МГАХИ 2024: часть I

Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.

mainImg
Факультет архитектуры Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств выпускает архитекторов с 2007 года. За это время на факультете сложились традиции в подготовке специалистов. Выпускные квалификационные работы выполняются на реальных ситуациях при взаимодействии с администрациями городов и по программам международных и всероссийских конкурсов.

cic =

Екатерина Трибельская, заведующая кафедрой Архитектуры

В представленных работах особое место занимают проекты в исторически сложившейся среде с включением объектов культурного наследия. Спецификой этих проектов является внимание и бережное отношение к наследию, тщательный анализ исторического контекста, сохранение памяти места.

Особенностью подготовки архитекторов на кафедре является тесное сотрудничество с представителями других творческих направлений, в частности, скульпторами, чьи работы часто интегрируются в архитектурные проекты.

 

Образовательные комплексы

Научно-технологический университет в Сириусе
Кирилл Конончук
Руководитель: Дарья Попова
 
Здание проектируемого университета предлагается разместить в северо-западной части федеральной территории «Сириус». Объект состоит из центрального вестибюля с амфитеатром, пассажа с коворкингами, а также общеуниверситетских блоков, включающих актовый зал на 750 мест, столовую, административно-хозяйственный корпус, библиотеку и учебные аудитории. Каждый блок имеет универсальную модульную структуру. Всего модулей шесть по количеству научных центров.
Научно-технологический университет в Сириусе
© Кирилл Конончук
zooming
Научно-технологический университет в Сириусе
© Кирилл Конончук

Центром каждого корпуса является многосветный атриум, вокруг которого формируется система коворкингов. Нижний этаж занимают лаборатории, над ними находится технический этаж, а выше – учебные кабинеты и аудитории. Во всех учебных корпусах запроектированы зимние сады и открытые террасы, служащие рекреационными зонами, благоприятными в южном климате субтропиков.
  • zooming
    1 / 7
    Научно-технологический университет в Сириусе
    © Кирилл Конончук
  • zooming
    2 / 7
    Научно-технологический университет в Сириусе
    © Кирилл Конончук
  • zooming
    3 / 7
    Научно-технологический университет в Сириусе
    © Кирилл Конончук
  • zooming
    4 / 7
    Научно-технологический университет в Сириусе
    © Кирилл Конончук
  • zooming
    5 / 7
    Научно-технологический университет в Сириусе
    © Кирилл Конончук
  • zooming
    6 / 7
    Научно-технологический университет в Сириусе
    © Кирилл Конончук
  • zooming
    7 / 7
    Научно-технологический университет в Сириусе
    © Кирилл Конончук
Научно-образовательный центр в Уфе 
Алсу Алимова
Руководитель: Елена Кузнецова
 
Основной целью проекта является создание современной научно-образовательной среды, с гибкой функциональной структурой. Проектируемый объект, расположенный в шаговой доступности от многих существующих зданий учебных организаций, может стать площадкой активного межвузовского взаимодействия. Объемно-пространственное решение формируется с учетом сложившейся городской застройки, существующего рельефа и панорамы со стороны реки Белая.
Научно-образовательный центр в Уфе
© Алсу Алимова
zooming
Научно-образовательный центр в Уфе
© Алсу Алимова

Здание научно-образовательного центра состоит из шести основных функциональных блоков: научного, лекционного, образовательного, культурно-досугового, гостиничного и административного. Блоки связаны между собой многосветным атриумом, в котором расположено многофункциональное общественное пространство, предполагающее различные сценарии использования.
  • zooming
    1 / 4
    Научно-образовательный центр в Уфе
    © Алсу Алимова
  • zooming
    2 / 4
    Научно-образовательный центр в Уфе
    © Алсу Алимова
  • zooming
    3 / 4
    Научно-образовательный центр в Уфе
    © Алсу Алимова
  • zooming
    4 / 4
    Научно-образовательный центр в Уфе
    © Алсу Алимова

 
Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
Александра Марцинковская
Руководитель: Дарья Попова
 
В городе уже сложилась сеть учреждений детского дополнительного образования. При их высокой популярности актуальным является проектирование дополнительных пространств для реализации детского творчества.

