Как изучать городскую жизнь

Публикуем главу «Изучение городской жизни и городская политика» из книги Яна Гейла и Биргитт Сварре «Как изучать городскую жизнь».

mainImg


Книга Яна Гейла и Биргитт Сварре «Как изучать городскую жизнь» переведена на русский язык Концерном «КРОСТ» по заказу Правительства Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Столица Дании Копенгаген – первый в мире город, где вот уже десятки лет проводятся всесторонние комплексные изучения городской жизни; город, где результаты данных исследований более 40 лет определяют политику в отношении публичной жизни; город, где муниципальные власти и бизнессообщества постепенно осознали, что изучение городской жизни – инструмент настолько ценный для развития городской среды, что уже давно перешел из научно-исследовательского арсенала Школы архитектуры в безраздельное ведение самого города. В Копенгагене все уже привыкли, что городская жизнь периодически регистрируется и изучается в динамике так же, как другие элементы, составляющие существо комплексной городской политики. В данной главе показано, как Копенгаген шел к этому.

Пешеходная улица с 1962 г.
Главная улица Копенгагена Строгет еще в ноябре 1962 г. была запрещена для движения транспорта и отдана во владение пешеходов. Разумеется, это произошло не без трений, и много копий было сломано в яростных и шумных спорах, когда противники этого шага с пеной у рта доказывали: «Мы датчане, а не какие-нибудь итальянцы, и от ваших пешеходных пространств при нашей-то неласковой скандинавской погоде и с нашей северной культурой не будет ни малейшего толка». Но Строгет все же закрыли для автомобильного движения, что по тем временам было новшеством.
В Европе Строгет стала первой главной улицей, где этот шаг продемонстрировал решимость властей ослабить давление автомобильного транспорта на центр города. В этом Копенгаген последовал примеру многих городов Германии, которые в ходе восстановления после Второй мировой войны устраивали у себя пешеходные улицы. При этом городские власти в первую очередь намеревались оживить торговлю в центральной части города и создать больше удобных мест для совершения покупок.
Строгет была трансформирована в пешеходную зону на протяжении всего своего пути в 1,1 км, включая несколько «нанизанных» на нее небольших площадей, и по всей своей ширине в 11 м. Несмотря на зловещие предсказания, что в датском климате и при датском образе жизни затея с пешеходной зоной с треском провалится, Строгет очень быстро приобрела популярность среди копенгагенцев. За первый же «безавтомобильный» год пешеходное движение по Строгет возросло на 35%. В 1965 г. пешеходный статус Строгет из экспериментального стал постоянным, а к 1968 г. городские власти изъявили желание поменять дорожное покрытие на улице и площадях. Строгет стала общепризнанным примером успеха.

Изучение городской жизни в Школе архитектуры, первые шаги: 1966–1971 гг.
В 1966 г. Яну Гейлу предложили должность ученого-исследователя в Школе архитектуры, а его научная тема формулировалась как «Использование открытых пространств в городах и жилых кварталах». По этой теме Гейл к тому времени уже провел ряд исследований в Италии и в 1966 г. совместно с женой, психологом Ингрид Гейл, опубликовал по их результатам ряд статей в специальном датском журнале Arkitekten. В статьях описывалось, как итальянцы в повседневной жизни используют публичные пространства, в том числе городские площади, и поскольку в то время данную тему еще никто не изучал, публикации Гейла произвели некоторый фурор в научном мире. Новая область исследований постепенно обретала очертания.
Затем Гейла пригласили продолжить исследования в Школе архитектуры, теперь уже с контрактом на четыре года. Само время продиктовало Гейлу необходимость обратить взоры на новоиспеченную пешеходную улицу Строгет, которая словно бы сама напрашивалась на роль огромной научной лаборатории под открытым небом с массой возможностей изучать, как люди используют публичное пространство.
Несомненно, что копенгагенские исследования Гейла носили фундаментальный характер. О предмете изучения тогда еще мало что было известно, так что требовалось найти ответы на самые разные научные вопросы. В 1967-м и последующие годы изучение Строгет вылилось в масштабный научно-исследовательский проект. Базовые сведения о количестве пешеходов и масштабах уличной активности составляли лишь каплю в море накопленной за те годы информации.
Исследования проводились путем наблюдений и фиксации уличной жизни на разных отрезках пешеходной Строгет по вторникам на протяжении всего года, а в дополнение информацию собирали в выбранные недели и в выходные дни, а также во время праздников и в сезон отпусков. Как функционирует улица, когда по ней проезжает Ее величество королева Маргрете II? Как узенькая улица справляется с наплывом огромных толп в дни рождественского ажиотажа? Фиксировались и анализировались дневные, недельные и годовые ритмы публичной жизни улицы, выявлялись различия в зимний и летний сезоны, а также изучались самые разнообразные вопросы. С какой скоростью пешеходы следуют по улице? Как используются скамейки? Какие места для сидения популярнее других? Насколько должна повыситься температура воздуха, чтобы люди начали присаживаться на скамейки на довольно длительное время? Как влияют на поведение людей на улице дожди, ветер и мороз и какую роль играют солнечные и тенистые места? Как влияют на поведение пешеходов темнота и освещенность на улице? В какой мере климатические и погодные изменения влияют на поведение различных групп людей? Кто раньше других отправляется домой, а кто остается на улице дольше всех?
За это время Гейл накопил массу материала и положил его в основу своей книги «Жизнь среди зданий», которая была издана в 1971 г. и объединила под своей обложкой первоначальные исследования в Италии и самые свежие на тот момент – в Копенгагене. Еще до выхода книги Гейл публиковал статьи в датских профессиональных изданиях, что привлекло внимание городских планировщиков, политиков и делового сообщества. Так начался непрерывный диалог исследователей городской жизни из Школы архитектуры с людьми из управления городского планирования, политиками и бизнесменами.

