Проникновение?

Фонтан не фонтан, таран не таран, скамейка не скамейка, архив не архив, в коридор входить не рекомендуется: Древолюция 2019 года прошла на Арт Плее, оставив кластеру шесть объектов, не лишенных экзистенциальной печали.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

09 Августа 2019
mainImg
Тему объектов фестиваля, цель которого – учить молодых архитекторов работе с деревом и пониманию этого материала, его основатель, куратор и вдохновитель Николай Белоусов определил как «Проникновение» – и неудивительно, он впервые проходит в Москве и вообще в городе. Первоначально планировалось работать на почти дикой пока постпромышленной территории соседнего завода Плутон, но в конечном счете участники проектировали для Арт Плея – места более чем освоенного не только креативными арендаторами, но и современным искусством, что, безусловно, составило определенную трудность. В остальном работа шла по традиционному сценарию: отбор участников на предварительном конкурсе проектов, команды финалистов получают новую тему и работают, выбирая места, функции и образность объектов вместе с куратором, проектируют, а затем своими руками строят. В этом году работа началась 20 июля, результаты показали 4 августа.
Древолюция 2019, пространство Арт Плей
Фотография: Архи.ру
Жюри Древолюции на объекте «Стояк»
Фотография: предоставлена Древолюцией
Жюри, куда вошли, в частности, Алексей Бавыкин, Александр Бродский, Андрей Гнездилов, Николай Лызлов, Сергей Скуратов, – решило в этом году никаких призов и мест не присуждать, ограничившись выдачей дипломов. Объекты – их в общей сложности шесть – будут сохраняться на территории комплекса. Многие из них интерпретируют историю комплекса, расположенного на бывшей территории и в зданиях завода «Манометр», – ее прошлое, по словам Николая Белоусова, в современном кластере, несмотря на сохранность зданий, почти не читается и никак не осмыслено. Некоторые участники «Древолюции» попробовали исправить эту ошибку, другие – сосредоточились на упущенных возможностях и сегодняшней специфике места.

Штурм понарошку
Название объекта: Тарань!
Команда (цюця)
Авторы: Бугай Ирина, Волобуева Катерина, Жернакова Наталья, Титов Денис, Посадский Ян.

Пафос авторов объекта заключен в том, что Артплей неприступная крепость, он закрывает двери в 23:00 и проникнуть туда ночью, чтобы доделать проект – а участники группы в разное время здесь работали – невозможно. У него, как у крепости, есть стены и ворота, их закрывают на ночь.

Так что группа установила вне комплекса, на треугольном островке перед входом со стороны Сыромятнического проезда и трамвайной арки, где большинство людей идет в Артплей от метро, объект, вдохновленный одновременно образом Троянского коня и тарана. В общем-то, обычная реакция человка перед закрытой дверью – хочется сломать ее, особенно если и впрямь надо туда проникнуть.
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
Объемная решетчатая конструкция из тонких некрашеных планок напоминает, с одной стороны строительные леса, с другой – линии построения, столь любимые мастерами архитектуры деконструктивизма. Внутрь помещено бревно от высохшей ели, привезенное с дачного участка Николая Белоусова. Оно сухое, но внутри живут всякие жуки-короеды, там продолжается жизнь, и в то же время его жестко зафиксировали в пространстве, оно не может пошевелиться, – поясняют устроители фестиваля. Во время судейства Сергей Скуратов прокомментировал объект в том смысле, что мы все в какой-то степени такие существа: вроде живые, но зафиксированные обстоятельствами так, что пошевелиться сложно и приходится занимать предписанное место в трехмерном пространстве.

Словом, объект, для которого, кстати, руководство Артплея специально договорилось с городом об асфальтировании островка, подготовив, таким образом, площадку, получился многозначным. Его контур, действительно, напоминает Троянского коня, но очень общо. Он поставлен, как тот конь, на колесики, но рядом подпорки, так что колесики висят в воздухе, чтобы никому не пришло в голову и впрямь покататься на этой, довольно внушительной конструкции, как на тележке из супермаркета, – но в итоге зафиксированность в пространстве еще усиливается. Это такой Троянский конь, которого, в общем-то, не так просто ввести внутрь города. Да еще такой таран, для которого предполагаемая крепость сама заасфальтировала площадку. В итоге получается метафора гиперуправляемого и сверхинтеллигентного протеста, в данном случае не только высказанного в шутку, но и организованного, оформленного, связанного-перевязанного так, что он превращается в свою противоположность, причем делает это несколько раз наподобие матрешки. Когда любой штурм – только образ, присутствие «штурмующего» трижды согласовано со «штурмуемым», а воины приходят на поле боя для того, чтобы мирно сдаться противнику. Метафора отличная, и получилась, кажется, в некоторой степени случайно: часть смыслов не заложена авторами, а подсказана обстоятельствами. И все же интересно, что сказал бы Одиссей.

Ира, Катя (выпускницы МАРШ), Денис (конструктор) работают в собственном архитектурном бюро. Наташа выпускница британки, участвует второй раз. Ян из Воронежа, в этом году защитил диплом в университете.

