Свято место

Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.

Принципиальный подход этого воркшопа – сакральное изучают как таковое, в отрыве от религий и конфессий с их ограничениями и требованиями, – а следовательно, от участников требовалось уловить саму суть священного. Уже читая кураторское описание проекта, понимаешь, что суть искали в том, чтобы «вырвать посетителя из цепких лап повседневности и обратить внимание разума внутрь себя». Получается, квинтэссенцией стало самопознание; это ощущается и по пяти фильмам. 

Сразу скажу, что с авторами тут нельзя согласиться. Самопознание, конечно, так или иначе, больше или меньше, присутствует в любой религии на разных стадиях ее развития, но сакральное и религия как явления уж точно не исчерпываются самопознанием. Религия это, на минуту, в большей степени стремление к Абсолюту: созерцать его, говорить с ним, постулировать его наличие, ну и так далее. То есть не могу сказать, что тема раскрыта, но тема и взята была такая, и задача так была поставлена, что с первого раза не решить. Другую задачу – «освободить понятие «сакральности» от устоявшихся ассоциаций» тоже, пожалуй, не решили, устоявшихся ассоциаций в проектах полно, и с базиликой, и со ступой, и с очагом. Но это тоже сложная задача, может быть, еще и потруднее первой. 
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Что получилось – так это скорее поразмышлять о квинтэссенции художественного, сконцентрироваться «на эмоциях и чувствах и что самое главное – смыслах». Впрочем художественное – производное от сакрального, так что попытка засчитана. Тем более что некоторые фильмы получились очень трогательными, нет-нет да посмотрят в душу.

Особенно отмечу «Храм страха» Катерины Румак, Владислава Лобко и Дарьи Мансуровой – храм-поплавок во льдах на Северном полюсе. В нем и Абсолют можно усмотреть, и устоявшихся ассоциаций заметно меньше. 

Показываем все «храмы». ЮТ

Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством

Участники: Ярослав Ерохин, НГУАДИ; Алиса Овчинникова, Диана Родионова, Александра Демчук, Соломон Ядадияев, Анастасия Кундашкина, Екатерина Шишова, МАРХИ; Лобко Владислав, Дарья Мансурова, Мария Гавриленко, СПбГАСУ; Катерина Румак, Кирилл Гульченко, Академия Художеств им.И.Е.Репина

​Кураторы: Татьяна Осецкая, Александр Салов и Ульяна Осипова, архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

«Квинтэссенция сакрального» – мысленный эксперимент, призванный изучить объемную тему сакральных пространств вне религиозной функции и отсылок к культурным кодам. Эксперимент стремится ответить на вопросы – нужны ли современному человеку сакральные пространства, как понять сакральное и где оно находится?
 
Чтобы сохранить чистоту исследования и освободить понятие «сакральности» от устоявшихся ассоциаций, которые безусловно есть в голове каждого творца, прикладную работу построили на внушительном использовании нейросетей во всех их проявлениях (от генерации изображений, до создания видео, аудио и текстов). Этот инструмент позволил обратиться к человеческому опыту, сохранив абстрактность и некоторую недосказанность образов, позволил участникам концентрироваться не на конкретных формах, размерах и материалах, а на эмоциях и чувствах и что самое главное – смыслах.
 
Главным результатом исследования стало подтверждение гипотезы: такое архитектурное понятие как «храм» может быть не только сугубо конфессиональным объектом. На просторах нашей жизнедеятельности сакральное может быть любого размера и может быть посвящено любым духовным истокам человека. Главное в этом – эффективно вырвать посетителя из цепких лап повседневности и обратить внимание разума внутрь себя.
 
Прикладным итогом стала разработка решений такого пространства для сред, где можно встретить мыслящего человека: мегаполис, космос, полярные полюса, нетронутая природа и даже метавселенная. Для каждой из пяти сред участники разработали собственное решение сакрального пространства, эффективно работающее только в этой конкретной среде. Визуальный образ и концепцию взаимодействия с пространством представляет короткий видеоролик в сопровождении звукового ряда и смыслового текста, полностью созданные нейросетями на основе изображений и запросов участника. Каждый из проектов сопровождается макетом, чтобы зритель мог ощутить объемное выражение и пространственные характеристики объекта. В составе каждого проекта присутствует атрибут – маленький элемент промышленного дизайна, – который ассоциируется с тем или иным сакральным пространством.
 
Сакральное в космосе
Ерохин Ярослав, НГУАДИ; Овчинникова Алиса, МАРХИ
 


Вторая половина XX века стала эпохой покорения человеком космоса. То, что прежде казалось невозможным – покинуть Земные пределы – стало реальностью. Однако чем более мы постигаем космос, тем больше возникает преград на нашем пути. Решая технические и научные проблемы, мы создали космические станции на орбите нашей планеты.
 
Когда трудности физических категорий были решены, возникли новые – метафизического свойства. В изоляции люди неизбежно сталкиваются с проблемами, сказывающимися на психологическом состоянии, первая из которых – одиночество.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Решением стало создание уникального космического модуля – уединенной стеклянной капсулы. Запуск такого модуля в космос поможет космонавтам оставаться в норме при долгих экспедициях и космических путешествиях.
 
Уединение в индивидуальных космических ячейках дает возможность отделиться от внешнего мира и открывает путь к медитативному процессу самопознания – человек словно возвращается к жизни на родной Земле, к своим корням.

В то же время, отсек в виде большого стеклянного шара позволяет почувствовать единение с космосом, вселенной, осознать свое место в бесконечном пространстве и времени.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в метавселенной
Диана Родионова, Александра Демчук, МАРХИ
 


В наше время эскапизм тесно связан с виртуальной реальностью – погружаясь в игры, социальные сети, сериалы мы лишь пытаемся убежать от повседневности, проблем или окружения. Но виртуальный мир способен стать инструментом, помогающим не избегать, а решить все волнующие вопросы, обратившись к своему подсознанию.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Погружение вглубь своей личности, своего тайного и сакрального может помочь пережить человеку трудности реальной жизни. Стоит лишь увидеть, услышать – прочувствовать себя. 

Для всего этого мы разработали объект, предоставляющий уединенное пространство для медитации, погружения в себя, в свои мысли.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Metasphera – компактная капсула, легко интегрируемая в любое общественное пространство для создания возможности ментального восстановления. Человек может погрузиться в него посредством испытания уникального опыта  за счет взаимодействия с ассоциативными виртуальными картами в метавселенной. Сложные метафоры и богатые образы создают бесконечное цифровое многообразие, взглянув в которое каждый может найти ответы на свои вопросы, лучше понять самого себя и обрести путь к внутреннему спокойствию, к своему внутреннему Я.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в экстремальной среде
Катерина Румак, Академия им. Репина; Владислав Лобко,
Дарья Мансурова, СПбГАСУ

 
 
Мы редко признаемся, что нам страшно, но именно в этом заключено отражение нашего бытия. Наше умение встретиться со своим страхом – знак человечности. Безопасность формирует вокруг нас пузырь, где невозможно двигаться вперед. Лишь вступая в страх мы начинаем жить. 
 
«Храм страха» – возможность встретиться со страхом там, где он не сможет физически вам навредить. Страх никогда не может нам навредить, но мы боимся его, боимся пропустить его через себя. Наше пространство – приглашение на встречу, в единение со страхом.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Путь к такому единству нелегкий, как и все в жизни. Храм расположен на северном полюсе. В экстремальной среде скрывается целый мир – последняя Атлантида, последний хребет, которые  предстоит пройти его посетителю. 
 