От улицы в Дании к… универсальным рекомендациям
Изданная впервые в 1971 г. книга «Жизнь среди зданий» много раз переиздавалась на датском и английском языках, а также была переведена на множество других языков – от фарси и бенгали до корейского. Хотя в книге приводятся примеры в основном из Дании, ее огромная притягательность для читателей по всему миру можно объяснить тем, что изложенные в ней наблюдения и принципы универсальны: о какой бы стране ни шла речь, везде люди в той или иной степени являются пешеходами.
Оформление обложки с годами менялось, следуя за культурными переменами, а также в силу того, что книга чем дальше, тем больше приобретала международный статус. На картинке слева воспроизведена первоначальная обложка первого датского издания книги. Сценка с уличной пирушкой подсмотрена в Орхусе, втором по величине городе Дании, примерно в 1970 г., и фотоснимок хорошо передает царившую в те времена атмосферу общности. Можно даже подумать, что это хиппи развернули среди зданий свой лагерь. На обложке издания 1980 г. изображена тихая публичная жизнь в декорациях классического скандинавского городка, тогда как обложка издания 1996 г. и последующих, благодаря графическим ухищрениям, выглядит «вневременной» и «космополитической», и отчасти это дань тому факту, что книга сделалась классикой и одинаково актуальна для любой географической точки и любого периода времени.

Изучение городской жизни в Копенгагене, 1986 г.
Тем временем в городском центре развернулась новая серия перемен. Уже преобразованное городское пространство расширялось за счет новых пешеходных улиц и свободных от автомобильного движения площадей. На начальном этапе (1962 г.) в Копенгагене организовали свободное от автомобильного движения публичное пространство общей площадью 1,58 га; к 1972 г. оно увеличилось до 4,9 га, а после 1980 г. превысило 6,6 га, когда в пешеходную зону трансформировали идущую вдоль канала Нюхавн одноименную улицу в районе гавани.
В том же 1986 г. в Копенгагене повторно проводилось всестороннее изучение городской жизни, как и в прошлый раз, под покровительством Школы архитектуры при Датской королевской академии изящных искусств. В 1967–68 гг. исследования были в основном установочные и достаточно сжатые, что обусловило необходимость в 1986 г. провести их повторно, чтобы выяснить, какие перемены за прошедшие 18 лет произошли в публичной жизни Копенгагена. Исследования 1967–68 гг. заложили основы и выявили общую картину жизни города, а данные за 1986 г. показали, как изменилась публичная жизнь и какую роль в этом сыграли значительно увеличившиеся пешеходные зоны.
В международном контексте исследования 1986 г. знаменовали собой первый случай, когда в городе было проведено базовое мероприятие. Это открыло возможность документировать развитие городской жизни города и за более длительные периоды времени.
В 1986 г. (как и после первого исследования) результаты были опубликованы в виде статьи в архитектурном журнале Arkitekten и вновь возбудили широкий интерес в среде городского планирования, а также в политических и деловых кругах. Было не только показано состояние городской жизни в настоящем, но и дан обзор произошедших почти за два десятилетия перемен. Коротко говоря, главный вывод состоял в том, что к 1986 г. на улицах города стало значительно больше людей и разнообразной активности и это доказывало, что новые городские пространства внесли соответствующее оживление и разнообразие в городскую жизнь. Напрашивается вывод, что чем лучше публичное пространство, тем больше людей и всевозможной активности оно притягивает.
Кроме того, изучение копенгагенской публичной жизни в 1986 г. заложило основу для последующих исследований «городское пространство – городская жизнь». Оно включает (как и сегодня) регистрацию множества видов и типов пространственных взаимосвязей (городское пространство) и дополняет их изучением жизни в городе (городская жизнь), а всё вместе это документально описывает, как функционируют город в целом и его отдельные пространства.
Исследование 1986 г. катализировало более тесное сотрудничество между учеными из Школы архитектуры и планировщиками из городского муниципалитета. Проводились семинары и встречи, на которых обсуждались перспективы развития городской жизни и планы развития Копенгагена. Они привлекли внимание и в столицах скандинавских соседей Дании, и вскоре при содействии копенгагенской Школы архитектуры аналогичные исследования были проведены в Осло и Стокгольме.

