Возможен ли в таких обстоятельствах «уместный» язык, который позволяет реализовать сложную взаимосвязь происшествий, интерпретировать следы и продолжать формообразование ансамбля на его собственном языке?
Через художественные практики и фотографию студенты изучали современное состояние места, погружались в тонкости визуального восприятия пространства, работали с понятиями пейзажа и пятна в пейзаже. Проектную работу они начали с проекта сада и монумента, постепенно приближаясь к основной задаче ― дому культуры, функциональные особенности которого каждый из авторов интерпретировал самостоятельно.
Преподаватели: Юрий Пальмин, Светлана Зезюкина, Трифон Миляев, Никита Моренов, Николай Пахомов, Василиса Бикеева
Студенты: Ника Гриф, София Драбкина, Людмила Драганчева, Анастасия Кашапова, Иван Киршин, Анастасия Козырева, Дмитрий Лоташ, Алиса Медведева, Элина Мусаэлян, Юлия Павлова, Анна Туркина, Мария Улыбышева, Софья Шмарова
Дом культуры с арт-резиденциями
Мария УлыбышеваОбраз этого дома культуры вобрал в себя размышления об исторических наслоениях: анализ морфотипов и градостроительных сеток разных времен. Трепетно выверенное пятно застройки с рваным контуром несет след каждого из существующих и пропавших зданий.
Двухчастное развитие контрастных объемов ― массивный «белокаменный» этаж увенчан деревянными конструкциями с треугольными прорезями ― навевает воспоминания об утраченных постройках и их двускатных силуэтах.
Это решение кровли не только создает яркий облик, но и удовлетворяет практическим нуждам. Под объединяющей все корпуса крышей находится проветриваемое пространство для размещения инженерных систем, необходимых для функционирования художественных мастерских, выставочных пространств и жилых помещений.
Вне времени
Ника ГрифПодземное здание типографии связывает между собой две территории, разделенные исторической стеной монастыря. За счет работы с рельефом проект оставляет пейзаж по обе стороны стены практически нетронутым: на поверхность выходят только объемы световых фонарей, лифтов и парапеты лестниц.
В границах территории монастыря, под землей, располагаются блоки жилых резиденций писателей, библиотеки, книжного магазина, типографии, ресторана; снаружи монастыря ― дворы-колодцы с садами.
Размышляя над вопросом уместности, Ника переводит акцент на историческую крепостную стену, ценность которой обычно обделена вниманием, и избегает появления новой видимой застройки ― и сопутствующих ей споров о контрасте или мимикрии.
Стена ДК
Юлия ПавловаЭтот проект дома культуры предстает в виде своеобразной «остеологической» структуры, задающей новый порядок генплана. Все объемы нанизаны на единый «хребет», который подхватывает ось Ризоположенской церкви и колокольни ― монумента утраченному в 1930-х годах Троицкому собору. Он также спроектирован Юлией. Корпуса и дворы расположены параллельно северной границе участка и чередуются между собой, создавая непрерывную линию стен.
Эта стена ― основной архитектурный мотив, поэтому количество разрывов в ней минимальное. Естественный свет поступает во внутренние помещения через ленту витражного остекления под кровлей. Основная масса глухих продольных стен обращена в сторону церкви, а торцы, остекленные или с узкими длинными прорезями ― к монастырским стенам.