Партизанские указатели

Публикуем главу из новой книги Strelka Press «Тактический урбанизм» Энтони Гарсиа и Майка Лайдона: о самодельных указателях с расстоянием до важных объектов и временем, чтобы дойти туда пешком, побудивших жителей города Роли меньше пользоваться автомобилями.

mainImg
С любезного разрешения Strelka Press публикуем фрагмент из книги Энтони Гарсиа и Майка Лайдона «Тактический урбанизм».


Фото: Strelka Press



Партизанские указатели
 

Куда угодно можно пешком дойти, было бы время.
Стивен Райт



Название проекта «Пешком [по твоему городу]» (Walk [Your City])
Год запуска 2012
Город-инициатор Роли (Северная Каролина)
Лидеры Инициатор – активный горожанин Мэтт Томасуло, далее присоединились любители пешей ходьбы, организаторы сообществ и городские планировщики из самых разных мест
Цель Поощрить пешее передвижение вместо использования транспорта
Факт Хотя 41% всех перемещений по территории США производится на расстояние не более мили, всего менее 10% перемещений совершаются пешком или на велосипеде

Если город ХХ века поощрял жителей ездить на любое расстояние и по любой причине, то город XXI столетия пытается вернуть людей к перемещению на двух ногах. В книге «Пеший город» Джефф Спек заявил: «Предоставьте возможность ходить пешком, и очень многое наладится само собой». Верно. Экономика, здоровье общества, экологическая обстановка – во всем обнаруживается корреляция с желанием того или иного района поддержать «пеший транспорт». Лишь недавно, после 60-летнего перерыва, мы вновь взялись строить кварталы и города, где такое возможно. Как показано в том числе и в нашей книге, Америка страдает от отсутствия удобных для пешего перемещения улиц и кварталов, а потребность в них непрерывно растет: недавнее исследование показало, что в поколении миллениалов отношение числа сторонников удобных для прогулок кварталов к количеству равнодушных составляет три к одному.

«Пешеходность» – это краткое обозначение всего, что составляет привлекательность района в целом: внешний облик зданий, плотность застройки, ориентированный на человека дизайн улиц, многофункциональность, близость парков и удобных общественных пространств.

Но что происходит, если все эти факторы в районе имеются налицо, но большинство жителей не имеют привычки гулять? Как изменить саму культуру, чтобы люди вновь захотели «ходить ногами»? Холодной и дождливой январской ночью 2012 года 29-летний выпускник Университета Северной Каролины Мэтт Томасуло отправился на поиски ответов.

В 2007 году Томасуло приехал в Роли, собираясь писать диссертацию, чтобы получить диплом магистра по двум специальностям – «ландшафтная архитектура» и «городское планирование». Он оказался в стремительно растущем городе, где живущие главным образом в пригородах 425 000 человек полагались в основном на личные автомобили. Поскольку Томасуло предпочитал жить в районе, где водить машину необязательно, он поселился в Кэмерон-Виллидж (рейтинг пешеходности – 80) поблизости от кампуса. Магазины также находились в пешей доступности.

Первым его опытом тактического урбанизма стало участие вместе с другими студентами в Дне парк(инг)а, который проводится и в Роли: это ежегодное мероприятие, когда жители разных стран платят за парковочные места, но не оставляют там машину, а создают таким образом миниатюрный временный парк. Это вмешательство, хотя и кратковременное, призывает прохожих призадуматься, нельзя ли более разнообразно использовать улицы, создавать новые общественные пространства, а также напоминает о том, как негативно влияет на общество излишняя зависимость от автомобилей. По крайней мере, таковы заявленные цели этого движения.

Однако Томасуло обнаружил, что День парк(инг)а, проведенный по сценарию его однокашников, не приносит желанного результата, поскольку отсутствовал ключевой элемент – прохожие. «Помню, как я подумал: День парк(инг)а и даже парклеты ничего не дадут, если рядом с ними или в них гуляет так мало людей», – пояснил Томасуло. И хотя Мэтт помогал в проведении Дня парк(инг)а, его личный опыт участия в этом мероприятии и то, что он увидел, прогуливаясь по своему району как новый житель, заставили его задаться вопросом: почему же так мало людей ходят пешком? Томасуло провел опрос среди друзей, коллег, соседей и совершенно посторонних людей. Единодушный ответ был: «Слишком далеко».

