От Канонерки до Териберки

Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.

mainImg
После второго курса студенты факультета Архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина традиционно обучаются в персональных мастерских. В этой публикации – лучшие работы бакалавров 2024 года, подготовленные под руководством Феликса Буянова и Вячеслава Ухова. 

Все работы, за исключением одной, посвящены Петербургу: авторы тренируются в построении градостроительных композиций на примере территории ЛенЭкспо, планируют пейзажный парк с доступом к Финскому заливу, пробуют себя в проектировании мемориальной архитектуры. Еще одна работа стоит особняком – это Музей китов в Териберке, выполненный в духе здания-аттракциона, привлекающего внимание к экологическим проблемам.
  

Приморский парк в Санкт-Петербурге

Арина Гумирова
Руководители: Феликс Буянов, Андрей Трощиненко, Андрей Парфенов, Полина Светозарова
 
Проектируемый в Кировском районе парк может стать важным рекреационным пространством для жителей Санкт-Петербурга. Он отделяет промышленные сооружения ТЭЦ от жилых кварталов, а также является частью панорамы города с воды.
Приморский парк в Кировском районе Санкт-Петербурга
© Арина Гумирова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Парк тянется вдоль улицы Маршала Казакова. Его формируют различные волнообразные маршруты, криволинейный характер которых задает спиралевидный объем центра экологии, расположенный на холме, а также причал, решенный в том же ключе.
Приморский парк в Кировском районе Санкт-Петербурга
© Арина Гумирова / Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Рекреационная территория представляет собой комплекс садов с регулярными посадками деревьев, кустарников и цветов. Поляны с пейзажными группами также создают необходимое зонирование. На участке продумано размещение теплиц, в которых местные жители смогут выращивать овощи и фрукты. В левой части парка основные пути сформированы волнообразными набережными. Чтобы вид на промышленные сооружения не смущал местных жителей и посетителей, вдоль реки Красненькой создан искусственный рельеф из трех холмов.
 

 

Музей китов в Териберке

Кирилл Вострецов
Руководители: Вячеслав Ухов, Святослав Гайкович, Антон Головин, Максим Батаев
 
Архитектура и функциональное наполнение досугово-просветительского центра привлекают внимание общественности к проблемам, связанным с сокращением популяции китов, а также меняет отношение людей к природе. 

Посетители попадают на участок с автомобильной парковки через тоннель, ведущий к акватории Лодейной губы, направленному к Баренцеву морю пирсу и зданию музея. Альтернативный путь – по дороге вдоль берега, с осмотром экспозиции под открытым небом. Также проектом предлагается создание искусственного залива с мостом, где можно наблюдать приливы и отливы.
  • zooming
    1 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    2 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    3 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    4 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    5 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов

Сам Музей китов – монументальный объем, вписанный в окружающий ландшафт словно гигантский морской обитатель, выброшенный на песок. Особую задачу в формировании образа выполняют световые фонари. Плавные линии фасадов, напоминающие очертания китов и других морских обитателей, создают ощущение движения и жизни.
  • zooming
    1 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    2 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    3 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    4 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов
  • zooming
    5 / 5
    Музей китов в Териберке
    © Кирилл Вострецов

Внутреннее пространство музея решено так, что посетители могут почувствовать себя участниками морских путешествий. Экспозиция состоит из нескольких тематических зон, каждая из которых посвящена различным аспектам жизни и изучения китов. Проектом предусмотрены также ресторан, образовательный и научный блоки.
zooming
Музей китов в Териберке
© Кирилл Вострецов
zooming
Музей китов в Териберке
© Кирилл Вострецов
zooming
Музей китов в Териберке
© Кирилл Вострецов


Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО 

Алина Бородина
Руководители: Вячеслав Ухов, Святослав Гайкович, Антон Головин, Максим Батаев
 
Главная идея объемно-пространственного решения планировки данного квартала: расположение жилой застройки по фронту Наличной улицы и организация вокруг ковша Галерной гавани общественного пространства со школой, детским садом, парком, благоустроенной набережной.

