Выйти из прошлого

Разговор с Даниилом Макаровым, соавтором сразу нескольких вариантов проекта церкви в Рейкьявике. К дискуссии о современном и традиционном в храмовой архитектуре: архитектор призывает к обсуждению.

mainImg
Архитектор:
Александр Солдатов
Даниил Макаров
Мастерская:
ТО «Квадратура Круга» https://www.cc-qc.ru
Проект:
Проект русского культурного центра в Рейкьявике (Александр Солдатов)
Исландия, Рейкьявик

Авторский коллектив:
Автор проекта: Александр Солдатов, ЦХИАР; архитектор: Даниил Макаров, ТО «Квадратура круга»

2014 — 2014
Проект русского культурного центра в Рейкьявике (Даниил Макаров)
Исландия, Рейкьявик

Авторский коллектив:
Архитектор: Даниил Макаров, ТО «Квадратура круга»

2014 — 2015
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз
Исландия, Рейкьявик

Авторский коллектив:
Архитектор: Даниил Макаров, ТО «Квадратура круга»

2014 — 2014
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Творческое объединение «Квадратура круга», созданное в 2011 году в Москве, ставит своей целью поиск идеального для нашего времени образа православного храма. Целая серия проектов, созданных архитекторами этой группы для прихода русской православной церкви в Рейкьявике, наглядно демонстрирует ареал этих поисков. Об истории работы, ее специфике, о традиционном и новом в архитектуре православных храмов Archi.ru рассказал один из основателей объединения, архитектор Даниил Макаров.
zooming

Даниил Макаров, архитектор ТО «Квадратура круга»

Archi.ru:
– Как такой необычный проект пришел к вам?

Даниил Макаров:
– Я давно сотрудничаю с Центром храмового искусства Андрея Рублева (ЦХИАР). Его возглавляет замечательный иконописец Александр Николаевич Солдатов, один из ведущих в сегодняшней России. В последние годы он также занимается и проектированием храмов. Собственно, изначально я помогал ему с архитектурной частью, делал визуализации его проекта, а затем рискнул предложить свое видение: каким может быть православный храм в Рейкьявике.
zooming
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Ситуационный план © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

– Почему возникло так много очень разных вариантов?

– Процесс оказался долгим и сложным. Так всегда бывает, когда желания очень разных людей сталкиваются и, как следствие, постоянно что-то меняется. Самый первый вариант, созданный Александром Солдатовым, был очень скромный, однокупольный (картинок не сохранилось), но его отвергла община и священник: по их мнению решение не соответствовало амбициям первого православного храма в Исландии. Община в Рейкьявике довольно обширная, человек девятьсот, а своего храма у них нет, только небольшая молельная комната, которая вмещает не больше 50-и верующих. На большие праздники арендуется католический собор. Люди полны амбиций построить первый настоящий храм, видят его как что-то колоссальное и грандиозное, но возможностей не так много. Началось все с эскиза маленького, одноглавого храма, выполненного в стиле владимирского зодчества, с небольшим включением северных мотивов. Затем, в ответ на пожелания общины, Александр Солдатов предложил более представительный вариант каменного храма, также в стиле владимирского зодчества, но уже с тремя главами. В этот момент возникла идея поменять участок и сделать не только храм, но и вместительный культурный комплекс. Меня эта история очень заинтересовала и я предложил первый собственный проект: с каменной кладкой, напоминающей стены Соловецкого монастыря, но из местного натурального камня с градацией тона и активным использованием красного цвета, не только авангардного и протестного, но и характерного для барочных церквей. Всё же окончательно был утверждён первоначальный участок, на границе порта и старого города, для него я предложил ещё три варианта.
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 1 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 1 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 1 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 1. Эскиз храма. Общий вид © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 1. Вид с птичьего полета © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 1. Развертка фасадов © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз. Северный фасад © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз. Западный фасад © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз. Развертка фасадов комплекса © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз. Храм. Общий вид без смежных помещений © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз. Храм © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

zooming
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз. Ситуационный план © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»


– В своих проектах вы обращаетесь к постройкам разных временен и разных территорий России с чем связан такой разброс?

