ГУЗ-2024: большие идеи XX века

Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.

mainImg
В этом году кафедра «Архитектуры» Государственного университета по землеустройству отмечает 60-летний юбилей. Под руководством доктора архитектуры профессора Светланы Ильвицкой она привлекает лучшие преподавательские кадры и заметно повышает качество образования, что хорошо видно по уровню выпускных квалификационных работ и отмечается на всевозможных смотрах-конкурсах студенческих работ, включая МООСАО.

Студенты ГУЗ востребованы на рынке: убедиться в этом можно, например, здесь – в опросе по зарплатам архитекторов, который подготовил телеграм-канал «Халтура-архитектура», специализирующийся на вакансиях. 
cic =

Михаил Корси, архитектор, доцент кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству

В этом году я ставил перед бакалаврами задачу репрезентации больших идей XX века.

У представленных проектов разное функциональное назначение, архитектурно-планировочное и пластическое решение, но общим для всех них является функция трансформируемости и адаптации к изменяемым условиям жизни и сценариев использования. Нам было интересно исследовать, как сегодня параметр неопределенности повлияет на привычные и отработанные функциональные схемы. Поэтому все проекты получились немного исследовательские и поисковые.

Несмотря на это, большая часть представленных проектов имеет реального заказчика в Ярославской области и будет дальше разрабатываться в моей мастерской с привлечением бывших студентов, успешно защитивших свои проекты и ставших архитекторами.

Также в этом году поставлена методическая задача обязательное наличие физической модели объекта – макета. Не секрет, что в последние годы на кафедрах архитектуры этот важнейший компонент дипломного проекта стал необязательным дополнением, и это частично связано с наличием 3D-моделей. Всё же это негативный тренд, и мы планируем вернуть обязательное требование наличия макета и соответственное его влияние на итоговую оценку дипломного проекта.

Досуговый центр
Дарья Бондарчук

Композиция центра построена на контрасте: плавные линии «холма» противопоставлены строгим формам павильонов и пирамидальным кровлям объемов «Улицы творчества». В плане комплекс зданий с прилегающим водоемом формирует окружность, что символизирует гармонию и равновесие.

Главный элемент фасада – арка, за которой скрывается пологий холм эксплуатируемой кровли, олицетворяющий ход времени. Смотровая башня – вертикальная доминанта, напоминающая о том, что каждый человек способен достичь новых высот.

Сетка колонн в зрелищной части здания создает образ непрерывного леса, объединяя внутреннее и внешнее пространство. Деревянные конструкции подчеркивают экологическую направленность проекта.
  • zooming
    1 / 7
    Досуговый центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Бондарчук
  • zooming
    2 / 7
    Досуговый центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Бондарчук
  • zooming
    3 / 7
    Досуговый центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Бондарчук
  • zooming
    4 / 7
    Досуговый центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Бондарчук
  • zooming
    5 / 7
    Досуговый центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Бондарчук
  • zooming
    6 / 7
    Досуговый центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Бондарчук
  • zooming
    7 / 7
    Досуговый центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Бондарчук
Образовательный центр
Юлия Ворошина

Функциональная концепция основана на дополнительном образовании – мастер-классы, курсы повышения квалификации, иммерсивное образование. В основе композиции лежит строение атом. На генплане ядром является здание комплекса, вокруг которого располагаются различные открытые площадки. На плане здания ядром выступает зимний сад. Его окружает транзитная зона-коридор и рекреация, связывающая по периметру образовательные классы. Округлую форму помещений в башнях с конусными кровлями предполагается реализовать с помощью технологии 3D-печати. 
  • zooming
    1 / 7
    Образовательный центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Юлия Ворошина
  • zooming
    2 / 7
    Образовательный центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Юлия Ворошина
  • zooming
    3 / 7
    Образовательный центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Юлия Ворошина
  • zooming
    4 / 7
    Образовательный центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Юлия Ворошина
  • zooming
    5 / 7
    Образовательный центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Юлия Ворошина
  • zooming
    6 / 7
    Образовательный центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Юлия Ворошина
  • zooming
    7 / 7
    Образовательный центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Юлия Ворошина
Гастромаркет
Светлана Качурина

Концептуальное решение отсылает к сказочной «Чудо-юдо рыбе-кит», образ которой тесно связан с Переславль-Залесским: город славится рыбой, она же изображена на флаге. К основным функциональным зонам комплекса можно отнести торговый, ресторанный и досуговый блоки, которые объединяет фудкорт – композиционный центр планировочного решения. «Мега-барная стойка» противопоставляет прямоугольную форму плавным линиям, а также является ядром жесткости для балочной системы.
  • zooming
    1 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    2 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    3 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    4 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    5 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    6 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    7 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    8 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    9 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
  • zooming
    10 / 10
    Гастромаркет. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Светлана Качурина
Музей моды в Москве
Екатерина Панина

