История Дома Евангелия
У церкви «Дом Евангелия» в Санкт-Петербурге долгая и сложная история. Баптизм в России стал распространяться в середине XIX века. Однако долгое время движение фактически существовало в подполье, евангельские христиане не могли открыто заявлять о своем вероисповедании. Поворотным событием стал указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года, согласно которому подданные получили возможность исповедовать любое вероучение. Община евангельских христиан стала стремительно расти и остро нуждалась в появлении собственного молитвенного дома. Важную роль в строительстве «Дома Евангелия» сыграл проповедник и миссионер Вильгельм Фетлер. В 1910 году он выкупил частную кондитерскую фабрику «Пальке», располагающуюся на 24 линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. На этом месте было возведено трехэтажное здание одного из первых молитвенных домов евангельских христиан на территории Российской Империи, получившее название «Дом Евангелия».Первые богослужения в Доме Евангелия были проведены в 1911 году. Во время первой мировой войны в здании располагался госпиталь, а в 1917 году дом на время был конфискован большевиками. В начале 1930-х годов советская власть запретила проводить в Доме Евангелия богослужения и изъяла здание для нужд нового государства. В последующие годы здание использовалось в подсобных и производственных целях.
После распада Советского Союза возникли дискуссии о дальнейшей судьбе храма и передаче Дома Евангелия религиозной общине. Только в 2024 году Дом Евангелия был передан Объединению Церквей евангельских христиан-баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что стало началом пути по восстановлению Дома Евангелия.
До сих пор одной из важнейших задач является проведение реконструкции здания и восстановления его исторического облика. Сейчас бюро «СИВИЛ» занимается созданием концепции современного приспособления и переосмысления Дома Евангелия в угоду актуальным нуждам Петербургской евангельской церкви и городского сообщества.
В рамках воркшопа «Функционализм vs сакраментализм» перед участниками стояла задача предложить свои варианты реорганизации пространства «Дом Евангелия», которая заново открыла бы его для прихожан, местных жителей и туристов.
Участники провели большую аналитическую, проектную и культурологическую работу: изучили историю и прошлый опыт интеграции здания, с особенным вниманием подошли к рассмотрению исторического генерального плана территории. Студенты определили, что было значимым для Дома Евангелия, как для места объединения евангельских христиан в России раньше, а затем обсудили, каким новым функционалом необходимо наделить его сейчас.
Под кураторством бюро участники разработали ключевые архитектурные приемы адаптации пространства. В рамках воркшопа был предложен набор элементов, связывающих здание с городским сообществом Санкт-Петербурга с опорой на исторический контекст и современные архитектурные решения. В качестве элементов экстерьера студенты создали проект колокольни, которая стала отсылкой к традиционному методу пространственного присутствия христианской церкви в городе, и проект световых колонн-пропилеев, которые заменят собой другие варианты ограждения.
Также участниками были придуманы амфитеатр – как место взаимодействия людей, проведения мастер-классов и концертов, и иммерсивный театр – как часть культурной программы и элемент взаимодействия «режиссерского решения» с проектной идей пространства.
Создание нового светового оформления – еще одна необходимая составляющая реконструкции здания. На воркшопе обсуждались идеи разработки световых инсталляций, которые создадут визуальные акценты нового образа здания.
Важная часть плана преобразования Дома Евангелия посвящена благоустройству, включающему в себя оформление ландшафта и озеленение территории. Одной из идей по реконструкции внутреннего пространства стало создание кафе, книжного магазина FETLER и музея русского протестантизма на территории Дома Евангелия, которые будут местом притяжения посетителей и сохранения истории здания.
«Все придуманные в ходе воркшопа решения расширяют область применения внутренних пространств и прилегающей территории Дома Евангелия, позволяют «открыть» здание для городского сообщества, делают его функциональным и формируют новый образ молитвенного дома»
– куратор воркшопа Данил Куров, основатель и главный архитектор бюро «СИВИЛ»
В заключение следует отметить, что проект воркшопа имеет и практическое значение. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро «СИВИЛ», в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Для молодых архитекторов занятий стали отличной возможностью погрузиться в профессиональное поле и перенять опыт старших коллег.
«В процессе воркшопа «Дом Евангелия. Сакраментализм VS Функционализм» мы выяснили, какой жизнью жило здание до сегодняшнего дня, углубились в историю места и смогли в одном объекте соединить сакральное и функциональное. Воркшоп создал связь – нить передачи опыта от кураторов к студенту. Так что профессиональное сотрудничество вышло очень ценным и продуктивным. Мы также посетили экскурсию в церкви евангельских христиан-баптистов и органный концерт в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Москве. Мероприятия позволили изучить внутреннее убранство протестантских церквей и применить знания на практике»
– Софья Осина, студентка 4 курса архитектуры, ГУЗКураторы воркшопа: бюро СИВИЛ – Данил Куров, Виктория Латышонок, Инна Кипер
________________________________
Справка: программа фестиваля «Открытый город» в этом году включает 13 воркшопов и один спецпроект, объединенные темой сакрального в архитектуре. Финальная выставка проектов участников пройдет 14-17 ноября в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.