– Мы, вместе с Филиппом Якубчуком и Иваном Земляковым, не случайно назвали «Квадратуру Круга» творческим объединением – она и мыслилась как история о поиске. И, делая большой объем работы, мы решаем ещё и собственные задачи по поиску какого-то идеального образа, полностью отвечающего контексту. Для нового-старого места я сначала предложил ассиметричный вариант, соединяющий русские традиции со скандинавской простотой и практичностью. Но после обсуждения первых эскизных проектов стало очевидно, что необходимо совсем недорогое решение. Современные варианты не рассматривались, и я попробовал найти исторические аналоги. Простые и лаконичные зимние церкви Суздаля с их двускатными кровлями показались удачным прототипом: можно было типизировать элементы, максимально сократить сложность постройки и уменьшить строительный объем. Так родился третий вариант – белоснежный храм с красным куполом. Но заказчику он опять же показался недостаточно торжественным, даже «сельским». Я усложнил решение, добавив горку кокошников, отсылающих к северному зодчеству, например к Преображенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря.
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 3 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 3 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 3 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 4 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 4 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 4 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

– Какой из созданных образов вы считаете наиболее интересным и почему?

– Трудно сказать. Лучше всего проработан второй из моих вариантов. Пожалуй, он наиболее полно учитывает все пожелания заказчика и многочисленные строительные ограничения. При этом, как мне и коллегам кажется, в нём удалось органично отразить какие-то тенденции современной архитектуры, насколько это возможно, обозначить связи и с лаконичной скандинавской архитектурой, и с северной русской архитектурой.

– Какова сегодняшняя ситуация? Выбран ли проект, начато ли строительство?

– В данный момент поисков уже не ведётся. Исландские архитекторы готовят почву для более детального проектирования, в частности делается геология. А из всех созданных проектов обсуждаются два: последний проект Александра Солдатова, ориентированный на псковское зодчество – и как раз этот, второй мой проект. Насколько я знаю, священник и местная община склоняются всё же к более традиционному варианту, но окончательное решение ещё не принято.
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2. Фасады храма © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2 © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2. Развертка фасадов © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2. Вид с птичьего полета © Александр Солдатов. ЦХИАР

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Вариант 2. Планы © Александр Солдатов. ЦХИАР

– Расскажите немного подробнее об этом самом перспективном на ваш взгляд проекте. О каких ограничениях и градостроительных сложностях Вы упомянули?

– Площадь всех этажей храма не должна была превышать 300 м2. Цифра определена местными архитекторами исходя из градостроительных параметров участка. Поскольку вокруг находится в основном частная застройка, высота храма была тоже жёстко ограничена: порядка 20 м до креста. В результате неизбежно объем получался довольно приземистым. Кроме того, сама конфигурация участка оказалась довольно сложной, ориентировать храм точно на восток было почти невозможно. В традиционном варианте Александра Солдатова он ориентирован на северо-восток, почти на север, а нам удалось добиться более правильного расположения. Наконец, территория вокруг храма обязательно должна была быть открыта для всех и обеспечивать сквозной проход, так как на землю установлен публичный сервитут. Я стремился создать очень простой, лаконичный и чистый объем, который при этом сложно раскрывался бы в пространстве. Для старых русских храмов очень свойственная такая скульптурность, разное восприятие с разных сторон, они активно взаимодействуют с окружающим пространством. Поэтому изначально я заложил в проект большую вариативность фасадов. На северном, например, углубил окна, что позволило компенсировать недостаток света для выявления пластики и создания впечатления характерной мощной стены. А южный фасад изначально получил сложный абрис, который позволил довольно простым способом как-то разнообразить его восприятие. Когда солнце меняет своё положение в течении дня, меняется и светотеневой рисунок на фасаде, надобности как-то усложнять пластику стены уже нет, так что здесь окна расположены вровень с плоскостью стены. Внутреннее пространство храма не имеет традиционной весовой тектоники, а, подчиняясь скорее смысловой тектонике, перетекает от главного храмового престола к баптистерию, а затем к звоннице. И в этом пространстве «посажены» купола, которые соответствуют двум престолам. Ещё один использованный мной прием: разделение внутреннего и внешнего пространства, при этом вход становится элементом как бы выплеснувшегося на лаконичный фасад детально проработанного, сакрального интерьера. Эту роль исполняет резной деревянный портал. Тут уместно вспомнить традиционные резные наличники.
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант. Развертка фасадов © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант. План -1-го этажа © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант. План 1-го этажа © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант. План 2-го этажа © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