Проект музея направлен на создание пространства, где мода становится предметом анализа, обсуждения и переосмысления. Ритмическая повторяемость элементов, лежащая в основе каждой полосы фасада, гипертрофированно имитирует швы, стежки или узоры на ткани. Этот подход освещает тему фактуры, текстуры и устройства одежды, он направлен на глубокое осознание материальной стороны одежды. На крыше задумана периодически сменная воздухоопорная конструкция, внедряя в архитектуру музея моды основной материал одежды – текстиль.
  • zooming
    1 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    2 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    3 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    4 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    5 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    6 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    7 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    8 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    9 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    10 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    11 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
  • zooming
    12 / 12
    Музей Моды в Москве. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Екатерина Панина
Апарт-отель 
Дарья Романова 

Участок расположен в 10 километрах от исторического центра Переславля-Залесского. Река Кубрь повлияла на формирование идеи объекта-моста, опоры которого стоят на символических холмах, отсылающих к крепостным валам. Функциональная схема объекта включает следующие блоки: ресторанный, сервисно-административный, апарт-отель, спа-центр с зонами фитнеса и конференц-зал. Начиная свое движение с амфитеатра, посетитель попадает на кровлю с летним баром и зонами загар-сессий. Завершается маршрут смотровой площадкой, с которой открывается вид на просторы вокруг Переславля.
  • zooming
    1 / 7
    Апарт-отель в Ярославской области. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Романова
  • zooming
    2 / 7
    Апарт-отель в Ярославской области. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Романова
  • zooming
    3 / 7
    Апарт-отель в Ярославской области. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Романова
  • zooming
    4 / 7
    Апарт-отель в Ярославской области. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Романова
  • zooming
    5 / 7
    Апарт-отель в Ярославской области. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Романова
  • zooming
    6 / 7
    Апарт-отель в Ярославской области. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Романова
  • zooming
    7 / 7
    Апарт-отель в Ярославской области. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Дарья Романова
Конгресс-центр
Татьяна Старых

Фестивально-зрелищный комплекс представляет собой искусственный холм, интегрированный в природный ландшафт и рельеф участка, расположенного в границах рекреационного парка. Контраст формы идеального круга и криволинейной, сложной пластики кровли позволяет создать крытую «ярмарочную улицу». Внутри объема здания расположены концертные площадки круглой формы, которые складываются в дисперсную систему. Кровлю здания поддерживают древовидные колонны с RGB-подсветкой, которые придают зданию театральность. Между естественным и искусственным холмами расположена буферная зона, предназначенная для отдыха и ярмарочной активности в летнее время года.
  • zooming
    1 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
  • zooming
    2 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
  • zooming
    3 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
  • zooming
    4 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
  • zooming
    5 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
  • zooming
    6 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
  • zooming
    7 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
  • zooming
    8 / 8
    Конгресс центр. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Старых Татьяна
Арт-кластер
Мария Умрихина

Вдохновением в поиске архитектурного образа послужили размышления об индустриальном и постиндустриальном обществе в ракурсе русского авангарда. Три линейных объема представляют собой скульптурную композицию, которая возвышается на пьедестале – стилобате. Вертикальная башня служит доминантой и символическим маяком. Она представляет собой монументальный объем, фасад которого решен цельно и без мелких деталей. Две горизонтальные башни сформированы по принципу архитектонов Казимира Малевича, их объемы решены на контрасте – с мелкой пластикой фасадов и яркой деталировкой. Пропорции гармонизированы с помощью золотого сечения и противопоставления.
 
Комплекс включает в себя зоны общественно-делового и событийного назначения, ядром являются творческие мастерские, вокруг которых концентрируются выставочные пространства, лектории, музеи и концертные залы. Основным транзитом и распределительной площадкой выступает стилобатная зона, в которой размещены зоны торговли, сервисного обслуживания и центральное выставочное пространство.
  • zooming
    1 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    2 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    3 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    4 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    5 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    6 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    7 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    8 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
  • zooming
    9 / 9
    Арт-Кластер. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Мария Умрихина
Дронопорт 

Андрей Ступин

Проект нацелен на развитие новых видов гражданского транспорта и увеличение мобильности для людей в формате малой авиации 2.0. Дроны позволяют быстро перемещаться между ближайшими населенными пунктами, минуя любые препятствия, и способствуют быстрой транспортировке грузов. Также в проекте присутствует идея превращение коммерческих, обслуживающих зданий, несущих исключительно практическую функцию, в туристические объекты, посредством внедрения в сооружения рекреационных составляющих в виде прогулочных парков.

Архитектура дронопорта отсылает к стилистике футуризма. Силуэт кровли основного здания символизирует взлет, а криволинейные теневые навесы на эксплуатируемой кровле являются интерпретацией графика тяги винта беспилотного летательного аппарата. В геометрию плана здания заложена форма трехлопастного винта дрона.

Комплекс зданий включает в себя дронопорт, капсульный отель, модульный торговый комплекс, ресторан, АЗС, автосервис. Ландшафтный парк с набережной связывает все объекты между собой и создает единую композицию комплекса.
  • zooming
    1 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    2 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    3 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    4 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    5 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    6 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    7 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    8 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин
  • zooming
    9 / 9
    Дронопорт. Государственный Университет по землеустройству, кафедра «Архитектура», 2024
    © Андрей Ступин

18 Июля 2024

Похожие статьи
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.