Партизанские указатели

Публикуем главу из новой книги Strelka Press «Тактический урбанизм» Энтони Гарсиа и Майка Лайдона: о самодельных указателях с расстоянием до важных объектов и временем, чтобы дойти туда пешком, побудивших жителей города Роли меньше пользоваться автомобилями.

mainImg
С любезного разрешения Strelka Press публикуем фрагмент из книги Энтони Гарсиа и Майка Лайдона «Тактический урбанизм».


Фото: Strelka Press



Партизанские указатели
 

Куда угодно можно пешком дойти, было бы время.
Стивен Райт



Название проекта «Пешком [по твоему городу]» (Walk [Your City])
Год запуска 2012
Город-инициатор Роли (Северная Каролина)
Лидеры Инициатор – активный горожанин Мэтт Томасуло, далее присоединились любители пешей ходьбы, организаторы сообществ и городские планировщики из самых разных мест
Цель Поощрить пешее передвижение вместо использования транспорта
Факт Хотя 41% всех перемещений по территории США производится на расстояние не более мили, всего менее 10% перемещений совершаются пешком или на велосипеде

Если город ХХ века поощрял жителей ездить на любое расстояние и по любой причине, то город XXI столетия пытается вернуть людей к перемещению на двух ногах. В книге «Пеший город» Джефф Спек заявил: «Предоставьте возможность ходить пешком, и очень многое наладится само собой». Верно. Экономика, здоровье общества, экологическая обстановка – во всем обнаруживается корреляция с желанием того или иного района поддержать «пеший транспорт». Лишь недавно, после 60-летнего перерыва, мы вновь взялись строить кварталы и города, где такое возможно. Как показано в том числе и в нашей книге, Америка страдает от отсутствия удобных для пешего перемещения улиц и кварталов, а потребность в них непрерывно растет: недавнее исследование показало, что в поколении миллениалов отношение числа сторонников удобных для прогулок кварталов к количеству равнодушных составляет три к одному.

«Пешеходность» – это краткое обозначение всего, что составляет привлекательность района в целом: внешний облик зданий, плотность застройки, ориентированный на человека дизайн улиц, многофункциональность, близость парков и удобных общественных пространств.

Но что происходит, если все эти факторы в районе имеются налицо, но большинство жителей не имеют привычки гулять? Как изменить саму культуру, чтобы люди вновь захотели «ходить ногами»? Холодной и дождливой январской ночью 2012 года 29-летний выпускник Университета Северной Каролины Мэтт Томасуло отправился на поиски ответов.

В 2007 году Томасуло приехал в Роли, собираясь писать диссертацию, чтобы получить диплом магистра по двум специальностям – «ландшафтная архитектура» и «городское планирование». Он оказался в стремительно растущем городе, где живущие главным образом в пригородах 425 000 человек полагались в основном на личные автомобили. Поскольку Томасуло предпочитал жить в районе, где водить машину необязательно, он поселился в Кэмерон-Виллидж (рейтинг пешеходности – 80) поблизости от кампуса. Магазины также находились в пешей доступности.

Первым его опытом тактического урбанизма стало участие вместе с другими студентами в Дне парк(инг)а, который проводится и в Роли: это ежегодное мероприятие, когда жители разных стран платят за парковочные места, но не оставляют там машину, а создают таким образом миниатюрный временный парк. Это вмешательство, хотя и кратковременное, призывает прохожих призадуматься, нельзя ли более разнообразно использовать улицы, создавать новые общественные пространства, а также напоминает о том, как негативно влияет на общество излишняя зависимость от автомобилей. По крайней мере, таковы заявленные цели этого движения.

Однако Томасуло обнаружил, что День парк(инг)а, проведенный по сценарию его однокашников, не приносит желанного результата, поскольку отсутствовал ключевой элемент – прохожие. «Помню, как я подумал: День парк(инг)а и даже парклеты ничего не дадут, если рядом с ними или в них гуляет так мало людей», – пояснил Томасуло. И хотя Мэтт помогал в проведении Дня парк(инг)а, его личный опыт участия в этом мероприятии и то, что он увидел, прогуливаясь по своему району как новый житель, заставили его задаться вопросом: почему же так мало людей ходят пешком? Томасуло провел опрос среди друзей, коллег, соседей и совершенно посторонних людей. Единодушный ответ был: «Слишком далеко».

