатление. 
«Отлетевшие» / 3 место
Команда «Отлетевшие»: 
Екатерина Жук, Елизавета Фролова, Дарья Крючкова, Анна Захарова (закончили 4 курс МАРХИ)

Команда проекта «Отлетевшие» на объекте. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект, поставленный на бровке пологого склона рядом с юго-западной границей, находит еще одну, альтернативную – он «переглядывается» с домом Николая Белоусова. По словам авторов, они вдохновились, во-первых, видом старых бревен, складированных на въезде, а во вторых – тем, как бревна «летают», когда их переносит кран. Так сложился сруб-амфитеатр, пучком он собран к краю, а если рассесться на бревнах, можно смотреть, наоборот, внутрь. Чем-то объект, однако, напоминает «Дом пророс» из Древолюции 2018 года. 
  • zooming
    1 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зал ожидания» / спецприз
Автор: Софья Кузьмина (закончила 1 курс МАРХИ)
Автор объекта «Зал Ожидания» Софья Кузьмина. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Так почему-то получается, что на воркшопах и практикумах образуются команды разного состава, но как правило кто-то работает один. Софье помогали, и сам Николай Белоусов, и Анвар Гарипов, победитель Древолюции 2020 (автор «Дома отшельника»). Между тем сама она тоже работала, как говорят, немало. 

Объект – скамейка перед тем новым залом, в котором проходила вся работа. Вещь не очень заметная, но полезная. Все на ней посидели, кто-то из экспертов намекнул, что и барная стойка из скамейки в ее высокой части может получиться неплохая. Опробовали. Ставили на скамейку и макеты для презентации. 
Объект «Зал Ожидания». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

***

Николай Белоусов обещает, что парк на территории «Проекта Обло» будет развиваться. Пока не очень понятно – как, но начало положено, планировка осмыслена, объекты появились. Одним из пунктов, по которому жюри спорило довольно долго, было: следует ли понимать практикум как прежде всего рассчитанный на приобретение практических навыков и приучение к качеству продукта, производимого своими руками в отличие от тех архитектурных проектов, в реализации которых задействовано, как правило, множество специалистов. Эту справедливую мысль развивала на заседании жюри Елена Гонсалес.

Верно, однако, и то, что в данном случае объекты получились в большей степени рассчитанными на «литературу», сюжеты и смыслы, скорее фестивального типа. В то же время каждый их них по-своему полезен и может быть использован. Хочешь считывай и интерпретируй идеи, хочешь – нет, карабкайся по лестницам в свое удовольствие. Неудивительно, что вечером из разных углов нарождающегося архитектурного парка раздавалось пение под гитару – пели, замечу, в основном Цоя.
Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

08 Сентября 2022

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.