Исследования в Копенгагене в 1996 и 2006 гг.
Через десять лет, в 1996 г., Копенгаген стал Европейским городом культуры года, и в ознаменование этого события было запланировано множество мероприятий. В Школе архитектуры решили, что ее вкладом в общее торжество должно стать еще одно всестороннее исследование «городское пространство – городская жизнь». Постепенно эти исследования сделались фирменной особенностью Копенгагена. Публичная жизнь уже документировалась в 1968 и 1986 гг., и вот теперь, через 28 лет, намечалось снова исследовать и задокументировать публичные пространства города и его публичную жизнь.
Исследования 1996 г. были масштабны и обширны по замыслу. Помимо многочисленных подсчетов «по головам» и наблюдений, программа исследований включала также опросы жителей, что позволило бы высветить те аспекты, которые не удалось затронуть ни в 1968, ни в 1986 гг. Кто посещает центр города, откуда прибывают эти люди и какие виды транспорта они используют, чтобы добраться в город? Что привело этих людей в город, как часто они здесь бывают и насколько долго остаются, каковы их положительные и отрицательные впечатления от города? Ответы на эти вопросы предполагалось выяснить непосредственно у самих пользователей, и это добавило бы еще один полезный пласт информации к результатам наблюдений.
Хотя ученые из Школы архитектуры по-прежнему оставались основной движущей силой, сам исследовательский проект перестал быть узконаправленным академическим начинанием. Он получил поддержку от ряда фондов, муниципальных властей Копенгагена, а также туристических и культурных учреждений и бизнес-сообществ. Исследования «городское пространство – городская жизнь» определенно приобрели другой статус: вместо установочного проекта они сделались общепризнанным способом сбора знаний в интересах управления развитием городского центра.
Результаты исследований 1996 г. были изданы уже в виде книги «Публичное пространство и публичная жизнь» под авторством Я. Гейла и Л. Гемзо. Книга содержала не только результаты проведенных в разные годы исследований, но также прослеживала развитие городского центра Копенгагена от 1962 г., и, кроме того, содержала общий обзор мер по трансформации города из запруженной машинами городской территории в город, где принято серьезно относиться к нуждам пешеходов. Книга вышла на датском и английском языках, таким образом, впервые представ перед англоязычной аудиторией.
С годами исследования «городское пространство – городская жизнь» и вектор развития Копенгагена на усиление и поддержание городской жизни получили международное признание, а история успехов датской столицы «пошла гулять» по миру. В 2005 г. книга «Публичное пространство и публичная жизнь» вышла на китайском языке.
В 2006 г. Школа архитектуры в 4-й раз проводила всестороннее изучение городской жизни, теперь уже на базе недавно учрежденного Центра исследований публичного пространства; ставилась задача изучить, как развиваются городское пространство и городская жизнь не только в сердце города, но и во всех остальных его частях: от центра до периферии, от средневекового ядра до самых недавних новостроек. Сбор данных финансировали власти Копенгагена, а ученые из Школы архитектуры проводили анализ и занимались вопросами публикации результатов. В итоге родился объемистый труд, названный «Новая городская жизнь», авторами которого были Ян Гейл, Ларс Гемзо, Сия Киркнес и Бритт Сёндергаард.
Название книги удачно сформулировало основной вывод исследователей: увеличение досугового времени и ресурсов, а также перемены в обществе создали «новую городскую жизнь», и теперь главное, что происходит в центре города, имеет то или иное отношение к досугу и культурной активности. Если еще два-три поколения назад на городских подмостках преобладали необходимые, целенаправленные виды деятельности, то теперь спектр человеческой деятельности в городском пространстве существенно обогатился. В начале XXI в. «рекреационная городская жизнь» стала играть первую скрипку в том, как используется публичное пространство.