Молодой человек не пожелал принять такое объяснение. Когда мы в свой черед спросили его, о каком расстоянии в среднем идет речь, Томасуло, обычно очень мягкий, отвечал с внезапной страстностью: «Да чушь же! Я поселился на полпути между университетом и центром, в историческом районе, прямо-таки предназначенном для прогулок, а люди отказывались ходить пешком. Они садились в машину и ехали даже обедать – две минуты езды от дома».

Томасуло принялся наносить на карту те места, которые люди чаще всего упоминали в ответ на вопрос, куда им надо попасть и как они хотят туда добраться. В самом ли деле это далеко? Он быстро убедился, что большинству респондентов пришлось бы отшагать максимум 15 минут до места назначения, а чаще гораздо меньше. И тогда он понял: проблема не в расстоянии как таковом, а в ощущении этого расстояния.

Хотя Томасуло и понимал, что не сможет раз навсегда за один день изменить городской дизайн, принципы использования территории или инфраструктуру, он все же попытался изменить неверное представление о расстояниях, предоставив людям больше информации. Что произойдет, если городские власти развесят указатели с названиями наиболее популярных в районе мест, со стрелками, указывающими пеший путь, и подпишут, сколько минут в среднем требуется, чтобы добраться туда ногами? А еще хорошо бы разместить на знаках QR-коды, чтобы каждый мог мгновенно получить все необходимые указания.

Почти сразу же выяснилось, что мэрия Роли включила в перспективный план немало мер, поощряющих пешее передвижение, и что эти меры вполне соответствуют пожеланиям Томасуло. Однако тут же выяснилось и другое: сотрудничество с городскими властями обходится дорого и отнимает слишком много времени – чтобы получить временное разрешение на размещение таких знаков, Томасуло понадобилось бы девять месяцев согласований, и это обошлось бы более чем в тысячу долларов вместе со страховкой ответственности. У Томасуло не было ни лишних денег, ни лишнего времени.

Тогда он попытался найти способ реализовать свой проект так, чтобы тот соответствовал курсу городских властей, но без их официального согласия. Исследовав различные сайты, он обнаружил множество способов оформлять партизанские указатели с помощью дешевых и легких материалов. Вся работа обошлась бы вчетверо дешевле санкционированного проекта – менее чем в 300 долларов. Томасуло выбрал устойчивые к любой погоде знаки Coroplast, которые можно закреплять пластиковыми стяжками на фонарных и телефонных столбах. Мэтт быстро сделал наброски в своем ноутбуке. Знаки должны были извещать пешеходов и водителей, сколько минут им потребуется, чтобы добраться пешком до той или иной цели. Томасуло распечатал 27 указателей и с помощью своей подруги (теперь она стала его женой) и гостя из Калифорнии вышел в дождливую январскую ночь развешивать свои знаки. Этот проект он назвал «Пешком по Роли».

«Я прекрасно понимал, что делаю, – говорит Томасуло. – Я был чрезвычайно осторожен, избегал малейшего повреждения муниципального имущества. Я внимательно изучал в Сети другие проекты и знал, что нельзя использовать клей, нужно оставить возможность легко снять и убрать эти знаки, чтобы не нанести ни малейшего ущерба». Приводя в пример столь же нелегальные объявления о продаже недвижимости, которые можно повсеместно видеть в городе и на лужайках, и на столбах, Томасуло добавляет: «Эти объявления вовсе не направлены на общественное благо и тем не менее висят месяцами. „Пешком по Роли“ – это хотя бы гражданская инициатива, согласующаяся с целями городских властей. Я полагал, что перспективный план развития города говорит в нашу пользу и что такая разметка уже стала для города желательным элементом».

Томасуло также учитывал необходимость популяризировать свой проект и его задачи: «Я знал, какую роль может сыграть интернет в расширении аудитории проекта». Прежде чем выйти развешивать указатели, Мэтт приобрел доменное имя [walkraleigh.org] и создал платформу для обсуждения проекта на странице Facebook и в Twitter. Томасуло знал, что QR-коды помогут отследить количество людей, обративших внимание на знаки. А еще он сообразил проиллюстрировать проект хорошо подобранными фотографиями в высоком разрешении – эти снимки обошли весь мир, они используются и на страницах нашей книги. «Иллюстрации помогают подать сюжет, и появляется надежда стимулировать людей к переменам. Хотя, по правде сказать, тогда мы никак не предвидели, что из всего этого выйдет».