Структура проектируемого объекта – центрическая. Многофункциональное общественное пространство объединяет следующие блоки: досугово-образовательный, выставочный, кафе, административный, основной зрительный зал на 400 мест, трансформируемый зал на 100 мест, библиотеку, летний кинотеатр.
Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
© Александра Марцинковская

Главный вход со стороны проспекта Ленина, главной улицы города, приподнят над уровнем земли на высоту 5 метров для того, чтобы выделить объект в окружающей застройке и создать дополнительные рекреационные пространства для отдыха и общения детей и подростков на уровне земли. Прилегающая территория благоустраивается, организуется спортивная зона, скейт-площадка, зрелищная зона с амфитеатром, зона отдыха с фонтанами.
  • zooming
    1 / 6
    Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
    © Александра Марцинковская
  • zooming
    2 / 6
    Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
    © Александра Марцинковская
  • zooming
    3 / 6
    Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
    © Александра Марцинковская
  • zooming
    4 / 6
    Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
    © Александра Марцинковская
  • zooming
    5 / 6
    Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
    © Александра Марцинковская
  • zooming
    6 / 6
    Детско-юношеский культурный центр в Евпатории
    © Александра Марцинковская
Детский культурно-досуговый центр в Павловском Посаде
Дарья Дыбская
Руководитель:
Михаил Канунников

Участок проектирования располагается на пересечении главных улиц города – Герцена и Кирова. Большая часть маршрутов горожан проходит именно по ним, также здесь пролегает туристическая тропа «Родина Павловопосадского платка». 
Детский культурно-досуговый центр в Павловском Посаде
© Дарья Дыбская

Проектируемый объект состоит из восьми корпусов. Корпуса 1, 2, 3 (художественные мастерские) соединены между собой выставочным пространством на втором этаже и включают помещения для занятия искусством. Корпус 4 – «Дом ательеров», корпус 5 является зрительным залом. В корпусе 6 располагаются классы макетирования и моделирования, корпус 7 вмещает лекционные помещения, корпус 8 – библиотека. В подземном этаже комплекса – парковка и технические помещения.
Детский культурно-досуговый центр в Павловском Посаде
© Дарья Дыбская

Внутренняя площадь ощущается как закрытое, изолированное пространство. При этом она работает не только на объект проектирования, но и на город. Площадь находится в общем доступе, любой желающий может участвовать во всех проводимых здесь мероприятиях.
  • zooming
    1 / 4
    Детский культурно-досуговый центр в Павловском Посаде
    © Дарья Дыбская
  • zooming
    2 / 4
    Детский культурно-досуговый центр в Павловском Посаде
    © Дарья Дыбская
  • zooming
    3 / 4
    Детский культурно-досуговый центр в Павловском Посаде
    © Дарья Дыбская
  • zooming
    4 / 4
    Детский культурно-досуговый центр в Павловском Посаде
    © Дарья Дыбская

Культурные центры

 
Культурно-выставочный центр в Петрозаводске 
Александра Жогина
Руководитель: Екатерина Трибельская
           
Культурно-выставочный центр расположен в историческом центре Петрозаводска, на месте Онежского тракторного (бывшего Александровского) завода. Для автора было важно сохранить память места и создать комплекс, который совместит в себе ремесленную, торгово-развлекательную, туристическую функции и станет местом рекреации и проведения мероприятий городского масштаба. Комфортные пространства для малого бизнеса и небольшие частные мастерские создадут новые рабочие места для города.
zooming
Культурно-выставочный центр в Петрозаводске
© Александра Жогина
zooming
Культурно-выставочный центр в Петрозаводске
© Александра Жогина

Культурно-выставочный центр включает нескольких объектов: музейный комплекс, хостел, блок ремесленных мастерских, транзитную крытую галерею с функцией торговли, фудкорт, офисный блок с галереей шоурумов, ландшафтный парк с открытым амфитеатром.

Музейный комплекс запроектирован в трех сохранившихся исторических корпусах завода. Центральный корпус является транзитным. Главная крытая галерея комплекса находится на одной с ним оси. В ремонтном цехе, самом большом и исторически ценном, предполагается создание основной выставки, посвященной истории Александровского завода.
  • zooming
    1 / 5
    Культурно-выставочный центр в Петрозаводске
    © Александра Жогина
  • zooming
    2 / 5
    Культурно-выставочный центр в Петрозаводске
    © Александра Жогина
  • zooming
    3 / 5
    Культурно-выставочный центр в Петрозаводске
    © Александра Жогина
  • zooming
    4 / 5
    Культурно-выставочный центр в Петрозаводске
    © Александра Жогина
  • zooming
    5 / 5
    Культурно-выставочный центр в Петрозаводске
    © Александра Жогина
 
Индустриальный музей в Калуге
Виктория Мальчикова
Руководитель: Екатерина Трибельская
 
Индустриальный музей расположен на свободном от застройки участке, в северной части территории завода «Калугапутьмаш». Предлагается модернизировать транспортную доступность путем создания пешеходно-велосипедного моста с траволаторами над железнодорожными путями от зоны железнодорожного вокзала и автобусной станции, соединив части города, разделенные промзоной.