Призрак державы
Название объекта: «Манометр»
Команда PAAND+Созоныч
Авторы: Директоренко Анастасия, Карманов Евгений, Павлова Полина, Павловская Екатерина, Пуренков Антон, Таслунов Александр


Здесь история начинается с того, что на территории Артплея, на площадке, которая примыкает к Нижней Сыромятнической улице примерно посередине ее длины, изначально, при реконструкции завода с креативный кластер, был запланирован фонтан. Но не реализован, а коммуникации остались – вода подведена, канавки для ее отвода тоже.
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
Фонтан впрочем крайне нетрадиционный – мало того, что воду надо включать в специальном ящичке, так она еще и льется тонкими струйками вниз из пластиковых трубок, спрятанных довольно искусно под деревянными планками. Планки выпилены из многослойной фанеры и образуют объемный силуэт всплывающей подводной лодки – для меня удивительно, но они и впрямь могут всплывать вот так, задирая нос. Получается, что льющаяся вниз вода как будто стекает с корпуса лодки. Суть в том, что завод «Манометр» производил приборы, в том числе, для подводных лодок и фонтан – напоминание об том и о прошлом территории. А авторское описание проекта, пожалуй, заслуживает того, чтобы процитировать его полностью, этакая в нем звучит державная нота, удивительно даже, что лодка не бронзовая получилась, а контурно-призрачная:

«Современные художники, архитекторы и дизайнеры, создавая творческий беспредел на Artplay, не должны забывать про дух места завода «Манометр», некогда снабжающий подводные лодки своими приборами. Наш объект – это проникновение духа места. Он будет напоминать о светлом прошлом этого завода и о надёжном будущем нашей державы».

В работе объединились две группы, обе участвуют в фестивале третий раз: PAAND из Петербурга, Созонычи из Петербурга и Вологды. Все участники работают в собственных архитектурных бюро. 

Не-колокол
Название объекта: Звонница
Команда: Алло, да
Авторы: Арсеньев Василий, Ковалева Мария, Михайлова Елизавета, Немцев Борис, Силина Римма, Островерхова Анастасия, Четина Арина


«Звонница», расположившаяся примерно в геометрическом центре территории на верхней площадке металлической лестницы напротив Малого зала, где участники строили свои объекты, тоже – контекстуальное проникновение и память о заводе. Авторы нашли висевший на проходной заводский звонок, последний из сохранившихся здесь, отчистили его от ржавчины, и превратили, по их словам, в музыкальный инструмент. Звонок работает от электричества, а по форме напоминает очень длинный колокольчик, а еще больше свернутый зонтик. Николай Белоусов, между тем, тщательно акцентирует – это звонница от слова «звонок», а не колокольня от слова «колокол».
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: предоставлена Древолюцией
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
Авторы обещают приходить на Артплей дважды в год и давать звонок, «в память о той поре и о людях, живших совсем иначе», – в день начала индустриализции и ее завершения, причем в последнем случае имеются в виду события 1991 года.

Основная часть команды – студенты второго и третьего курсов петербургской Академии художеств. Арина Четина из Воронежа. 

Утраченный архив
Название объекта: Архив
Команда: Ждём Антона
Авторы: Балахнов Олег, Верещагина Юлия, Елизарова Анастасия, Искусов Никита, Мустейкис Александра, Николаенков Антон, Щетинин Арсений


Третий проект, посвященный проникновению в контекст истории «Манометра», помещен в тупиковом торце металлического моста, который совсем недавно еще осмысляли школьники из МАРШа. Высокое решетчатое сооружение из дерева, покрытого темной морилкой, стилистически немного напоминает работы группы «Дети Иофана» из-за вертикализма элементов и целого. В нижних ячейках планируется поместить прозрачные пластиковые коробки с набором некрупных элементов, напоминающих об истории завода, – так, чтобы ящики можно было выдвигать, но не вынимать, и рассматривать содержимое. Увы, необходимо признаться, что в момент показа существовала только объемная рама, наполнения еще не было, но авторы клятвенно обещали, что скоро появится. Экспозиция подготовлена при поддержке музея «Басмания».
  • zooming
    1 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
Надо признать, что сама по себе идея архивирования истории очень привлекательная и, я бы сказала, беспроигрышная – все любят рассматривать артефакты прошлого, вещи и другой жизни. Но то, что построила команда, никоим образом, конечно, не архив – скорее это филиал краеведческого музея, музей на выезде, стремящийся привлечь внимание мимоидущих. И едущих: сооружение поставлено в виду поездов, проезжающих по насыпи, и будет неплохо видно пассажирам из окон. Архиву же оно в основном противоположно: архив хранит в основном бумагу, и – в, насколько это исторически получилось, полном объеме; в архиве никак не может быть открытой крыши и дыр. Хотя если воспринять сооружение опять же как метафору – иными словами, навязать ему смысл, не озвученный или не вполне озвученный авторами в пояснении, то получится скорее исчезновение архива или демонстрация его хрупкости – так же как и хрупкости почти утраченного прошлого завода. Тогда понятно, почему стены состоят из дыр, и потолка нету. Это исчезающий архив, почти исчезнувший, намокший под дождем. Тут вспоминается судьба архива Костромской области, сначала сгоревшего, потом затопленного при тушении. Обратим внимание на то, что решетка стен черноватая, как будто подобгоревшая, так что, вероятно, все сходится – это след от архива. Но тогда может и ящики не добавлять?

