Проникновение?

Фонтан не фонтан, таран не таран, скамейка не скамейка, архив не архив, в коридор входить не рекомендуется: Древолюция 2019 года прошла на Арт Плее, оставив кластеру шесть объектов, не лишенных экзистенциальной печали.

mainImg
Тему объектов фестиваля, цель которого – учить молодых архитекторов работе с деревом и пониманию этого материала, его основатель, куратор и вдохновитель Николай Белоусов определил как «Проникновение» – и неудивительно, он впервые проходит в Москве и вообще в городе. Первоначально планировалось работать на почти дикой пока постпромышленной территории соседнего завода Плутон, но в конечном счете участники проектировали для Арт Плея – места более чем освоенного не только креативными арендаторами, но и современным искусством, что, безусловно, составило определенную трудность. В остальном работа шла по традиционному сценарию: отбор участников на предварительном конкурсе проектов, команды финалистов получают новую тему и работают, выбирая места, функции и образность объектов вместе с куратором, проектируют, а затем своими руками строят. В этом году работа началась 20 июля, результаты показали 4 августа.
Древолюция 2019, пространство Арт Плей
Фотография: Архи.ру
Жюри Древолюции на объекте «Стояк»
Фотография: предоставлена Древолюцией

Жюри, куда вошли, в частности, Алексей Бавыкин, Александр Бродский, Андрей Гнездилов, Николай Лызлов, Сергей Скуратов, – решило в этом году никаких призов и мест не присуждать, ограничившись выдачей дипломов. Объекты – их в общей сложности шесть – будут сохраняться на территории комплекса. Многие из них интерпретируют историю комплекса, расположенного на бывшей территории и в зданиях завода «Манометр», – ее прошлое, по словам Николая Белоусова, в современном кластере, несмотря на сохранность зданий, почти не читается и никак не осмыслено. Некоторые участники «Древолюции» попробовали исправить эту ошибку, другие – сосредоточились на упущенных возможностях и сегодняшней специфике места.

Штурм понарошку
Название объекта: Тарань!
Команда (цюця)
Авторы: Бугай Ирина, Волобуева Катерина, Жернакова Наталья, Титов Денис, Посадский Ян.

Пафос авторов объекта заключен в том, что Артплей неприступная крепость, он закрывает двери в 23:00 и проникнуть туда ночью, чтобы доделать проект – а участники группы в разное время здесь работали – невозможно. У него, как у крепости, есть стены и ворота, их закрывают на ночь.

Так что группа установила вне комплекса, на треугольном островке перед входом со стороны Сыромятнического проезда и трамвайной арки, где большинство людей идет в Артплей от метро, объект, вдохновленный одновременно образом Троянского коня и тарана. В общем-то, обычная реакция человка перед закрытой дверью – хочется сломать ее, особенно если и впрямь надо туда проникнуть.
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Объемная решетчатая конструкция из тонких некрашеных планок напоминает, с одной стороны строительные леса, с другой – линии построения, столь любимые мастерами архитектуры деконструктивизма. Внутрь помещено бревно от высохшей ели, привезенное с дачного участка Николая Белоусова. Оно сухое, но внутри живут всякие жуки-короеды, там продолжается жизнь, и в то же время его жестко зафиксировали в пространстве, оно не может пошевелиться, – поясняют устроители фестиваля. Во время судейства Сергей Скуратов прокомментировал объект в том смысле, что мы все в какой-то степени такие существа: вроде живые, но зафиксированные обстоятельствами так, что пошевелиться сложно и приходится занимать предписанное место в трехмерном пространстве.

Словом, объект, для которого, кстати, руководство Артплея специально договорилось с городом об асфальтировании островка, подготовив, таким образом, площадку, получился многозначным. Его контур, действительно, напоминает Троянского коня, но очень общо. Он поставлен, как тот конь, на колесики, но рядом подпорки, так что колесики висят в воздухе, чтобы никому не пришло в голову и впрямь покататься на этой, довольно внушительной конструкции, как на тележке из супермаркета, – но в итоге зафиксированность в пространстве еще усиливается. Это такой Троянский конь, которого, в общем-то, не так просто ввести внутрь города. Да еще такой таран, для которого предполагаемая крепость сама заасфальтировала площадку. В итоге получается метафора гиперуправляемого и сверхинтеллигентного протеста, в данном случае не только высказанного в шутку, но и организованного, оформленного, связанного-перевязанного так, что он превращается в свою противоположность, причем делает это несколько раз наподобие матрешки. Когда любой штурм – только образ, присутствие «штурмующего» трижды согласовано со «штурмуемым», а воины приходят на поле боя для того, чтобы мирно сдаться противнику. Метафора отличная, и получилась, кажется, в некоторой степени случайно: часть смыслов не заложена авторами, а подсказана обстоятельствами. И все же интересно, что сказал бы Одиссей.

Ира, Катя (выпускницы МАРШ), Денис (конструктор) работают в собственном архитектурном бюро. Наташа выпускница британки, участвует второй раз. Ян из Воронежа, в этом году защитил диплом в университете.

