Вырасти свой сад

Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.

mainImg
На небе только и разговоров, что о парках: часто кажется – это и есть лучшая часть города, признак здоровой, стабильной и безопасной среды. В Казани состоялся масштабный конгресс World Urban Parks, где шел конструктивный разговор о том, что такое парки, как их придумывать, делать и управлять.

Конгресс посетили 1500 делегатов со всего мира, в том числе признанные знаменитости мировой урбанистики, такие как, к примеру, Эверт Верхаген, Ричард Мюррей или Кен Смит: цитаты знаменитостей и представителей инстеблишмента можно увидеть здесь, мы же рассказываем о том, что из массы важного и интересного показалось самым-самым.
Конгресс World Urban Parks 2019 в Казани
Фотография предоставлена фондом «Институт развития городов республики Татарстан»

Комфортная среда для малых городов
Коротко: критерии конкурса можно использовать для любого общественного пространства, это почти готовое ТЗ.
Конгресс World Urban Parks 2019 в Казани
Фотография предоставлена фондом «Институт развития городов республики Татарстан»

Одна из секций конгресса была посвящена обсуждению критериев Всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Всего их пять, документ дает представление о том, что под общественными пространствами понимают профессионалы. Руководитель рабочей группы Артем Гебелев пояснил, что пользоваться критериями можно как техзаданием – к этой универсальности, собственно, и стремились. Но стоит отметить, что проект пока не утвержден федеральной комиссией, возможны изменения.

Итак, критерии:
  • степень и разнообразие форм участия горожан на всех этапах подготовки и реализации проекта, социокультурное программирование территории;
  • обоснованность выбора места и востребованность проекта;
  • качество планировочных и архитектурных решений;
  • сохранение историко-градостроительной и природной среды исторического поселения;
  • прогнозируемые экономические и социальные эффекты от реализации проекта.
Каждый критерий подробно раскрывается подпунктами. В этом году намного больше внимания уделено архитектурным решениям, также в трех из пяти основных критериев есть подпункт, связанный с индентичностью.
Бульвар «Белые цветы» по улице Абсалямова, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Победители и участники прошлых лет поделились опытом. Заместитель Министра строительства и ЖКХ Максим Егоров отметил, что «конкурс меняет не только пространство городов, но и мозги людей», а «критерии формируют архитекторов». Представители Казани, Москвы и Нижнего Новгорода – наиболее успешные участники конкурса, рассказали о последствиях: «муниципалитет прокачивается и начинает генерить движуху», по нарастающей в процесс вовлекаются разные социальные группы, чиновники успешнее взаимодействуют с архитекторами, но с получением гранта начинается все самое тяжелое. Лайфхак: установка камер на стройке качественно улучшает процесс.
Бульвар «Белые цветы» по улице Абсалямова, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Заместитель начальника Управления развития общественных территорий Министерства благоустройства Московской области Юрий Шередега рассказал, кто конкурс «вытаскивает города из небытия». Кроме прочих бонусов муниципалитет получает брендирование, айдентику, социокультурную программу, систему зонирования, опыт общения с жителями, которого до сих пор не часто случалось. Советовал уходить от фантастичности проектов, но не отсекать ее полностью. Проекты, не получившие гранты, по его словам были выполнены так, словно архитекторы не ездили в города, то есть не было в них пресловутой идентичности.
Фестиваль «Лэнд-Арт» в селе Муслюмово, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

За круглыми столами собрались те, кто собирается подавать заявки, рабочая группа помогала советами и отвечала на вопросы. Здесь услышалось, что как критерии ни составляй, все упирается в экономику: чем богаче регион, тем проще ему сделать хорошую заявку и найти дополнительное финансирование. У остальных же часто нет даже архитектора, который как следует нарисует проект. На это советовали «пристегивать» всевозможные муниципальные и федеральные программы, привлекать вузы, искать инвесторов. Казань, к слову, растит своих архитекторов: оплачивает им обучение и стажировки, привозит зарубежных специалистов. Также спорили о необходимости местных материалов, коротких сроках и совершенно разных погодных условиях, которые не позволяют вовремя начать стройку.

В конкурсе могут участвовать малые города с населением до 100 тысяч человек, а также исторические поселения. В 2020 году 80 проектов-победителей из 46 регионов получат финансирование из федерального бюджета от 40 до 85 млн рублей.
 
Идентичность

Коротко: копать глубже, говорить с людьми
Набережная реки Тюлячка, село Тюлячи, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Самая яркая сессия называлась «Можно ли сделать место?» И выглядела примерно так: Надежда Нилина по-английски рассказывала про советскую идентичность российской аудитории, для которой все услышанное скорее всего было новостью.