Взгляд на городское пространство и городскую жизнь как на городскую политику
В 1960–1990 гг. о развитии Копенгагена заботились на двух фронтах: Школа архитектуры создала и развивала науку о городском пространстве и городской жизни как отдельное научное направление, а городские власти преобразовывали проезжие улицы и площади в пешеходные зоны и зоны с ограниченным движением транспорта, чтобы побудить горожан и гостей Копенгагена больше использовать их для времяпрепровождения. В принципе, эти два фронта никак не координировали свои усилия, и каждый действовал сам по себе. Но Копенгаген и, к слову, вся Дания – сообщество достаточно тесное, и все здесь, можно сказать, друг у друга на виду. Люди из копенгагенского муниципалитета, планировщики и политики со всей Дании следили за ходом исследований в Школе архитектуры, а исследователи, в свою очередь, держали руку на пульсе перемен в городах.
С годами наладился периодический обмен информацией, и становилось очевидно, что на воззрения в области градоустройства и развития городов Дании все сильнее влияют многочисленные публикации, научные исследования и открытые дискуссии в СМИ, которые естественным образом рождались в процессе проводимых Школой архитектуры исследований городской жизни. Вскоре уже мало кто сомневался, что привлекательность городского пространства и городской жизни играют немаловажную роль в конкуренции между городами.
На практике эта смена в мировоззрении выразилась в том, что городская жизнь из объекта чисто академического интереса превратилась во влиятельный фактор реальной градостроительной политики. Копенгагенские исследования «городское пространство – городская жизнь» сделались таким же краеугольным камнем городского планирования, каким для транспортного планирования всегда служило изучение состояния дорожного движения.
Можно констатировать, что документирование динамики публичной жизни и понимание зависимости между качеством городского пространства и городской жизнью служат действенными аргументами в дебатах о преобразовании города, а также для оценки уже реализованных планов и постановки целей для будущего развития.
В международном плане Копенгаген с годами приобрел репутацию весьма привлекательного и гостеприимного города.
Главные и фирменные черты Копенгагена – это его забота о пешеходах, велосипедистах и качестве городской жизни. Городские политики и планировщики при каждом удобном случае указывают на любопытную взаимосвязь между изучением публичной жизни Копенгагена и заботой городских властей о городском пространстве и городской жизни. «Без многочисленных исследований, которые проводились силами Школы архитектуры, у нас, политиков, не хватило бы мужества реализовать многие проекты, которые в итоге повысили привлекательность нашего города», – заявила в 1996 г. Бенте Фрост, глава архитектурно-строительного отдела мэрии. Важно отметить, что с годами Копенгаген все больше и больше поворачивается лицом к городской жизни и городскому пространству, видя в них решающие факторы общего качества города и его доброй репутации в мире.
Кстати, не в одном только Копенгагене политика городских властей основывается на знаниях, которые дает систематическое исследование и документирование публичной жизни. Теперь и другие города мира инициировали у себя аналогичные исследования. Неслучайно преображение городов на основании систематического сбора данных о публичной жизни называют теперь «копенгагенизацией».
Ужев 1988–1990 гг.Осло и Стокгольм начали проводить у себя исследования городской жизни. В 1993–1994 гг. австралийские Перт и Мельбурн ввели практику исследований «городское пространство – городская жизнь», взяв за модель аналогичные исследования в Копенгагене. С того времени методы подобных исследований стремительно набирали мировую популярность, и в 2000–2012 гг. распространились на Аделаиду, Лондон, Сидней, Ригу, Роттердам, Окленд, Веллингтон, Крайстчёрч, Нью-Йорк, Сиэтл и Москву.
Первоначальные базовые исследования города проводят главным образом для того, чтобы получить общее представление, как люди используют город в повседневной жизни. Зная это, город может разработать планы развития и приступить к практическим преобразованиям.
Все больше городов по примеру Копенгагена вводят в практику периодические исследования «городское пространство – городская жизнь», чтобы понимать, как развивается городская жизнь по сравнению с реперным уровнем, который задали первоначальные исследования. В таких городах, как Осло, Стокгольм, Перт, Аделаида и Мельбурн вслед за первоначальным исследованием городское пространство и городская жизнь периодически изучаются с промежутком в 10–15 лет в рамках общегородской политики. Так, повторные исследования в Мельбурне в 2004 г. лучше всего доказывают, как впечатляюще может измениться к лучшему жизнь города, если проводить целенаправленную городскую политику. Похвальные результаты, зафиксированные в 2004-м, позволили Мельбурну поставить перед собой новые, еще более дерзкие цели, результаты которых станут предметом последующих аналогичных исследований.