Молодой человек не пожелал принять такое объяснение. Когда мы в свой черед спросили его, о каком расстоянии в среднем идет речь, Томасуло, обычно очень мягкий, отвечал с внезапной страстностью: «Да чушь же! Я поселился на полпути между университетом и центром, в историческом районе, прямо-таки предназначенном для прогулок, а люди отказывались ходить пешком. Они садились в машину и ехали даже обедать – две минуты езды от дома».

Томасуло принялся наносить на карту те места, которые люди чаще всего упоминали в ответ на вопрос, куда им надо попасть и как они хотят туда добраться. В самом ли деле это далеко? Он быстро убедился, что большинству респондентов пришлось бы отшагать максимум 15 минут до места назначения, а чаще гораздо меньше. И тогда он понял: проблема не в расстоянии как таковом, а в ощущении этого расстояния.

Хотя Томасуло и понимал, что не сможет раз навсегда за один день изменить городской дизайн, принципы использования территории или инфраструктуру, он все же попытался изменить неверное представление о расстояниях, предоставив людям больше информации. Что произойдет, если городские власти развесят указатели с названиями наиболее популярных в районе мест, со стрелками, указывающими пеший путь, и подпишут, сколько минут в среднем требуется, чтобы добраться туда ногами? А еще хорошо бы разместить на знаках QR-коды, чтобы каждый мог мгновенно получить все необходимые указания.

Почти сразу же выяснилось, что мэрия Роли включила в перспективный план немало мер, поощряющих пешее передвижение, и что эти меры вполне соответствуют пожеланиям Томасуло. Однако тут же выяснилось и другое: сотрудничество с городскими властями обходится дорого и отнимает слишком много времени – чтобы получить временное разрешение на размещение таких знаков, Томасуло понадобилось бы девять месяцев согласований, и это обошлось бы более чем в тысячу долларов вместе со страховкой ответственности. У Томасуло не было ни лишних денег, ни лишнего времени.

Тогда он попытался найти способ реализовать свой проект так, чтобы тот соответствовал курсу городских властей, но без их официального согласия. Исследовав различные сайты, он обнаружил множество способов оформлять партизанские указатели с помощью дешевых и легких материалов. Вся работа обошлась бы вчетверо дешевле санкционированного проекта – менее чем в 300 долларов. Томасуло выбрал устойчивые к любой погоде знаки Coroplast, которые можно закреплять пластиковыми стяжками на фонарных и телефонных столбах. Мэтт быстро сделал наброски в своем ноутбуке. Знаки должны были извещать пешеходов и водителей, сколько минут им потребуется, чтобы добраться пешком до той или иной цели. Томасуло распечатал 27 указателей и с помощью своей подруги (теперь она стала его женой) и гостя из Калифорнии вышел в дождливую январскую ночь развешивать свои знаки. Этот проект он назвал «Пешком по Роли».

«Я прекрасно понимал, что делаю, – говорит Томасуло. – Я был чрезвычайно осторожен, избегал малейшего повреждения муниципального имущества. Я внимательно изучал в Сети другие проекты и знал, что нельзя использовать клей, нужно оставить возможность легко снять и убрать эти знаки, чтобы не нанести ни малейшего ущерба». Приводя в пример столь же нелегальные объявления о продаже недвижимости, которые можно повсеместно видеть в городе и на лужайках, и на столбах, Томасуло добавляет: «Эти объявления вовсе не направлены на общественное благо и тем не менее висят месяцами. „Пешком по Роли“ – это хотя бы гражданская инициатива, согласующаяся с целями городских властей. Я полагал, что перспективный план развития города говорит в нашу пользу и что такая разметка уже стала для города желательным элементом».

Томасуло также учитывал необходимость популяризировать свой проект и его задачи: «Я знал, какую роль может сыграть интернет в расширении аудитории проекта». Прежде чем выйти развешивать указатели, Мэтт приобрел доменное имя [walkraleigh.org] и создал платформу для обсуждения проекта на странице Facebook и в Twitter. Томасуло знал, что QR-коды помогут отследить количество людей, обративших внимание на знаки. А еще он сообразил проиллюстрировать проект хорошо подобранными фотографиями в высоком разрешении – эти снимки обошли весь мир, они используются и на страницах нашей книги. «Иллюстрации помогают подать сюжет, и появляется надежда стимулировать людей к переменам. Хотя, по правде сказать, тогда мы никак не предвидели, что из всего этого выйдет».

