Дом отшельника

Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.

mainImg

В этом году «Древолюция», как и весь мир, перешла в новый формат: вместо арт-объектов молодые архитекторы сочиняли вполне прагматичный, хоть и не лишенный лирики, индивидуальный проект. Заказчик, он же будущий отшельник, – генеральный директор платформы Forumhouse Алексей Кутейников, который около года назад купил землю в отдаленной Московской области. Основной дом, который уже построен, хозяин решил дополнить сооружением для уединения и медитаций. Место для него подобралось с ходу: в дальней точке участка, у двух оврагов с речкой и ручьем, окруженных лесом, из которого иногда выходят лоси. Творческий поиск Алексея поддержал бренд кровельных материалов «Ондулин», который искал возможность поработать с архитекторами над оригинальными проектами кровли. А «Древолюцию» во главе с ее бессменным вдохновителем Николаем Белоусовым пригласили этот поиск организовать и возглавить, поскольку дом отшельника представлялся именно деревянным.

Техзадание включало следующие обязательные условия: использовать кровлю «Ондулин» и деревянные конструкции, сохранить ландшафт, не превышать площадь в 20 м2, внутри разместить пространство для физических упражнений и минимальные удобства – чтобы можно было и руки помыть, и чашку чая согреть, ведь коммуникации сюда тянуть не планируется.

Получив 42 заявки от 80 индивидуальных и командных участников организаторы конкурса решили структурировать процесс оценки работ, разбив его на три этапа. На первом голосовали сами архитекторы и все работы, получившие хотя бы один голос, перешли во второй этап. В результате не прошла только одна работа, которая предлагала готовый для проживания дом.

Далее подключилось традиционное жюри «Древолюции»: Кирилл Александров, Сергей Антонов, Алексей Бавыкин, Анатолий Голубовский, Елена Гонсалес, Тотан Кузембаев, Николай Лызлов, Сергей Скуратов, Татьяна Царева. Было отмечено 19 работ, семь из которых стали финалистами. Жюри учредило специальную премию, чтобы поддержать молодежь финансово, и большинством голосов присудило ее Анвару Гарипову за проект «Дом для наблюдения за сосульками».

Далее, с уверенностью, подкрепленной мнением 69 архитекторов, жюри рекомендовало заказчику финальные варианты. Алексей на основе всех данных и он-лайн переговоров с авторами, принял окончательное решение, которое совпало с мнением жюри. Дом по проекту Анвара Гарипова начнут строить летом. «Древолюция» же планирует продолжить историю и своими силами реализовать еще несколько домов.
***

Анвар Гарипов. Победитель
«Дом для наблюдения за сосульками» собран из грубых необрезных досок и представляет собой почти кубический объем, поставленный на каменные валуны. Дом – не просто укрытие, а скорее призма или волшебная коробка, которая преломляет, дополняет и акцентирует внимание на окружающих природных явлениях – лучах солнца, рисунке леса, сосульках, звездах, облаках.

Небольшой объем вмещает череду пространственных переживаний. Входная часть – «притвор», темноватый и длинный, заставляет менять направление движения, уменьшает скорость шага и готовит ко входу в дом. Далее зал медитаций, пустой и свободный, откуда можно следить за ростом сосулек и смотреть на лес, который вплетается в ритм проемов. За занавеской спрятан альков, лежа в котором можно увидеть звезды.
  • zooming
    1 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Общий вид.
    Анвар Гарипов
  • zooming
    2 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Зал
    Анвар Гарипов
  • zooming
    3 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Коридор
    Анвар Гарипов
  • zooming
    4 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Кровать
    Анвар Гарипов


Далее финалисты в порядке убывания количества голосов.

Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
В основе дома – пирамидой потребностей. Первый уровень – вход и освобождение от лишнего, здесь хранятся вещи и прячутся баки водоснабжения. Второй уровень – подготовка к возвышению, место предназначено для сна, еды, тепла и укрытия. Здесь помещается софа, а рядом с камином расположен отсек для хранения дров и уличной обуви. На крышке камина есть конфорка для приготовления пищи. Дымоход отапливает третий уровень, художественную студию, пространство для творчества, созерцания и общения. При желании здесь можно устроить и вечеринку на шесть человек. Последний, верхний уровень предназначен для самопознания и возвышения: занятий йогой, медитаций и наблюдения за звездами. Ограждение верхнего уровня имеет проем, в который удобно смотреть сидя.
  • zooming
    1 / 5
    Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    2 / 5
    Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    3 / 5
    Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    4 / 5
    Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    5 / 5
    Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов

Денис Гаврилин
Внутри небольшого и на первый взгляд простого двускатного дома есть секрет: квадратная комната со своей четырехскатной крышей. Архитектура строится на диалоге этих двух оболочек: внешней и внутренней. Та, что снаружи – зеленая и вертикальная. Цвет и ритм досок, переходящий в ритм черепицы, маскирует дом, форма здания спокойна и скромна. Оболочка ядра собрана из фанеры и окрашена в красный цвет. Она возвышенно остроконечна и, будучи квадратной, сконцентрирована на себе. По своему устройству она напоминает вывернутый наизнанку шкаф: в полу скрываются ящики, а некоторые стены оказываются оконными ставнями. Отшельник может закрыть все ящики и ставни и сконцентрироваться на себе. Или наоборот, использовать ящики как мебель, открыть окна, любоваться природой и заниматься повседневными делами. Сокровенность внутреннего пространства, его кажущаяся независимость от пространства внешнего, делают отшельничество таинством.
  • zooming
    1 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    2 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    3 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    4 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    5 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    6 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    7 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    8 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    9 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин

Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Шкаф – место из детства, которое хранило много тайн: там можно было спрятаться и через щелку наблюдать за домашней суетой, там родители прятали подарки, верилось, что там можно найти еще одну дверь, которую никто кроме тебя не увидит. Авторы хотели привнести ощущение игры, при котором отшельник сбрасывает груз взрослости и становится мальчишкой или девчонкой, которым просто любопытно, что там будет дальше. Получилось место со входом через шкаф, где можно побыть одному, а оставив все ненужное и взрослое, пролезть через в потолочный люк в свой собственный почти секретный мир, где можно делать все, что захочется.

