«О парках вспомнили вновь совсем недавно»

Шесть впечатлений от Всемирного паркового конгресса, прошедшего в Казани, и пять советов от опытных архитекторов – архитекторам, начинающим работать с парками и общественными пространствами.

mainImg
В конце октября в Казани прошел Всемирный парковый конгресс World Urban Parks, посвященный городским паркам. Мы поговорили с несколькими архитекторами посетившими форум, об их впечатлениях, задав вот такие вопросы:
  1. Впервые ли на таком конгрессе?
  2. Каковы общие впечатления в целом и по сравнению с другими подобными форумами?
  3. Удалось ли узнать что-то новое на WUP? Назовите самые интересные обсуждения, впечатления, проекты – что можно было бы отметить особо?
  4. О парках вообще: супер-совет себе и коллегам: что на ваш взгляд необходимо знать современному архитектору, проектирующему в городе, о сфере парков, ландшафта, благоустройства общественных пространств, прежде всего? Самое главное, базовое знание или принцип.
 
zooming
Наталья Сидорова, DNK ag

1. 
Я впервые на этом конгрессе. DNK ag пригласила программная дирекция конгресса, агентство CITYMAKERS. Ландшафтное проектирование не является нашим основным профилем, но мы всегда очень трепетно относимся к ландшафту и экологическим вопросам в наших работах… И мы польщены тем, что организаторы конгресса смогли это оценить, и пригласили меня спикером на сессию «Взгляд из ландшафта. Новый подход к индустриальному наследию», которую модерировал Эверт Верхаген. Урбанист, основатель агентства Creative Cities и компании Reuse BV, Верхаген, много работает с бывшими индустриальными территориями, поэтом выбор модератора был очевиден.

2.
WUP впервые проходил в нашей стране. И в целом у меня сложилось очень позитивное впечатление. По уровню организации мероприятия, подходу к проблематике, уровню экспертов, предметности и детальности дискуссии, я готова сравнить его с WAF, хотя по существу это очень разные мероприятия. На WUP были очень интересные лекции и специализированные сессии, в том числе: про парки в условиях сурового климата, про управление и экономические модели общественных пространств, про особенности регенерации ландшафта при редевелопменте, была даже сессия, посвященная пространству кладбищ. Народу было очень много: залы почти всегда были битком. И что самое важное – все дискуссии были по существу, с детальными примерами, конкретными советами, технологиями, а не общие заявления о благе человека, которые часто слышишь на подобных мероприятиях.

3. 
Ландшафтный проект не может иметь конечного решения, он все время развивается во времени в зависимости от целеполагания на каждом этапе развития. В этой связи, любопытный пример был на нашей сессии «Взгляд из ландшафта. Новый подход к индустриальному наследию» Бенджамина Уокера, директора британского LDA Design.
Бенджамин Уокер, LDA Design, на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Речь шла о масштабном проекте редевелопмента территории исторической электростанции Баттерси в южной части Лондона. Согласно генплану Баттерси и прилегающий участок (всего 17 га) должен превратиться в новый городской район с жилой и деловой застройкой, соответствующей инфраструктурой и ритейлом, а так же с городским парком на берегу Темзы и общественными пространствами общей площадью 9 га, которые и проектирует LDA Design. Но на первом этапе стояла задача открыть и перезагрузить территорию минимальными средствами: сделать ее привлекательной как для дальнейших инвестиций, так и для горожан разных возрастов. И уже с самого начала девелопер начал активно взаимодействовать с архитекторами. В итоге, на небольшом участке просто разбили газон, поставили шезлонги, повесили экран и получился мини-кинотеатр под открытым небом. А вход на территорию отрыли через железнодорожный мост Гросвенор, что эффектно акцентирует «вхождение» в новое пространство. Минимальное благоустройство и активная рекламная компания со стороны девелопера сделали это место сразу очень популярным и помогли «раскрутить» его для дальнейшего развития… Так и должна поэтапно начинаться работа над редевелопментом территорий, который представляет собой целый комплекс мероприятий, за которыми стоят исследования, междисциплинарный подход, и разработка сценариев развития на каждом этапе. Это не было открытием для меня, я просто лишний раз в этом убедилась.

