Лес у моря

В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.

mainImg
Вторая точка, которую исследовали студенты в рамках экспедиции «Русский Север» – поморское село XVI века Вóрзогоры. В нем так же, как и в Нёноксе, уникальный ландшафт сочетается с памятниками деревянного зодчества. Село расположено на берегу Белого моря, вдоль которого тянется бескрайний песчаный пляж.
Экспедиция «Русский север» СПбГАСУ в село Ворзгоры, 2024
Фотография © Игорь Иванов / предоставлена СПбГАСУ
Экспедиция «Русский север» СПбГАСУ в село Ворзгоры, 2024
Фотография © Игорь Иванов / предоставлена СПбГАСУ

Название села означает «нетронутый лес на горах». Оно состоит из двух частей (деревень) – Яковлевской и Кондратьевской, расположенными на удалении в один километр друг от друга. В Кондратьевской части расположен уникальный памятник архитектуры – деревянный «тройник», состоящий из Никольской церкви (1636 г.), Введенской церкви и колокольни XVIII века. Также к объектам культурного наследия относится деревянный храм Зосимы и Савватия Соловецких 1850 года из Яковлевской части. В настоящий момент поселение полузаброшенное: летом здесь проживает 100-160 человек, на зиму остается около 30.
Экспедиция «Русский север» СПбГАСУ в село Ворзгоры, 2024
Фотография © Игорь Иванов / предоставлена СПбГАСУ

Жители считают, что село живет только благодаря туристам. Однако туристический поток ограничен из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и сложностей логистики. Чтобы попасть сюда, необходимо вначале переправиться через реку Онега на кораблике и далее ехать полтора часа по грунтовой дороге. Зимой дорогу прокладывают прямо по льду реки.
cic =

Игорь Иванов, доцент кафедры Архитектурного проектирования

Несмотря на то, что Ворзогоры являются туристическим объектом Архангельской области, это село остается одним из труднодоступных мест. Это качество, в сочетании с великолепными природными особенностями, придает месту особую привлекательность. Посетив Ворзогоры, студенты-участники экспедиции смогли более точно определить площадки размещения туристических объектов, с учетом интересов местных жителей и потребностей развития туризма, что было бы невозможно без выезда на место.


cic =

Ольга Кокорина, доцент кафедры Архитектурного проектирования

Трудности транспортного сообщения, переправа через реку Онегу, долгий путь на надежных, но не комфортных «буханках», непрекращающийся ливень, общение с местным населением позволили выявить истинную ценность и уникальность села с великолепными памятниками деревянного зодчества в сочетании с суровым побережьем Белого моря.


cic =

Александра Еремеева, доцент кафедры Архитектурного проектирования

В отличие от сел, расположенных ближе к Архангельску и Северодвинску, село Ворзогоры менее посещаемо, что необходимо учитывать при формировании проектных сценариев. Участникам экспедиции повезло оказаться здесь, несмотря на долгую дорогу и осеннюю погоду. Надеемся, что проекты, созданные в результате экспедиции, помогут в сохранении уникального культурного наследия села и будут способствовать его дальнейшему развитию!


Задача по развитию туристической инфраструктуры села Ворзогоры вошла в программу экспедиции СПбГАСУ «Русский Север», прошедшей отбор и получившей финансирование в рамках профессионального конкурса «Открываем Россию заново», который ежегодно проводится Высшей школой экономики при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» и программы Росмолодёжи «Больше, чем путешествие».
Экспедиция «Русский север» СПбГАСУ в село Ворзгоры, 2024
Фотография © Игорь Иванов / предоставлена СПбГАСУ
Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
СПбГАСУ

Концепция туристического комплекса – единение с природой, погружение в поморский быт и культуру в комфортных для городского человека условиях. Объекты туристического комплекса ориентированы на видовые точки. Комплекс глэмпингов расположен на холме – самой высокой точке села. Благодаря этому из панорамных окон открывается вид на «тройник». В то же время комплекс закрыт от посторонних глаз и стоит обособленно от поселения, благодаря чему не мешает местным жителям.

