Сказки Нёноксы

Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.

mainImg
Архангельская область славится богатым наследием поморской культуры. Во многих малых поселениях сохранились уникальные объекты деревянной архитектуры – культовые памятники и жилые постройки. К сожалению, сегодня многие из них приходят в упадок. Решением для улучшения благосостояния Русского Севера является развитие туризма в качестве дополнительного источника инвестиций.
Разработать туристско-культурные центры и гостевые дома, бережно внедрив новые постройки в аутентичную среду сел Нëнокса и Ворзогоры стало задачей участников архитектурной экспедиции «Русский Север». Экспедиция прошла отбор и получила финансирование в рамках профессионального конкурса «Открываем Россию заново», который ежегодно проводится Высшей школой экономики при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» и программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие». 

Организатором экспедиции выступили специалисты кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ при поддержке Администрации Северодвинска. В экспедиции приняли участие студенты архитектурных специальностей СПбГАСУ, УрГАХУ (Екатеринбург), СФУ (Красноярск), которые были разделены на пять команд.

В двух публикациях, каждая из которых будет посвящена одному из сел, мы последовательно расскажем о ключевых идеях авторов.
cic =

Александра Еремеева, доцент кафедры Архитектурного проектирования

Проекты по развитию арктических городов и поселений разрабатываются в СПбГАСУ уже несколько лет. Арктическая образовательная программа невозможна без организации экспедиций на место проектирования. Специалисты университета ежегодно ищут возможности для подобных поездок. Уже второй раз заявка кафедры архитектурного проектирования прошла отбор конкурса «Открываем Россию заново», что позволило студентам и преподавателям посетить Архангельскую область. Региональным партнером экспедиции выступила Администрация Северодвинска, которая помогла собрать исходные материалы для проектных разработок и организовать культурно-образовательную программу.



 

Нёнокса


Нёнокса – одно из древнейших поморских поселений Русского Севера, первое упоминание о котором датируется 1397 годом. Село расположено в устье речки Нёноксы, впадающей в Белое море. Широкую известность Нёнокса получила в XVI веке благодаря солеварному промыслу. Наибольшую историко-культурную ценность представляет храмовый ансамбль села XVIII-XIX вв. (Нëноцкий погост), включающий две деревянные шатровые церкви и колокольню между ними. Примечательно, что строители придали деревянной колокольне облик каменного сооружения: покрыли куполом, обшили тесом и покрасили, как в то время окрашивались каменные храмы.
cic =

Игорь Иванов, доцент кафедры Архитектурного проектирования

Нёнокса – необычное место. Было очень интересно ощутить многовековую историю этого села, увидеть памятники деревянного зодчества, познакомиться с методикой и технологией реставрации деревянных зданий.

Архитектурная концепция туристического центра в селе Нёнокса, стала результатом совместной работы студентов нескольких архитектурных команд из разных вузов России. Каждая команда представила своё решение общих задач и проблем для этого места, от точечного внедрения в историческую среду, до создания крупных туристических объектов. При этом были смоделированы различные сценарии развития Нёноксы, реалистичность которых участники экспедиции смогли оценить на месте.


  • zooming
    Экспедиция «Русский север» СПбГАСУ в село Нёнокса, 2024
    Фотография © Игорь Иванов / Предоставлена СПбГАСУ
  • zooming
    Экспедиция «Русский север» СПбГАСУ в село Нёнокса, 2024
    Фотография © Игорь Иванов / Предоставлена СПбГАСУ

cic =

Ольга Кокорина, доцент кафедры Архитектурного проектирования

Морозные сумрачные дни помогли нам прочувствовать дух места, ощутить атмосферу некогда насыщенного событиями крестьянского быта в условиях сурового климата Поморья.


 
Экспедиция «Русский север» СПбГАСУ в село Нёнокса, 2024
Фотография © Игорь Иванов / Предоставлена СПбГАСУ

 
Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
СПбГАСУ

Концепция проекта заключается в создании пространства, которое сохранит идентичность села и адаптирует заброшенные объекты под современные функции для культурно-познавательного и оздоровительного туризма.

Проект подразумевает преобразование заброшенного здания детского сада в центре села в гостевой дом, с видом на уникальный пятишатровый храм Живоначальной Троицы. Также в концепцию входит создание на территории села многофункционального центра для проведения лекций, мастер-классов в целях знакомства с историей, культурой и традиционными северными ремеслами. Оздоровительный комплекс на берегу озера включает соляные пещеры и бани, что отсылает к знаменитому ранее в селе солеварному промыслу.