Также много примеров на конгрессе было посвящено активному взаимодействию с местными сообществами. По признанию многих экспертов, оно может быть как катализатором процессов, так и манипулятором. Но без мнения и обратной связи людей, тех, для кого и делаются собственно говоря все изменения в городе, включая благоустройство, не обойтись. И только в этом случае пространство будет живым и востребованным.

Ландшафтное проектирование у нас пока чаще всего ассоциируется с красивой визуализацией озеленения, мощения и благоустройства на уровне лавочек и фонариков. На самом деле проблематика гораздо шире и глубже. И в выступлениях спикеров на форуме, как зарубежных, так и российских, тема ландшафтных преобразований обсуждалась на уровне создания экологического каркаса и регенерации территорий в независимости от масштаба проекта. Из отечественных самый показательный пример в этом контексте – проект благоустройства озера Кабан в Татарстане, который был реализован на базе концепции китайских коллег Turenscape. Частью этого проекта стали мероприятия по очистке воды с помощью специальных растений, размещенных у берега озера. И как показали исследования – это работает, вода стала чище! Конечно, такие решения всегда высокотехнологичные и дорогие.
Эйхнория отличная в одном из каскадных прудов на набережной озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Интересно, что в своем выступлении Наталья Фишман-Бекмамбетова призналась, что если бы она знала, с какими сложностями ей придется столкнуться при реализации этого проекта в самом начале, она, быть может, на него бы и не решилась. Но не жалеет, конечно.

4.
Сегодня пространства и функции перемешиваются, поэтому современные проекты требуют комплексного подхода. Во всем нужен профессионализм и работа целой команды.

Для себя я все больше убеждаюсь, что архитектура и ландшафт не просто взаимодействуют, а взаимопроникают друг в друга. Поэтому темой моего выступления на конгрессе стало «Включение ландшафта в архитектуру». Всё работает в контексте. Для ландшафта контекстом является архитектура, а для архитектуры – ландшафт.


zooming
Екатерина Гольдберг, Orchestra Design

1. 
Именно на парковом конгрессе впервые, но была раньше на других международных форумах. Мне очень понравилось, что форум специализированный. Была возможность более подробно с разных сторон обсудить именно парки и посмотреть на них в более широком контексте. 

2-3. 
Мне больше всего были интересны истории градостроительных ошибок, почему и как они произошли и главное, как можно было бы сделать иначе. О них редко говорят на форумах, но в этот раз было несколько полезных разборов таких кейсов. Например, Кен Смит показывал пример бывшей промышленной зоны, на которой он планировал сохранить индустриальные объекты и интегрировать их в парк. Но в результате все было снесено. И хотя создали также зеленую зону, она уже совсем не отражает идентичности места и его истории. Еще я в первый раз поняла, что наконец-то российские кейсы смотрятся на таких международных конгрессах абсолютно равноправными по отношению к международным. Сейчас стал возможен полноценный диалог и обмен опытом между российскими экспертами и зарубежными. Это очень приятно.
zooming
Кен Смит на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

4. 
Главный совет для России – обговаривать сроки проектов: и стадии проектирования, и надзора. Нормальные сроки проектирования и строительства и участие архитекторов на всех этапах проекта позволят нам всем выйти на совсем другой уровень качества реализованных проектов.

И второй важный совет – не бояться временной активации, запуска проекта еще до полноценного строительства уже с момента разработки концепции. Создавать жизнь в пространствах и в рамках этой жизни проектировать – это лучшее решение.


zooming
Михаил Бейлин, CitizenStudio

Главный тезис: парки – это зоны комфорта. И они доржны быть спроектированны таким способом, чтобы дать человеку возможность для максимально вариативного, но непременно комфортного времяпрепровождения. Иными словами, парк – место для совершенно разных людей. Молодежи, родителей с маленькими детьми, пенсионеров и так далее. Вряд ли можно придумать более банальную максиму. Но, и это особенно касается локальных парков, – это территория абсолютной демократии и пересечения интересов людей, считающих ее своей. А значит у них должна быть возможность сосуществовать, не мешая друг другу. В этом смысле развитие парков и общественного пространства вообще должно сделать горожан более терпимыми друг к другу, а общество более свободным. Пусть идти к этому приходится через огороженную «Яму» и екатиринбургские заборы.


zooming
Вера Бутко, Антон Надточий, ATRIUM

1. 
На конгрессе WUP мы впервые; форум очень масштабный, представительный, пафосный и несмотря на это живой; в Казани умеют организовать большие фестивали. Структура их тоже понятна, она уже устоялась: параллельно идут сессии, доклады, встречи. Есть два вида фестивалей – на одних проводится конкурс, как, скажем, на биеннале или на WAF, и главной темой обсуждения становятся проекты. WUP – форум без конкурса, его фокус был сосредоточен скорее на темах, чем на обсуждении конкретных работ, хотя примеры, конечно, тоже фигурировали, в зависимости от докладов.