Дом располагается над шкафом, в антресоли можно спать, смотреть на звезды и кормить птиц через специальное круглое окно как на старинном корабле. Внизу удобно заниматься гимнастикой напротив окна, двигать стол на колесиках, чтобы сидеть в центре комнаты, пить чай и никого не впускать. Сидя на стул можно смотреть в окно, читать книгу или писать ее. И быть собой. Восьмое правило игры в прятки: прятаться следует наверху, потому что наверх никто не смотрит.
  • zooming
    1 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    2 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    3 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    4 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    5 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    6 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    7 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс

Александр Кошка и Анна Бычкова
Этот дом вращается и дает хозяину право самому выбирать вид из окна, поворачивать дом в тень, фокусироваться на сползающем за горизонт солнце или следить за тем самым лосем, оставаясь незамеченным. Габариты дома намеренно малы, здесь удобно лишь одному отшельнику. Внутри есть маленькая печь и шкаф с двумя отсеками: больший предназначен для хранения спального матраса, раскладного стола и стула, а меньший – для книг и других предметов. Остальное пространство предназначено для медитаций и отдыха перед панорамным окном.
  • zooming
    Дом для отшельника
    Александр Кошка и Анна Бычкова
  • zooming
    Дом для отшельника
    Александр Кошка и Анна Бычкова

Егор Егорычев и Ирина Новикова
Дом поднят над землей, чтобы минимально воздействовать на окружающую среду и подарить отшельнику ощущение невесомости. Для усиления эффекта огромный витраж ориентирован на крутой овраг. Рейки ограждения винтовой лестницы, мимикрируя под ветви и стволы деревьев, постепенно вытягиваясь и вырастая, скрывают террасу и переходят на фасад. Еще не преодолев порог дома отшельник погружается в атмосферу уединения и защищенности.

Внутри четыре функциональные зоны: прихожая с местами хранения, кабинет с библиотекой, основное пространство для занятия йогой и антресоль для сна. Необычное впечатление создает криволинейная поверхность кровли – все стропила прямые, но с разным углом наклона. Это решение позволило не только создать яркий интерьер, но и продемонстрировать податливость кровельного материала к скручиванию с изгибом. Подобно кораблю дом плывет над землей, крыша изогнута как парус, а опора лестницы стала флагштоком. Поднятый флаг – способ объявить миру о том, что отшельник нашел пристанище.
  • zooming
    1 / 7
    Ракурс 1. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    2 / 7
    Ракурс 2. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    3 / 7
    Аксонометрия. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    4 / 7
    Взрыв-схема. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    5 / 7
    Планы. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    6 / 7
    Разрезы. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    7 / 7
    Фасады. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова

 
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
В проекте было важно подчеркнуть уединенность и связь с природой. Двусветный объем жилой части с односкатной кровлей компактный и функциональный. Он сконструирован так, чтобы превратить скромную по площади комнату в платформу панорамного просмотра. На первом этаже расположена основная комната с небольшим рабочим местом, санузел и прихожая, на антресоли – спальня. Большое окно пропускает в дом достаточно света, параллельно позволяя жильцу наслаждаться видами окружающего леса. Раздвижные двери в летнее время соединяют пространство комнаты с летней террасой.
  • zooming
    1 / 6
    Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    2 / 6
    Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    3 / 6
    Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    4 / 6
    Интерьер. Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    5 / 6
    Разрез. Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    6 / 6
    Фасады. Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин


Жюри отметило еще 12 объектов, их можно рассмотреть ниже.
  • zooming
    1 / 12
    «Выход на балкон»
    Даниил Наринский
  • zooming
    2 / 12
    «Павильон для одного человека»
    Кирилл Бережнов
  • zooming
    3 / 12
    Дом отшельника
    PAP design / Крупин Иван, Сергей Григорьев
  • zooming
    4 / 12
    Дом отшельника
    Александр Николаев
  • zooming
    5 / 12
    Флигель трепетных размышлений
    АБ Рокот / Готлиб Илья, Алексейцева Елена, Кармазина Дарья, Кучеров Николай
  • zooming
    6 / 12
    Леший
    АМ «РЕКА» / Гагин Николай, Горшкова Софья, Халидуллина Алина
  • zooming
    7 / 12
    3333
    Крымская Наташа и Чикаев Даниил
  • zooming
    8 / 12
    Дом отшельника
    Ициксон Екатерина
  • zooming
    9 / 12
    Мимикрия
    Наталья Пападука
  • zooming
    10 / 12
    Дом-дверь
    Алексей Колесов
  • zooming
    11 / 12
    Дом отшельника
    Караганов Александр и Глебов Олег
  • zooming
    12 / 12
    Твой угол
    Творческое объединение KLIN / Филип Ангелина, Ситникова Екатерина

14 Мая 2020

Похожие статьи
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.