Призрак державы
Название объекта: «Манометр»
Команда PAAND+Созоныч
Авторы: Директоренко Анастасия, Карманов Евгений, Павлова Полина, Павловская Екатерина, Пуренков Антон, Таслунов Александр


Здесь история начинается с того, что на территории Артплея, на площадке, которая примыкает к Нижней Сыромятнической улице примерно посередине ее длины, изначально, при реконструкции завода с креативный кластер, был запланирован фонтан. Но не реализован, а коммуникации остались – вода подведена, канавки для ее отвода тоже.
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Фонтан впрочем крайне нетрадиционный – мало того, что воду надо включать в специальном ящичке, так она еще и льется тонкими струйками вниз из пластиковых трубок, спрятанных довольно искусно под деревянными планками. Планки выпилены из многослойной фанеры и образуют объемный силуэт всплывающей подводной лодки – для меня удивительно, но они и впрямь могут всплывать вот так, задирая нос. Получается, что льющаяся вниз вода как будто стекает с корпуса лодки. Суть в том, что завод «Манометр» производил приборы, в том числе, для подводных лодок и фонтан – напоминание об том и о прошлом территории. А авторское описание проекта, пожалуй, заслуживает того, чтобы процитировать его полностью, этакая в нем звучит державная нота, удивительно даже, что лодка не бронзовая получилась, а контурно-призрачная:

«Современные художники, архитекторы и дизайнеры, создавая творческий беспредел на Artplay, не должны забывать про дух места завода «Манометр», некогда снабжающий подводные лодки своими приборами. Наш объект – это проникновение духа места. Он будет напоминать о светлом прошлом этого завода и о надёжном будущем нашей державы».

В работе объединились две группы, обе участвуют в фестивале третий раз: PAAND из Петербурга, Созонычи из Петербурга и Вологды. Все участники работают в собственных архитектурных бюро. 

Не-колокол
Название объекта: Звонница
Команда: Алло, да
Авторы: Арсеньев Василий, Ковалева Мария, Михайлова Елизавета, Немцев Борис, Силина Римма, Островерхова Анастасия, Четина Арина


«Звонница», расположившаяся примерно в геометрическом центре территории на верхней площадке металлической лестницы напротив Малого зала, где участники строили свои объекты, тоже – контекстуальное проникновение и память о заводе. Авторы нашли висевший на проходной заводский звонок, последний из сохранившихся здесь, отчистили его от ржавчины, и превратили, по их словам, в музыкальный инструмент. Звонок работает от электричества, а по форме напоминает очень длинный колокольчик, а еще больше свернутый зонтик. Николай Белоусов, между тем, тщательно акцентирует – это звонница от слова «звонок», а не колокольня от слова «колокол».
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: предоставлена Древолюцией
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Авторы обещают приходить на Артплей дважды в год и давать звонок, «в память о той поре и о людях, живших совсем иначе», – в день начала индустриализции и ее завершения, причем в последнем случае имеются в виду события 1991 года.

Основная часть команды – студенты второго и третьего курсов петербургской Академии художеств. Арина Четина из Воронежа. 

Утраченный архив
Название объекта: Архив
Команда: Ждём Антона
Авторы: Балахнов Олег, Верещагина Юлия, Елизарова Анастасия, Искусов Никита, Мустейкис Александра, Николаенков Антон, Щетинин Арсений


Третий проект, посвященный проникновению в контекст истории «Манометра», помещен в тупиковом торце металлического моста, который совсем недавно еще осмысляли школьники из МАРШа. Высокое решетчатое сооружение из дерева, покрытого темной морилкой, стилистически немного напоминает работы группы «Дети Иофана» из-за вертикализма элементов и целого. В нижних ячейках планируется поместить прозрачные пластиковые коробки с набором некрупных элементов, напоминающих об истории завода, – так, чтобы ящики можно было выдвигать, но не вынимать, и рассматривать содержимое. Увы, необходимо признаться, что в момент показа существовала только объемная рама, наполнения еще не было, но авторы клятвенно обещали, что скоро появится. Экспозиция подготовлена при поддержке музея «Басмания».
  • zooming
    1 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Надо признать, что сама по себе идея архивирования истории очень привлекательная и, я бы сказала, беспроигрышная – все любят рассматривать артефакты прошлого, вещи и другой жизни. Но то, что построила команда, никоим образом, конечно, не архив – скорее это филиал краеведческого музея, музей на выезде, стремящийся привлечь внимание мимоидущих. И едущих: сооружение поставлено в виду поездов, проезжающих по насыпи, и будет неплохо видно пассажирам из окон. Архиву же оно в основном противоположно: архив хранит в основном бумагу, и – в, насколько это исторически получилось, полном объеме; в архиве никак не может быть открытой крыши и дыр. Хотя если воспринять сооружение опять же как метафору – иными словами, навязать ему смысл, не озвученный или не вполне озвученный авторами в пояснении, то получится скорее исчезновение архива или демонстрация его хрупкости – так же как и хрупкости почти утраченного прошлого завода. Тогда понятно, почему стены состоят из дыр, и потолка нету. Это исчезающий архив, почти исчезнувший, намокший под дождем. Тут вспоминается судьба архива Костромской области, сначала сгоревшего, потом затопленного при тушении. Обратим внимание на то, что решетка стен черноватая, как будто подобгоревшая, так что, вероятно, все сходится – это след от архива. Но тогда может и ящики не добавлять?