Старший преподаватель, Нью-Йоркского технологического института Надежда Нилина на примере социалистических городов рассказывала о том, как идентичность может быть сфабрикована. ЦПКиО – пространство для спорта («в здоровом теле здоровый дух!»), защиты промышленного города от загрязнения, адаптации сельского населения к городской жизни, а также место, где можно легитимно знакомиться с противоположным полом. В этой парадигме уникальность замещена универсальностью: парки всех городов от Арзамаса до Магнитогорска делали по стандарту Москвы. Общество поменялось, парки – нет. Городам предстоит найти свою индентичность.
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Сооснователь архитектурного бюро Orchestra Эдуард Моро делился впечатлениями от работы в глубинке: «суть малых городов в России не всегда понятна, вне городов ландшафт поразителен, но внутри – очень простой, площадь Ленина и улица Карла Маркса. Время давать новые имена».

Многие, в том числе Моро, транслировали мысль, что идентичность хорошо ищется и конструируется через работу с местным сообществом. При этом недостаточно спросить, чего хотят люди – они часто сами не знают, причем не только своих желаний, но и возможностей. Нужно вовлечь их в процесс. Для Елабуги, например, придумали «Сад тысячи историй»: на стальных пластинах напечатают личные истории горожан о том, как они связаны с городом.

Юрий Шередега назвал идентичность главной составляющей успешного проекта, но призвал «копать глубже, чем мамочки, спортсмены и пожилые люди, искать индивидуальные истории про конкретный город, а не город вообще». Тогда появляется еще нечто важное – гордость за место.
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Основатель студии KEN SMITH WORKSHOP Кен Смит показывал, как превращал «страшненькие места» Торонто вроде автопарковок в популярные скверы. Ухватить идентичность помогли картины местных художников: в сквер переместили скальную глыбу и фонтан, который зимой превращается в живописную стену сосулек. Теперь жители говорят: «встретимся на скалах!» Архитектор предложил выходить на уровень абстракций, что позволяет говорить сразу с большим количеством людей.
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Арт-директор Architettura e Paesaggio Ольга Москвина с ураганной энергией рассказывала про то, как спасала растения после Экспо в Милане: по регламенту все, от дорогих и редких платанов до кустиков лаванды, после выставки должны были утилизировать. А только в одном павильоне Швейцарии было 60 берез. С помощью волонтеров и собственной харизмы Ольга постепенно вывезла большинство растений и отдала в общественные пространства Ломбардии, как правило, это были «самые паршивые неместа». Город Боллате взял 2000 растений из 7000 и вместе с рабочими Экспо спланировал парк. Поскольку растения несколько раз пересаживали, им требовался особенный уход, много внимания. Проводили встречи с волонтерами и пожилыми людьми, учили, вовлекали. Постепенно парк превратился в здоровый и красивый городской лес, хотя энтузиазм волонтеров и поубавился. Ольга считает, что теперь у места появилась идентичность, свой genius loci – дух Экспо. Камень брошен, круги идут.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Урбанист, основатель агентства Creative Cities и компании Reuse BV Эверт Верхаген подвел итог: «идентичность – это связывание людей с пространством. Важно, чтобы у людей была причина остаться в Сибири или хотя бы вернуться».

Если же взять вышеупомянутые критерии, то в них идентичность достигается через работу с историко-культурными и географическими особенностями, символикой, традициями и уникальными привычками горожан, городскими мифами, местными промыслами и производством. Также важно участие лидеров городских сообществ. 
Вовлечение

Коротко: необходимый и мощный инструмент, поможет с идентичностью
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Помощник президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказывает, что во время работ по благоустройству парка имени Урицкого рабочие спилили старую иву, которую многие жители помнили с малых лет. Это всколыхнуло город, люди «чуть не с вилами» выходили на улицу. История кажется вполне обычной, разница в том, что здесь власти не стали отмалчиваться и вышли поговорить: организовали в ДК парка общественные слушания. После нескольких сессий в стиле фильма «Гараж» удалось начать говорить о парке: что люди хотят там видеть, как исправить случившееся. Пожелания услышали, записали, реализовали. Одно дерево изменило подход, теперь каждый новый проект сопровождается вовлечением жителей, опросами, анкетированием.