Формообразование объектов опирается на местную архитектурную идентичность и особенности ландшафта. Так архитектурное решение банного комплекса продлевает существующую береговую линию деревянных эллингов, а образы зданий многофункционального центра и соляных пещер вдохновлены традиционными архитектурными решениями северного зодчества.
  • zooming
    1 / 7
    Банный комплекс
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    2 / 7
    Визуальные связи
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    3 / 7
    Схема генплана
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    4 / 7
    Сценарии
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    5 / 7
    Гостевой дом
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    6 / 7
    Банный комплекс
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    7 / 7
    Ярмарки
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия

 
Кузнецова Алёна
СПбГАСУ

Участок для размещения туристического комплекса выбран вне исторической застройки на юге поселения. Уникальной характеристикой участка является расположение на рельефе, благодаря чему существует визуальная связь с Нёноцким погостом. Комплекс состоит из гостиницы, гостевого дома, глэмпинга и хозяйственного корпуса. В проекте разработаны гостиница и гостевой дом. Для гостиницы выбрана круглая форма, так как она наиболее нейтральна и нетипична для русских сёл, что позволяет создать новый запоминающийся объект туризма. Номера расположены радиально, предусмотрен выставочный зал, ресторан, внутренний двор с кострищем – символом тепла и объединения. Гостевой дом предназначен для более бюджетного размещения, включает четырехместные номера, столовую и прокат оборудования. На территории комплекса предусмотрена площадка для проведения мероприятий.
  • zooming
    1 / 9
    Туристический комплекс
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    2 / 9
    Туристический комплекс
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    3 / 9
    Туристический комплекс. Схема размещенеия объектов
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    4 / 9
    Туристический комплекс. Гостиница. План на отметке 0.00
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    5 / 9
    Туристический комплекс. Гостевой дом. План на отметке 0.00
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    6 / 9
    Туристический комплекс. Гостинца. Аксонометрия
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    7 / 9
    Туристический комплекс. Гостевой дом. Аксонометрия
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    8 / 9
    Туристический комплекс. Ситуационный план
    © Кузнецова Алёна
  • zooming
    9 / 9
    Туристический комплекс
    © Кузнецова Алёна

 
Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана

УрГАХУ

Проект "Ансамбль в селе Нёнокса" состоит из двух главных зданий: здравницы и народного дома, расположенных на новой площади, которая формируется вне существующей застройки. Здравница – гостевой дом для проживания, включающий оздоровительные функции. Народный дом – многофункциональное пространство, предназначенное для проведения сельских праздников, лекций, мастер-классов, кинопоказов и концертов. В комплекс также входит «избинг» – комфортабельные избы для размещения туристов. Архитектурная концепция ансамбля и интерьеров комплекса основана на принципах гармоничного переплетения традиций и современности. Использованы натуральные материалы, такие как дерево и камень, что создает чувство гармонии с природой. Авторами также разработан бренд села Нёнокса, который предлагается использовать в сувенирной продукции.
  • zooming
    1 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Видовые кадры комплекса
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    2 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Здравница
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    3 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Народный дом
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    4 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Народный дом. Интерьер
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    5 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Здравница. Интерьер
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    6 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Генеральный план
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    7 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Здравница. Функциональное зонирование
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    8 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Народный дом. Функциональное зонирование
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    9 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Избинг
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    10 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Объекты на ярморочной площади
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    11 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Дизайн-код
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    12 / 12
    Ансамбль в селе Нёнокса. Сценарий
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
 
Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
СПбГАСУ

Участок выбран на западе села. Комплекс включает небольшие отдельно стоящие деревянные домики различной вместимости, кафе и ресторан. Формообразование объектов комплекса современное, однако их силуэт восходит к историческим формам построек села.
  • zooming
    1 / 6
    Размещение туристов
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    2 / 6
    Формообразование
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    3 / 6
    Архитектурное наследие
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    4 / 6
    Проектируемый маршрут
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    5 / 6
    Схема организации участка
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    6 / 6
    Размещение туристов
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина

 
 
Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
СФУ

Основная концепция проекта основана на создании двух туристических маршрутов: природного и культурного, которые связали бы основные достопримечательности села. Культурный маршрут начинается на въезде в поселение, где предлагается расположить визит-центр, соединенный экотропами с берегом озера и музеем Соли. В проекте предложена реконструкция музея, реставрация амбаров и организация прогулочной зоны. На участке, чуть поодаль предлагается разместить туристический комплекс с кафе и амфитеатром, откуда открывается вид на Нëноцкий погост. Гостевые дома повышенной комфортности расположены на рельефе и также имеют виды на исторический ансамбль. Их композиция подчинена природной форме ручья. Второй маршрут является природным – он соединяет Нёноксу с Белым морем. Маршрут делится на лестную эко-тропу через болота, что позволяет организовать сбор морошки, и тропу, проходящую вдоль русла реки. В конце маршрута на берегу моря предлагается разместить арт-объект – пирс. Его каркасная конструкция напоминает скелет белого кита, а также отсылает к конструкции поморского судна. На побережье возможно размещение временного кемпинга.
  • zooming
    1 / 7
    Туристический гостевой комплекс. Генплан
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    2 / 7
    Многофункциональный туристический центр. Генплан
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    3 / 7
    Туристический гостевой комплекс. Аксонометрия
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    4 / 7
    Многофункциональный туристический центр. Аксонометрия
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    5 / 7
    Генплан
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    6 / 7
    Пирс. Концепция
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    7 / 7
    Пирс. Арт-объект на побережье Белого моря
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина

13 Ноября 2024

Похожие статьи
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.