Осмысление острова

Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.

mainImg

После второго курса студенты факультета Архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина традиционно обучаются в персональных мастерских. В этой публикации – лучшие работы бакалавров 2024 года, подготовленные под руководством Владимира Григорьева, Константина Щербина, Дмитрия Мелентьева, Алены Половинкиной и Ирины Барто.

Две из представленных работ посвящены проекту крематория и колумбария на Канонерском острове. В них студенты не только ищут уместный образ, соединяя мемориальную территорию с общественной, но и продумывают непростую технологию сооружения, учитывая такие помещения как, например, лаборатории судмедэкспертизы. Автор третьей работы предлагает яркий образ для океанариума, способный привлечь посетителей в не самую оживленную часть города.

 

Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове

Мария Снежко

Сейчас облик территории формируют пустынные пространства, заросли деревьев, пруд и живописные набережные. Жители Петербурга давно полюбили это место. Хотелось сохранить его уникальный ландшафт и природные характеристики, поэтому была поставлена задача – максимально ненавязчиво вписать в существующую среду комплекс крематория и колумбария, создав при этом самодостаточное пространство памяти и скорби.
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Территория крематория окружена стеной-мембраной, во внутренних контурах которой располагаются ячейки колумбария. Прием усиливает цветочный холм, сквозь который тянутся входы и выходы. У его подножия – лес памяти, где любой желающий может посадить дерево, приобретенное в оранжерее за пределами комплекса. Спрятанный за холмом двор – сад, где среди вечнозеленых мхов и кустарников появляются отдельно стоящие стелы – ячейки колумбария. Его регулярное благоустройство контрастно пейзажам существующего парка.

Центр композиции – зеркало бассейна и распределительная площадь, сформированные колоннадой трехэтажного здания. Подземный этаж – технический. На отметке уровня земли располагаются помещения обслуживающего персонала, лаборатории судмедэкспертизы, заготовочные цеха и паркинг с зоной загрузки. На втором этаже – траурные и поминальные залы, администрация и безусловная доминанта – конусообразный вестибюль залов выдачи праха. 
  • zooming
    1 / 7
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

После окончания различных траурных процедур посетители крематория могут спуститься в открытый колумбарий, а потом выйти в парк и к набережной Финского залива, на простор, к жизни.
zooming
zooming
zooming
zooming
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Мария Снежко / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

 

Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове 

Радимир Тюлькин
 
Канонерский остров – один из наиболее живописных районов Санкт-Петербурга. Множество растений, искусственный пруд и просторы Финского залива создают особенное настроение и, безусловно, влияют на архитектурно-ландшафтные решения представленного проекта. Главной задачей было создать цельную композицию, гармонично соединив друг с другом две функционально разные зоны: погребальный комплекс и общественный парк.
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Все необходимые функции комплекса размещены внутри квадратного холма, вырастающего вокруг существующего пруда. Хотелось создать монументальный образ и собрать все важное в одном большом здании, что помогло визуально скрыть технические помещения, упростить перемещение сотрудников и посетителей по территории, закольцевать основной траурный маршрут.
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Несмотря на сложное технологическое наполнение, здание выглядит достаточно сдержанным и простым: состоит из двух вытянутых объемов, соединенных большим общим пространством с открытым двором и коммуникациями внутри. Особенное внимание уделялось естественному освещению. Разный ритм и объем оконных проемов, наличие световых фонарей помогли создать необходимые для погребального комплекса эффекты.
  • zooming
    1 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    2 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    3 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    4 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    5 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    6 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    7 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    8 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    9 / 9
    Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
    © Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Пейзажный парк вокруг предназначен для отдыха местных жителей, за счет разницы в высотных отметках и зеленых насаждений создается разделение траурных процессов и общественных прогулочных зон.
zooming
zooming
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Радимир Тюлькин / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

 

Океанариум на Безымянном полуострове

Анастасия Соколова
 
Проектирование океанариума осуществлялось в комплексе с разработкой парка и прогулочной набережной со спусками к воде, а также сохранением существующей функции обслуживания яхт.
Океанариум в Санкт-Петербурге
© Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Поиски наиболее удачной композиционной схемы здания привели к появлению дугообразной стены – ширмы, которая задает движение посетителей по парку и выставочной экспозиции Океанариума, а также формирует его образ снаружи. Важный элемент композиции – зеркальный шар, внутри которого расположен аквариум с акулами, – находится на мысу и окружен амфитеатром. Данный объем может стать точкой притяжения всего полуострова. Его металлические поверхности, отражая небо и ландшафт, создают визуальный эффект «растворения» в пространстве.
  • zooming
    1 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    2 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    3 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    4 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    5 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    6 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    7 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    8 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    9 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
  • zooming
    10 / 10
    Океанариум в Санкт-Петербурге
    © Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Маршрут внутри имеет четкую последовательность и представляет собой путешествие по разнообразным тематическим залам. Один из наиболее интересных объектов находится в центральном зале – это амфитеатр, с которого открываются виды на большой панорамный аквариум.
zooming
zooming
Океанариум в Санкт-Петербурге
© Анастасия Соколова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

16 Октября 2024

Похожие статьи
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».