На следующий день страница в Facebook пополнилась сотнями лайков и информация начала распространяться в урбанистской блогосфере. Усилия Мэтта заинтересовали Эмили Бэджер, журналистку из Atlantic Cities (ныне City Lab). Она назвала проект «Партизанские пути Роли» и включила его в работу, посвященную тактическому урбанизму в целом, как один из лучших примеров. Журналистка отметила, что «этот фокус уже привлек внимание городских чиновников, которые подумывают сделать подобные знаки постоянными. Это и есть высшее проявление тактического урбанизма: ночная вылазка инициативных горожан, которая может в итоге привести к реальным улучшениям городской инфраструктуры».

Разумеется, с тех пор мы поняли, что «ночная вылазка» была вовсе не «фокусом», а продуманным и тщательно задокументированным вмешательством, как раз и рассчитанным на то, чтобы побудить граждан к долгосрочной перестройке образа жизни, а городские власти – к изменению облика города. «Пешком по Роли» – партизанская вылазка. Также это самодеятельный проект. Но самое главное – это акт тактики.

Статья в Atlantic Cities вызвала интерес других общенациональных и международных СМИ, в том числе BBC, которая подготовила репортаж на тему «Как заставить Америку ходить пешком». Важная роль в этом материале отводилась Митчеллу Силверу, который в ту пору занимал должность президента Американской ассоциации планировщиков и директора по городскому планированию Роли. Чтобы заручиться его участием, Томасуло, никогда прежде не встречавшийся с Силвером, напрямую связался с ним в Twitter. Силвер почти сразу же откликнулся и, по слухам, даже изменил расписание поездок, чтобы остаться в городе и встретиться с журналистами (впоследствии глава Ассоциации планировщиков признал, что, если бы Томасуло написал ему на почту, он бы не получил это письмо вовремя и уж тем более не успел бы ответить на него).

Присутствие Силвера в материале BBC и подразумеваемое, пусть и не высказанное вслух одобрение совершенного Томасуло акта (формально противозаконного) превратили этот сюжет в любимый кейс сторонников пешеходного города. Это хороший пример того, как самодеятельные акции во благо города, даже изначально несанкционированные, зачастую быстро находят покровителей среди людей, облеченных властью, и тогда открывается возможность долгосрочных перемен. Эмили Бэджер в подробной статье в Atlantic Cities описывает проактивную реакцию Силвера словами самого чиновника: «Иногда происходит что-то, вынуждающее пересмотреть приоритеты. Это один из тех случаев, когда мы всполошились: „Что происходит?“ Дело не в пиаре как таковом. Да, нужно получать разрешение на подобного рода действия. Но я впервые в жизни видел такой уровень вовлеченности горожан».

Когда журналисты услышали, что городские власти не санкционировали установку указателей, разумеется, был задан вопрос: «Так почему же знаки до сих пор на месте?» Формально такой вопрос рассматривается как жалоба, и это вынудило власти убрать знаки. Однако тут уж запротестовали жители Роли – им-то указатели понравились. Почувствовав нарастающее недовольство избирателей, городские власти поспешили найти способ запустить аналогичную программу. Силвер сказал Томасуло, что его акция станет «пилотным проектом» всеохватывающего плана развития города. Томасуло, воодушевившись, взял на себя организацию поддержки снизу, чтобы убедить городской совет побыстрее принять соответствующие решения. Он вновь использовал в качестве основного орудия интернет и c помощью сайта [signon.org] развернул кампанию «Возродим пешеходный Роли». Подтвердилось, что существенная часть населения выступает за возвращение указателей.

Через три дня под петицией за возвращение знаков подписались 1255 человек, чему способствовала активная агитация Томасуло в Facebook. К тому времени как собрался городской совет, дело было уже решено. Томасуло попросили передать городу указатели для реализации трехмесячного поддерживаемого мэрией проекта. Власти официально признали соответствие проекта целям, указанным в долгосрочном плане развития города: повысить неавтомобильную мобильность горожан, развивать сеть велосипедных и пешеходных дорожек и даже устанавливать больше знаков, подсказывающих направление и расстояние.

22 Апреля 2019

Похожие статьи
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.