Команда из Петербурга, все работают в разных бюро. Юлия Верещагина – студентка из Воронежа.
 
Укол в заповедную зону
Название объекта: Меж
Команда: Река Вологда
Авторы: Богданова Алина, Гагин Николай, Горшкова Софья, Давыдов Андрей, Павлова Ирина, Халидуллина Алина


Если три предыдущих объекта интерпретируют тему проникновения через заводской контекст, напоминая творческому кластеру о его прошлом, а самый первый из описанных посвящен скорее не-проникновению, его заведомой невозможности при всем желании, то объект «Меж» раскрыл тему наиболее прямо и полно. Авторы отыскали в кластере условно нетронутое пространство среди сиреневых кустов, заявили о его неприкосновенности и демонстративно прокололи его своим объектом, похожим на сужающийся коридор из деревянных планок. Ходить по помосту не рекомендуется – можно споткнуться, он для прогулок не предназначен, только для созерцания полосатой перспективы. Планки отчасти покрашены градиентом в переливчато-серый цвет, стремясь слиться с пасмурным небом, что довольно перламутрово.
  • zooming
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Участники команды – в основном из Тюмени, один из Петербурга, еще один из Вологды (Ирина Павлова), так что авторы, из солидарности против бетонирования набережной Вологды, назвали свое объединение «Река Вологда». 

Не-скамейка
Название объекта: Парковка для людей «Стояк»
Команда: Степь
Авторы: Жупилова Полина, Лернер Илья, Павленко Яна, Сидоровичев Максим, Чеботарев Дмитрий


Объект с провокационным названием совершенно никуда не проникает, а тихо стоит себе под железным мостиком, на котором вверху архив. Зато на центральной улице посередине, совсем рядом с «заповедным» углом с сиренью. Будем считать, что тему он развивает, потому что уже проник и утвердился, предложив, в отличие от всех остальных, простую практическую пользу. Стоячая скамейка предназначена для смены позы сотрудников офисов, которые все время сидят. И напоминает популярные теперь у проектировщиков московского метро «прислонейки», также как и детские качели – были такие в давнее время, сооружения из металлической дуги и двух скамеек. Эта, впрочем, не качается, а стоит. Авторы – студенты второго курса СГТУ из Саратова.
  • zooming
    1 / 4
    Ольга Старкова, Николай Белоусов. Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Несложно заметить, что проникать в Арт Плей участникам с их объектами было непросто. Место настолько освоенное, что скорее пестрое, там что ни шаг, то творческое высказывание, граффити, павильон, причем некоторые из них хорошо известны в узких кругах, мы теперь наблюдаем, как они стареют (не очень хорошо). На таком фоне сложно быть заметным и сложно продвинуть свое высказывание, а затеряться – легко. Неудивительно, что «Архив», стоячая скамейка и «Меж» выбрали тактику маскировки: один прикидывается частью железного моста, другая делает вид, что всегда тут стояла, третий появляется перед зрителем, пожелавшим подняться по лестнице, довольно внезапно из кустов. Хорошо заметен, в общем-то, только таран, даже фонтан надо поискать.

Сложно сказать, но возможно реакцией на художественную насыщенность контекста стала и частица «не», присутствующая во всех объектах. Конь – не конь, таран – не таран, скамейка не скамейка, архив не архив, фонтан тоже не совсем фонтан, звонница не звонница, а звонок; и, как мы помним, не колокольня. Часть отрицаний «прошита» в объектах, часть, кажется, возникает спонтанно, часть навязывает куратор, рассказывая о замысле. Нормальное явление, в истории искусства ему лет сто уже, вспоминаем трубку-не-трубку Магритта, писуар, который фонтан, Дюшана, и на закуску «тумты из не-козы» из Макса Фрая. Кстати после упоминания Дюшана пришло в голову, а так ли уж державна фанерная подлодка?

Объекты Древолюции как правило разнообразны, интересны, романтичны. Иногда они маленькие, иногда соревнуются с лендартом, часто содержат критическое высказывание, еще чаще – поэтическое. Отрицание тоже было, вспомним к примеру туалет – не туалет из Суханова или там же рояль, к которому было сложно подойти. Но оно всегда чем-то уравновешивалось, каким-то проблеском надежды в печали погибших деревень или красотой гипотетического полета, как в Чухломе в прошлом году. А тут как будто стало главной, щемящей, темой. Как знать, возможно, это реакция фестиваля, привычного к полям и паркам, на московский контекст.
 

09 Августа 2019

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
В теме окна
Идеи восьми команд, отобранных для фестиваля «Древолюция», с комментариями жюри. Победители будут работать над новыми проектами в конце июля, на сей раз в Арт Плее на Сыромятнической.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.