Опытом охотно делятся: на сайте парков Татарстана есть методички: «Соучаствующее проектирование», «Организация общественных слушаний». Сейчас идет разработка стратегии благоустройства Казанки, для нее тоже создан сайт, пропустить блок для предложений невозможно, а интерфейс инструмента такой, что не внести предложение тоже почти невозможно.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Многие говорили о том, что копирование – «как в Копенгагене», «как в Москве», а теперь и «как в Казани» – нужно заменить слушанием, тогда легче будет создать место со своей идентичностью да и вообще понять, в каком направлении двигаться. Инструментов много: кроме упомянутого помогают глубинные интервью, фокус-группы, воркшопы, конкрусы детских рисунков, статистика – данные мобильных операторов, платежных систем, анализ социальных сетей.
Набережная «Казан Су» в городе Арск, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Партнер и управляющий директор Gehl Architect Генриетта Вамберг рассказывала об открытой системе Протокол, которая использует как простейшие инструменты вроде кликера, так и анализ поз по фотографиям: где люди сидят, стоят, прислоняются, бегут или останавливаются. В Протокол можно загружать свои данные и сравнивать, например, набережную озера Кабан с другим променадом у воды, чтобы оценить его эффективность.
 
Жизнеспособность

Коротко: без перфекционизма и малыми средствами
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Когда процесс более или менее налажен, оказывается, что не всегда нужны масштабные бюджетные программы.

Директор по планированию и дизайну, University City District Нейтон Хомель рассказал, о том, как менялась территория рядом с ж/д вокзалом в Филадельфии, получившая название The Porch. Относительно небольшое инвестирование потратили на сбор данных и изменения небольшого участка. Опыт оказался успешным, власти выделили дополнительные средства, архитекторы продолжали исследовать. Благоустроенная территория расширялась и насыщалась, чего могло бы не случиться при изначально большом проекте: никто не поверил бы, что 14 качелей могут быть здесь востребованы.
Набережная и пляж в городе Лаишево
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Бюро Orchestra в Юже всего лишь добилось открытия территории текстильного завода фабрикантов Балиных, что добавило городу красивую улицу и улучшило коммуникацию. А в Ханты-Мансийске в одном их депрессивных дворов для начала поставили ящики для рассады и стенды с информацией, что пользовалось успехом у детей и подростков целых четыре месяца.

Директор Lugares Públicos и партнер Placemaking X Гильермо Берналь считает: «чтобы из пространства создать место, понадобятся не только материалы и растения, необходимо развивать связи между людьми, наводить мосты дружбы». Копеечная настольная игра, колонки и учитель танцев – так тоже начинается место.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Эверт Верхаген на сессии посвященной индустриальному наследию делился мыслями: «Красота переоценена, даже страшные здания могут быть уютными. Со зданиями без охранного статуса можно экспериментировать, часто именно они становятся самыми привлекательными для города. Надо ценить то, что есть, а не выбрасывать».
Набережная «Казан Су» в городе Арск, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

***
Еще пару лет назад, «до Зарядья» и конкурса малых городов, сложно было представить, что такое мероприятие как конгресс World Urban Parks пройдет в Казани.

WUP появился четыре года назад, в это же время стартовала Программа развития общественных пространств Татарстана, благодаря которой республика благоустроила или создала уже больше 300 парков, получила премию Ага Хана, приглашала иностранных архитекторов и обучала своих. В Казани опытом делились «звезды» вроде Киат В. Тана, создателя «Садов у залива» в Сингапуре, а также архитекторы, чиновники, муниципалы, общественники. Атмосфера стояла неформальная, праздничная, но в то же время на удивление рабочая и продуктивная.

Интересно, что российские «кейсы», как их везде называли, отражают совсем другое представление о парке, чем иностранные: у нас это скорее благоустроенное место, насыщенное всевозможными «активностями», тогда как в зарубежных примерах больше естественности, природности. Возможно, зеленый каркас как рутина, как еще одна городская сеть коммуникаций – следующий шаг, запрос на который еще не сформулирован. Вероятно, от этого нет и ощущения той пресловутой идентичности: новые общественные места все еще про подражание, желание быть западом, «русского духа», несмотря на арт-одуванчики и национальные орнаменты, в них нет. Также было заметно, что на конгрессе почти не касались текущих проблем, отчитываясь лишь об успехах.

И все же упрекать никого совершенно не хочется, потому что эйфория от мероприятия слишком очевидная и долгоиграющая. Увидев чиновников в человеческом обличье, классных российских специалистов, архитекторов с горящими глазами и просто хороших людей – веришь, всем очень веришь, что скоро в Мурманске зацветут сады, по Якутии полетят дирижабли, парковки и микрорайоны зазеленеют и вообще жить станет веселее.

Эйхнория отличная в одном из каскадных прудов на набережной озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

25 Октября 2019

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.