Банный комплекс установлен возле 60-метрового обрыва. Из окон можно наблюдать уникальный ландшафт берега Белого моря. Возможность наслаждаться атмосферой севера, оставаясь в тепле даже в самую суровую погоду, создает неповторимое ощущение уюта. Использование традиционных материалов и элементов поморской архитектуры позволяет полностью погрузиться в атмосферу Русского Севера.
  • zooming
    1 / 5
    Туристический комлекс. Визуальные связи
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    2 / 5
    Туристический комлекс. Схема генплана комплекса
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    3 / 5
    Туристический комлекс.
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    4 / 5
    Туристический комлекс
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
  • zooming
    5 / 5
    Туристический комлекс
    © Требис София, Резайкин Илья, Петченко Иван, Кузьмина Станислава, Викарчук Анастасия
Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
УрГАХУ

Ансамбль в селе Ворзогоры состоит из двух основных зданий: Дом гостеприимства (гостиница) и Резиденция мастеров. Дом гостеприимства предлагает комфортные условия для проживания, включая избу-читальню, где будет размещена Ворзогорская библиотека, которая сейчас расположена в ветхой постройке. Резиденция мастеров – пространство для проведения выставок, мастер-классов, образовательных программ, направленных на сохранение и передачу традиционных ремесел поморов. Ансамбль расположен между двумя деревнями – Кондратьевской и Яковлевской на возвышенности, что обеспечивает прекрасные виды на морские пейзажи и памятники архитектуры. Возможна организация спуска к берегу для водных прогулок и отдыха. Архитектурные решения новых объектов основаны на сочетании идентичности местной архитектуры и современных приемов. Авторами разработан бренд села Ворзогоры, который предлагается использовать в сувенирной продукции.
  • zooming
    1 / 12
    Видовые кадры комплекса
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    2 / 12
    Центр гостеприимства
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    3 / 12
    Центр гостеприимства. Интреьер
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    4 / 12
    Резиденция мастеров
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    5 / 12
    Резиденция мастеров. Интерьер
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    6 / 12
    Генеральный план территории
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    7 / 12
    Центр гостеприимства. Функциональное зонирование
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    8 / 12
    Резиденция мастеров
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    9 / 12
    Зона избинга
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    10 / 12
    Объекты на ярморочной площади
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    11 / 12
    Сценарий
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
  • zooming
    12 / 12
    Дизайн-код
    © Крапивина Мария, Третьякова Виктория, Литвиненко Даниил, Гутовская Милана
Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
СПбГАСУ

Авторы проекта солидарны с коллегами, что туристические объекты села Ворзогоры лучше всего расположить в пространстве между деревнями, что меньше всего затрагивает историческую среду, при этом имеется удобная пешеходная доступность до памятников архитектуры. Туристические домики встроены в склон, спускающийся к Белому морю. Восходящее к традиционным поморским избам формообразование переосмыслено в духе современного минимализма.
  • zooming
    1 / 6
    Архитектурная идентичность
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    2 / 6
    Пректируемый маршрут
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    3 / 6
    Схема организации участка
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    4 / 6
    Формообразование
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    5 / 6
    Проектное предложение
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина
  • zooming
    6 / 6
    Размещение туристов
    © Козак Елизавета, Гнусарëва Алина, Климчук Дарья, Буторина Евгения, Волосатова Полина

 
Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
СФУ

Связующим элементом концепции стали пешеходные маршруты между существующими и новыми туристическими объектами.

Первый маршрут проходит вдоль улицы Центральной, соединяя две деревни. В начале и конце маршрута на берегу двух небольших озер расположены группы гостевых домов, вмещающих по 4 человека. Главный туристический объект – многофункциональный центр – расположен между двумя деревнями. Это позволяет создать достаточно крупный объект, вмещающий все необходимые функции, не нарушая существующую структуру села. В состав многофункционального центра включены визит-центр, пункт проката инвентаря, кафе, универсальные залы для проведения культурных мероприятий.

Второй маршрут связывает многофункциональный центр с берегом Белого моря. Здесь предлагается разместить организованный спуск по лестницам к пляжу. Перед спуском предполагается размещение торговых павильонов и террас. Эта площадка может использоваться для проведения праздников и фестивалей, а сами павильоны могут выступать как сувенирными лавками, так и местами продажи различной продукции местными жителями.

Третий маршрут проходит вдоль берега, соединяя смотровые площадки, площадку для ярмарок и фестивалей и завершается объектами культурного наследия – Ворзогорским погостом и Церковью Зосимы и Савватия.
  • zooming
    1 / 7
    Генплан поселенеия
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    2 / 7
    Гостевые дома. Планы
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    3 / 7
    Гостевые дома
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    4 / 7
    Бани
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    5 / 7
    Многофункциональный туристический комплекс. Генплан
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    6 / 7
    Ярмарка. Аксономтерия
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина
  • zooming
    7 / 7
    Ярмарка
    © Брюханова Светлана, Кирсанова Алена, Скороходова Элина

15 Ноября 2024

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.