Интересен сам факт – тема парков и общественных пространств стала настолько востребованной, что заставляет не первый год устраивать масштабные статусные мероприятия. Казалось бы, парки – узкая тема, а конгресс всемирный. Это радует и вселяет оптимизм в любом случае. Когда же дело доходит до специфических тем, как на нынешнем WUP, где обсуждали, в частности, кладбища и парки северных территорий – то, что раньше как отдельный вопрос не всплывало, кажется, ни разу. Понимаешь, что тема приобрела всеобъемлющий характер.

2-3.
Мы участвовали в сессии, посвященной общественным пространствам в суровом климате: вместе с главным архитектором республики Саха Ириной Алексеевой показывали проект «Парка будущих поколений», который победил в конкурсе и теперь постепенно реализуется. Нам показался интересным рассказ Сьюзан Холдсворф об урбанистических инициативах города Эдмонтона из канадского штата Альберта: никаких мегапроектов, точечные и в сущности достаточно простые реализации, нацеленные на улучшение городской жизни. Надо сказать, мы были удивлены, узнав из выступления врио губернатора Мурманской области, что и в Мурманске сейчас активно занимаются проектами благоустройства. Кажется, раньше парки были темой если не субтропиков, то средней полосы и в большей степени столиц. Теперь же очень много делается в северных городах, есть даже ощущение, что акцент сместился на север.

Мы считаем позитивным, что на конгрессе не обсуждали сам по себе просто ландшафтный дизайн: траву, кусты или устройство газонов. На нашей сессии никто не обсуждал, скажем, ягель. Разговор шел в совершенно ином разрезе, в частности, речь шла о том, что в суровом климате людей не тянет на улицу в холод, и нужно искать пути, способные как-то подтолкнуть их к тому, чтобы чаще встречаться и общаться.

Конечно, на таких форумах невозможно посетить и оценить всё, так как многое идет параллельно. Но было много интересных мероприятий, к примеру интервью с Сергеем Капковым, ныне главой «Центра исследований экономики культуры и городского развития» при экономическом факультете МГУ, там тоже многое делается для северных городов.
Сергей Капков на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

4. 
Начиная работать с любой территорией, важно «на берегу» оговорить с заказчиком, кто будет проектировать ландшафт и какое место можно ему отвести в проекте, каковы возможности и ограничения. Это позволит сразу начать продумывать связи и сценарии поведения людей не только в здании, но и вокруг него, предлагать логику взаимодействия здания с городом. К примеру, если речь о школе, мы задаем вопрос: территория школы будет за забором или ее будут использовать как городскую территорию? Не договорившись на первом этапе, можно затем получить конфликт, так что вопросы лучше задавать с первой минуты.

Поскольку наша архитектура всегда интегрирована в ландшафт и служит его продуманным продолжением, нам особенно важна возможность влиять на проект ландшафта, в идеале – самим сделать его. Наши здания – единое целое с их окружением, они взаимодействуют между собой. Поэтому мы стремимся сделать ландшафт активным «партнером», – к примеру, если на участке нет естественного рельефа, добавляем искусственный.

Другой аргумент в пользу внимательного отношения к ландшафту – сейчас резко выросла высотность и земля стала пятым фасадом, на который интересно смотреть сверху вниз – то, что мы при этом видим, должно быть осмысленной картиной, закономерной частью комплекса и его продуманным завершением.


zooming
Анна Ищенко, Wowhaus

1.
Всемирный парковый конгресс сравнительно новая история, он впервые проходит в России, я также была на нем впервые. Впечатления самые положительные: интересные рассказы участников, как из нашей страны, так и иностранных коллег. Казалось бы парки – узкая тема, но на форуме возник диалог по широкому спектру вопросов: парки стали поводом для обсуждения того, каково человеку жить в городе вообще, что такое современный город и как его следует развивать.

