Свято место

Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.

Принципиальный подход этого воркшопа – сакральное изучают как таковое, в отрыве от религий и конфессий с их ограничениями и требованиями, – а следовательно, от участников требовалось уловить саму суть священного. Уже читая кураторское описание проекта, понимаешь, что суть искали в том, чтобы «вырвать посетителя из цепких лап повседневности и обратить внимание разума внутрь себя». Получается, квинтэссенцией стало самопознание; это ощущается и по пяти фильмам. 

Сразу скажу, что с авторами тут нельзя согласиться. Самопознание, конечно, так или иначе, больше или меньше, присутствует в любой религии на разных стадиях ее развития, но сакральное и религия как явления уж точно не исчерпываются самопознанием. Религия это, на минуту, в большей степени стремление к Абсолюту: созерцать его, говорить с ним, постулировать его наличие, ну и так далее. То есть не могу сказать, что тема раскрыта, но тема и взята была такая, и задача так была поставлена, что с первого раза не решить. Другую задачу – «освободить понятие «сакральности» от устоявшихся ассоциаций» тоже, пожалуй, не решили, устоявшихся ассоциаций в проектах полно, и с базиликой, и со ступой, и с очагом. Но это тоже сложная задача, может быть, еще и потруднее первой. 
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Что получилось – так это скорее поразмышлять о квинтэссенции художественного, сконцентрироваться «на эмоциях и чувствах и что самое главное – смыслах». Впрочем художественное – производное от сакрального, так что попытка засчитана. Тем более что некоторые фильмы получились очень трогательными, нет-нет да посмотрят в душу.

Особенно отмечу «Храм страха» Катерины Румак, Владислава Лобко и Дарьи Мансуровой – храм-поплавок во льдах на Северном полюсе. В нем и Абсолют можно усмотреть, и устоявшихся ассоциаций заметно меньше. 

Показываем все «храмы». ЮТ

Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством

Участники: Ярослав Ерохин, НГУАДИ; Алиса Овчинникова, Диана Родионова, Александра Демчук, Соломон Ядадияев, Анастасия Кундашкина, Екатерина Шишова, МАРХИ; Лобко Владислав, Дарья Мансурова, Мария Гавриленко, СПбГАСУ; Катерина Румак, Кирилл Гульченко, Академия Художеств им.И.Е.Репина

​Кураторы: Татьяна Осецкая, Александр Салов и Ульяна Осипова, архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

«Квинтэссенция сакрального» – мысленный эксперимент, призванный изучить объемную тему сакральных пространств вне религиозной функции и отсылок к культурным кодам. Эксперимент стремится ответить на вопросы – нужны ли современному человеку сакральные пространства, как понять сакральное и где оно находится?
 
Чтобы сохранить чистоту исследования и освободить понятие «сакральности» от устоявшихся ассоциаций, которые безусловно есть в голове каждого творца, прикладную работу построили на внушительном использовании нейросетей во всех их проявлениях (от генерации изображений, до создания видео, аудио и текстов). Этот инструмент позволил обратиться к человеческому опыту, сохранив абстрактность и некоторую недосказанность образов, позволил участникам концентрироваться не на конкретных формах, размерах и материалах, а на эмоциях и чувствах и что самое главное – смыслах.
 
Главным результатом исследования стало подтверждение гипотезы: такое архитектурное понятие как «храм» может быть не только сугубо конфессиональным объектом. На просторах нашей жизнедеятельности сакральное может быть любого размера и может быть посвящено любым духовным истокам человека. Главное в этом – эффективно вырвать посетителя из цепких лап повседневности и обратить внимание разума внутрь себя.
 