Можно по-разному ответить на вопрос, чему учат нас разнообразные рейтинги самых благоустроенных для жизни городов мира. Но обилие подобных рейтингов, появляющихся в последние годы, говорит о многом. Журнал Monocle с 2007 г. составляет такие рейтинги. В 2012 г. топ-десятка рейтинга по версии Monocle выглядит так: 1. Цюрих. 2. Хельсинки. 3. Копенгаген. 4. Вена. 5. Мюнхен. 6. Мельбурн. 7. Токио. 8. Сидней. 9. Окленд. 10. Стокгольм. Примечательно, что в 6 из 10 лучших городов рейтинга проводились исследования «публичное пространство – публичная жизнь». Данные города посвятили себя стараниям стать еще удобнее для людей, ради чего кропотливо изучались городские публичные пространства и публичная жизнь. Это: Цюрих, Копенгаген, Мельбурн, Сидней, Окленд и Стокгольм.

Мысли напоследок
За более чем 50 лет, что прошли с 1961 г., когда Джейн Джекобс с болью и тревогой описывала перспективу опустевших, вымерших городов, изучение городской жизни и городского пространства, как и его методы, сделали гигантский шаг вперед. Во времена Джекобс еще не существовало формализованных знаний о том, как формы организации городского пространства влияют на жизнь в городах. Города строились во многом под потребности публичной жизни, и именно она служила отправным пунктом для градостроителей прошлых времен. Но примерно с 1960-х, когда засилье автомобильного транспорта и стремительная урбанизация в корне изменили представления о городе, городские планировщики оказались безоружны, не имея опыта развития таких городов, равно как и возможности опереться на исторические традиции градостроительства. Сначала требовалось уяснить картину этих новых городов с вымирающей публичной жизнью, а затем уже накапливать знания по данному предмету. Первые шаги в этом направлении предпринимались в качестве пробы и по преимуществу интуитивно, но в конечном итоге позволили исследователям-любителям подняться до обобщений и последовательности, приобретя необходимый профессионализм. Сегодня, спустя 50 лет, мы видим, что накоплен обширный банк базовых знаний, а методы исследования непрерывно совершенствуются.
Жизнь в городах, одно время выпавшая из поля зрения градостроителей, теперь занимает подобающее ей место как научная область в своем праве, и ее влияние на привлекательность городов воспринимается как само собой разумеющееся.
Примеры из жизни Копенгагена и Мельбурна наглядно показывают, как научный поиск, исследования «городское пространство – городская жизнь», дальновидность, политическая воля и целенаправленные действия завоевывают городу мировую славу – и не за счет немыслимого высотного силуэта и величайших памятников, а благодаря комфортным приглашающим публичным пространствам и живой полнокровной городской жизни. Эти города действительно очень комфортны и привлекательны для жизни, работы и туризма именно в силу того, что в первую очередь позаботились о людях. В XXI в. Копенгаген и Мельбурн год за годом прочно удерживают верхние позиции в рейтингах «Самые благоустроенные для жизни города мира».
Хорошие города – это где все для людей и их блага.
 
Книга Книга Яна Гейла и Биргитт Сварре «Как изучать городскую жизнь». Фото с сайта www.krost.ru

01 Июня 2017

Похожие статьи
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.