Сравнить с другими форумами достаточно сложно, МУФ – место программных заявлений, тоже масштабный, конечно; почти сразу после мне удалось побывать на Forum 100+ в Екатеринбурге, это более узкоспециализированное мероприятие, поэтому сообщения на нем были суше. А на WUP многие докладчики говорили очень увлеченно, с горящими глазами, что, конечно, вдохновляет. Сама по себе тема волнующая: пять наших сотрудников поехали туда самостоятельно, взяв отпуск за свой счет, мы не знали, только на форуме встретились.

2-3.
Все панельные дискуссии, на которых нам удалось побывать, оказались очень содержательными. Хотя из организационных минусов – из-за того, что сессии шли параллельно, не удалось посетить все, что хотелось. Мне лично были интересны сообщения о работе, подобной нашей, о создании проектов комфортной городской среды, – не знаковых и пафосных, а локальных, но реально меняющих жизнь людей, живущих в каком-то районе.

Все знают, как москвичи реагируют на благоустройство, и мне было интересно послушать, как такие проблемы решают в других городах. Как взаимодействовать с людьми на этапе проектирования и как тогда, когда объект уже реализован. Казалось бы, жизнь объекта после реализации это вопрос не проектирования, а эксплуатации. Но на этом форуме я поняла, какой вклад в поддержание жизни озелененных территорий вносят волонтеры – это супер-важно, поскольку позволяет даже не экономить деньги, но помогает воспитывать общий дух – когда люди начинают относиться к месту как к своему, как к собственной квартире.
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Хотя там же прозвучало, что у нас пока сложно настроить такого рода волонтерские механизмы: скажем, когда деньги на поддержание парка уже выделены, то даже если будут волонтеры, перераспределить бюджет не получится – средства необходимо потратить, и пока неясно, как у нас регулировать такие вещи.

Но больше всего меня впечатлило, как это ни странно, пленарное заседание. От них обычно ничего не ждут, там уважаемые люди произносят воодушевляющие, но временами усыпляющие речи. Но вышел Гил Пеньялоса – и показал невероятную, радикальную панковскую презентацию: он зажигательно говорил о том, как градостроительство в какой-то момент завело города в тупик, и мы вместо парков стали строить парковки… Его выступление дало всем невероятный приток энергии и энтузиазма.
Гил Пеньялоса на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

4.
Супер-совет: если вы беретесь за работу с городскими общественными пространствами и парками, помните, что в этой сфере необходимо четко отделять творчество от самовыражения, в большей степени, чем в проектировании объемной архитектуры городских домов. Здесь, в нашей области, архитектор – практически медиум, коммуникатор между сообществом, сложившейся средой, и той новой средой, которую он видит и хотел бы создать.

Надо понимать, что мы не можем сочинить памятник себе, оставить его и уйти. Такого не будет. Если вы выбрали эту сферу, здесь придется много общаться, объяснять, слушать. Но при этом также необходимо понимать, что невозможно выслушать всех и всем угодить. Так или иначе, наша работа – искусство компромисса.


zooming
Олег Шапиро, Wowhaus

На мой взгляд, парк – это отдельный, крупный, серьезный объект городской территории. Парк – не «обсевки» проектирования, а серьезная задача. Поэтому браться за его проектирование надо тем, что понимает серьезность задачи. Понимает, что это важный фрагмент города, что он влияет на большую территорию, что он связан с городским контекстом, что им пользуется большое количество людей, что парки бывают разные. Туда входит много задач, дендрологических, эстетических, любых. Это очень специальный, но важный объект в городе, что заново осознали только недавно.

Форум показался мне очень хорошо организованным событием, туда приехало много важных людей и профессионалов со всего мира. Думаю, там были все, кто всерьез занимается парками. Было видно, как много профессионалов всерьез посвящают жизнь таким городским образованиям, как парки. Как важно их иметь, как они нужны городу и его жителям. К примеру, Мэри Боуман показывала огромный парк, 40 га вокруг Эйфелевой башни, которым она сейчас занимается, выиграв конкурс. Занять 40 га в центре одного из старейших городов мира парком – мне кажется, это очень важный факт, иллюстрирующий важность темы.
Мэри Боуман на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

13 Ноября 2019

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.