Прикладным итогом стала разработка решений такого пространства для сред, где можно встретить мыслящего человека: мегаполис, космос, полярные полюса, нетронутая природа и даже метавселенная. Для каждой из пяти сред участники разработали собственное решение сакрального пространства, эффективно работающее только в этой конкретной среде. Визуальный образ и концепцию взаимодействия с пространством представляет короткий видеоролик в сопровождении звукового ряда и смыслового текста, полностью созданные нейросетями на основе изображений и запросов участника. Каждый из проектов сопровождается макетом, чтобы зритель мог ощутить объемное выражение и пространственные характеристики объекта. В составе каждого проекта присутствует атрибут – маленький элемент промышленного дизайна, – который ассоциируется с тем или иным сакральным пространством.
 
Сакральное в космосе
Ерохин Ярослав, НГУАДИ; Овчинникова Алиса, МАРХИ
 


Вторая половина XX века стала эпохой покорения человеком космоса. То, что прежде казалось невозможным – покинуть Земные пределы – стало реальностью. Однако чем более мы постигаем космос, тем больше возникает преград на нашем пути. Решая технические и научные проблемы, мы создали космические станции на орбите нашей планеты.
 
Когда трудности физических категорий были решены, возникли новые – метафизического свойства. В изоляции люди неизбежно сталкиваются с проблемами, сказывающимися на психологическом состоянии, первая из которых – одиночество.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Решением стало создание уникального космического модуля – уединенной стеклянной капсулы. Запуск такого модуля в космос поможет космонавтам оставаться в норме при долгих экспедициях и космических путешествиях.
 
Уединение в индивидуальных космических ячейках дает возможность отделиться от внешнего мира и открывает путь к медитативному процессу самопознания – человек словно возвращается к жизни на родной Земле, к своим корням.

В то же время, отсек в виде большого стеклянного шара позволяет почувствовать единение с космосом, вселенной, осознать свое место в бесконечном пространстве и времени.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в метавселенной
Диана Родионова, Александра Демчук, МАРХИ
 


В наше время эскапизм тесно связан с виртуальной реальностью – погружаясь в игры, социальные сети, сериалы мы лишь пытаемся убежать от повседневности, проблем или окружения. Но виртуальный мир способен стать инструментом, помогающим не избегать, а решить все волнующие вопросы, обратившись к своему подсознанию.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Погружение вглубь своей личности, своего тайного и сакрального может помочь пережить человеку трудности реальной жизни. Стоит лишь увидеть, услышать – прочувствовать себя. 

Для всего этого мы разработали объект, предоставляющий уединенное пространство для медитации, погружения в себя, в свои мысли.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Metasphera – компактная капсула, легко интегрируемая в любое общественное пространство для создания возможности ментального восстановления. Человек может погрузиться в него посредством испытания уникального опыта  за счет взаимодействия с ассоциативными виртуальными картами в метавселенной. Сложные метафоры и богатые образы создают бесконечное цифровое многообразие, взглянув в которое каждый может найти ответы на свои вопросы, лучше понять самого себя и обрести путь к внутреннему спокойствию, к своему внутреннему Я.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в экстремальной среде
Катерина Румак, Академия им. Репина; Владислав Лобко,
Дарья Мансурова, СПбГАСУ

 
 
Мы редко признаемся, что нам страшно, но именно в этом заключено отражение нашего бытия. Наше умение встретиться со своим страхом – знак человечности. Безопасность формирует вокруг нас пузырь, где невозможно двигаться вперед. Лишь вступая в страх мы начинаем жить. 
 
«Храм страха» – возможность встретиться со страхом там, где он не сможет физически вам навредить. Страх никогда не может нам навредить, но мы боимся его, боимся пропустить его через себя. Наше пространство – приглашение на встречу, в единение со страхом.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Путь к такому единству нелегкий, как и все в жизни. Храм расположен на северном полюсе. В экстремальной среде скрывается целый мир – последняя Атлантида, последний хребет, которые  предстоит пройти его посетителю. 
 