Команда из Петербурга, все работают в разных бюро. Юлия Верещагина – студентка из Воронежа.
 
Укол в заповедную зону
Название объекта: Меж
Команда: Река Вологда
Авторы: Богданова Алина, Гагин Николай, Горшкова Софья, Давыдов Андрей, Павлова Ирина, Халидуллина Алина


Если три предыдущих объекта интерпретируют тему проникновения через заводской контекст, напоминая творческому кластеру о его прошлом, а самый первый из описанных посвящен скорее не-проникновению, его заведомой невозможности при всем желании, то объект «Меж» раскрыл тему наиболее прямо и полно. Авторы отыскали в кластере условно нетронутое пространство среди сиреневых кустов, заявили о его неприкосновенности и демонстративно прокололи его своим объектом, похожим на сужающийся коридор из деревянных планок. Ходить по помосту не рекомендуется – можно споткнуться, он для прогулок не предназначен, только для созерцания полосатой перспективы. Планки отчасти покрашены градиентом в переливчато-серый цвет, стремясь слиться с пасмурным небом, что довольно перламутрово.
  • zooming
    1 / 2
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 2
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
Участники команды – в основном из Тюмени, один из Петербурга, еще один из Вологды (Ирина Павлова), так что авторы, из солидарности против бетонирования набережной Вологды, назвали свое объединение «Река Вологда». 

Не-скамейка
Название объекта: Парковка для людей «Стояк»
Команда: Степь
Авторы: Жупилова Полина, Лернер Илья, Павленко Яна, Сидоровичев Максим, Чеботарев Дмитрий


Объект с провокационным названием совершенно никуда не проникает, а тихо стоит себе под железным мостиком, на котором вверху архив. Зато на центральной улице посередине, совсем рядом с «заповедным» углом с сиренью. Будем считать, что тему он развивает, потому что уже проник и утвердился, предложив, в отличие от всех остальных, простую практическую пользу. Стоячая скамейка предназначена для смены позы сотрудников офисов, которые все время сидят. И напоминает популярные теперь у проектировщиков московского метро «прислонейки», также как и детские качели – были такие в давнее время, сооружения из металлической дуги и двух скамеек. Эта, впрочем, не качается, а стоит. Авторы – студенты второго курса СГТУ из Саратова.
  • zooming
    1 / 4
    Ольга Старкова, Николай Белоусов. Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
Несложно заметить, что проникать в Арт Плей участникам с их объектами было непросто. Место настолько освоенное, что скорее пестрое, там что ни шаг, то творческое высказывание, граффити, павильон, причем некоторые из них хорошо известны в узких кругах, мы теперь наблюдаем, как они стареют (не очень хорошо). На таком фоне сложно быть заметным и сложно продвинуть свое высказывание, а затеряться – легко. Неудивительно, что «Архив», стоячая скамейка и «Меж» выбрали тактику маскировки: один прикидывается частью железного моста, другая делает вид, что всегда тут стояла, третий появляется перед зрителем, пожелавшим подняться по лестнице, довольно внезапно из кустов. Хорошо заметен, в общем-то, только таран, даже фонтан надо поискать.

Сложно сказать, но возможно реакцией на художественную насыщенность контекста стала и частица «не», присутствующая во всех объектах. Конь – не конь, таран – не таран, скамейка не скамейка, архив не архив, фонтан тоже не совсем фонтан, звонница не звонница, а звонок; и, как мы помним, не колокольня. Часть отрицаний «прошита» в объектах, часть, кажется, возникает спонтанно, часть навязывает куратор, рассказывая о замысле. Нормальное явление, в истории искусства ему лет сто уже, вспоминаем трубку-не-трубку Магритта, писуар, который фонтан, Дюшана, и на закуску «тумты из не-козы» из Макса Фрая. Кстати после упоминания Дюшана пришло в голову, а так ли уж державна фанерная подлодка?

Объекты Древолюции как правило разнообразны, интересны, романтичны. Иногда они маленькие, иногда соревнуются с лендартом, часто содержат критическое высказывание, еще чаще – поэтическое. Отрицание тоже было, вспомним к примеру туалет – не туалет из Суханова или там же рояль, к которому было сложно подойти. Но оно всегда чем-то уравновешивалось, каким-то проблеском надежды в печали погибших деревень или красотой гипотетического полета, как в Чухломе в прошлом году. А тут как будто стало главной, щемящей, темой. Как знать, возможно, это реакция фестиваля, привычного к полям и паркам, на московский контекст.
 

09 Августа 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.