Идея проникновения трех артерий Васильевского острова – Среднего, Среднегаванского и Большого проспекта – сквозь пространство ковша к морю выражается планировочным решением и организацией дорожно-транспортной сети внутри квартала.
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Алина Бородина

Жилая застройка представлена многоквартирными домами с благоустроенными дворами, вытянутыми по оси север-юг и раскрытыми на воду. Удалось выстроить трёхчастную композицию по фронту Наличной улицы с акцентом в виде гостиничного комплекса, а также поддержать существующую доминанту Галерной гавани – Морской вокзал. Сложное объемно-пространственное решение домов создает живописный ступенчатый силуэт застройки со стороны парка.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Алина Бородина
  • zooming
    2 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Алина Бородина
  • zooming
    3 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Алина Бородина
  • zooming
    4 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Алина Бородина
  • zooming
    5 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Алина Бородина
zooming
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Алина Бородина
zooming
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Алина Бородина

Школа с детским садом – также сложные объемы, организованные вокруг внутреннего двора с амфитеатром, поднятым на второй этаж. Помещения школы сгруппированы в ячейки с учетом норм инсоляции, связаны крытыми переходами галерейного типа. Сгруппированные помещения детского сада образуют двухэтажный трехчастный ступенчатый в плане объем с доминантами в виде отдельно вынесенных вертикальных коммуникаций.
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Алина Бородина
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Алина Бородина

 

Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО 

Елена Кошкарова
Руководители: Вячеслав Ухов, Святослав Гайкович, Антон Головин, Максим Батаев
 
Основное внимание в проекте уделялось созданию композиции, которая подчеркнет уникальную форму участка, а также созданию высотной архитектурной доминанты, завершающей ось Среднего проспекта Васильевского острова. 
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Елена Кошкарова

В центральной части расположены три многоквартирных дома. На севере – вестибюль метрополитена, на юге – школа с детским садом. Напротив Морского вокзала разработан комплекс, состоящий из гостиницы и апартаментов. Территория, свободная от застройки – общественный парк.
zooming
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Елена Кошкарова
zooming
Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
© Елена Кошкарова

Дом на мысу состоит из восьми радиально расположенных секций, напоминая солнечные часы. Пейзаж двора постоянно меняется в течение дня из-за игры света и тени. Освещение постоянно меняется, как и Финский залив, с которым граничит участок проектирования. Благоустройство во всех домах предусмотрено на отметке второго этажа, а заезд в паркинги осуществляется с уровня земли. Во дворы можно попасть через парадные и амфитеатры, размещенные между секциями. Дома вдоль Наличной улицы имеют периметральную структуру, подобную уже сформировавшейся застройке, раскрываются к Финскому заливу и выступают в качестве «пропилеев» к дому на мысу.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова
  • zooming
    2 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова
  • zooming
    3 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова
  • zooming
    4 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова
  • zooming
    5 / 5
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова

Парк сформирован двумя живописными маршрутами, вдоль которых размещены площадки с разными функциями. Предполагается разделение шумных и тихих видов деятельности. На всей территории предусмотрены вело-маршруты и вело-парковки. Проектом предполагается реконструкция существующей набережной. Планируется создание общего пешеходного пути по всему периметру Галерного ковша.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова
  • zooming
    2 / 4
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова
  • zooming
    3 / 4
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова
  • zooming
    4 / 4
    Жилой квартал на территории ЛенЭКСПО в Санкт-Петербурге
    © Елена Кошкарова

 

Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове 

Инзиль Фаткуллин
Руководители: Вячеслав Ухов, Святослав Гайкович, Антон Головин, Максим Батаев
 
Основой для проекта послужила симметричная осевая композиция, характерная для петербургской архитектурной школы, а также эмоциональное состояние участников траурной процессии.
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Инзиль Фаткуллин

Участок делится на три части: основная с комплексом крематория, кладбище с тремя храмами и общественно-парковая зона с двухуровневым променадом вдоль берега Финского залива, заканчивающимся лестницей «в никуда». Траурный комплекс включает в себя крытый колумбарий, крематорий, здание судебно-медицинской экспертизы с администрацией, центр поддержки, цветочное хозяйство в регулярном парке и водоем в центре композиции. 


Мосты, соединяющие части комплекса, образуют крест на воде. Маршрут траурной процессии начинается с большого колумбария, который является как бы пропилеями и задает эмоциональный фон дальнейшего пути. Пересекая водоем можно попасть в симметричное здание в виде креста, внутри разбитое на разные функциональные блоки, предназначенные как для посетителей, так и для сотрудников. Монументальность данной постройки подчеркнута также насыпным холмом с открытым колумбарием.
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Инзиль Фаткуллин
zooming
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Инзиль Фаткуллин
zooming
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Инзиль Фаткуллин
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Инзиль Фаткуллин
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Инзиль Фаткуллин
Архитектурно-ландшафтный комплекс крематория и колумбария на Канонерском острове в Санкт-Петербурге
© Инзиль Фаткуллин

24 Октября 2024

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.