Этот путь между бытием и небытием нужно пройти в одиночестве. Оно уходит вниз и вверх зеркальными стенками, искажающими отражение. В полярный день это темнота океанских глубин, где отблесками мелькает такая непривычная нам жизнь. В полярную ночь – непроглядная тьма и небосклон, увенчанный мириадами звезд. Край рамки, сквозь которую вы смотрите, едва подсвечивается и не разгоняет тьму. Не свет ваш проводник сегодня, а она – темнота.
 
Только вам решать, что увидеть в ней, протянуть руку или сделать шаг назад – нет правильных ответов. Есть только вы и страх.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в мегаполисе
Соломон Ядадияев, Анастасия Кундашкина, МАРХИ; Гавриленко Мария, СПбГАСУ
 
 
Ежедневно каждый из нас испытывает колоссальный стресс от жизни в мегаполисе. Люди находятся в бесконечной погоне за деньгами, недостижимыми целями и социальным статусом – всего проходящего и иллюзорного. Мы обесцениваем свой труд, разочаровываемся, не замечаем мимолетные моменты счастья и теряем связь с собой. Мы не живем, а просто существуем. Где же место Душе в огромном и пустом механизме города?
 
Павильон «Сердце Мегаполиса» – объем пластичной формы с входной группой в виде арок и большим светлым внутренним пространством. Человек начинает движение, и его внимание смещается с мнимой важности на по-настоящему ценные моменты, которые наполняют жизнь смыслом, гармонией. Звук тибетских чаш отключает ум человека, уступая место Сердцу и Душе.
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Идея формы павильона стала результатом многомерного аналитического процесса сакральных смыслов человека. Его вытянутая форма – метафора жизненного цикла. Проходя сквозь павильон человек как бы перерождается, возвращаясь к жизни в ином состоянии, осознанном и возвышенном. Паттерны растительных мотивов составляют каркас внешней оболочки и являются напоминанием о единстве всего сущего на земле, об истинной природе человека, где он – многомерная составляющая, часть Космоса, планеты Земля.
 
Это абсолютно новый вид городского рекреационного пространства, важнейшей функцией которого является физическое и ментальное восстановление структуры человека.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Сакральное в природе
Кирилл Гульченко, Академия Художеств им. И.Е. Репина; Шишова Екатерина, МАРХИ
 
 
У человека есть множество причин для тревоги и беспокойства. Темп современной жизни способствует развитию у человека различных психологических  расстройств, апатии, потери интереса к жизни. Все меньше места в жизни людей занимает природа, человек начинает бояться природы, а от того теряет свои корни и себя.
 
Человек – часть природы и ее продолжение. Неслучайно даже жизнь в городе мы отождествляем с «джунглями», хоть и каменными. Образы природного всегда в нас. 
 
Наш объект состоит всего из двух элементов – места для костра и трапециевидной крыши дымохода. Наш павильон является некой «паузой» на пути служит местом медитации и концентрации на окружающих силах природы. Оказавшись здесь необходимо разжечь костер. Огонь – это элемент, через который происходит мысленное очищение и погружение в медитативное и трансцендентное состояние. Через звуки природы и потрескивания дров, ощущение тепла от пламени мы устанавливаем связь и сонастраиваем свое тело с окружающей природой.
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
  • zooming
    Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
    Фотография © Даниил Анненков /предоставлена: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

Из павильона  реки и горы, леса и поля, и от этого у нас появляется чувство воодушевления и внутренней радости. Это откликается богатый и уникальный внутренний мир каждого из нас, наша внутренняя природа, которая узнает себя и напоминает о внутреннем покое. 
Воркшоп «Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством». Кураторы АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено: АБ Osetskaya.Salov (ARCHSLON)

24 Ноября 2023

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Пресса: Участники «Открытого города» поучаствуют в проектировании...
Молодые московские архитекторы, представившие проект по преобразованию кладбищ в рамках образовательного проекта Москомархитектуры, смогут реализовать свои идеи на практике. Они примут участие в проектировании современных ритуальных комплексов, включающих крематории и колумбарии в 10 городах России — в Чебоксарах, Ульяновске, Ижевске, Иванове и в других. Об этом сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.