Музей состоит из восьми основных функциональных блоков: вестибюльного, экспозиционного, учебно-просветительского, научно-исследовательского и методического, фондохранилища, административного, ресторана, обслуживающего и технического.
  • zooming
    1 / 7
    Индустриальный музей в Калуге
    © Виктория Мальчикова
  • zooming
    2 / 7
    Индустриальный музей в Калуге
    © Виктория Мальчикова
  • zooming
    3 / 7
    Индустриальный музей в Калуге
    © Виктория Мальчикова
  • zooming
    4 / 7
    Индустриальный музей в Калуге
    © Виктория Мальчикова
  • zooming
    5 / 7
    Индустриальный музей в Калуге
    © Виктория Мальчикова
  • zooming
    6 / 7
    Индустриальный музей в Калуге
    © Виктория Мальчикова
  • zooming
    7 / 7
    Индустриальный музей в Калуге
    © Виктория Мальчикова
 
Музейно-туристический комплекс в Брненце, Чехия 
Злата Беляева, Софья Морозова
Руководители: Екатерина Трибельская, Елена Кузнецова
 
Музейно-туристический комплекс расположен в деревне Брненец, находящейся между крупными городами Пардубице и Брно.
Музейно-туристический комплекс в Брненце. Чехия
© Злата Беляева, Софья Морозова

Обоснованием для выбора данной темы является задание международного конкурса Inspireli Awards «Schindler's Ark Saving Competition», объявленного в 2023 году. Конкурс посвящен преобразованию и реконструкции исторической территории некогда одной из крупнейших в Чехии текстильных фабрик семьи предпринимателей Лёв-Бир. В годы Второй мировой войны фабрика принадлежала Оскару Шиндлеру, спасшему более тысячи заключенных. Задачей конкурса является создание мемориала выжившим в военные годы и сохранение памяти места, проектирование современного музея, общественных объектов, экожилья для населения деревни, гостевых домов и отелей для туристов.

Проект состоит из музейно-выставочного комплекса и многофункционального культурного центра со зрительным залом, организованных в исторических корпусах; жилых блоков с обслуживанием;гостиничного комплекса. На площади музейно-выставочного комплекса в символичном «кольце Шиндлера» установлена скульптура Мелешковой Александры, выпускницы факультета скульптуры МГАХИ им. В.И. Сурикова.
  • zooming
    1 / 6
    Музейно-туристический комплекс в Брненце. Чехия
    © Злата Беляева, Софья Морозова
  • zooming
    2 / 6
    Музейно-туристический комплекс в Брненце. Чехия
    © Злата Беляева, Софья Морозова
  • zooming
    3 / 6
    Музейно-туристический комплекс в Брненце. Чехия
    © Злата Беляева, Софья Морозова
  • zooming
    4 / 6
    Музейно-туристический комплекс в Брненце. Чехия
    © Злата Беляева, Софья Морозова
  • zooming
    5 / 6
    Музейно-туристический комплекс в Брненце. Чехия
    © Злата Беляева, Софья Морозова
  • zooming
    6 / 6
    Музейно-туристический комплекс в Брненце. Чехия
    © Злата Беляева, Софья Морозова
 
Культурный центр в Балашихе
Ольга Липатникова
Руководитель: Елена Кузнецова
 
В настоящее время в Балашихе построено и продолжает активно строиться большое количество жилья, при этом совершенно отсутствуют культурно-досуговые объекты. 
Культурный центр в Балашихе
© Ольга Липатникова
zooming
Культурный центр в Балашихе
© Ольга Липатникова

Здание культурного центра состоит из объемов переменной этажности с подземным пространством, в котором запроектированы: гардеробы, санузлы, паркинг, загрузки и технические помещения. Наземная часть центра состоит из шести основных блоков: многофункциональное общественное пространство, зрелищный, выставочный, образовательный, многофункциональный блок с библиотекой и блок общественного питания.

Проектом предусмотрены мероприятия по развитию и благоустройству прилегающей территории: благоустройство набережной, создание бульвара и парка, пешеходный мост через реку, соединяющий два района города.
  • zooming
    1 / 5
    Культурный центр в Балашихе
    © Ольга Липатникова
  • zooming
    2 / 5
    Культурный центр в Балашихе
    © Ольга Липатникова
  • zooming
    3 / 5
    Культурный центр в Балашихе
    © Ольга Липатникова
  • zooming
    4 / 5
    Культурный центр в Балашихе
    © Ольга Липатникова
  • zooming
    5 / 5
    Культурный центр в Балашихе
    © Ольга Липатникова

 

30 Октября 2024

Похожие статьи
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.