Проект русского культурного центра в Рейкьявике. 2 вариант. Вид с птичьего полета © Даниил Макаров. ТО «Квадратура Круга»

– Но всё же более благосклонно был принят традиционный, хорошо нарисованный, но вторичный по своей архитектуре проект. Будут ли подобные заказчики в обозримом будущем готовы поддержать смелые и самостоятельные решения?

– Уверен, что такие времена настанут. И вопрос скорее в том, будет ли готова архитектурная общественность дать цельный, правильный ответ на этот запрос. Очень немногие архитекторы, буквально единицы, сегодня действительно понимают, что такое православный храм. Почти все они выросли из среды реставраторов, что и провоцирует бесконечное воспроизведение исторических образов. При этом есть священники, которые готовы поддержать наши поиски. Собственно, и в этом случае, какого-то резкого отторжения проект не вызвал, насколько я знаю. Так что вопрос только в том, сколько времени понадобится, чтобы преодолеть инерционность храмовой архитектуры, кстати, свойственную российской архитектуре в целом. Поэтому мы стараемся внимательно следить за реакцией на все публикации, очень интересно наблюдать, как меняется со временем отношение к нашим проектам.
***

Даниил Макаров призывает читателей к обсуждению темы и будет рад откликам и мнениям. Редакции также интересно, что вы думаете об архитектуре современных храмов. Пишите комментарии. 
Архитектор:
Александр Солдатов
Даниил Макаров
Мастерская:
ТО «Квадратура Круга» https://www.cc-qc.ru
Проект:
Проект русского культурного центра в Рейкьявике (Александр Солдатов)
Исландия, Рейкьявик

Авторский коллектив:
Автор проекта: Александр Солдатов, ЦХИАР; архитектор: Даниил Макаров, ТО «Квадратура круга»

2014 — 2014
Проект русского культурного центра в Рейкьявике (Даниил Макаров)
Исландия, Рейкьявик

Авторский коллектив:
Архитектор: Даниил Макаров, ТО «Квадратура круга»

2014 — 2015
Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз
Исландия, Рейкьявик

Авторский коллектив:
Архитектор: Даниил Макаров, ТО «Квадратура круга»

2014 — 2014

23 Августа 2016

Похожие статьи
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Настройка уровня: телескопические фальшполы Hilti
Для современных интерьеров, где каждый сантиметр пространства имеет значение, компания Hilti предлагает надежную и гибко настраиваемую систему фальшполов с телескопическими стойками. Диапазон высоты стоек – от 2 см до более чем 1.5 метров. Их не сложно монтировать, они позволяют быстро добиться ровной горизонтальной поверхности. Рассказываем об особенностях и достоинствах.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Пресса: Город, сбросивший историческую память. Архангельск:...
Архангельск стоит в совершенно невероятной по абрису, по большей части времени всегда замерзшей дельте Северной Двины. От мыса Пур-Наволок на Кегостров, где большой жилой район, на два километра тянется пешеходная тропа по льду, и по утрам медленно идущая по ней на работу вереница людей выглядит змейкой муравьев.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».