Этот путь между бытием и небытием нужно пройти в одиночестве. Оно уходит вниз и вверх зеркальными стенками, искажающими отражение. В полярный день это темнота океанских глубин, где отблесками мелькает такая непривычная нам жизнь. В полярную ночь – непроглядная тьма и небосклон, увенчанный мириадами звезд. Край рамки, сквозь которую вы смотрите, едва подсвечивается и не разгоняет тьму. Не свет ваш проводник сегодня, а она – темнота.
 
Только вам решать, что увидеть в ней, протянуть руку или сделать шаг назад – нет правильных ответов. Есть только вы и страх.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в мегаполисе
Соломон Ядадияев, Анастасия Кундашкина, МАРХИ; Гавриленко Мария, СПбГАСУ
 
 
Ежедневно каждый из нас испытывает колоссальный стресс от жизни в мегаполисе. Люди находятся в бесконечной погоне за деньгами, недостижимыми целями и социальным статусом – всего проходящего и иллюзорного. Мы обесцениваем свой труд, разочаровываемся, не замечаем мимолетные моменты счастья и теряем связь с собой. Мы не живем, а просто существуем. Где же место Душе в огромном и пустом механизме города?
 
Павильон «Сердце Мегаполиса» – объем пластичной формы с входной группой в виде арок и большим светлым внутренним пространством. Человек начинает движение, и его внимание смещается с мнимой важности на по-настоящему ценные моменты, которые наполняют жизнь смыслом, гармонией. Звук тибетских чаш отключает ум человека, уступая место Сердцу и Душе.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Идея формы павильона стала результатом многомерного аналитического процесса сакральных смыслов человека. Его вытянутая форма – метафора жизненного цикла. Проходя сквозь павильон человек как бы перерождается, возвращаясь к жизни в ином состоянии, осознанном и возвышенном. Паттерны растительных мотивов составляют каркас внешней оболочки и являются напоминанием о единстве всего сущего на земле, об истинной природе человека, где он – многомерная составляющая, часть Космоса, планеты Земля.
 
Это абсолютно новый вид городского рекреационного пространства, важнейшей функцией которого является физическое и ментальное восстановление структуры человека.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в природе
Кирилл Гульченко, Академия Художеств им. И.Е. Репина; Шишова Екатерина, МАРХИ
 
 
У человека есть множество причин для тревоги и беспокойства. Темп современной жизни способствует развитию у человека различных психологических  расстройств, апатии, потери интереса к жизни. Все меньше места в жизни людей занимает природа, человек начинает бояться природы, а от того теряет свои корни и себя.
 
Человек – часть природы и ее продолжение. Неслучайно даже жизнь в городе мы отождествляем с «джунглями», хоть и каменными. Образы природного всегда в нас. 
 
Наш объект состоит всего из двух элементов – места для костра и трапециевидной крыши дымохода. Наш павильон является некой «паузой» на пути служит местом медитации и концентрации на окружающих силах природы. Оказавшись здесь необходимо разжечь костер. Огонь – это элемент, через который происходит мысленное очищение и погружение в медитативное и трансцендентное состояние. Через звуки природы и потрескивания дров, ощущение тепла от пламени мы устанавливаем связь и сонастраиваем свое тело с окружающей природой.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Из павильона  реки и горы, леса и поля, и от этого у нас появляется чувство воодушевления и внутренней радости. Это откликается богатый и уникальный внутренний мир каждого из нас, наша внутренняя природа, которая узнает себя и напоминает о внутреннем покое. 
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

24 Ноября 2023

Похожие статьи
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Пресса: Участники «Открытого города» поучаствуют в проектировании...
Молодые московские архитекторы, представившие проект по преобразованию кладбищ в рамках образовательного проекта Москомархитектуры, смогут реализовать свои идеи на практике. Они примут участие в проектировании современных ритуальных комплексов, включающих крематории и колумбарии в 10 городах России — в Чебоксарах, Ульяновске, Ижевске, Иванове и в других. Об этом сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.