На следующий день страница в Facebook пополнилась сотнями лайков и информация начала распространяться в урбанистской блогосфере. Усилия Мэтта заинтересовали Эмили Бэджер, журналистку из Atlantic Cities (ныне City Lab). Она назвала проект «Партизанские пути Роли» и включила его в работу, посвященную тактическому урбанизму в целом, как один из лучших примеров. Журналистка отметила, что «этот фокус уже привлек внимание городских чиновников, которые подумывают сделать подобные знаки постоянными. Это и есть высшее проявление тактического урбанизма: ночная вылазка инициативных горожан, которая может в итоге привести к реальным улучшениям городской инфраструктуры».

Разумеется, с тех пор мы поняли, что «ночная вылазка» была вовсе не «фокусом», а продуманным и тщательно задокументированным вмешательством, как раз и рассчитанным на то, чтобы побудить граждан к долгосрочной перестройке образа жизни, а городские власти – к изменению облика города. «Пешком по Роли» – партизанская вылазка. Также это самодеятельный проект. Но самое главное – это акт тактики.

Статья в Atlantic Cities вызвала интерес других общенациональных и международных СМИ, в том числе BBC, которая подготовила репортаж на тему «Как заставить Америку ходить пешком». Важная роль в этом материале отводилась Митчеллу Силверу, который в ту пору занимал должность президента Американской ассоциации планировщиков и директора по городскому планированию Роли. Чтобы заручиться его участием, Томасуло, никогда прежде не встречавшийся с Силвером, напрямую связался с ним в Twitter. Силвер почти сразу же откликнулся и, по слухам, даже изменил расписание поездок, чтобы остаться в городе и встретиться с журналистами (впоследствии глава Ассоциации планировщиков признал, что, если бы Томасуло написал ему на почту, он бы не получил это письмо вовремя и уж тем более не успел бы ответить на него).

Присутствие Силвера в материале BBC и подразумеваемое, пусть и не высказанное вслух одобрение совершенного Томасуло акта (формально противозаконного) превратили этот сюжет в любимый кейс сторонников пешеходного города. Это хороший пример того, как самодеятельные акции во благо города, даже изначально несанкционированные, зачастую быстро находят покровителей среди людей, облеченных властью, и тогда открывается возможность долгосрочных перемен. Эмили Бэджер в подробной статье в Atlantic Cities описывает проактивную реакцию Силвера словами самого чиновника: «Иногда происходит что-то, вынуждающее пересмотреть приоритеты. Это один из тех случаев, когда мы всполошились: „Что происходит?“ Дело не в пиаре как таковом. Да, нужно получать разрешение на подобного рода действия. Но я впервые в жизни видел такой уровень вовлеченности горожан».

Когда журналисты услышали, что городские власти не санкционировали установку указателей, разумеется, был задан вопрос: «Так почему же знаки до сих пор на месте?» Формально такой вопрос рассматривается как жалоба, и это вынудило власти убрать знаки. Однако тут уж запротестовали жители Роли – им-то указатели понравились. Почувствовав нарастающее недовольство избирателей, городские власти поспешили найти способ запустить аналогичную программу. Силвер сказал Томасуло, что его акция станет «пилотным проектом» всеохватывающего плана развития города. Томасуло, воодушевившись, взял на себя организацию поддержки снизу, чтобы убедить городской совет побыстрее принять соответствующие решения. Он вновь использовал в качестве основного орудия интернет и c помощью сайта [signon.org] развернул кампанию «Возродим пешеходный Роли». Подтвердилось, что существенная часть населения выступает за возвращение указателей.

Через три дня под петицией за возвращение знаков подписались 1255 человек, чему способствовала активная агитация Томасуло в Facebook. К тому времени как собрался городской совет, дело было уже решено. Томасуло попросили передать городу указатели для реализации трехмесячного поддерживаемого мэрией проекта. Власти официально признали соответствие проекта целям, указанным в долгосрочном плане развития города: повысить неавтомобильную мобильность горожан, развивать сеть велосипедных и пешеходных дорожек и даже устанавливать больше знаков, подсказывающих направление и расстояние.

22 Апреля 2019

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Штаб-квартира «Гаража»
Публикуем одну из глав книги, посвященной реконструкции штаб-квартиры музея «Гараж» в парке Горького и исследованию этого многослойного здания. Авторы реконструкции – бюро FORM.
Город-музей
Город-музей возникает, когда «в утопию перестают верить, а от традиции открещиваются»: фрагмент из книги «Город-коллаж» – хрестоматийного труда Колина Роу и Фреда Кеттера, изданного на русском языке издательством Strelka Press.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха